Проблемы применения административного законодательства в сфере охраны общественного порядка

Хайнуров З. М.
В статье рассматриваются некоторые проблемы применения административного законодательства в сфере охраны общественного порядка, связанные с понятиями «общественный порядок» и «общественные места».

 Исторически сложилось, что общественный порядок и об­щественная безопасность всегда соблюдались и охранялись за­конодательными актами и правилами социального поведения практически всех государств мира.

Подобное положение дел основывается на том, что, пре­бывая в общественном месте, каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвиже­ния, на неприкосновенность своей собственности, имеет право быть огражденным от оскорбительных приставаний других граждан, а также иных форм воздействия, которые выражают явное неуважение к нему, а также к обществу в целом. Как показывает практика изучения общественного мнения в этом направлении, особенно неприятно гражданину, когда недо­стойное поведение других людей сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, очень цинично это выглядит в присутствии детей и женщин.


В результате вполне логичной представляется точка зрения, согласно которой административные права граждан в сфере общественного порядка являются правами на определенные социальные блага, социальные ценности. Эти права обеспечи­вают возможность гражданам пользоваться такими социаль­ными благами, как общественное спокойствие и общественная нравственность, честь и человеческое достоинство, здоровье личности.

Характеризуя административные правонарушения, пося­гающие на общественный порядок и общественную безопас­ность, необходимо отметить, что они наносят существенный вред всем сферам жизнедеятельности человека. Они мешают созидательному труду, нормальному отдыху, интеллектуаль­ным и творческим устремлениям, способствуют возникнове­нию дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства нестабильности, незащищенности и даже страха перед нега­тивными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.


В современных условиях развития общества и государства охрана общественного порядка становится одним из приори­тетных направлений в деятельности органов государственной власти. При этом важную роль в этой сфере играют органы внутренних дел, призванные в соответствии с Конституцией РФ защищать права и свободы граждан, обеспечивать закон­ность, общественный порядок, общественную безопасность в общественных местах. И именно поэтому такая категория, как «общественный порядок», требует глубокого философского, исторического и юридического осмысления. Одним из пер­вых понятие общественного порядка обосновал французский ученый XIX в. Деламар. В «Трактате о полиции» он охаракте­ризовал полицейскую деятельность как важнейшую область деятельности государства, призванную охранять порядок в общественных местах и пресекать элементы «кулачного пра­ва», основанного на насилии. При этом он использовал такие понятия, как «благочиние», «благоустройство», «благосостоя­ние», «благополучие». Рассматривая значимость указанного определения сквозь призму деятельности правоохранительных органов, отметим, что она имеет важное значение в обеспече­нии правильного сочетания мер принуждения и убеждения, совершенствовании форм и методов деятельности правоохра­нительных органов, разработке мер предупреждения и пре­сечения правонарушений.


Отметим, что правовое регулирование общественных от­ношений, возникающих в сфере охраны общественного по­рядка, отнесено Конституцией Российской Федерации, а не­посредственно ст. 72, к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В результате в каждом субъекте Российской Федерации были приняты законы, устанавлива­ющие административную ответственность за различные виды правонарушений в сфере охраны общественного порядка. Особо отметим и тот факт, что, несмотря на существенную распространенность посягательств на общественный порядок, законодательному регламентированию рассматриваемых во­просов посвящена лишь одна глава КоАП РФ (глава 20 «Адми­нистративные правонарушения, посягающие на обществен­ный порядок и общественную безопасность»), охватывающая сравнительно небольшую группу административных правона­рушений. Этот недостаток в административном законодатель­стве Российской Федерации восполняется законодательством субъектов РФ, которые, являясь дополнением федерального, отражают специфические черты региона, не нашедшие от­ражения в законах РФ.

Так, например, ст. 13.5 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» установлена адми­нистративная ответственность за «нарушение покоя граждан и тишины в ночное время», относящееся к главе 13 «Админи­стративные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность»; ст. 33 Закона Оренбург­ской области «Об административных правонарушениях в Орен­бургской области» установлена административная ответствен­ность за «нарушение спокойствия граждан в ночное время», относящееся к главе 6 «Административные правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустрой­ства»; ст. 13 Закона Челябинской области от 27.05.2010 г. № 584- ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» предусмотрена административная ответственность за «нарушение покоя граждан и тишины», которое включено в главу 2 «Административные правонарушения» и т.д.


К сожалению, в Кодексе Российской Федерации «Об адми­нистративных правонарушениях» не содержится определения понятия «общественный порядок». Указанное обстоятельство предоставляет возможность законодательным органам мно­жества субъектов РФ по-разному толковать это понятие и от­носить административные правонарушения, направленные на нарушение общественного порядка, к различным сферам. Кроме того, понятие «общественный порядок» тесно связано с таким понятием, как «общественное место», законодательное определение которого опять же ни в Кодексе Российской Фе­дерации об административных правонарушениях, ни в законах субъектов Российской Федерации об административных право­нарушениях не отражено.

В настоящее время мы можем видеть только то, что в Фе­деральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции» к обязан­ностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других обществен­ных местах. Как мы видим, в Законе «О полиции» содержится указание лишь на некоторые места, которые с точки зрения Закона могут быть признаны как «общественное место».


Учитывая тот факт, что, действительно, невозможно пере­числить в Законе все места, которые могут быть признаны общественными местами, на наш взгляд, достаточно обосно­ванным является указание в его тексте хотя бы на ряд общих признаков такого места. К ним, например, следовало бы от­нести такие признаки, как открытость, публичность, неогра­ниченный доступ в соответствующее место различных людей в любое или определенное время, нормативно установленные в этом месте правила поведения (запреты, ограничения, обя­занности).

В целях надлежащего обеспечения общественного порядка остаются актуальными вопросы совершенствования федераль­ного и регионального законодательства в указанной сфере. В связи с этим представляется необходимым на уровне Феде­рального законодательства закрепить понятия общественного порядка и общественного места, что позволит определить бо­лее четкие критерии отнесения правонарушений к посягаю­щим на общественный порядок, а также более точно и полно квалифицировать противоправные действия граждан в рас­сматриваемой сфере.



В заключение следует отметить, что отсутствие в законо­дательстве признаков общественного места нельзя признать удовлетворительным, поскольку от точного определения по­нятия общественного места зависит, во-первых, эффектив­ность работы полиции по предупреждению различного рода административных правонарушений, совершаемых в местах внеколлективного общения людей. Во-вторых, от этого может зависеть обеспечение прав граждан, к которым могут быть применены различные меры административного воздействия, в частности, со стороны сотрудников полиции. Также необхо­димо иметь в виду, что от места совершения административ­ного правонарушения зависит и квалификация того или иного деяния. В этой связи одно и то же поведение человека в одном случае будет являться административным правонарушением, в другом же может не быть таковым.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  12 (79) 2014

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!