Консультация гражданского юриста онлайн

Гражданский юрист: услуги, консультации

Качество бензина по договору поставки

САДРИЕВА Иркягуль Асхатовна
аспирант Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
В статье раскрывается проблематика определения «качества». Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие сферу оценки качества бензина. Особое внимание уделяется судебной практике для определении перечня нормативно-правовых актов при формировании условия о качестве поставляемого бензина в договоре поставки бензина.

Категория качество была подвергнута анализу еще в да­леком 3 веке до н.э. Аристотелем как различие между предме­тами, дифференциация по признаку «хороший-плохой». Со­ответственно, философское понятие качества служит основой для формирования других, более узких специальных понятий, в частности, его гражданско-правового аспекта.

При определении качества продукции стороны имеют четкие границы - они не вправе выходить за пределы утраты предметом договора свойств, определяющих его целевое назначение. Если имеет место, то такая продукция считается недоброкачественной.

Непригодным для обычного использования считается товар, если у него отсутствуют определенные качества и это препятству­ет его фактическому использованию, ведет к отрицательному ре­зультату, либо увеличивает расходы или издержки потребителя.


Нельзя не согласиться с утверждением И. З. Аронова и В. Г. Версана что качество становится категорией, которая фор­мирует рынок самостоятельно на условиях конкурентоспособ­ности продукции. Состояние российского рынка таково, что хозяйствующие субъекты в целях извлечения большей при­были не выполняют должные правила технологического про­цесса. В целях минимизации издержек производства расходы на управление качественных характеристик не производятся.

В. С. Белых отмечает, что качество продукции - это совокуп­ность технических, экономических полезных свойств продукции, складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла и полу­чивших закрепление в нормативно-технической документации. М. Б. Емельянова под качеством продукции понимает степень соответствия свойств продукции комплексу требований, установ­ленных стандартами, техническими условиями или образцами, а в случае отсутствия названных элементов - договору поставки. И. Б. Новицкий и Л. А. Лунц еще в далеких в 1950-х годах отмети­ли, что категория качества товаров тесно связана с качественным исполнением гражданских обязательств, а именно «качество продукции, составляющей предмет исполнения по договору по­ставки. В этом смысле о качестве исполнения говорят в связи, со сдачей-приемкой товаров по качеству.

В соответствии с общими положениями гражданского зако­нодательства о поставках, если покупателю поставлен товар не­надлежащего качества, он вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора поставки бензина и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. При анализе ГК РФ субсидиарно применяется также п. 4 статьи 469, констатирующий, что если законом или в установ­ленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то поставщик обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Соответственно, при передаче товара не соответствую­щего вышеуказанным требованиям, считается, что сторона не­надлежаще исполнила свои обязательства.





Кодекс содержит лишь общие положения по поводу каче­ства товара. Однако для исполнения договора поставки бензина этого недостаточно. Бензин должен соответствовать стандартам и техническим условиям, указанным в Паспорте качества товара.

Следует подчеркнуть, что в законодательстве отсутствует еди­ное определение термина «качество товаров». Разделяем точку зрения с Г. Б. Леоновой, утверждающей что правильное и одно­значное понимание обязательных требований к качеству товаров необходимо не только для соблюдения положений гражданского кодекса сторонами договора поставки, но и для выполнения дру­гих положений закона. Это важно при осуществлении обязатель­ного подтверждения соответствия установленным обязательным требованиям. Применительно к договору поставки бензина большинство законов определяют качество товара через соответствие государственным стандартам. Так, Государственный стандарт 26098-84 различает понятия кондиционного нефтепродукта и некондиционного нефтепродукта. Первый означает нефте­продукт, удовлетворяющий всем требованиям нормативно-тех­нической документации, а второй, соответственно, не удовлетво­ряющий требованиям нормативно-технической документации.

Этим регулятором служит Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, ди­зельному и судовому топливу, топливу для реактивных двига­телей и топочному мазуту».


Автомобильный бензин должен соответствовать требова­ниям, утвержденным приложением № 1 указанного Техрегла­мента, в котором приведены характеристики бензина по доле и концентрации содержания целого ряда различных веществ - в зависимости от этого устанавливается класс топлива. Осо­бые ограничения касаются наличия в бензине серы - основной причины образования нагаров, отрицательно влияющих на износостойкость частей. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду про­изводство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации запрещены с 1 июля 2003 года.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ническом регулировании» в статье 20 регламентирует 2 фор­мы подтверждения соответствия: носящее добровольный или обязательный характер.

Согласно пункту 4 Приказа Минэнерго РФ контроль и обеспе­чение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс меропри­ятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и очистке нефтепро­дуктов с целью предотвращения реализации потребителям, не­кондиционных нефтепродуктов. Нефтепродукт, поступающий на нефтебазу или отпускаемый с нефтебазы, должен сопровождаться паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненным в объеме требований нормативного документа, и информацией об обязательной сертификации для нефтепродуктов.


Качество светлых нефтепродуктов согласно единому пе­речню продуктов и услуг обязательно должно быть подтверж­дено сертификатом качества. В то же время необходимым условием для сертификации является наличие протокола ис­пытаний, выданного аккредитованной лабораторией.

Следовательно, требования ГОСТов (национальных стандар­тов) подлежат добровольному применению (абз. 2, п. 2, ст. 15 ФЗ «О техническом регулировании), а Техрегламентов обязательному.

Также необходимо отметить, что некачественным бензином признается и товар, не соответствующий экологическим требовани­ям. Так, статья 4.10 Закона г. Москвы устанавливает административ­ную ответственность за оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами го­рода Москвы, влекущую наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей. Причем за повтор­ное нарушение норм - наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одного миллиона рублей.

При разрешении судебных споров, суды принимают во внимание следующие ГОСТЫ:

-        ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004). Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия - распростра­няет действие на следующие марки бензинов — Премиум Евро-95 и Супер Евро-98;

—     ГОСТ Р 51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сго­рания. Неэтилированный бензин - распространяющий действие на такие марки бензинов как, Нормаль-80 и Регуляр-92.

Резюмируя вышеизложенное, при формировании усло­вия о договоре поставки бензина, стороны должны четко пред­ставлять установленные обязательные требования для данного вида товара. Качество бензина обязательно должно быть под­тверждено сертификатом качества, который соответствует требованиям Инструкции по контролю и обеспечению сохра­нения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродук­тообеспечения и Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и су­довому топливу, топливу для реактивных двигателей и топоч­ному мазуту». В связи с этим, предоставляется целесообраз­ным издание разъяснений соответствующими федеральными органами исполнительной власти с указанием, какие именно требования нормативных документов, ранее ими изданных яв­ляются обязательными, а какие добровольными.

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).