Домашнее насилие

В 2016-2017 годах в России были частично декримина­лизированы побои с введением за них административной ответственности.

Научные дискуссии по этому поводу про­должаются до настоящего времени. В СМИ обсуждаются резонансные дела, связанные с самосудом со стороны жертв домашнего насилия. Психологи отмечают, что около 80% убийств в России совершаются в семейно-бытовых обстоя­тельствах в состоянии спонтанной агрессивности.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Социологи и психологи единодушны в том, что декри­минализация побоев будет способствовать росту преступно­сти в обществе. Однако результаты научных исследований в данных областях не принимаются во внимание законодате­лем.

Целью настоящего исследования является обоснование необходимости комплексных изменений в отраслевых зако­нодательствах для более эффективного предупреждения на­силия в обществе.

По данным социологического опроса, проведённого ВЦИОМ в 2017 году, 33% россиян подтверждают случаи побоев в семьях своих знакомых и 10% лично столкну­лись с побоями в семье. Анализируя приведённые дан­ные, можно сделать вывод, что распространённость по­боев значительно шире, чем официально фиксируется. Учёные подчёркивают латентность феномена домашнего насилия. Семейная жизнь скрыта от посторонних глаз, отношения между членами семьи с трудом поддаются правовому регулированию. Сокрытие фактов насилия происходит со стороны пострадавших, боящихся ли­шиться материального обеспечения и осуждения обще­ственности. Они не желают или боятся обращаться в правоохранительные органы в связи с низким уровнем доверия, а органы полиции, в связи с декриминализа­цией побоев не имеют необходимых рычагов для обе­спечения реальной защиты потерпевших. Например, осложняется пресечение побоев, как административного правонарушения. Для сотрудников полиции нет закон­ных оснований для проникновения в жилище помимо воли проживающих, если отсутствуют признаки престу­пления. Поэтому заявление гражданина о насилии, про­исходящем в соседней квартире, ещё не даёт оснований для проникновения в жилище помимо воли проживаю­щих в нём лиц. Сотрудники полиции вынуждены сомне­ваться, не совершаются ли там побои впервые.

Данные психологических исследований показывают, что следствием домашнего насилия является воспроизводство детьми агрессивной модели поведения в собственной жизни. Формирование у детей представлений о безнаказанности побоев приведёт к росту уровня насилия в обществе. Доволь­но частым явлением становится формирование виктимного поведения жертвы. Для того, чтобы уберечь себя от насилия, женщина создает своеобразную адаптивную систему поведе­ния, вживается в роль жертвы. Со временем такая реакция становится образом жизни.

С точки зрения социологов государству нужно осознать социальную опасность домашнего насилия, переоценить идею невмешательства в дела семьи. Подчёркивается необ­ходимость принятия закона «О социально-правовой защите от насилия в семье», разработки системы профилактики на­силия.

По мнению авторов настоящей статьи, вред здоровью потерпевших в случаях систематического домашнего наси­лия безусловно имеется, однако сложно доказуем. Даже если в результате побоев не происходит нарушения анатомиче­ской целостности органов и сохраняется их физиологическая функция, то психика лица, подвергшегося побоям, страдает, возникают пограничные расстройства, психопатические состояния. Однако крайне сложно мотивировать, что психи­ческое расстройство стало следствием конкретного факта побоев. Если такие действия совершены по истечении года после исполнения административного наказания за преды­дущие побои, то основания для привлечения к уголовной от­ветственности отсутствуют.

Ссылки на зарубежный опыт в пользу декримина­лизации побоев в России, по мнению авторов статьи, не вполне состоятельны. ООН разработала Модельное за­конодательство о насилии в семье в качестве рекоменда­ции для государств, заинтересованных справиться с дан­ной проблемой. На данном этапе более 140 государств уже приняли специализированный закон о профилакти­ке домашнего насилия (Австрия, Германия, Великобри­тания, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Азербайджан и другие). В указанных странах создана целая система про­филактики домашнего насилия. Важным документом в обсуждаемой области является Декларация об искоре­нении насилия в отношении женщин, принятая резолю­цией Генеральной Ассамблеи в 1993 году. В Декларации указано, что государства не вправе ссылаться на какие- либо религиозные нормы, обычаи или традиция для уклонения от исполнения своих обязательств в области защиты женщин от обращения, унижающего их досто­инство. Международные документы, посвященные про­блеме насилия, содержат комплекс мер, направленных на предотвращение домашнего насилия, а также мер по применению наказания к обидчику, способствующих его исправлению и обеспечению безопасности жертвы.

Интересен опыт Австрии по предупреждению до­машнего насилия, в котором данная проблема возведе­на в ранг угрозы национальной безопасности и приняты важные политические решения. В Австрии созданы спе­циальные подразделения в правоохранительных органах с целью профилактики семейно-бытового насилия. Соз­даны специальные центры помощи жертвам насилия, которые финансируются из государственного и муници­пальных бюджетов. Законом предусмотрены реальные защитные меры для потерпевших: судебные приказы о защите членов семьи в случаях семейных конфликтов, предусматривающие выдачу защитного ордера, удале­ние из дома. Государство активно проводит информаци­онную кампанию о недопустимости семейного насилия. Реализуются программы коррекционной работы с лица­ми, совершившими насилие.

Во Франции агрессоров незамедлительно отлучают от жертвы. В государстве работает единая бесплатная линия по­мощи в борьбе с домашним насилием. В законодательстве Франции закреплено, что сообщение о случаях насилия над детьми является не только моральным долгом, но и обязан­ностью гражданина.

В России же с декриминализацией побоев проис­ходит обратный процесс. Государство руководствует­ся базовым принципом невмешательства в дела семьи. В Российской Федерации на сегодняшний день крайне слабо развиты механизмы защиты семьи, материнства и детства от жестокого обращения. Существует несколько препятствий, мешающих полноценному осуществлению борьбы с насилием в семье.

Во-первых, отсутствует профильный закон, закре­пляющий гарантии защиты пострадавших от домашнего насилия, их права и свободы, полномочия органов госу­дарственной власти по предупреждению и пресечению на­силия в семье.

Во-вторых, население недостаточно информирова­но о проблемах домашнего насилия. В обществе данная тема освещена слабо. Проблема незаинтересованности населения также объясняется неполнотой статистиче­ских данных. Доподлинно неизвестно, какой процент женщин и детей подвергаются жестокому обращению и каковы его последствия.

В-третьих, низок уровень доверия к правоохранитель­ным органам. Жертвы боятся подать заявление, так как счи­тают, что оно будет проигнорировано, а сам факт обращения в полицию еще больше разозлит агрессора.

В-четвёртых, требуется большое количество финансовых вложений в решение проблемы насилия.

Таким образом, для оценки социальных последствий декриминализации побоев существует необходимость про­ведения комплексных исследований, на стыке наук: права, психологии и социологии. Домашнее насилие на законо­дательном уровне следует признать социально значимой проблемой, требующей системного воздействия со стороны государства. Предлагается профилактику семейно-бытового насилия обозначить в качестве одного из главных направле­ний государственной семейной политики.

Системный подход к решению проблемы домашнего насилия предполагает:

  • принятие базового федерального закона, регулирую­щего систему профилактики семейно-бытового насилия;
  • ежегодное составление статистики, отражающей ко­личество жертв, подвергшихся домашнему насилию, их пол, принятые меры, а также результаты изменений положения семьи по сравнению с предшествующим годом;
  • разработку и запуск социальной рекламы по борьбе с жестокостью в семьях, посредством распространения инфор­мации через СМИ (опубликование статистики, информиро­вание жертв об их правах, месте нахождения кризисного цен­тра и номере телефона поддержки жертв насилия);
  • развитие сети многофункциональных кризисных цен­тров, где можно получить различного рода помощь (юриди­ческую, медицинскую, психологическую).

В каждом государстве по-своему организована система борьбы с домашним насилием в зависимости от менталите­та, восприятия обществом и масштабности данной пробле­мы. В России, к сожалению, на данном этапе преобладают методы, направленные на установление ответственности для нарушителя, однако административная ответственность не обеспечивает эффективного предупреждения домашнего насилия. Необходимо присутствие не только карательных, но и профилактических мер, направленных на поиск причин жестокого обращения в семье, а также помощь в разрешении конфликта. Изучив опыт зарубежных государств, необходи­мо найти наиболее эффективные способы предотвращения насилия, адаптировав их под национальное законодатель­ство.

БАКУЛИНА Ирина Петровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета

АКАТЬЕВА Ксения Евгеньевна
студентка Института государства и права, Тюменского государственного университета

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!