Консультация гражданского юриста онлайн

Гражданский юрист: услуги, консультации

Корпоративное управление акционерными обществами в условиях модернизации гражданского законодательства

МИФТАХОВА Айсылу Мансафовна
профессор кафедры гражданского права и процесса Нефтекамского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
ИСКУЖИН Ильвир Рамилевич

соискатель ученой степени кандидата юридических наук, г. Уфа
В настоящее время гражданское право Российской Федерации находится в стадии глубокого и радикального реформирования. В данной статье рассматриваются права акционеров на участие в управлении акционерными обществами в условиях трансформации гражданского права.

 Изменения, прописанные в законе, по своей сути но­сят многоступенчатый, постепенный характер, и некото­рые из них вступят в законную силу лишь к 2015 г. Однако по существу кардинальные преобразования в сфере граж­данского права и корпоративного управления начаты уже сегодня.

 

В частности, наиболее значительной переработке подвер­глись положения ГК РФ о юридических лицах, что однозначно повлекло принятие поправок в целый ряд законов, в том чис­ле о некоммерческих организациях, о банкротстве, о государ­ственной регистрации юридических лиц.


Наряду с существующим делением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, появилось деление юри­дических лиц с точки зрения организационной структуры на корпоративные организации (корпорации) и унитарные ор­ганизации. Участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управ­лении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранилось, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих.

Перестанут существовать некоторые из привычных ор­ганизационно-правовых форм юридических лиц, а именно: общества с дополнительной ответственностью и закрытые акционерные общества. Вводится новая категория - публич­ное акционерное общество. Публичным признается акци­онерное общество, акции которого и ценные бумаги, кон­вертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требо­вания (к размеру уставного капитала, ведению реестра ак­ционеров и т. д.).


Существенно увеличивается размер уставного капитала. Так, уставный капитал ООО будет составлять не менее 500 тыс. рублей (в настоящий момент - не менее 10 тыс. рублей), устав­ный капитал АО - не менее 5 млн рублей (в настоящий момент по общему правилу: для ЗАО - не менее 100 тыс. рублей, для ОАО - не менее 1 млн рублей), уставный капитал публичного акционерного общества - не менее 100 млн рублей. При этом оплачивать минимальный уставный капитал хозяйственного общества можно будет толь­ко деньгами и две трети до регистрации.

В целях защиты прав кредиторов предполагается запретить преобразование коммерческих организаций в некоммерческие. Помимо этого появляется запрет на реорганизацию хозяйствен­ных товариществ и обществ в некоммерческие и унитар­ные организации. Предпо­лагается разрешить реорга­низацию юридических лиц с одновременным сочетани­ем различных форм реор­ганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Очевидно, что данные изменения не только качественно трансформируют деятельность самих юридических лиц в РФ, но и скажутся на самом корпоративном управлении ими.


Стоит отметить, что закон теперь не предусматривает де­ление акционерных обществ на открытые и закрытые. В связи с этим исключаются существующие положения законодатель­ства, ограничивающие обращение акций закрытых обществ, в том числе положения о преимущественном праве приобрете­ния акций, отчуждаемых третьими лицами. Таким образом, акционеры всех акционерных обществ смогут свободно отчуж­дать свои акции без каких-либо ограничений.

Учитывая определение, содержащееся в Федеральном за­коне «О рынке ценных бумаг», публичными будут являться общества, акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых:

-    размещаются путем открытой подписки,

-    обращаются на торгах фондовых бирж и/или иных орга­низаторов торговли на рынке ценных бумаг,

-    обращаются путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.





Если первые два признака, используемые для определе­ния публичных обществ, не вызывают вопросов, то последний, на наш взгляд, требует дополнительного уточнения, посколь­ку способен вызвать на практике различные варианты его при­менения.

Акционерное общество, отвечающее любому из перечис­ленных выше критериев, признается публичным и обязано включить в свое наименование указание на свой публичный статус. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наиме­нование которых содержат указание на то, что общество яв­ляется публичным. Все остальные общества, не отвечающие перечисленным выше критериям, будут признаваться непу­бличными. Их наименование не должно содержать каких-ли­бо специальных оговорок.

Прежде всего, необходимо отметить, что основу тако­го деления составляет подход, в соответствии с которым для публичных компаний действуют жесткие требования к кор­поративному управлению, устанавливаемые законодатель­ством, тогда как компании, не вышедшие (и не планирующие выходить) на фондовый рынок, подчиняются более гибкому законодательству, предоставляющему акционерам широкую свободу договора и, следовательно, широкие возможности по модификации корпоративного управления в соответствии со стратегией развития бизнеса.


Публичное общество будет обязано раскрывать инфор­мацию, предусмотренную законодательством о ценных бума­гах. Ведение реестра акционеров и функции счетной комиссии в публичном обществе выполняются только независимым ре­гистратором. В публичном обществе в обязательном порядке должен быть создан наблюдательный совет, число членов ко­торого не может быть менее пяти. В публичном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Для публичных обществ, использующих откры­тую подписку на свои акции, законом об акционерных обще­ствах может быть установлен повышенный порог минималь­ного размера уставного капитала*.

Законопроект, с точки зрения сокращения обязанностей и императивных правил, значительно улучшает положение всех остальных, непубличных обществ. Так, законопроект на сегодняшний день не предусматривает обязанности для не­публичных обществ по раскрытию информации в той или иной форме. Законопроект отдает на усмотрение акционе­ров многие вопросы, связанные с управлением обществом. Так, например, непубличные общества могут отказаться от формирования ревизионной комиссии, передать директору функции наблюдательного совета, изменить установленный законом порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров и т. д.


В то же самое время законопроект осложняет жизнь не­которым обществам, устанавливая, что минимальный размер уставного капитала акционерного общества должен состав­лять не менее 100 тысяч рублей. Таким образом акционерные общества с меньшим размером уставного капитала должны будут привести его в соответствие с указанными требования­ми.

Законопроектом также вводятся ограничения на виды имущества, которым может быть оплачен уставный капитал. К ним относятся деньги, вещи, доли (акции), государственные и муниципальные облигации, а также интеллектуальные пра­ва и права по лицензионным договорам. Из перечня объектов, которыми можно оплачивать уставный капитал, исключены такие распространенные объекты, как векселя, облигации, права требования, арендные права и пр.

Еще одним осложняющим нововведением является уста­новленная законопроектом обязанность любого акционерного общества ежегодно привлекать аудитора для проверки и под­тверждения правильности годовой финансовой отчетности.


Важной новеллой являются правила об ответственности лиц, контролирующих акционерное общество. Если раньше такие лица несли ответственность только при банкротстве ак­ционерного общества, вызванном их действиями, и эта ответ­ственность являлась субсидиарной (дополнительной), то после вступления в силу рассматриваемых изменений контролиру­ющие лица будут нести ответственность по обязательствам ак­ционерного общества всегда, когда оно действовало во испол­нение их указаний, и такая ответственность будет солидарной.

При солидарной ответственности, в отличие от субсиди­арной, кредиторы вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в от­дельности, притом как в части долга, так и полностью. Под лицами, контролирующими акционерное общество, законо­проект понимает, например, акционеров, владеющих преоб­ладающим пакетом акций. Следует также отметить, что закон существенно затрудняет взаимное участие хозяйственных об­ществ в уставных капиталах друг друга (перекрестное владе­ние). Так, акционерное общество, подконтрольное контроли­рующему обществу, будет не вправе участвовать в управлении контролирующего общества, в том числе голосовать при при­нятии решений на общем собрании акционеров.

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).