Консультация гражданского юриста онлайн

Гражданский юрист: услуги, консультации

Государственная политика российской федерации в сфере защиты прав потребителей

В настоящее время в Российской Федерации правовое ре­гулирование отношений в области защиты прав потребителей основано на нормах Гражданского кодекса Российской Феде­рации, Закона РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемых в соответствии с ними иных федеральных зако­нов и правовых актов Российской Федерации.

Говоря о развитии зако­нодательства о защите прав потребителей на междуна­родной арене, следует упомянуть о новой редакции Руководя­щих принципов Организации Объединенных наций (ООН) по защите интересов потребителей, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2015 года. Введение новых разде­лов по добросовестной деловой практике разрешения споров, а также регулированию защиты потребителей в таких сферах, как электронная торговля, финансовые услуги, туризм повлекли за собой широкое обсуждение и дискуссии среди профессионалов. Отсутствие надлежащего юридического ре­гулирования порождает на практике множество нарушений в отношениях между потребителями и продавцами (произво­дителями, поставщиками услуг).

В соответствии с новой редакцией Руководящих прин­ципов ООН, критерии добросовестности деловой практики в сфере онлайновой и офлайновой розничной торговли опре­деляются следующими принципами: справедливое и равное отношение; коммерческое поведение; открытость и прозрач­ность информации; просвещение и повышение осведомлен­ности; защита личной информации; претензии потребителей и споры с потребителями.

В настоящее время широкое распространение получает трансграничная электронная торговля, где потребители явля­ются слабо защищенной стороной.

Электронная торговля или электронная коммерция - это сфера глобальной реализации товаров в форме материально­го продукта и (или) услуги главным образом посредством Ин­тернета, а также при помощи ряда других информационно­телекоммуникационных средств и технологий.

Сейчас продажа товаров с помощью сети Интернет яв­ляется одной из самых распространенных среди продавцов и наиболее востребованной у покупателей. Такая торговля по­зволяет продавцам охватить большую группу покупателей, предоставляет возможность сократить расходы на эксплуата­цию торговых площадей и зарплату сотрудников. Для поку­пателей такой способ приобретения товаров также интересен, поскольку дает возможность совершать покупки, не выходя из дома, получать заказанный товар по месту проживания. При этом в условиях кризиса популярность интернет-магазинов увеличивается в связи с возможностью приобретения в них товаров по более низким ценам. Однако наряду с развитием онлайн-продаж растет и количество недобросовестных про­давцов. В связи с этим активно обсуждается вопрос о защите прав потребителей при совершении покупок через интернет­магазины.

В нашей стране деятельность в сфере электронной ком­мерции регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», а также Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постанов­лением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612.

Являясь инновационным коммуникативным средством современной коммерции, электронная торговля выводит на принципиально новый уровень отношения между потребите­лем и поставщиком на глобальном уровне, невзирая на поли­тические или географические границы.

Новая редакция Руководящих принципов Организации Объединенных наций (ООН) рекомендует государствам:

  • пересмотреть свою политику в области защиты инте­ресов потребителей с учетом особенностей электронной тор­говли и принять меры к обеспечению осведомленности потре­бителей и предпринимателей об их правах и обязанностях на «цифровом» рынке;
  • содействовать укреплению доверия потребителей к электронной торговле, постоянно повышая транспарентность и эффективность своей политики в области защиты интересов потребителей и добиваясь того, чтобы уровень защиты инте­ресов потребителей в области электронной торговли был не ниже, чем в других областях.

Российская Федерация приняла практическое участие в работе по пересмотру Руководящих принципов ООН. Дан­ный документ в его актуализированной редакции определяет основные пути развития и совершенствования национального законодательства в области защиты прав потребителей.

В рамках дальнейшего развития законодательства о за­щите прав потребителей, по поручению Правительства Рос­сийской Федерации, разрабатывается проект Концепции го­сударственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2025 года.

Проект Концепции, в соответствии с Руководящими принципами ООН, определяет приоритеты в области раз­вития правового регулирования отношений с участием по­требителей и развития национальной системы защиты прав потребителей; предусматривает подготовку законодательства в сфере защиты прав потребителей к возможной кодифика­ции и включает мониторинг хода реализации Концепции для целей последующей разработки соответствующей Стратегии.

При выборе приоритетов предпочтение по значимости должно быть отдано таким вопросам, как электронная ком­мерция во всех её проявлениях, потребительское просвещение и финансовое образование, борьба с недобросовестными дело­выми (в том числе трансграничными) практиками, содействие формированию рациональных моделей потребления.

Роспотребнадзор предполагает развивать институты аль­тернативного регулирования споров, которые возникают меж­ду потребителями и поставщиками товаров и услуг. В част­ности, речь идет об усилении роли института омбудсменов, применении практики медиации и проведении юридических консультаций силами общественных объединений.

Главной задачей Концепции является определение век­тора совершенствования государственной политики в сфере защиты потребительских прав на всех уровнях (федераль­ном, региональном и муниципальном) национальной си­стемы защиты прав потребителей, утверждение значимости негосударственных организаций - общественных объедине­ний потребителей. В Концепции подчеркивается важность совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей, указывается потребность обобщения право­применительной практики в данной сфере, устанавливается необходимость разработки и утверждения региональных про­грамм в сфере защите прав потребителей и развития потреби­тельского рынка.

В целом, основной акцент будет сделан на осуществление мероприятий по обеспечению надлежащего уровня защиты прав потребителей и повышение эффективности федерально­го государственного надзора в области защиты прав потреби­телей.

18 апреля 2017 года в Великом Новгороде Президент Рос­сии Владимир Владимирович Путин провел заседание Пре­зидиума Госсовета, посвященное состоянию и эффективности Национальной системы защиты прав потребителей, и указал на основные проблемы, требующие немедленного разреше­ния. Президент поручил разработать в срок до 1 сентября 2017 года Стратегию государственной политики в сфере защиты потребителей до 2030 года, реализация которой должна по­способствовать укреплению Национальной системы защиты прав потребителей на всех уровнях и одновременно в ее наи­более проблемных участках. Глава государства обратил внима­ние на потребность принятия соответствующих региональных программ и необходимость активного взаимодействия орга­нов государственной власти и общественных объединений. По мнению Президента: «Очень важна включённость муниципа­литетов в защиту прав потребителей».

Особое внимание было уделено проблеме защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги через интер­нет, и подчеркнута необходимость ужесточения законодатель­ства в этой сфере.

Таким образом, Национальная система защиты прав по­требителей выводится на принципиально новый уровень.

Авторами предлагается отнести защиту прав потребите­лей к вопросам местного значения, предусмотреть не только наделение органов местного самоуправления правами в дан­ной сфере, но и законодательно закрепить защиту прав потре­бителей как их безусловную обязанность.

Реализация Концепции потребует соответствующих из­менений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 44 За­кона о защите прав потребителей.

Следующими шагами могут стать наделение органов местного самоуправления необходимыми полномочиями по реализации указанных функций, расширение и углубление различных аспектов их деятельности, в том числе, взаимодей­ствия с другими органами и организациями в сфере защиты прав потребителей. Это позволит повысить эффективность законодательства, сформировать потребительскую культуру, поддержать добросовестную конкуренцию, а в итоге - учесть интересы населения.

Следует согласиться с В. А. Гуревичем, что для адекватно­го, обоснованного и законного разрешения гражданских дел в судах, единообразного понимания и применения исследуемо­го законодательства, необходимы как дальнейшее совершен­ствование законодательства о защите прав потребителей, так и принятие соответствующих постановлений Пленума Вер­ховного Суда РФ, таково требование сегодняшнего дня.

Таким образом, в настоящее время назрела абсолютная необходимость совершенствования потребительского зако­нодательства в целом и модернизации Закона о защите прав потребителей как основы национальной системы защиты по­требителей.

ПИРОЖКОВА Наталья Петровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления

СТРЕЛЬЦЫН Борис Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления

ПИРОЖКОВ Иван Андреевич
аспирант кафедры правоведения Северо-Западного института управления - Филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).