Судебная практика о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних

 БУТОРИНА Любовь Сергеевна
капитан полиции, ин­спектор центра по исполнению административного законо­дательства УМВД России по городу Архангельску
В статье отражены актуальные проблемы правоприменительной практики о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Содержанием меры является изъятие несовершеннолет­него из ситуации правовой аномалии и помещение его на ус­ловиях изоляции от общества в учреждение системы профи­лактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 22 Закона о системе профилактики правонарушений), с целью обеспече­ния возможности совершения в его отношении последующих процессуальных действий.

Перечень оснований применения к несовершеннолетним данной принудительной меры - установлен в Законе об осно­вах профилактики правонарушений несовершеннолетних и является исчерпывающим, расширенному и произвольному толкованию не подлежит. Эти основания и предопределяют цель помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Часть 2 статьи 22 Закона о системе профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних содержит перечень несовершеннолетних правонарушителей, которые могут быть помещены несовершеннолетние в ЦВСНП.

  1. Несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-вос­питательные учреждения закрытого типа.
  2. Несовершеннолетние, временно ожидающие рассмо­трения судом вопроса о помещении их в специальные учебно­воспитательные учреждения закрытого типа.
  3. Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
  4. Несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.
  5. Несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответствен­ность.
  6. Несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность.


Основанием для помещения несовершеннолетних в ЦВСНП является постановление судьи. Также законодателем учтены ситуации, в которых требуется оперативное принятие решения о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

В этой связи ряду должностных лиц органов внутренних дел предоставлено право помещать в ЦВСНП на срок не бо­лее 48 часов все вышеназванные категории несовершеннолет­них, за исключением тех, которые на основании приговора суда или постановления судьи направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и времен­но ожидают рассмотрение судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.


В соответствии с Приказом МВД России от 9 апреля 2013 года № 198 «Об утверждении перечня должностей со­трудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении не­совершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» реше­ние о помещении несовершеннолетних в ЦВСН могут при­нять следующие должностные лица органов внутренних дел: начальник территориального органа МВД России, начальник полиции, заместители начальника полиции, оперативный де­журный и другие.

Должностные лица органов внутренних дел, уполномо­ченные выносить постановление о помещении несовершенно­летнего в ЦВСНП, должны тщательно исследовать поводы его помещения в ЦВСНП, основываясь на собранных сотрудника­ми полиции на момент принятия решения материалах.

При решении вопроса о помещении несовершеннолетне­го в ЦВСПН должностным лицам следует руководствоваться индивидуальным подходом к несовершеннолетнему в каж­дом конкретном случае, основываясь на статье 17 Пекинских правил, которая гласит: «Решение об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должно приниматься только после тщательного рассмотрения этого вопроса, при этом ограничение свободы должно быть по возможности сведено до минимума».


Постановление о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП должно быть принято уполномоченными лицами органов внутренних дел не позднее 3 часов после доставления несовершеннолетнего в подразделения органа внутренних дел. Этот срок вытекает из пункта 1 части статьи 21 Закона о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Таким образом, несмотря на то, что законодатель не воз­ложил на органы внутренних дел обязанность «немедленного уведомления родителей или законных представителей» о до­ставлении несовершеннолетнего в подразделения органа вну­тренних, необходимость уведомления родителей о доставле­нии в кратчайшие сроки вытекает из установленного законом срока содержания несовершеннолетних не более 3 часов.


Постановление выносится на специальном бланке, в ко­тором указывается время, число, месяц и год, данные долж­ностного лица, вынесшего постановление; данные несовер­шеннолетнего, подлежащего направлению в ЦВСНП и его родителей (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место учебы, работы, данные родителей, их место жительства и место работы); обстоятельства, вследствие кото­рых несовершеннолетний должен быть помещен в ЦВСН п. В резолютивной части постановления должно быть указано, в какой ЦВСН помещается несовершеннолетний и ссылка на часть 4 статьи 22 Закона о системе профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних.

После вынесения постановления о помещении несовер­шеннолетнего в ЦВСНП должностные лица органов внутрен­них дел должны обеспечить сбор конкретных обстоятельств и оснований для помещения подростка в центр: бытовые усло­вия, возможности достаточного контроля за несовершенно­летним со стороны законных представителей, возможности исправления его без изоляции от общества, сведения о недо­статочности (достаточности) проведенной с несовершеннолет­ним индивидуальной профилактической работы со стороны органов внутренних дел, школы и др.

Особое внимание суд уделяет наличию медицинского за­ключения о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Закон о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не указывает на необходимость прило­жения документов о состоянии здоровья несовершеннолетне­го. Вместе с тем, исходя из задач, предусмотренных указанным законом, одной из которых является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, суды считают целесообразным, учиты­вая индивидуальные, в том числе и психологические особен­ности несовершеннолетнего правонарушителя, при решении вопроса о помещении подростка в ЦВСНП, запрашивать дан­ные о состоянии здоровья, о возможности пребывания ребен­ка в данном учреждении и контакта с детьми криминальной направленности. В то же время суды полагают, что отсутствие медицинского заключения не является безусловным основани­ем для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении не­совершеннолетних в ЦВСНП.


В случае решения вопроса при наличии предусмотрен­ных законом оснований о помещении в ЦВСНП несовер­шеннолетнего, находящегося в состоянии алкогольного, нар­котического и иного токсического опьянения, необходимо получить заключение в медицинском учреждении об отсут­ствии необходимости его госпитализации в связи с нахожде­нии в указанном состоянии.

Документы, подтверждающие поводы помещения не­совершеннолетнего в ЦВСН должны быть приобщены к постановлению начальника ОВД о возбуждении перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП. Все представленные документы должны быть оформлены над­лежащим образом, с указанием даты составления, подписаны уполномоченным лицом (лицами) и в установленных законом случаях иметь соответствующие штамп, печать. Невыполне­ние данного требования влечет за собой вынесения судом ре­шения об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.

Так, например, по делу № 7-21/09 о помещении несовер­шеннолетнего Б. в ЦВСНП на срок 30 суток в деле отсутствова­ли материалы, подтверждающие необходимость помещения подростка в ЦВСНП, в то время как следует из протокола су­дебного заседания, они были представлены в судебном разби­рательстве и им дана оценка в постановлении, однако к делу материалы не приобщены.


К недостаткам ходатайств о помещении несовершенно­летнего в ЦВСНП суды относят недостаточную убедительность мотивов помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП в целях «предупреждения повторного общественно опасного дея­ния», а также отсутствие их документального подтверждения. Чаще всего в ходатайствах ОВД указывается несколько осно­ваний помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, например: с целью защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, с целью предотвращения совершения им повторного обще­ственно опасного деяния или с целью установления личности. Часть материалов содержит копии представленных в суд тех или иных документов, не заверенных надлежащим образом.

Обстоятельства, с которыми законодатель связывает воз­можность помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, зависят от категории лиц, помещаемых в ЦВСНП. Соответственно ука­занные обстоятельства должны быть подтверждены собранны­ми материалами.


Перечень документов, которые должны быть приобщены к материалам направляемым в суд с ходатайством о помеще­нии несовершеннолетнего в ЦВСНП, зависит от оснований его помещения.

  1. Несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-вос­питательные учреждения закрытого типа.

К данной категории относятся несовершеннолетние, осужденные за преступления и освобожденные от наказания в соответствии со статьей 92 Уголовного кодекса Российской Фе­дерации, а также несовершеннолетние, направляемые в такие учреждения на основании постановления судьи.


Судебное решение о направлении в СУВУЗТ несовершен­нолетних принимается на основании Постановления Прави­тельства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 259 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования не­совершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболе­вания, препятствующего его содержанию и обучению в специ­альном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа», приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 482н «Об утверждении перечня мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учебно-воспита­тельном учреждении закрытого типа органа управления об­разованием, и перечня участвующих в проведении указанного медицинского освидетельствования врачей-специалистов».

Несовершеннолетние содержатся в ЦВСНП с момента их доставления, после оглашения в суде приговора или постанов­ления суда и в течение всего времени, необходимого для орга­низации их доставления в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

  1. Несовершеннолетние, временно ожидающие рассмо­трения судом вопроса о помещении их в специальные учебно­воспитательные учреждения закрытого типа.

Временно ожидающими рассмотрения судом вопроса о помещении несовершеннолетних в СУВУЗТ следует считать лиц, материалы в отношении которых уже находятся в суде. Однако до вынесения судом решения о помещении в СУВУЗТ следует обеспечить возможность вынесения данного реше­ния. К обстоятельствам помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП относится:

1)     необходимость обеспечения защиты жизни или здо­ровья несовершеннолетнего (невозможность проживания несовершеннолетнего в семье с родителями или законными представителями; ненадлежащее исполнении родителями своих обязанностей по содержанию несовершеннолетнего; отрицательное влияние родителей на поведение несовершен­нолетнего или жестокое обращение с ним; преследование не­совершеннолетнего соучастниками противоправного деяния; употребление несовершеннолетним наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных на­питков; занятие несовершеннолетним проституцией, бродяж­ничеством или попрошайничеством др.);

2)     необходимость предупреждения повторного обще­ственно опасного деяния ( особенности личности несовершен­нолетнего, его социальная направленность, поведение несо­вершеннолетнего до и после совершения противоправного деяния; наличие контроля со стороны родителей или закон­ных представителей за поведением несовершеннолетнего; об­щее количество противоправных деяний и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетним и др.);

Так, например, судом (дело № 7-7/10) принято правильное решение об отказе в удовлетворении представления начальни­ка ОВД о помещении несовершеннолетнего Б. в ЦВСНП, по­скольку в материалах дела отсутствуют достаточные данные о проведении с подростком профилактической работы, а также о привлечении его законного представителя к административ­ной ответственности за ненадлежащее воспитание несовер- шеннолетнего1.

3)     отсутствие у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания (местом проживания является место, где несовершеннолетний постоянно или преимущественно про­живает (жилой дом, квартира, общежитие, интернат и др.), а местом пребывания - место, где он проживает временно (са­наторий, оздоровительный лагерь, туристическая база, гости­ница).

4)     злостное уклонение несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования (под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от меди­цинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее меди­цинское освидетельствование, либо скрылся с места житель­ства, места пребывания).

  1. Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

К указанной категории относятся несовершеннолетние, которые помещены в СВУВУЗТ постановлению судьи на опре­деленный срок и покинули его без сопровождения должност­ных лиц СУВУЗТ или без соответствующего разрешения ад­министрации учреждения в период срока пребывания.

  1. Несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.

Обстоятельствами для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП выступает следующее:

1)    необходимость обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних;

2)    необходимость предупредить совершение ими повтор­ного общественно опасного деяния;

3)    если личность несовершеннолетнего не установлена

4)    он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где им было совер­шено общественно опасное деяние;

5)    несовершеннолетний проживает на территории субъ­екта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания он не может быть передан родителям или иным законным предста­вителям в течение трех часов с момента доставления несовер­шеннолетнего в подразделение органов внутренних дел

Анализ материалов судебной практики свидетельствует о том, что судами достаточно часто принимаются в отношении рассматриваемой категории несовершеннолетних постанов­ления об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. В обоснование своей позиции судьи указывают на отсут­ствие достаточных данных, подтверждающих необходимость обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних, необходимость предупредить совершение несовершеннолет­ним повторного общественно опасного деяния. Также судьи указывают на преждевременность помещения несовершенно­летнего в ЦВСНП в связи с отсутствием последовательной и методологически грамотной профилактической работы ПДН, КДН, образовательных учреждений и других субъектов систе­мы профилактики.


Например, постановлением Верхнеуральского районного суда Н. помещена в ЦВСНП на 30 суток в целях предупрежде­ния повторного совершения ею общественно опасного деяния. Основанием отмены указанного постановления послужила неполнота разбирательства по данному материалу, который не содержит сведений о проверке условий проживания и об­учения Н., в материале отсутствуют объяснения несовершенно­летней, ее матери, педагогов по существу дела, нет документов, подтверждающих, что с подростком проводилась профилакти­ческая работа, которая не дала положительных результатов.

Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда в свою очередь указала, что несовершенно­летний З. совершил общественно опасное деяние, но не до­стиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Из материалов, представленных в суд, следует, что З. и ранее совершал общественно опасные деяния, к нему применялись меры воздействия, в том числе направление в ЦВСНП, но че­рез 2 дня после возвращения из ЦВСНП подросток вновь со­вершил общественно опасное деяние. Представлены доказа­тельства об отсутствии контроля за несовершеннолетним со стороны матери. При таких обстоятельствах у суда имелись основания для удовлетворения ходатайства начальника органа внутренних дел о помещении в ЦВСНП.


Поводом для помещения несовершеннолетних в ЦВСНП не может выступать исключительно однократное совершение подростком тяжких и особо тяжких общественно опасных дея­ний, проживание несовершеннолетнего в «неблагополучных» семьях, если не доказаны конкретные обстоятельства, с кото­рыми Закон о профилактике правонарушений связывает по­мещение несовершеннолетнего в ЦВСПН. Также суды указывают на необходимость направления материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП в суд в течение непродолжительного времени с момента совер­шения несовершеннолетним общественно опасного деяния и вынесения постановления об отказе в возбуждении уголов­ного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. Данное обстоятельство связано с эффективностью проводимой с подростком последующей профилактической работы. Материалы о помещении под­ростка ЦВСНП должны быть направлены до того момента как он исправил свое поведение. Вместе с тем, данный вопрос не может решаться непосредственно после совершения подрост­ком деяния, при проведении доследственной проверки право­охранительными органами, когда окончательное решение не принято.


Анализ судебной практики также продемонстрировал, что в ряде случаев судьи считают необходимым приобщать к материалам о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, не копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а полностью материал отказного производства в отноше­нии несовершеннолетнего. Отсутствие материалов отказного производства оценивается судом как недостаточность пред­ставленных органами внутренних дел материалов.


  1. Несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответствен­ность.

Обстоятельствами для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП выступает следующее:

1)    если личность несовершеннолетнего не установлена

2)    он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где им было совер­шено правонарушение;

3)    несовершеннолетний проживает на территории субъ­екта РФ, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания он не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолет­него в подразделение органов внутренних дел

Законодатель связывает поводы помещения несовер­шеннолетнего в ЦВСНП исключительно с невозможностью его передачи родителям или законным представителям. В со­ответствии требованиями пункта 1 части статьи 21 Закона о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подросток может содержаться в подраз­делениях органов внутренних дел не более трех часов. По ис­течении указанного срока несовершеннолетний должен быть передан родителями или законным представителям. В этой связи сотрудникам полиции в период оформления в отноше­нии несовершеннолетнего материалов об административном правонарушении следует незамедлительно запросить сведе­ния о нахождении (либо отсутствии) по месту жительства под­ростка его родителей (иных законных представителей).


При рассмотрении в судах материалов в отношении не­совершеннолетних данной категории, как правило, судьи ис­следуют документы, содержащие сведения, имели ли сотруд­ники полиции возможность передать подростка родителям в указанный период времени.

Отсутствие реальной возможности передачи несовер­шеннолетнего родителям или законным представителям (например, отсутствие их по месту жительства, нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что зачастую представляет угрозу для его жизни и здоровья) может являться поводом для помещения указанной категории несовершеннолетних в ЦВСНП.


В предоставляемых в суд материалах должны содержаться достаточные данные, подтверждающие совершение несовер­шеннолетним правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (объяснения несовершен­нолетнего, лиц, присутствовавших при совершении правона­рушения, рапорта сотрудников полиции, копии протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушения, копию постановления о прекращении дела об административном правонарушении и другие данные), а также сведения, подтверждающие невозмож­ность установить личность несовершеннолетнего, сведения о его месте жительства или месте пребывания.

На практике из данной категории лиц помещаются пре­имущественно иногородние несовершеннолетние.

  1. Несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность.

Так, например, постановлением Троицкого городского суда К. помещена в ЦВСНП на 30 суток. Председатель област­ного суда отметил неполноту разбирательства по данному материалу, который не содержит сведений о том, что с под­ростком проводилась профилактическая работа, которая не дала положительных результатов, не представлены характери­зующие документы на девочку и на ее семью, а имеются лишь данные о совершении К. двух правонарушений.

 

Обстоятельства для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП аналогичны вышерассмотренной позиции.

Отсутствие в материалах, направляемых в суд, вынесен­ного КДН постановления о назначении несовершеннолетнему административного наказания не должно являться препят­ствием для принятия судом решения, поскольку срок рас­смотрения КДН дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ составляет пятнадцать дней со дня получения КДН протокола об административном правона­рушении и других материалов дела (часть1 статьи 29.6 КоАП РФ). Кроме того дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правона­рушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).


Помещение указанной категории несовершеннолетних в ЦВСНП без официально вынесенного КДН постановления о назначении административного наказания Конституционный Судом РФ признано мерой соответствующей конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Рос­сийской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних с направляемыми в суд материалами вправе зна­комиться несовершеннолетний, его родители (если личность несовершеннолетнего установлена и если они проживают в районе совершения им противоправных действий) или иные законные представители либо представитель органа опеки и попечительства. Формулировка закона позволяет сделать вывод, что указанное ознакомление должно производиться сотрудниками полиции на этапе окончания подготовки ма­териалов и вынесения ходатайства о помещении несовершен­нолетнего в ЦВСНП. Форма ознакомления законом не опре­делена, но для возможности подтверждения данного факта в суде она должна быть письменной. Если личность несовер­шеннолетнего не установлена или он не проживает на терри­тории области, либо проживает на значительном расстоянии от места рассмотрения материала, с материалами дела знако­мится представитель органа опеки и попечительства.


В случае, когда законный представитель и несовершен­нолетний отказываются от ознакомления с материалами, на­правляемыми в суд, необходимо делать соответствующую запись или составлять отдельный документ (например, акт), которые позволили бы судье достоверно установить, что право несовершеннолетнего нарушено не было.

Так, например, отсутствие извещения матери несовер­шеннолетнего о направлении материалов о помещении под­ростка в ЦВСНП, явилось основанием для отмены постановле­ния судьи кассационной инстанцией.


Рассматриваемый закон предусматривает возможность несовершеннолетнего пользоваться юридической помощью адвоката, законного представителя несовершеннолетнего, а также иного лица, имеющего право оказывать юридическую помощь.

Представляя интересы несовершеннолетних, родители, законные представители обязаны предъявить документы, удо­стоверяющие их полномочия, т.е. подтверждающие их статус в качестве законных представителей (паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, об установлении опеки или попечительства).

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдан­ным соответствующим адвокатским образованием. Полномо­чия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удосто­веряются доверенностью.


Если данные лица были привлечены к оказанию юри­дической помощи в момент подготовки материалов о поме­щении несовершеннолетнего ЦВСНП, сотрудники полиции знакомят с материалами, направляемыми в суд адвоката или лица, оказывающего юридическую помощь.

Правовой основой участия адвоката в рассмотрении мате­риалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Феде­ральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».


Однако следует учесть, что в соответствии со ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя по рассматри­ваемым делам (в том числе по делам о помещении в ЦВСНП), а у должностных лиц органов внутренних дел полномочий по назначению адвокатов нет. Таким образом, сотрудники поли­ции не могут назначить адвоката, если несовершеннолетний или его родители или законные представители требуют его участия.

В нарушение данного положения закона должностными лицами ОВД не всегда обеспечивается право несовершеннолет­него и его законного представителя или органа опеки и попе­чительства знакомиться с материалами, направляемыми в суд.

Так, частными постановлениями председателя Архан­гельского областного суда от 13 апреля и 10 июня 2010 года об­ращено внимание начальника УВД по Архангельской области на нарушение Закона, поскольку несовершеннолетним Ш. и С., а также их законным представителям права не разъяснены, направляемые в суд материалы для ознакомления не представлены.

В соответствии с частью 1 стать 31.1 Закона о системе про­филактики и безнадзорности правонарушений несовершенно­летних в случаях помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по постановлению уполномоченного лица органов внутрен­них дел, материалы в отношении несовершеннолетних (вклю­чая постановление о помещении в ЦВСНП), подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в ЦВСНП направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения не­совершеннолетних в ЦВСНП. То есть указанные материалы направляются в суд инициатором помещения несовершенно­летнего в ЦВСНП.

Особое внимание следует норме, регламентирующей направление материалов в суд не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП. Данный срок не является давностным сроком, несоблюдение его не влечет за собой невозможность рассмотрения судом представленных органами внутренних дел материалов о по­мещении в ЦВСНП.

Так, в 2011 году в суды Челябинской области 9 материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП были направле­ны с нарушением срока, указанного срока, но они были рас­смотрены, поскольку не истек срок 48 часов, на которые име­ет право поместить в ЦВСНП уполномоченное лицо органов внутренних дел1. По всем указанным материалам приняты ре­шения об удовлетворении представлений начальников ОВД о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, срок пребывания в учреждении исчислен с момента фактического помещения туда несовершеннолетнего.


Вместе с тем, Закон о системе профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних не требует обязательного помещения несовершеннолетних в ЦВСНП постановлением начальника ОВД, поэтому нахождение не­совершеннолетних вне центров временного содержания до направления материалов в суд не является препятствием для судебного производства и основанием для возвращения мате­риалов без рассмотрения.

При помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП началь­ник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его замести­тель в обязательном порядке незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения ЦВСНП о факте помещения несовершеннолетнего.

Судебная практика идет по пути возложения на органы внутренних дел обязанностей обеспечения явки в судебное за­седание несовершеннолетних, их родителей, законных пред­ставителей.

Суды указывают, что длительные сроки рассмотрения ма­териалов о помещении в ЦВСНП, в том числе с отложением судебного разбирательства в основном обусловлены неявкой несовершеннолетнего и его законных представителей в су­дебное заседание, отдаленностью подростка от места рассмо­трения дела либо истребования материалов отказных произ­водств.


Вместе с тем, длительность сроков рассмотрения мате­риалов дискредитирует поставленную законодателем задачу в минимальные сроки разрешать вопросы профилактики со­вершения несовершеннолетними нового правонарушения либо обеспечения защиты его жизни или сохранения здоро­вья, а отложение судебного заседания законом не предусмо­трено.

В случае неявки в судебное заседание при надлежащем извещении несовершеннолетнего и его законных представите­лей суд должен принять меры для их участия, обязав ОВД обе­спечить явку указанных лиц, кроме того, вправе подвергнуть их приводу, предусмотренному п. 5 ст. 26 Закона (по аналогии закона).


Сотрудники подразделений по делам несовершенно­летних участвуют в судебном заседании и, как правило, под­держивают внесенное начальником органа внутренних дел ходатайство о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на основании ранее представленных материалов. Суды указыва­ют на необходимость учитывать сотрудникам полиции обсто­ятельства, имеющие существенное значение для дела именно на момент рассмотрения, в частности, что несовершеннолет­ний после постановки на учет в ПДН ОВД исправил свое по­ведение, законные представители усилили контроль за его поведением, условия воспитания и проживания изменились в лучшую сторону.


Так, судебной коллегией по уголовным делам Свердлов­ского областного суда отменено постановление о помещение К. в ЦВСНП, который совершил общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 116 УКРФ, но не достиг возраста уголов­ной ответственности. Мотивом помещения К. в ЦВСНП вы­ступило необходимость предотвращения антиобщественных взглядов, предупреждение повторных противоправных дея­ний, отрицательная характеристика школы, пропуски уроков. При отмене постановления суд указал, что противоправные действия К. совершены в ответ на противоправные действия потерпевших, подросток из под контроля родителей не вы­шел, ранее на профилактических учетах не состоял, меры воз­действия к нему не применялись, на момент рассмотрения дела переведён в другую школу, где характеризуется положи­тельно.


Согласно пункту 6 статьи 22 Закона о системе про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних подростки могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. Предварительный 48-часовой срок содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП до вынесения судьей соот­ветствующего постановления включается в этот 30-дневный срок.

Судебная практика исходит из того, что конкретный срок пребывания несовершеннолетнего в постановлении суду указывать не следует, так как на время нахождения его в этом учреждении могут повлиять обстоятельства, связан­ные с установлением его личности, места проживания или устранением угрозы жизни или здоровью, которые суд пред­усмотреть не в состоянии. Кроме того, срок необходимый для проведения профилактической работы с несовершеннолет­ними, помещенными в ЦВСНП, определяется сотрудниками ЦВСНП, исходя из конкретных обстоятельств совершенных подростками правонарушений, особенностей их личности. Поэтому наиболее правильно указывать в постановлении о направлении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток.


Рассмотрение материалов о помещении несовершен­нолетних в ЦВСНП осуществляется в рамках гражданского судопроизводства, на что указал Конституционный суд Рос­сийской Федерации. Соответственно, при выяснении вопроса о моменте вступления постановления суда о помещении несо­вершеннолетнего в ЦВСН следует руководствоваться нормами ГПК РФ. Анализ изученных материалов показывает, что на практике нет единства мнений о сроке исполнения постанов­лений суда о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП.


Статья 209 ГПК РФ предусматривает, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляци­онное обжалование, если они не были обжалованы. Статья 210 ГПК РФ указывает, что решение суда приводится в исполне­ние после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В конкретных ситуациях на практике может возникнуть множество причин для немед­ленного исполнения постановлений о помещении в ЦВСНП.

Поскольку данный вопрос конкретно не урегулирован законом, то в случаях, когда необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего (если подросток за­нимается бродяжничеством; необходимо несовершеннолет­него передать родителям; в случае самовольного ухода подго­товить несовершеннолетнего для отправки в СУВУЗТ и пр.), постановление суда следует исполнять с момента его оглаше­ния. Но данное судебное решение должно быть мотивирова­но, а в постановлении судья должен указать не немедленное исполнение своего решения.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  9  (64) 2013

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2021. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!