Ее существование в сформированной правоприменительной практике стало возможным за счет неправомерных действий должника (юридического лица), направленных на минимизацию негативных экономико-правовых последствий, связанных с введением и осуществлением различных банкротных процедур: к подобного рода «ходам» можно отнести создание искусственной задолженности перед аффилированными кредиторами, вывод активов компании в ущерб реальных кредиторов.
Субсидиарная ответственность при банкротстве юридических лиц: миф или реальность?
Учитывая указанные обстоятельства, отечественный законодатель в 2017 году вносит в положения действующего специального закона о банкротстве, принятого ранее на федеральном уровне, ряд существенных изменений, преследующих своей целью стремление защитить права кредиторов юридических лиц при его банкротстве. В частности, они коснулись вопроса субсидиарной ответственности руководителя должника, а также иных его контролирующих лиц, призванную восполнить существующий недостаток имущества юридического лица-банкрота именно за их счет.
Вновь закрепленная законодательная концепция фактически сводится к следующему: ответственность за те действия, которое ранее совершило хозяйственное общество от своего имени, может быть возложена на иных лиц,
контролирующих его, в частности, акционеров, учредителей, членов органов управления, а также на другое юридическое лицо, являющееся материнским по отношению к совершившему данные действия юридическому лицу.
При этом, непосредственно под категорией «контролирующее лицо», исходя из совокупного толкования положений ст. 61.10 специального федерального закона о банкротстве надлежит понимать «лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий». Однако это определение не носит безусловно исчерпывающего характера, поскольку в пункте 5 той же нормы закона закреплена возможность признания лица контролирующим юридическое лицо по ряду иных оснований (например, при наличии у него управленческих функций деятельностью компании). Так, на сегодняшний день можно говорить о легализации широко распространенного в сформированной правоприменительной практике фактического контроля юридического лица, под которым признается наличие факта реализации контроля над компанией со стороны лица (ее участника), обладающим значительной долей в уставном капитале.
Итак, вновь внесенные изменения установили две модели привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве юридического лица: первая из них реализуется непосредственно в период осуществления банкротных процедуры, вторая же допускает возможность их привлечения к данному виду ответственности уже в так называемый постбанкротский период. При этом, Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях указанных изменений акцентировал свое внимание на том, что привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве юридического лица является исключительной мерой защиты прав его кредиторов, а не правилом, повсеместно и широко применяющимся.
Позиция высшей судебной инстанции не кажется удивительной, ведь чрезмерно широкое применение нового законодательно установленного механизма влечет за собой нарушение сразу двух из основополагающих признаков юридического лица - ответственности по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и разграничение его имущественной ответственности и имущественной ответственного его участников (учредителей), закрепленных в положениях действующего российского гражданского законодательства.
Однако, обратим свое внимание, что далеко не во всех случаях контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности при банкротстве контролируемой им компании, что позволяет говорить о возможности снятия так называемой корпоративной вуали. Так, в судебном порядке необходимо доказать одномоментное существование двух взаимосвязанных обстоятельств: с одной стороны, факт отсутствия самостоятельности компании при совершении ею действий в силу доминирования и контроля со стороны третьих лиц, а с другой стороны использование данной компании в качестве инструмента достижения заведомо противоправных целей. Это, собственно, и позволяет обеспечить относительно редкое применение законодательных новелл на практике.
К слову, проведенный нами анализ сформированной правоприменительной практике наглядно продемонстрировал, что наиболее часто институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц при банкротстве компании применяется именно при реализации такой банкротной процедуры как конкурсное производство (это наводит на мысль о невозможности привлечения к данному виду юридической ответственности до момента признания должника банкротом на основании вступившего в законную силу судебного решения). Вместе с тем, полагаем непростительным не упомянуть об одном достаточно резонансном деле, когда компетентный судебный орган счел возможным допустить привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании при ее несостоявшемся банкротстве.
Так, Федеральная налоговая служба РФ (далее по тексту настоящего исследования - ФНС России) приняла решение о доначислении налога в отношении конкретного юридического лица, однако, исполнение данного решения стало невозможным в силу фактического отсутствия у последнего денежных средств и какого-либо имущества. В виду этого, ФНС России была вынуждена обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом, однако, рассмотрение данного заявления было прекращено, в связи с отсутствием финансовой возможность оплатить судебные расходы, работу арбитражного управляющего. ФНС России в дальнейшем обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании, однако, суд в удовлетворении заявленных ею требований отказывает, в связи с тем, что отсутствует решение о признании компании банкротом.
Однако, в последующем указанное решение апелляционной судебной инстанцией было изменено в пользу ФНС России, и поводом к этому послужил довод суда о том, что руководство компании за весь период ее существование необоснованно и незаконно применяли налоговые вычеты, вследствие чего фактически и образовалась недоимка по налогу на добавленную стоимость, тем самым, именно противоправные действия контролирующих лиц повлекли за собой неблагополучное финансовое состояние компании, а также образованную задолженность перед кредитором в лице ФНС России.
Таким образом, резюмируя изложенное в рамках настоящего исследования, позволим себе сформулировать наиболее значимые и важные выводы:
Внесенные в 2017 году законодательные новеллы были призваны обеспечить повышенный уровень защиты прав реальных кредиторов при банкротстве компании, и коснулись установления субсидиарной ответственности ее контролирующих лиц, в том числе руководителя, которая теперь может быть реализована как при осуществлении банкротных процедур, так и в постбанкротный период (а в ряде исключительных случаев, как демонстрирует сформированная правоприменительная практика, и за пределами данной процедуры вообще).
При этом, требуется установление одномоментного наличия совокупности следующих обстоятельств: с одной стороны, факта отсутствия самостоятельности компании при совершении ею действий в силу доминирования и контроля со стороны третьих лиц, а с другой стороны факта использования данной компании в качестве инструмента достижения заведомо противоправных целей.
Между тем, на наш субъективный взгляд, останавливать модернизацию и законодательное усовершенствование института субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании при ее банкротстве недопустимо и неправильно. Так, по сей день существует ярко выраженная потребность в более тщательном правовом регулировании учета при реализации процедуры банкротства юридических лиц бенефициаров юридического лица, учредителей, управляющих, кредиторов, с целью достижения гармонизации и баланса института субсидиарной ответственности.
КОННОВ Роман Андреевич
студент первого курса магистратуры Юридической школы Дальневосточного федерального университета
ШУМСКИЙ Артур Андреевич
студент первого курса магистратуры Юридической школы Дальневосточного федерального университета
ГУСАРЕНКО Ярослав Романович
студент первого курса магистратуры Юридической школы Дальневосточного федерального университета