Консультация гражданского юриста онлайн

Гражданский юрист: услуги, консультации

Пенсионное обеспечение военнослужащих

Российское государство уделяет особое внимание вопро­сам социальной защиты военнослужащих и членов их семей, поскольку выбирая военную службу, отличающуюся повы­шенными рисками для жизни и здоровья, военнослужащие должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость.

Российское государство уделяет особое внимание вопро­сам социальной защиты военнослужащих и членов их семей, поскольку выбирая военную службу, отличающуюся повы­шенными рисками для жизни и здоровья, военнослужащие должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость.

Отличительной чертой пенсионного обеспечения воен­нослужащих является то, что их пенсионное обеспечение регу­лируется разной правовой базой в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту).

Действительно, пенсии всех категорий военнослужащих относятся к государственному пенсионному обеспечению, целью которого является защита лиц от рисков материаль­ной необеспеченности в старости, в случае наступления инва­лидности и потери кормильца. Пенсионное обеспечение во­еннослужащих, как и пенсионное обеспечение гражданских лиц, служит защитой от этих рисков. Реализация социальных рисков здесь более вероятна в связи со спецификой военной службы.

Следует иметь в виду, что в военно-социальном законода­тельстве не случайно предусматривается ранний возраст (т.е. до достижения общегражданского возраста), что дает право военнослужащим получать пенсию по государственному пен­сионному обеспечению (тяготы военной службы, возможность военной травмы, стрессовой ситуации и т.д.). Специфика во­енной службы отражается и на членах семей военнослужащих (отдаленные гарнизоны, тяжелые климатические условия, от­сутствие рабочих мест и т.д.).

В существующей нормативной правовой базе нет четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии содержатся в общем определении пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Н. В. Тютюнов военной пенсией считает ежемесячную государственную де­нежную выплату, право на получение которой определяется согласно условиям и нормам, установленным в соответствую­щем законодательстве, которая «предоставляется военнослу­жащему при достижении им необходимой выслуги лет или наступлении инвалидности, а нетрудоспособным членам се­мьи в случае его гибели (если он был кормильцем), а также иных оснований, дающих право на получение такой пенсии, в целях компенсации утраченного заработка военнослужащего, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели военнослужащего, потери им здоровья, огра­ничений ряда его общепризнанных прав и свобод)». С точки зрения М. Ф. Гацко, это - «ежемесячные денежные выплаты строго установленному кругу лиц, социально-экономическая сущность которой выражается как в компенсации утраченно­го заработка военнослужащего (в рамках пенсионно образую­щей базы денежного довольствия) при его выходе на пенсию за выслугу лет или по инвалидности (или пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи военнос­лужащего в случае его смерти), так и компенсации трудностей и рисков военной службы, что предопределяет условия повышенного пенсионного содержания указанной категории лиц». Как видим, по сути, военная пенсия представляет собой, с од­ной стороны, компенсацию утраченного заработка военнослу­жащим (и членам их семей), а с другой, - компенсацию всех тягот и лишений военной службы, как то: повышенный риск гибели, потеря здоровья, ограничения общепризнанных прав и свобод, закрепленных в соответствующем законодательстве.

Правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих

Социальный риск, который подлежит компенсации в виде пенсионного обеспечения военнослужащего и членов его семьи, определяется как «вероятность материальной не­обеспеченности военнослужащего вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, прекращения военно-служебных отношений». Значит, государственное пен­сионное обеспечение военнослужащих является частью го­сударственного пенсионного обеспечения, представляющей собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с исчислением, назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим, и финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Надо сказать, что риск утраты жизни и здоровья военнос­лужащего имеет место и на службе по контракту, и на служ­бе по призыву. Однако военнослужащие по контракту имеют право на пенсию за выслугу лет и на пенсию по инвалидности; военнослужащие по призыву - на пенсию по инвалидности; члены семей всех категорий военнослужащих - на пенсию по потере кормильца.

Действующее законодательство, далекое от совершен­ства, весьма противоречиво по своему содержанию. Нередко такие противоречия наблюдаются при сопоставлении военно­го и общегражданского законодательств в рассматриваемой области. По ряду объективных и субъективных причин в на­стоящий момент отсутствует единая правовая основа, устанав­ливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих. Положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, разбросаны по разным зако­нам и подзаконным нормативным правовым актам. Это за­трудняет теоретическое осмысление этой проблемы и право­применительную практику.

Судам в ряде случаев приходиться разрешать споры, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих. За­частую в судебной практике возникают вопросы, связанные с назначением одновременно двух пенсий, на которые, во мно­гих случаях, имеют право военнослужащие. Примером может служить апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда. Так, П. Д. Белов обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ с вопро­сом о выплате одновременно трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, указав, что с 2010 г. он получает пен­сию по старости, а с 2003 г. является инвалидом 2-й группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период во­енной службы. В просьбе о назначении одновременно двух видов пенсии (по инвалидности и по старости) ему было не­обоснованно отказано. Однако он полагает, что имеет право на одновременное получение двух пенсий согласно п. 3 ст. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, П. Д. Белов в связи с установлением ему инвалидности по общему заболеванию, являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности. Позднее причина инвалидности была изме­нена - «заболевание получено в период военной службы». П. Д. Белов как лицо, достигшее возраста для назначения трудо­вой пенсии по старости, в соответствии с п. 4.1 ст. 19 Федераль­ного закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ без заявления был переведен на дан­ный вид пенсии, о чем был проинформирован надлежащим образом. Дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу об отсутствии у истца правовых оснований на получение одновременно двух пенсий и отклонил исковые требования в полном объеме. Суд правильно указал, что в действующем законодательстве разграничены такие виды за­болеваний, как «заболевание, полученное вследствие военной травмы», которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и «заболевание, полученное в период военной службы», не связанное с исполнением обя­занностей военной службы. И, как следствие, разграничены причины инвалидности в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инва­лидности влечет нетождественные правовые последствия.

Военная пенсия

В силу пункта 1 части 3 ст. 3 Федерального закона № 166- ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предостав­ляется гражданам, которые стали инвалидами из-за военной травмы. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности, установленная пп. 1 пункта 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. В то время как для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалид­ности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмо- трено[6]. Поскольку причиной инвалидности П. Д. Белова по­служило заболевание, полученное в период военной службы, а не вследствие военной травмы, требования обоснованно не удовлетворены судом (Решение Судебной коллегии по граж­данским делам Смоленского областного суда от 09.10.2013 г. по делу № 33-3906/2013).

Очень часто споры вызывает размер пенсии по случаю потери кормильца, т.к. по законодательству с 2002 г. он зави­сит от причины гибели военнослужащего.

Рассмотрим пример о праве вдовы ветерана подразде­ления особого риска, получающей пенсию по случаю потери кормильца, на одновременное получение двух пенсий. Л. П. Калагина обратилась в Новочебоксарский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (с учетом уточне­ний, поданных 19.03.2013 г.) с просьбой о признании за ней права на получение двух пенсий - пенсии по случаю потери кормильца - Б., погибшего от военной травмы (п. 4 ст. 15 За­кона РФ № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспе­чении») и трудовой пенсии по старости. Б. с мая 1951 г. по ноябрь 1954 г. проходил военную службу по призыву в рядах Советской армии, в ходе которой участвовал в испытании ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, занимаясь строительством объектов. С 1996 г. он был признан ветераном подразделений особого риска и приобрел право на социальную защиту согласно Закону РСФСР «О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а 20.11.2009 г. он умер. Было установлено, что причина смерти Б. связа­на с воздействием радиационных факторов при непосред­ственном участии в действиях подразделений особого риска. Однако Л. П. Калагиной в назначении двух пенсий было от­казано. Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам. Согласно Закону РФ №166-ФЗ вдовы военнослужащих, которые погибли во время прохож­дения военной службы по призыву из-за военной травмы, не вступившие в новый брак, имеют право на получение одно­временно двух пенсий. Б. как лицо, подвергшееся радиации, являлся ветераном подразделений особого риска и получа­телем ежегодных компенсационных выплат, в т.ч. ежегодной компенсации за вред здоровью и компенсации на приобре­тение продовольственных товаров, что свидетельствует о том, что он при жизни приобрел статус лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием. В 2001 г. ему была назначена II группа инвалидности по «обще­му заболеванию». Несмотря на наличие удостоверения вете­рана подразделений особого риска, его документы не были направлены в медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, что лишило его возможности при жизни подтвердить связь за­болевания, приведшего к инвалидности, с воздействием нега­тивных факторов при несении службы в подразделениях осо­бого риска. Вместе с тем, согласно выпискам из медицинских карт и истории болезни, он умер по причине заболевания, связанного с воздействием радиационных факторов при не­посредственном участии в действиях подразделений особого риска. Значит, Л. П. Калагина, как вдова военнослужащего, погибшего во время прохождения военной службы по при­зыву из-за военной травмы, не вступившая в новый брак, вправе получать одновременно две пенсии - трудовую пен­сию по старости и пенсию по потере кормильца (Решение Новочебоксарского городского суда ЧР по делу № 2-224-13 от 27 мая 2013 г.).

Рассмотрим другой пример. Н. С. Воронова обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что получала вто­рую пенсию по потере кормильца, т.к. является матерью В., погибшего 24.02.1983 г. в период прохождения действитель­ной военной службы в результате неосторожного обращения с оружием. До февраля 2006 г. пенсия по потере кормильца выплачивалась Н. С. Вороновой в размере 200% базовой части трудовой пенсии, с февраля размер данной пенсии был умень­шен до 150%. В качестве основания уменьшения пенсии долж­ностные лица отдела Пенсионного фонда РФ Акшинского рай­она Читинской области указали на то, что в представленном ранее документе, подтверждающем факт гибели сына истицы, отмечено, что он погиб при прохождении действительной во­енной службы и отсутствует формулировка «при исполнении обязанностей военной службы». Суд пришел к следующим выводам. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» раз­меры пенсий по случаю потери кормильца рассматриваемой категории граждан зависят от причины гибели (смерти) воен­нослужащего. Если гибель военнослужащего связана с воен­ной травмой, то нетрудоспособным членам его семьи пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в более высо­ком размере, чем это предусмотрено в случае смерти военнос­лужащего вследствие заболевания, полученного в период во­енной службы. Но согласно ст. 3 этого Закона во всех случаях родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеют право на одновременное получе­ние двух пенсий. При этом если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих одновременно две пенсии, - сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающейся по нормам Закона № 166-ФЗ, пенсия, назначенная согласно этому Закону, выплачивается в прежнем, более высоком размере. При таких обстоятельствах суд принял решение исковые требования истца - Н. С. Воро­новой удовлетворить в полном объеме (Решение Агинского районного суда Забайкальского края по делу № 2-133 (2012) от 20.02.2012 г.).

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Целый ряд аспектов пенсионного обеспечения военнослу­жащих нуждается в совершенствовании. С этой целью следует сформировать единую правовую основу, устанавливающую назначение и выплату пенсий разным категориям военнослу­жащих.

В улучшении нуждается не только данное пенсионное обеспечение, но и система государственного пенсионного обе­спечения в целом. В частности, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, постро­енную на общих принципах формирования и функционирования.

В связи с изменением приоритетов в стране необходимо постоянное обновление как нормативной правовой базы, так и отношения к новым, изменившимся условиям.

Еще один принципиальный момент - это закрепление в законодательстве четкого определения военной пенсии, что целесообразно отразить в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служ­бу».

МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права юридического института Дагестанского государственного университета

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).