Юридические онлайн-консультации и помощь адвокатов по административным делам

Бесплатная юридическая консультация по административным спорам

Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 КОРНИЕНКО Оксана Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административ­ной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В статье анализируются основные проблемы привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, обосновывается необходимость совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

 С целью усиления административной ответственности за на­рушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ1 были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)2, в частности, в его ст. 20.22 КоАП РФ.

Так, за нахождение в состоянии опьянения несовершенно­летних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосо­держащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ, предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей. Безусловно, новая редакция статьи в большей степени соот­ветствует цели реализации общественно полезных целей — борьба с пьянством, алкоголизмом, правонарушениями несо­вершеннолетних, халатным отношением родителей либо иных законных представителей к воспитанию несовершеннолетних, чем предыдущая. Однако, на наш взгляд, ее содержание не дает ответов на все возможные жизненные ситуации.



Принятие и реформирование ряда нормативных правовых актов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции одной из целей имеет обеспечение права граждан, в том числе несовершеннолетних, на здоровье. Тем более что ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции и об ограничении потребления (рас­пития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ)3 прямо устанавливает запрет на потребление (рас­питие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а зна­чит, не только потребление этой продукции в общественных местах, а в целом где бы то ни было.

К примеру, руководствуясь приказом МВД России от 15 ок­тября 2013 г. № 845 «Об утверждении инструкции по органи­зации деятельности подразделений по делам несовершен­нолетних органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу с несо­вершеннолетними с учетом особенностей их личности и окру­жения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанав­ливаются в ходе проведения профилактических бесед с не­совершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами, а также посещения несо­вершеннолетнего по месту жительства. Таким образом, учи­тывая изменения в КоАП РФ, при обнаружении признаков со­става административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, в виде нахождения по месту жительства в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет инспектор обязан пресечь данное нарушение и составить необходимые процессуальные документы. Вместе с тем воз­никает вопрос, каким образом сотрудник полиции добудет доказательства по делу о таком правонарушении? Достаточ­но ли в этом случае показаний свидетелей, либо необходимо проводить медицинское освидетельствование на состоянии опьянения несовершеннолетнего?



В соответствии с КоАП РФ в целях обеспечения своевремен­ного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постанов­ления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномо­чий применять меры обеспечения производства по делу об ад­министративном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. Однако следует учесть, что по ст. 20.22 КоАП РФ лицами, со­вершившими административное правонарушение, т.е. субъек­тами являются родители или иные законные представители.

Кроме того, проблемы могут возникнуть и при решении во­проса о порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Как отмечено в ряде научных публика­ций, медицинское освидетельствование на состояние опьянения иных лиц, не являющихся водителями транспортных средств, должно осуществляться в соответствии с требованиями Времен­ной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем министра здравоохра­нения СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.


В соответствии с названным нормативным актом медицин­ское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда за­кон предусматривает дисциплинарную или административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в со­стоянии опьянения и предполагает применение освидетельство­вания к лицам, совершившим административные правонаруше­ния в сфере общественного порядка, связанные с потреблением алкогольных напитков. Поэтому, разделяя в определенной мере позицию Л. С. Буториной о том, что должностным лицам ор­ганов внутренних дел, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. КоАП РФ, при выявлении признаков правонарушения не­обходимо предоставить право направлять несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, следует отметить, что данную меру целесообразно закрепить в ст. 27.12.1 КоАП РФ.

Подытоживая, целесообразно отметить следующее. При­нятие изменений в части совершенствования ст. 20.22 КоАП РФ в связи с усилением административной ответственности, на наш взгляд, несколько нарушило структуру особенной части КоАП РФ. Ранее нормы данной статьи предусматривали администра­тивную ответственность за появление в состоянии опьянения, распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ал­когольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолет­ними в возрасте до шестнадцати лет, но только в случае, если все перечисленное происходило в общественных местах. Поскольку административная ответственность предусматривалась за со­вершение указанных действий в общественных местах, то объек­том данного правонарушения являлся общественный порядок, а норма была включена в 20 главу КоАП РФ.


В настоящее время, независимо от места пребывания не­совершеннолетнего, действия, выражающиеся в нахождении в состоянии опьянения, потреблении (распитии) алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потреблении нарко­тических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ несовершеннолетними до 16 лет, уже образуют состав административного правона­рушения, предусмотренного анализируемой статьей. Таким образом, изменились условия, характеризующие объективную сторону данного административного правонарушения, а имен­но признак — место совершения административного право­нарушения. Следовательно, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления про­токола также будет являться непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, несовершеннолетнего в состоянии опьянения либо в процессе потребления им алко­гольной и спиртосодержащей продукции по месту жительства или пребывания несовершеннолетнего.

Предлагается включить состав административного правона­рушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (рас­питие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ», в главу 6 КоАП РФ, поскольку признак, характеризу­ющий действие как административное правонарушение, совер­шенное в общественном месте, для квалификации администра­тивного правонарушения принципиального значения не имеет.


Во-первых, объективная сторона административного пра­вонарушения не предусматривает исключительности его со­вершения в общественном месте или местах, перечисленных в Федеральном законе № 171-ФЗ.

Во-вторых, на наш взгляд, объектом рассматриваемого ад­министративного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и развития несовершен­нолетнего.

Кроме того, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьяне­ния» абзацем следующего содержания: «При совершении ад­министративного правонарушения, предусмотренного статьей настоящего Кодекса, несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, подлежат направлению на медицинское осви­детельствование на состояние опьянения».

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  11 (78) 2014

load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).