Юридические консультации банкротство

Банкротство физических лиц

О контрактной системе в сфере закупок

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и пол­номочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют контрольные органы определенные данным Федеральным законом, в том числе ор­ганы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и пол­номочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют контрольные органы определенные данным Федеральным законом, в том числе ор­ганы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В данной статье будут рассмотрены основные наруше­ния выявленные в 2015 году органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа осуществляющего контроль в сфере закупок (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Данный анализ построен на решени­ях вышеназванного органа, размещенных включительно по 31 октября 2015 года на официальном сайте Российской Федера­ции в информационно-телекоммуникационной сети «Интер­нет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информа­ция, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации, на официальном сайте Россий­ской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размеще­нии заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Основные нарушения, выявленные в 2015 году органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и нарушения, за которые не предусмотрена административная ответственность

В Законе № 44-ФЗ контролю в сфере закупок отведена ста­тья 99, в пределах которой контрольные органы исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации осуществляют данный контроль. По результатам контрольных мероприя­тий, в случае выявления нарушения законодательства о кон­трактной системе, а так же при наличии вины и состава право­нарушения, виновное лицо привлекается к административной ответственности, в порядке, установленном Кодексом Россий­ской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 12 Закона № 44-ФЗ определено, что долж­ностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере заку­пок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона № 44-ФЗ.

Ответственность за нарушение законодательства Россий­ской Федерации и иных нормативных правовых актов о кон­трактной системе в сфере закупок регламентирована статьей 107 Закона № 44-ФЗ, где определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, ад­министративную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На мой взгляд, имеющей немалое значение для органа ис­полнительной власти субъекта РФ осуществляющего контроль в сфере закупок, является привлечение к административной ответственности должностное лицо заказчика, от решения которого во многом зависит соблюдение законодательства о государственных закупках. Однако, кроме должностного лица заказчика административному наказанию могут быть подвер­жены:

-) должностное лицо уполномоченного органа;

-) должностное лицо органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере заку­пок;

-) члены комиссии по осуществлению закупок;

-) специализированная организация;

-) оператор электронной площадки;

-) участники закупок;

-) контрактная служба;

-) контрактный управляющий.

В законе № 44-ФЗ закреплены основные требования, предъявляемые к государственным заказчикам и участникам закупок и одновременно дано право по разработке подзакон­ных нормативных правовых актов Правительству Российской Федерации.

На основании и во исполнение Закона № 44-ФЗ, Прави­тельство Российской Федерации может издавать постановле­ния и распоряжения, например Постановление Правитель­ства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (му­ниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Исходя из этого, можно отметить, что акты Правитель­ства Российской Федерации имеют подзаконный и даже «по­дуказный» характер.

Но существует небольшой нюанс, при рассмотрении во­проса о привлечении к административной ответственности.

В статьях 7.29-7.32.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) со­держатся основные составы административных правонаруше­ний в сфере закупок.

Возбуждение административного производства, согласно КоАП РФ возможно лишь в случае несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ определяет, что зако­нодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд основывается на поло­жениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответство­вать настоящему Федеральному закону.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не относятся к за­конодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд.

Не соблюдение требований установленных в подзакон­ных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд не влечет возбуждения административного производства и привлечения к админи­стративной ответственности. Данное обстоятельство привело к тому, что государственные заказчики умышленно не соблюда­ют подзаконные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так как не понесут за данные действия административную ответственность.

К таким видам правонарушения можно отнести много­численные нарушения государственных заказчиков, выявлен­ные в 2015 году органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа по осуществлению контроля в сфере за­купок:

1)    внесение изменений в план-график размещения заказов менее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекомму­никационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) извещения об осу­ществлении закупки или направлении приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполните­ля);

2)    внесение изменений в план-график размещения за­казов, путем добавления новых закупок или корректировки имеющихся закупок, осуществляемых в пределах 2015 кален­дарного года, не учитывая требования пункта 15 Примечания утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 «Об утвержде­нии порядка размещения на официальном сайте планов-гра­фиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов- графиков размещения заказа на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для нужд заказчиков», а именно не указывалось обоснование внесения изменений в порядковых номерах закупок в которые вносились изменения.

3)    отчет размещается заказчиком в единой системе более семи рабочих дней со дня:

а)   оплаты заказчиком обязательств и подписания заказ­чиком документа о приемке результатов исполнения контрак­та и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утвержде­ния его заказчиком по отдельному этапу исполнения контрак­та;

б)   оплаты заказчиком обязательств по контракту и под­писания документа о приемке поставленных товаров, выпол­ненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемоч­ной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в)    расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступле­ния в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчи­ка или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В заключение данной статьи, хочется обратить внимание государственных заказчиков на основные нарушения, выявлен­ные контрольным органом исполнительной власти субъекта РФ при проведении плановых и внеплановых контрольных мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных норматив­ных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му­ниципальных нужд в 2015 году в целях их дальнейшего недо­пущения:

Нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в описание объекта закупки с нарушениями.

Нарушение части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в не указании при заключении контрактов, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок ис­полнения контракта.

Нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, выра­зившиеся в не указании при заключении контрактов пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а так же в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных кон­трактом.

Нарушение части 27 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в не включение в контракты обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, испол­нителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения испол­нения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в признании первой части заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям доку­ментации об аукционе, в случае если, участнику, подавшему такую заявку должно быть отказано в допуске к участию в за­купке.

Нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в незаконном признании 2-ой части заявок на участие в аукционе соответствующими требованиям докумен­тации об аукционе.

Нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в ненаправлении или несвоевременном направлении в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, ин­формации и документов подлежащих включению в реестр контрактов.

Нарушение частей 9, 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, выра­зившиеся в не своевременном размещении на официальном сайте отчетов об исполнении контрактов.

Нарушение части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся нарушении порядка применения антидемпинговых мер.

Нарушение части 2 статьи 63 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в сокращении сроков подачи заявок на участие в элек­тронных аукционах.

Нарушение пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в нарушении порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфе­ре закупок информации и документов для согласования воз­можности заключения контракта с единственным поставщи­ком.

Нарушение части 3 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в неправомерном установлении даты проведения аук­циона.

Нарушение части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в сокращении сроков подачи заявок на участи в запро­се котировок.

Нарушение части 7 статьи 74 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в определении содержания и размещения на офици­альном сайте извещения о проведении запроса котировок с нарушением даты и времени проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участни­ков.

Нарушение части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в неправомерном рассмотрении котировочных заявок участников запроса котировок и признании их соответствую­щими требованиям, установленным в извещении о проведе­нии запроса котировок при отсутствии в них сведений пред­усмотренных данным законом, что являлось основание для отказа в допуске к участию в запросе котировок.

Нарушение части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в установлении в документации об электронном аук­ционе неправомерных требований к содержанию первой ча­сти заявок на участие в электронных аукционах.

Нарушение части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вырази­вшиеся в не уведомлении или в несвоевременном уведомле­нии контрольного органа исполнительной власти субъекта РФ об осуществленной закупке у единственного поставщика (под­рядчика, исполнителя).

НИКУЛИНА Екатерина Михайловна
аспирант кафедры гражданско-правовыхдисциплин Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург), главный консультант отдела по контролю в сфере закупок контрольно­ревизионного управления Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).