Особенности административного права Российской Федерации

МАГОМЕДОВ Анвар Шамильевич
старший преподаватель кафедры гражданского права, заместитель декана юридиче­ского факультета Дагестанского государственного института народного хозяйства.
РАДЖАБОВА Жарият Курбановна

cтарший преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государствен­ного института народного хозяйства.
В данной статье изучен многовековой путь становления отечественного административного права в качестве самостоятельной отрасли, которое продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

 Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрас­ли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие обществен­ные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов. Администрация - с греч. означает «управление», латынь ad ministries - «служить для...». Основное назначение - исполнять, для чего нужно ор­ганизовать деятельность людей. Административное право, как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации, объективно связано с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким об­разом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характери­стики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных обще­ственно значимых целей. Регулированием отношений, возни­кающих в процессе этой деятельности, и занимается админи­стративное право.

Административная наука - наука, изучающая организую­щее воздействие на людей.


Действующие в России различные юридически обяза­тельные правила имеют своей целью обеспечение правопо­рядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интере­сы всех или большинства граждан, а также организаций не­зависимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в обще­ственных местах, правила дорожного движения и пользова­ния различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ве­теринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и ис­пользования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, погранич­ного режима, налоговые, таможенные правила, правила, дей­ствующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.







Соблюдение таких правил соответствует инте­ресам граждан, общества и государства, а их наруше­ние противоречит им и не­редко приводит к вредным и даже общественно опас­ным последствиям. Напри­мер, нарушение правил поведения в общественных местах мешает номальой жизнедеятельности людей, безбилетный про­езд пассажиров наносит имущественный ущерб транс­портным предприятиям, нарушение правил дорожно­го движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъ­ектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально­культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, обществен­ных, коммерческих организациях.


Все названные и многие другие правила устанавливают­ся федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, дей­ствующими в пределах своей компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных пра­вил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве ад­министративного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об админи­стративных правонарушениях.




В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное опре­деление такого правонарушения: административным право­нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за кото­рое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об ад­министративных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность.

При этом административная ответственность за правона­рушения, предусмотренные Кодексом и другими норматив­ными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действу­ющим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватыва­ет ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или без­действие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, проти­воправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Сущность административного правонарушения опреде­ляется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусма­тривает возможность применения за их нарушение государ­ственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совер­шение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об от­сутствии правонарушения.


Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП админи­стративного правонарушения в числе его признаков не назы­вает общественную опасность, в отличие от понятия престу­пления.

Однако его вредность констатирована большинством дис­позиций норм, составляющих содержание названного Кодек­са.

Тем не менее дискуссия об общественной опасности ад­министративных правонарушений в теории административ­ного права продолжается. Так, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опас­ность деяния присуща только преступлениям, а администра­тивный проступок характеризуется лишь вредоносностью. С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.


В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в об­щественной опасности административным правонарушени­ям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений еже­годно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, свя­занные с приобретением, хранением и использованием огне­стрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера приведем и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техно­генные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла обще­ственная опасность экономических административных право­нарушений в налоговой, таможенной и других сферах.


Формирование в нашей стране основ правового государ­ства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рас­смотрены задачи и функции административного права как од­ного из элементов правовой системы РФ.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  7 (86) 2015

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!