Роль кредитных организаций в национальной экономике страны трудно переоценить.
По сути они представляют собой кровеносную систему экономики, обеспечивая накопление временно свободных денежных средств и предоставляя их субъектам, нуждающимся в пополнении оборотного капитала, в денежном обеспечении потребления. Кредитные организации осуществляют посредничество во взаимных платежах и расчетах, берут на себя важную функцию получения платежа с контрагентов. Кредитный потенциал банковской системы есть резерв заемного капитала для экономики в целом. Он прямо зависит от степени уверенности потенциальных клиентов банка в обеспеченности возврата своих денежных средств при банкротстве кредитной организации.
Банкротство кредитных организаций. Проблемы правового регулирования
К сожалению, на сегодняшний день, несостоятельность для кредитных организаций стала привычным явлением. Банк России в массовом порядке отзывает лицензии у банков, на неправомерную деятельность которых ранее не обращал внимания.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Правовое регулирование процедуры банкротства кредитных организаций производится на основе норм ГК РФ, АПК РФ, фЗ № 127, нормативными актами ЦБ РФ. Особенностями отечественного законодательства являются попытки разумного сочетания принципов британской и американской моделей правового регулирования банкротства. Основной целью регулирования служит восстановление платежеспособности кредитной организации, а при ее невозможности - ликвидация должника-банкрота и возврат долгов кредиторам.
Значительная специфика в правовом статусе кредитных организаций, особая роль в экономической системе, затрагивание их деятельностью прав и интересов широкого круга хозяйствующих субъектов и граждан привели к созданию особого института банкротства кредитных организаций. В ФЗ № 127 включен § 4.1. «Банкротство кредитных организаций», закрепляющий специфику мер предупредительного характера и признания банкротом банков и иных кредитных организаций.
Ст. 189.8 ФЗ № 127 определяет основания признания кредитной организации банкротом: неисполнение обязанностей по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. Можно утверждать, что существует два критерия банкротства кредитных организаций: 1) неплатежеспособность; 2) неоплатность.
Начальной стадией банкротства банка по мнению Конституционного Суда РФ является отзыв у него лицензии, после чего должны начаться расчеты с вкладчиками. Такие расчеты допускаются в рамках процесса ликвидации. Здесь особенно важно обеспечить закрепление кредиторской задолженности. Практике известны случаи, когда менеджмент ликвидируемого банка предпринимал попытки резко увеличить кредиторскую задолженность банка за счет несуществующих вкладов физических лиц. Поэтому имущество банка- должника весьма уязвимо, что требует как можно раньше начать процедуры ликвидации и ускорить их проведение.
Для проведения анализа финансового положения банка Банк России может: а) направить своих представителей в банк; б) назначить управляющую компанию; в) назначить временную администрацию; г) использовать для этого арбитражного управляющего.
Если выявлены основания, предусмотренные ст.189.10 ФЗ № 127, возможно применение мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
При отсутствии оснований к применению предупредительных процедур суд признает такого должника банкротом и вводится конкурсное производство, которое является крайне нежелательной для кредиторов процедурой6. На данной стадии крупные кредиторы-юридические лица, как правило остаются без удовлетворения своих требований, а затраты на конкурсное производство часто превышают объем реально покрытых долгов.
Сделки должника, совершенные им с момента назначения Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией могут быть признаны судом недействительными, если имеются условия, указанные абз. 2 и 3 п. 1 ст. 61.3 ФЗ № 127 или если установлена недобросовестность кредитора по такому обязательству (ему было известно о неплатежеспособности или недостаточности имущества для исполнения обязательства должником).
План восстановления платежеспособности анализируется Банком России в течение 30 дней с даты его получения и принимается решение о назначении временной администрации или о целесообразности такого назначения.
К целям назначения временной администрации относятся: а) восстановление платежеспособности кредитной организации; б) обеспечение сохранности ее имущества.
Из этой цели вытекают задачи такого назначения: а) применение предупредительных процедур и (или) осуществление контроля за применением таких мер; б) устранение оснований, в связи с которыми лицензия была приостановлена либо ограничена.
Надо иметь ввиду, что назначение временной администрации возможно до отзыва лицензии. Срок назначения - не более 6 месяцев. Решение об этом публикуется в «Вестнике Банка России». При несогласии кредитной организации с таким решением, оно может быть обжаловано в суд, что не влечет приостановления деятельности организации. Правовым последствием назначения временной администрации может явиться ограничение полномочий органов кредитной организации, после чего совершения сделок по распоряжению недвижимостью и иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет не менее 1 % балансовой стоимости активов кредитной организации, могут совершаться только с согласия временной администрации. Наиболее жестким для кредитной организации будет последствие в виде приостановления полномочий ее органов. Здесь все сделки, кроме распоряжения недвижимостью и имуществом балансовой стоимостью более 5 % от активов организации, совершаются временной администрацией.
Достижение наиболее важных целей в виде сохранения имущества кредитной организации и недопущение первоочередного удовлетворения требований кредиторов последних очередей требует от Банка России в отдельных случаях введения маратория на удовлетворение требований кредиторов. Мараторий вводится при приостановлении полномочий органов должника и просрочке по денежным обязательствам и обязательным платежам на срок более 7 дней по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на корреспондентских счетах организации-должника.
Но мараторий не распространяется на обязательства, возникшие после его введения и не может вводиться сроком, превышающим 3 месяца.
Правовые последствия введения маратория: а) финансовые санкции, иные меры ответственности в адрес должника не начисляются; б) приостанавливается взыскание в бесспорном порядке; в) не допускается исполнение по исполнительным документам (кроме взыскания на основании договоров банковского вклада и банковского счета, исполнительный документ по которым выдан до введения маратория); г) приостанавливаются операции с уставным капиталом, долями в уставном капитале.
На требования кредиторов первой и второй очереди, по оплате организационно-хозяйственных нужд должника ма- раторий не распространяется.
В случае не достижения временной администрацией целей своего назначения, она обязана направить регулятору ходатайство об отзыве лицензии.
Анализ практики применения предупредительных процедур приводит нас к выводу о низкой их эффективности. Как правило, не менее половины банков к моменту отзыва у них лицензии находятся в весьма плачевном финансовом состоянии, причиной чему откровенные хищения и ориентация на незаконные финансовые операции со стороны менеджмента. Обеспеченных активов в таких банках не остается, большая часть дебиторской задолженности является липовой.
Проблемные банки активно применяют механизм страхования вкладов, выплат по незастрахованным вкладам, который действует на основании ФЗ от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»[7] и ФЗ от 29 июля 2004 года «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ».
Проблемные банки стали формировать документацию о несуществующих фактически банковских вкладах на суммы в пределах, предусмотренных системой страхования вкладов, от имени своих родственников, близких, знакомых, крупных клиентов для целей получения в дальнейшем из средств АСВ денежных выплат.
Так, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10 апреля 2013г. по делу № А15-235/2013[10] было установлено, что значительный объем обязательств (на сумму около 7 млрд. руб.) носит фиктивный характер, а значительный объем движимого и недвижимого имущества банка утрачен в результате его передачи так называемым техническим компаниям (не ведущим фактической деятельности). Причем эти компании приобрели у банка активы за счет кредитных средств, выданных самим банком, вернуть которые не представилось возможным.
Арбитражный суд Красноярского края в решении от 20 апреля 2017 г. по делу № А33-4262/2017[11] установил, что банк «Енисей» заключил договор уступки прав требования с ООО «ЦЗ Инвест», по которому приобрел несуществующие права требования на сумму 3,4 млрд. руб. Помимо этого установлены факты формирования фиктивных остатков на счетах юридических и физических лиц, хищения денежных средств из кассы банка, выбытие ликвидных векселей и т.п.
Речь идет о крупных хищениях, фальсификациях. Банки некоторое время продолжают свою деятельность путем выстраивания финансовых пирамид, хотя находятся в состоянии фактической неплатежеспособности.
Сказанное свидетельствует о целесообразности раннего мониторинга финансового положения банков, введения процедур банкротства, а также о низкой эффективности существующих механизмов несостоятельности кредитных организаций.
Думается в законодательстве о банкротстве целесообразно предусмотреть обязанность Банка России по введению предупредительных процедур в отношении банков-должников, требование об обязательном оспаривании подозрительных сделок, правило об обязательном участии АСВ в рамках всех процедур банкротства кредитных организаций.
ОСМАНОВ Осман Абдулмуслимович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета
ИЛЬЯСОВА Эльнара Айвазовна
магистрант 1 курса Юридического института Дагестанского государственного университета