К вопросу об административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан по месту жительства в пределах российской федерации

Положения Конституции Российской Федерации и меж­дународных актов о правах человека закрепляют права граж­дан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде­рации.

Реализуя такое право, гражданин одновременно при­обретает и обязанность, связанную с необходимостью реги­страции по месту жительства или месту пребывания.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации (далее - ГК РФ) под местом жительства гражданина понимается место постоянного или преимуще­ственного его проживания. При этом, исходя из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жи­тельства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1), следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить услови­ем реализации прав и свобод граждан, предусмотренных рос­сийским законодательством.

Под регистрацией понимают запись, фиксацию фактов или явлений с целью учета и придания им статуса официаль­но признанных актов (регистрация рождения, брака); внесение в список, в книгу учета; административный акт, подтверждаю­щий наличие у гражданина места жительства, а также места пребывания (прежнее название - прописка).

Считается, что данные регистрационного учета необходи­мы для эффективной реализации большинства государственных функций: охраны прав и свобод человека и гражданина; обеспе­чения правопорядка; экономической функции; функции налого­обложения; функции социальной защиты; функции обороны и безопасности, охраны общественного порядка.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ № 5242-1 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, от­ветственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, а в случаях, предусмотренных указанным нор­мативным правовым актом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, - непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. К указанному заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий личность, а также документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. К таковым относятся: договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муни­ципального жилищного фонда, прошедшие государственную ре­гистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государствен­ной регистрации права на жилое помещение либо иной документ. Государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом и прав на него регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[5] (далее - ФЗ № 218). При реализации названного закона и Закона РФ № 5242-1 граждане сталкиваются с некоторыми трудностями.

Например, изменение места жительства гражданина в связи с приобретением жилья по договору купли-продажи, дарения, участия в долевом строительстве и т. п. сопровождается регистра­цией права собственности на жилые помещения (ст. 18 ЖК РФ и ст. 31 ГК РФ). Права на это имущество возникают, изменяются и прекра­щаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения соответ­ствующего договора (п. 2 ст. 8.1, п. 2 ст. 551 ГК РФ). Из этого следует, что гражданин после передачи ему жилого помещения становится закон­ным владельцем жилого помещения, но еще не собственником. Фактиче­ски проживая по месту жительства, он совершает необходимые действия по регистрации права собственности в Росреестре. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 218 государственная регистрация прав осуществляется в течение семи (девяти) рабочих дней с даты приема органом реги­страции прав или многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов. В этот период гражданин не может выполнить обязанность регистрации по новому месту жительства в установ­ленный законом 7-дневный срок.

Таким образом, гражданин, изменяющий место жительства в связи с куплей-продажей жилья, заведомо нарушает правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с реги­страционного учета по месту жительства. Более того, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не позволяет в полной мере реализовать его конституционные права, связанные, например, с трудоустройством, медицинским обеспечением, из­бирательным правом и т. д. В то же время у гражданина в такой ситуации отсутствует объективная возможность действовать в со­ответствии с существующими правилами в сфере регистрации по месту жительства, что влечет за собой ответственность, предусмо­тренную статьей 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

КоАП РФ в статье 2.1 административным правонаруше­нием признается противоправное, виновное действие (бездей­ствие) физического или юридического лица, за которое уста­новлена административная ответственность. На наш взгляд, отсутствие регистрации по месту жительства выражено хотя и в противоправном, однако невиновном бездействии со сто­роны гражданина, поскольку правоустанавливающий доку­мент, гарантирующий возможность регистрации по месту жительства в установленный срок, им не может быть получен, а значит и предоставлен в регистрационный орган по объек­тивным, не зависящим от него обстоятельствам.

В связи с вышеизложенным, предлагается внести изменение в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, уточняющее срок обращения гражданина к лицам, ответственным за прием и регистрацию граждан по месту жительства. Так, пункт 16 раздела 3 «Регистрация граждан по месту жительства» предла­гается изложить в следующей редакции: «Гражданин, изменив­ший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства и получения правоустанавливающих доку­ментов обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: доку­мент, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соот­ветствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение».

КОРНИЕНКО Оксана Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России

СВАЛОВА Наталья Александровна
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!