Административная ответственность участников дорожного движения за правонарушения

Одной из причин смертности в Российской Федерации является гибель в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), значительная часть которых происходит по вине пьяных водителей.

Государство проводит активную политику по борьбе с управлением транспортом водителями, находящимися в со­стоянии опьянения. Так, в рамках только одного националь­ного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется к 2024 г. приобретение 9,375 «экспресс­тестов» для освидетельствование водителей на состояние опьянения, снижение к этому же году смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).

Административная ответственность участников дорожного движения за правонарушения, совершенные в состоянии опьянения: сравнительно-правовой аспект

Постепенно российский законодатель ужесточил меры ответственности в отношении водителей, которые управляли транспортом в нетрезвом виде. В настоящее время, согласно ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушени­ях (далее - КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, нахо­дящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение адми­нистративного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. С 2015 года повторное со­вершение указанного правонарушения влечет наступление уголовной ответственности - ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвер­гнутым административному наказанию».

Однако, все предпринимаемые государством усилия не позволяют искоренить факты управления транспортны­ми средствами нетрезвыми водителями. Ежедневно по их вине в ДТП гибнут и получают травмы люди, причиняется вред имуществу граждан и организаций. Так, в 2017 году из 169432-х зарегистрированных ДТП, 16265 совершили водите­ли в состоянии опьянения. В 2018 году - из 168099-ти зафик­сированных, этими субъектами допущено 16485 ДТП. Таким образом, общее количество ДТП с участием водителей, нахо­дящихся в состоянии опьянения, увеличилось на 1 %.

Не случайно проблематика административной ответ­ственности субъектов этой категории является предметом научного осмысления, находит свое отражение в разъясне­ниях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения соответствующего законодательства.

Как отметил О.В. Шкеля, ответственность водителей за управление автомототранспортными средствами в со­стоянии опьянения в России не соответствует мировым стандартам. Решение этой проблемы требует расширения и усиления санкционных мер, активизации работы по про­филактике фактов управления автомототранспортными средствами водителями в состоянии опьянения и обеспече­ния реализации принципа неотвратимости наказания для правонарушителей.

Для дальнейшего совершенствования правового регу­лирования в этой сфере российскому законодателю необхо­димо системно изучать позитивный нормотворческий опыт, практику правоприменения в т.ч. зарубежных государств, которые используют собственные методы борьбы с гражда­нами, садящимися за руль в нетрезвом виде.

Рассмотрим сложившиеся подходы к решению этой проблемы на примере нескольких зарубежных стран.

  • Полный запрет на употребление алкоголя при управлении транспортным средством (Йемен, Судан, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Украина, Венгрия, Япония и другие).

Венская конвенция о дорожном движении предусма­тривает, что в национальных законодательствах должен быть установлен минимальный уровень допустимого содержания алкоголя в крови: в выдыхаемом воздухе - до 0,25 мг на литр воздуха, в крови - до 0,50 г чистого алкоголя на 1 литр крови.

Но законодательство некоторых стран предусматривает более жесткие требования - 0,00 г чистого алкоголя на 1 литр крови или, как его еще называют, «zero tolerance».

Так, в Армении разрешенный показатель алкоголя в крови составляет 0,00 промилле. За управление транспорт­ным средством в состоянии опьянения ст. 126 Кодекса об административных правонарушениях Республики Армения предусматривает штраф. В случае если показатель алкоголя в крови у водителя составляет более 0,5 промилле - это яв­ляется отягчающим обстоятельством, в связи с чем штраф за данное правонарушение значительно увеличивается.

Аналогично в Японии допустимый уровень алкоголя в крови водителя транспортного средства составляет 0,00 про­милле. Японское законодательство предусматривает жесткие санкции за управление транспортным средством в состоянии опьянения. При первоначальном совершении правонаруше­ния водителю будет грозить административное наказание в виде крупного штрафа. При наличии отягчающих обстоя­тельств, например, повторное совершение правонарушения или участие в ДТП, наступает уголовная ответственность. Особенность японского законодательства состоит в том, что к ответственности будут также привлечены пассажиры, на­ходящиеся в салоне автомобиля вместе с пьяным водителем. Они будут приравниваться к соучастникам правонарушения, поскольку не воспрепятствовали управлению транспортным средством в состоянии опьянения и тем самым создали угро­зу для жизни и здоровья окружающих людей. При этом на пассажиров будет наложен штраф в том же размере, что и на водителя транспорта.

Во многих государствах с мусульманским населением употребление и продажа алкогольных напитков полностью запрещены на всей территории страны на законодательном уровне. В этих странах управление транспортным сред­ствам в состоянии опьянения вне зависимости от послед­ствий предусматривает только уголовную ответственность и строгое наказание, в виде телесных побоев.

  • Разрешение на употребление малой дозы алкоголя при управлении транспортным средством.

Так, в Республике Беларусь максимально допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,29 промилле. Соглас­но ст. 18.16 Кодекса об административных правонарушениях

Республики Беларусь, управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также отказ от прохождения осви­детельствования на определение состояния опьянения вле­кут административное наказание в виде наложения штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.

В Республике Казахстан максимально допустимый уро­вень алкоголя в крови водителя составляет 0,50 промилле. В данной стране предусмотрено более строгое административ­ное законодательство. Так, согласно ст. 608 Кодекса Респу­блики Казахстан об административных правонарушениях, за управление транспортным средством в состоянии опьяне­ния, а также за передачу транспортного средства лицу, на­ходящемуся в состоянии опьянения, санкцией предусмотрен административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.

Кроме того, в указанной статье предусмотрено увеличе­ние срока административного ареста и срока лишения права на управление транспортным средством за причинение по­терпевшему вреда здоровью, не имеющее признаков уголов­но наказуемого деяния, за совершение правонарушения по­вторно, а также за совершение данного деяния лицами, не имеющими права управления транспортными средствами.

В совместном Приказе Министерства внутренних дел и Министерства охраны здоровья Украины от 09.11.2015 г. № 1452/735 «Об утверждении Инструкции о выявлении у во­дителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции» рекомендует устанавливать состояние алкогольного опьянения на основании осмотра, который осуществляется с использованием специальных технических средств, показатели которых после проведения теста имеют цифровой показатель более 0,2 промилле алко­голя в крови.

Ст. 130 Кодекса Украины об административных правона­рушениях предусматривает наказание за управление транс­портным средством в состоянии опьянения в виде штрафа с лишением права управления транспортным средством на 1 год. Повторное нарушение в течение года приведёт к увели­чению штрафа и лишению прав на 3 года.

  • Дифференциация наказания в зависимости от уровня со­держания алкоголя в крови (развитые страны Европы).

В Германии борьба с пьяными водителями осущест­вляется иным образом. Административной или уголовной ответственности будет подвергнуто лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, зависит от концентрации алкоголя в его крови. При концентрации алкоголя 0,5-1,1 промилле в отношении нетрезвого водителя будет применено административное наказание в виде штрафа в размере 500 евро. В случае повторного нарушения на водителя будет наложен штраф 1000 евро, также он будет лишен водительского удостоверения на срок до 3 месяцев. При концентрации алкоголя свыше 1,1 промилле наступает уголовная ответственность.

Такая позиция немецкого законодательства объясняется тем, что человек в этой стадии опьянения теряет способность адекватно управлять транспортным средством и правильно воспринимать ситуацию на дороге. При этом, если водитель станет виновником ДТП, то даже при уровне алкоголя в кро­ви ниже 0,5 промилле ему все равно грозит привлечение к уголовной ответственности.

Аналогичным образом во Франции при содержании алкоголя в крови лица, управляющего транспортным сред­ством, в размере 0,5-0,8 промилле наступает административ­ная ответственность, на нарушителя накладывается штраф в размере 135 евро. При более высокой концентрации алко­голя наступает уголовная ответственность, предусматриваю­щая более суровое наказание. Также во Франции действует балльная система. Помимо штрафа с водителя, управляюще­го транспортным средством в состоянии опьянения, вычтут определенное количество баллов. Если в течение двух лет во­дитель израсходует 12 баллов, то его лишат прав.

Схожие нормы права, разграничивающие администра­тивную и уголовную ответственность за управление транс­портным средством в состоянии опьянения, предусматри­вает законодательство других развитых европейских стран. Согласно статистическим данным, публикуемым Европей­ской комиссией, ежегодно на территории Европейского со­юза снижается количество ДТП со смертельным исходом, в том числе и по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. Так, в 2018 году количество ДТП со смертельным исходом в 28 странах Европейского Союза составило 25,1 ты­сячи человек. Данный показатель ниже на 21% по сравнению с 2010 годом и на 1% ниже по сравнению с 2017 годом.

Согласно отчету Всемирной организации здравоохране­ния «Доклад о безопасности дорожного движения в мире», опубликованному в 2018 году, в России средний уровень смертности от автомобильных аварий за год на 100 тысяч на­селения равен 18. Аналогичный показатель в Украине равен 13,7, в Республике Беларусь - 8,9, во Франции - 5,5, в Японии и Германии - 4,1. Такой высокий уровень смертности от ДТП в России связан с рядом причин, среди которых распро­страненный среди граждан правовой нигилизм, неразвитая инфраструктура, плохие дороги и низкое качество медицин­ского обслуживания. Но значительное количество дорожных аварий происходит по вине водителей, управляющих транс­портным средством в состоянии опьянения, что подтвержда­ется приведенными выше статистическими данными.

Проведенный анализ национальных законодательств зарубежных стран показывает, что полностью решить про­блему управления транспортным средством в состоянии опьянения не удается ни одному государству, однако, сни­зить количество таких правонарушений вполне возможно. Положительный пример стран Западной Европы и Японии в современных условиях показывают устойчивую динамику дальнейшего снижения риска для здоровья и жизни участни­ков дорожного движения.

Подводя итог, следует констатировать, что, несмотря на борьбу государства в отношении водителей, управляющих транспортным средством в пьяном состоянии, количество ДТП с их участием в России не только не сократилось, но и продолжает расти. Очевидно, что для борьбы с этим явле­нием необходим комплексный системный подход, вклю­чающий, с одной стороны - профилактику проступков, проведение действенной антиалкогольной политики среди населения, создание в государстве и обществе атмосферы не­терпимости к нетрезвым водителям, а с другой - дальнейшее ужесточение административной ответственности лиц, совер­шивших эти правонарушения. Особого внимания заслужи­вает используемая в ряде европейских стран дифференциро­ванная система административного наказания в зависимости от степени опьянения водителя, применение которой было бы логично и обосновано в российских реалиях. Изучение успешного зарубежного административно-правового опыта борьбы с нетрезвыми водителями транспортных средств, его имплементация в российское законодательство и правопри­менительную практику позитивно сказалось бы на безопас­ности дорожного движения.

ЕГОРОЧКИН Евгений Владимирович
адвокат коллегии «Первая Крымская»

КОСТЫЛЕВ Владислав Викторович
доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!