Юридические онлайн-консультации и помощь адвокатов по административным делам

Бесплатная юридическая консультация по административным спорам

Особенности административного права Российской Федерации

МАГОМЕДОВ Анвар Шамильевич
старший преподаватель кафедры гражданского права, заместитель декана юридиче­ского факультета Дагестанского государственного института народного хозяйства.
РАДЖАБОВА Жарият Курбановна

cтарший преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государствен­ного института народного хозяйства.
В данной статье изучен многовековой путь становления отечественного административного права в качестве самостоятельной отрасли, которое продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

 Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрас­ли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие обществен­ные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов. Администрация - с греч. означает «управление», латынь ad ministries - «служить для...». Основное назначение - исполнять, для чего нужно ор­ганизовать деятельность людей. Административное право, как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации, объективно связано с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким об­разом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характери­стики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных обще­ственно значимых целей. Регулированием отношений, возни­кающих в процессе этой деятельности, и занимается админи­стративное право.

Административная наука - наука, изучающая организую­щее воздействие на людей.


Действующие в России различные юридически обяза­тельные правила имеют своей целью обеспечение правопо­рядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интере­сы всех или большинства граждан, а также организаций не­зависимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в обще­ственных местах, правила дорожного движения и пользова­ния различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ве­теринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и ис­пользования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, погранич­ного режима, налоговые, таможенные правила, правила, дей­ствующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.







Соблюдение таких правил соответствует инте­ресам граждан, общества и государства, а их наруше­ние противоречит им и не­редко приводит к вредным и даже общественно опас­ным последствиям. Напри­мер, нарушение правил поведения в общественных местах мешает номальой жизнедеятельности людей, безбилетный про­езд пассажиров наносит имущественный ущерб транс­портным предприятиям, нарушение правил дорожно­го движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъ­ектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально­культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, обществен­ных, коммерческих организациях.


Все названные и многие другие правила устанавливают­ся федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, дей­ствующими в пределах своей компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных пра­вил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве ад­министративного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об админи­стративных правонарушениях.




В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное опре­деление такого правонарушения: административным право­нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за кото­рое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об ад­министративных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность.

При этом административная ответственность за правона­рушения, предусмотренные Кодексом и другими норматив­ными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действу­ющим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватыва­ет ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или без­действие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, проти­воправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Сущность административного правонарушения опреде­ляется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусма­тривает возможность применения за их нарушение государ­ственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совер­шение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об от­сутствии правонарушения.


Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП админи­стративного правонарушения в числе его признаков не назы­вает общественную опасность, в отличие от понятия престу­пления.

Однако его вредность констатирована большинством дис­позиций норм, составляющих содержание названного Кодек­са.

Тем не менее дискуссия об общественной опасности ад­министративных правонарушений в теории административ­ного права продолжается. Так, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опас­ность деяния присуща только преступлениям, а администра­тивный проступок характеризуется лишь вредоносностью. С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.


В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в об­щественной опасности административным правонарушени­ям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений еже­годно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, свя­занные с приобретением, хранением и использованием огне­стрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера приведем и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техно­генные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла обще­ственная опасность экономических административных право­нарушений в налоговой, таможенной и других сферах.


Формирование в нашей стране основ правового государ­ства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рас­смотрены задачи и функции административного права как од­ного из элементов правовой системы РФ.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  7 (86) 2015

load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).