К вопросу о понятиях «некоммерческая организация» и «некоммерческая деятельность»

В настоящее время основным нормативным актом, ре­гламентирующим понятие «некоммерческая организация» является Федеральный закон «О некоммерческих организа­циях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, в котором под неком­мерческой организацией понимается «организация, не име­ющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Указанное понятие соответствует поня­тию, которое закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) (ст. 50), а именно «юри­дическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности (коммерческие организации) либо не имеющие извле­чение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Говоря о понятии «некоммерческой деятель­ности» необходимо отметить, что ни указанный Закон, ни ГК РФ не дают характеристик данному понятию.

Вместе с тем, в понятии «некоммерческая организация» признак-следствие в форме запрета на распределение прибы­ли между участниками, определён как существенный признак и тем самым упущена специфика самой некоммерческой де­ятельности. Более того, формулировка «не имеющая извлече­ние прибыли в качестве основной цели» как любая негативная формулировка бессодержательна, потому что не дает ответ на вопрос о том, какова же основная цель деятельности неком­мерческой организации.

Некорректно введенное понятие о некоммерческой ор­ганизации и некоммерческой деятельности приводит к тому, что и граждане, и представители бизнеса не понимают смысла и значения этой деятельности, так как в условиях экономиче­ски организованного хозяйства усилия по созданию организа­ций, не приносящих прибыль, выглядят экономически неце­лесообразными, а потому бессмысленными.

По причине отсутствия четко обозначенных признаков некоммерческой деятельности, юридические лица, образован­ные в форме некоммерческих организаций и пользующиеся льготами, без искажения существа дела включаются в юриди­ческие схемы бизнес-структур с целью минимизации налогоо­бложения. И это стало одной из основных причин, по которой к некоммерческой сфере деятельности было утрачено дове­рие, как со стороны государства, так и со стороны граждан.

Исторически формирование понятия некоммерческой деятельности, как и некоммерческой организации, проис­ходило не по результатам ответа на вопрос: «получается ли в процессе деятельности прибыль, которая распределяется или не распределяется между участниками?», а по результатам от­вета на вопрос - «создаются ли в результате этой деятельно­сти блага, удовлетворяющие частные (индивидуальные) или общественные (коллективные) потребности?». В своем перво­начальном варианте «некоммерческой» была признана дея­тельность, направленная на производство общественных благ, организованная по схеме личной самоорганизации некоторой группой лиц с общими представлениями о том, что для них всех является «благом». Поскольку группа лиц на собственные денежные средства организовывала деятельность по производству чего-либо, что все они считали общественным благом, вопрос о распределении прибыли между ними просто не мог возникнуть в силу его бессмысленности, потому что излишки, оставшиеся от взносов, возвращались обратно указанным ли­цам и, естественно, не могли рассматриваться как прибыль.

Это, однако, не означает, что в этой деятельности не должно поддерживаться разумное соответствие между объ­емами собираемых денежных средств и объемом и качеством производимых общественных благ, другими словами, вопрос об экономической эффективности этой деятельности может и должен в такого типа организациях подниматься и существо­вать.

Но необходимо отметить, что на определенном уровне исторического развития, во-первых, появились иные схемы организации деятельности по производству общественных благ, не основанные на схеме личной самоорганизации, а, во- вторых, - сама эта деятельность профессионализировалась до уровня, позволяющего говорить о производстве обществен­ных благ как об определенном типе ориентации деятельности в противоположность другой ориентации - деятельность на удовлетворение индивидуальных потребностей людей и орга­низаций.

Признавая ценность деятельности по производству обще­ственных благ, и отдавая себе отчет в том, что по способности привлекать ресурсы эта деятельность не может конкурировать с коммерческой деятельностью по удовлетворению индиви­дуальных потребностей, государство наделило организации, осуществляющие указанную деятельность двумя уникальны­ми правами, которыми не обладают коммерческие организа­ции:

-      правом получать в подарок денежные средства и иму­щество;

-      правом нанимать людей на работу и не платить им за труд, т.е. правом принимать в дар труд добровольцев (что, кстати, противоречит Трудовому Кодексу Российской Федера­ции (далее - ТК РФ), потому что, строго говоря, любой труд в Российской Федерации - добровольный, т.к. трудовые от­ношения предполагают заключение трудового договора, т.е. свободного волеизъявления сторон, и, при этом, на всей тер­ритории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда. Строго говоря, используя на регулярной основе неоплачиваемый труд добровольцев, некоммерческая организация нарушает ст. 133 ТК РФ о минимальном размере заработной платы).

Таким образом, получается, что организация за опреде­ленную деятельность (создание общественного блага) получа­ет право получать в дар денежные средства, имущество и труд людей, при условии, что ее учредители лишаются права рас­пределять между собою прибыль. Потому что очевидно, что если производить продукт на подаренные деньги за счет бес­платного труда, то можно извлекать из такой деятельности не просто прибыли, а сверхприбыли. Но это не будут прибыли, которые учредители «сами заработали».

При этом, получать излишки за счет повышения эф­фективности деятельности и снижения себестоимости про­изводства единицы общественных благ, - не запрещается, но эти излишки, имеющиеся на конец года, не рассматриваются как «прибыль», а поэтому, во-первых, не должны облагаться налогом на прибыль, а, во-вторых, не могут быть распределе­ны между участниками, а должны быть направлены на повы­шение объема и качества производимых общественных благ в следующем финансовом году.

При этом происхождение этих «излишек», если они будут потрачены на повышение объема и качества произво­димых общественных услуг, не существенно с точки зрения решения вопроса о том, должен ли с них взиматься налог на прибыль или нет. Предположим, что некоторая организация, финансирующая дорогостоящие операции для больных детей получила на конец года излишки в размере 1 млн. рублей и что одна операция стоит 200 тыс. рублей. Таким образом, на следующий год у данной организации имеется финансовый задел на оплату 5 операций. Существующая сегодня логика налогообложения некоммерческих организаций следующая: если этот 1 млн. рублей получен в виде пожертвований на целевую деятельность, то он не облагается налогом, а, если этот 1 млн. рублей получен от продажи сувениров, то он об­лагается налогом на прибыль, несмотря на то, что по понятию некоммерческой деятельности он не может быть потрачен ни на что иное, кроме как на повышение объема и качества про­изводства общественных благ. Практически подобная логика налогообложения приводит к тому, что после уплаты налога на прибыль некоммерческая организация (из приведенного примера) сможет профинансировать в следующем году на 1 операцию меньше.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее понятие некоммерческой организации - это организация, которая осуществляет деятельность по производству обще­ственных благ (в отличие от деятельности по производству предметов индивидуального потребления), которая наделяет­ся правом получать в дар денежные средства и имущество от граждан, организаций и государства, а также правом исполь­зовать труд добровольцев, при условии, что все финансовые средства, имеющиеся у такой организации на конец года, не могут рассматриваться как прибыль, а следовательно, не об­лагаются налогом на прибыль и не могут быть распределены между участниками организации, а направляются на повыше­ние количества и качества производимых организацией обще­ственных благ.

Для понимания этого определения необходимо допол­нительно определить два понятия: «производство обществен­ного блага» и «отличие деятельности по производству обще­ственных благ, от деятельности по производству предметов удовлетворения индивидуальных потребностей». Принципи­альное отличие деятельности по удовлетворению индивиду­альных потребностей от деятельности по производству обще­ственных благ состоит в том, деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей сосредоточена на том, чтобы эти потребности постоянно росли, а цель деятельности по производству общественных благ - на том, чтобы обществен­ная потребность была полностью удовлетворена. В качестве примера рассмотрим деятельность по производству средств реабилитации инвалидов. Если деятельность по производству средств реабилитации инвалидов производит организация, которая занимается производством общественных благ, то ее цель состоит в том, чтобы не было инвалидов, не имеющих средств реабилитации, тогда создаваемое ею общественное благо - это устранение препятствий для свободной социали­зации людей с особыми потребностями, - произведено. А если деятельность по производству средств реабилитации инвали­дов производит организация, которая занимается удовлет­ворением индивидуальных потребностей, то ее цель состоит в том, чтобы объем потребления инвалидами средств реаби­литации постоянно увеличивался либо за счет количества ин­валидов, либо за счет роста потребностей уже существующих людей с особыми потребностями.

Осознавая это противоречие, государство может принять решение о запрете для коммерческих организаций занимать­ся производством средств реабилитации для инвалидов, т.е. о запрете коммерциализации этой деятельности, в связи с тем, что коммерческий характер интересов этой деятельности на­ходится в противоречии с общественным благом, которое мо­жет быть создано в процессе этой деятельности.

С этой точки зрения введение в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ перечня социально-ориентированных видов деятельности представляет собой логическую ошибку, т.к. некоммерческую деятельность по производству общественных благ невозможно по содержанию отличить от коммерческой деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей.

Теперь рассмотрим понятие «производство обществен­ных благ». Производство общественных благ - это производ­ство таких услуг или вещей, которые усиливают основные процессы, конституирующие общество. С учетом сложившей­ся практики общественной деятельности в качестве основных процессов, конституирующих общество, рассматриваются следующие процессы:

-      процесс трансляции, реализации и защиты ценностей данного общества;

-      процесс включения новых членов общества в проце­дуры производства, потребления и социализации в данном обществе, т.е. процесс «выращивания» полноценных членов данного общества.

В свете введенных определений становятся понятными осуществляемые сегодня попытки уточнения понятия «со­циально-ориентированных некоммерческих организаций» путем введения понятий «некоммерческие организации - ис­полнители общественно-полезных услуг», «некоммерческие организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг». Эти попытки связаны с выделением организаций, осу­ществляющих производство общественных благ в уточненном выше смысле.

Учитывая сказанное, необходимо предложить следую­щие меры по решению вопроса отсутствия корректного по­нятия «некоммерческая организация» и «некоммерческая де­ятельность»:

1)     внести изменения в Федеральный закон «О некоммер­ческих организациях» и в соответствии с введенным опреде­лением дать логически полное определение «некоммерческая организация», что позволит восстановить исходный смысл не­коммерческой деятельности;

2)     взамен перечня социально-ориентированных видов деятельности ввести в Федеральный закон «О некоммерче­ских организациях» понятие «деятельность по производству общественных благ», а так же определение конституирующих общество процессов, усиление которых рассматривается в ка­честве общественного блага;

2)     ввести дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев в нем форму договора: «договор да­рения денежных средств и имущества некоммерческой орга­низации»;

3)     внести дополнения в Трудовой кодекс Российской Фе­дерации, предусмотрев в нем форму договора: «трудовой до­говор с добровольцем»;

4)     внести изменения в Федеральный закон «Об обязатель­ном пенсионном страховании» № 167-ФЗ и в Федеральный за­кон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, в части включения пе­риодов «добровольного труда» в трудовой стаж гражданина и необходимости осуществление некоммерческой организа­цией страховых взносов, исходя из средней заработной платы в субъекте Российской Федерации за период осуществления указанного труда;

5)     внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Фе­дерации, предусматривающие установку нулевой ставки на­лога на прибыль для некоммерческих организаций.

БЕЛЬГИСОВА Кристина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента

12 июля, 2018 362

Об административной ответственности

Административное право
21 сентября, 2015 3518

Особенности административного права Российской Федерации

Административное право
27 октября, 2020 129

Лишение водительских прав

Административное право

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!