Любое развитое государство в цивилизованном мире должно всегда бороться за здоровье своей нации. Это означает, что первостепенными задачами внутренней политики государства должны быть:
- развитие экономической деятельности, позволяющей решать вопросы поддержания благосостояния населения на уровне, не вызывающем напряженности в отношениях между властными структурами и ее основной массой;
- создание условий для обеспечения продовольственной безопасности населения, которая непосредственно связана с охраной его здоровья;
- решение жилищных проблем населения и удовлетворенность оказанием услуг основной его массе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- решение проблем удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах в форматах организации лекарственной безопасности и независимости от поставщиков из других стран, активизирующихся на санкциях в отношении любой страны;
- развитие системы профилактики и лечения заболеваний с целью сохранения и укрепления здоровья населения и т.д.
Опыты функционирования систем здравоохранения в отдельных социально развитых странах демонстрируют нам высокий уровень их организации, а в менее развитых - массу нерешенных вопросов даже в оказании первичной медицинской помощи.
Во многих государствах имеются как учреждения бесплатного оказания медицинских услуг, так и частных медицинских учреждений, которые те же услуги оказывают за определенное вознаграждение.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: К ВОПРОСУ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
В России реализуется системный комплекс мер, направленный на содействие населению в охране здоровья. Из средств массовой информации становится известным об огромном комплексе проблем, связанных с организацией оказания медицинской помощи населению, особенно в регионах и конкретно в сельских населенных пунктах. В то же время из указанных источников нам становятся известны факты, связанные с развитием перинатальных центров, оказанием паллиативной медицинской помощи, внедрением современных технических средств диагностики и т.д. При этом, на наш взгляд, идет процесс активного наращивания усилий по оказанию платных медицинских услуг. Можно в любой поликлинике региона найти обширный перечень объявлений об оказании платных услуг со всеми видами и расценками. Однако, развитие законодательства в данном направлении, порой, идет крайне медленно и не успевает за реалиями совершенствования деятельности и необходимости его упорядочения нормативно-правовым регулированием, вследствие чего, его пробелы пытаются урегулировать ресурсами ведомственных нормативных правовых актов, то есть приказами и распоряжениями. В связи с такими условиями видится необходимость анализа развития предпринимательства в сфере оказания возмездных медицинских услуг в рамках системы здравоохранения России.
Качество медицинского обслуживания в Российской Федерации, по мнению большинства россиян не соответствует тому уровню, который позволит быстро и хорошо удовлетворять потребности населения в стране в данной сфере. Этот факт заставляет граждан все больше и больше обращаться в частные медицинские учреждения, которые представляют услуги естественно на коммерческой основе.
Для исследования вопросов оказания платных медицинских услуг необходимо сразу разграничить такие два понятия как частная медицина и платная. Это не совсем одно и тоже. Различие кроется в том, что первая в полной мере зиждется на собственных возможностях и ресурсах, когда вторая, оказывая медицинские услуги, использует в своей деятельности различные материалы и техническое оборудование государственных учреждений в области здравоохранения.
Необходимо отметить, что в 90-ые годы появились предпосылки для возникновения платных медицинских услуг в нашем государстве. Одной из таких причин, безусловно, является возможность врачей открыть свой собственный бизнес в сфере медицины и представлять услуги на коммерческой основе. Ведь надо понимать, что доходы медицинских работников в государственных учреждениях традиционно оставляют желать лучшего, а уж в конце XX века и тем более. При этом нельзя упускать из вида тот факт, что часть государственных медицинских учреждений также имеет возможность использовать рыночные инструменты в форме предоставления медицинских услуг на коммерческой основе. Это позволяет персоналу остаться в очень нужной для страны профессии и сохраняет возможности для дальнейшего роста и самореализозации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Ещё одной причин появления платных медицинских услуг является тот факт, что в стране становится все больше и больше платежеспособных пациентов, которые заинтересованы в быстром и качественном предоставлении медицинских услуг. Ни для кого не является секретом, что система здравоохранения рассчитана на средние показатели и усредненные стандарты медицинского обслуживания. Такое положение было унаследовано от советской системы здравоохранения. При этом нельзя не сказать, что хорошо обеспеченный клиент желает особого отношения к себе и требует высокого качества услуги, за которое он готов выложить крупную сумму денег. В последнее время также отмечается радикальное изменение отношения населения к медицине на коммерческой основе.
Все это позволяет сделать вывод о том, что для таких высокообеспеченных граждан главным критерием посещения медицинского учреждения является именно эффективность лечения, а иногда и её конфиденциальность, что ещё раз позволяет утверждать о необходимости масштабного появления медицинских услуг коммерческого характера.
Дополнить список причин появления частных медицинских учреждений позволяет проблема низкого государственного обеспечения денежными средствами всей системы отечественного здравоохранения. Изначально, чтобы организации системы здравоохранения сделать доходными и одновременно прибыльными, требуются большие денежные вложения, потому что материально-техническое оснащения современных медицинских учреждений должно соответствовать имеющимся требованиям и стандартам. Обратим внимание на самые обычные для пациентов установленные в государственных поликлиниках правила: иметь полностью свой расходный материал при приходе на прием к врачу (бахилы, перчатки, салфетки, подстилки, шприцы, лекарства и т.д.). Хочется отметить, что этот вопрос регламентирован требованиями п.13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», который гласит: при проведении лечебно-диагностических манипуляций как в условиях стационарного, так и поликлинического приема пациент должен обеспечиваться индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пелёнки, салфетки, бахилы).
Следующая причина появления частных медицинских услуг основывается на том факте, что проблемы прежней системы здравоохранения, которая обусловлена кризисом 90-ых годов не позволили качественно и быстро лечить людей. Это связано с тем, что в нашей стране в конце XX века из-за не знания особенностей новой экономической конъюнктуры огромное количество граждан не смогло себя найти в жизни, что привело к обострению социальной обстановки, которая, в свою очередь, спровоцировала увеличение смертности и ухудшение здоровья граждан. Так, например, не утешительная ситуация в сфере онкозаболеваний. Если проанализировать данные последнего десятилетия, то количество онко больных в России выросло. В 2018 году в России было зарегистрировано 3,76 млн. пациентов с онкологическими заболеваниями, а с 2008-го заболеваемость раком выросла на 23,7%. Об этом рассказал внештатный онколог Министерства здравоохранения, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии, академик РАН Андрей Каприн. Ситуация с сердечнососудистыми заболеваниями не такая удручающая, но тем не менее по мировым данным России является одним из лидеров по количеству смертей от данного вида заболеваний. Все это наглядно доказывает, что без частных медицинских учреждений выправлять ситуацию придется очень долго, потому что государственные медицинские учреждения находятся под очень большой нагрузкой, что пагубно сказывается на здоровье и долголетии граждан.
Оценка рынка медицинских услуг в Российской Федерации имеет весьма специфическую особенность. Она заключается в том, что в мировой практике частная медицина должна быть разграничена с государственной. Пока это выражается только в получении лицензий медицинским учреждениям. Этот факт порождает конкуренцию только между разными частными медицинскими и не вовлекает в соперничество государственные учреждения. Такое обстоятельство не создает предпосылок для развития качества предоставления услуг казенными медицинскими учреждениями. Отсутствие плодородной почвы для конкуренции между государственными и частным медицинскими структурами не заставляет прилагать особых усилий для борьбы за клиента. Частные учреждения прекрасно понимают, что клиент к ним все равно придет, не найдя удовлетворения своих потребностей, например, в квалифицированных специалистах узкой направленности в государственных больницах. Согласно этому не решается основная проблема здравоохранения, то есть быстрая и качественная помощь гражданам. Поэтому приходится уповать, на этику и нравственность врачей работающих на коммерческой основе, хотя стоимость десятиминутного приема - консультации в зависимости от специалиста уже на начало 2020 года в частных клиниках составляет от одной до нескольких тысяч рублей.
Исходя из результатов исследований большинства зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что максимальное качество предоставления медицинских услуг их населению при доступных ценах достигается только при сочетании государственного и частного секторов в медицине.
Затрагивая особенности рынка частных медицинских учреждений нельзя не обратить внимания на достаточное большое и весомое количество проблем, возникающих в этой сфере народного хозяйства.
Первой такой проблемой является выбор гражданскоправовой формы организации частного медицинского учреждения. Сфера медицины является ответственной, ведь на кону стоит здоровье пациента, а в некоторых случаях и сама жизнь. Этот факт, безусловно, является сдерживающим для предпринимателей, и провоцирует открывать именно общество с ограниченной ответственностью, чтобы минимизировать свои риски, что в свою очередь может привести к обесцениванию качества предоставляемых услуг. Также необходимо понимать, что требования, которые применяются к ООО заметно меньше, чем к другим организационно-правовым формам.
Другой проблемой является завышенные цены, по которым отпускаются медицинские услуги. Предприниматель всегда стремится увеличить свою прибыль и, поэтому поднимает цену. Этому сопутствует и отсутствие единой системы тарифов за оказанные медицинские услуги для частной медицины. И, поскольку пациент не знает какая цена на конкретную услугу является справедливой, возникает соблазн ее повысить либо при оказании услуги добавить другую, за счет чего увеличить оплату.
Также можно выделить проблему, касающуюся этической стороны вопроса предоставления платных медицинских услуг. У пациентов зачастую возникают вопросы врачам частной практики по вопросу приобретения более доступных лекарственных средств. У предпринимателей главной мотивацией может вполне являться не решение таких вопросов, а высокая стоимость применяемых препаратов, что создает плодородную почву для спекуляций и обмана населения.
Выявляя проблемы нельзя игнорировать неизбежные плюсы, которые несет в себе платная медицина. Фундаментальной положительной чертой в этой сфере является быстрота, качество и минимальное количество административных препятствий (отсутствие очередей, бюрократических барьеров и др.).
Ещё одним положительным моментом является, то, что многие данные учреждения имеют очень узкую специализацию, а это позволяют предпринимателю максимально глубоко в отличие от широкопрофильных государственных учреждений знать суть той сферы, в которой они квалифицированы и профессионализированы.
Также очень важным является полная анонимность и конфиденциальность, которую не в полной мере могут гарантировать государственные учреждения здравоохранения. Ведь пациент с пикантной проблемой не всегда в состоянии доверить себя бездушной системе государственного медицинского обслуживания.
Систему частной медицины в нашей стране необходимо последовательно развивать, используя при этом зарубежный и отечественный опыт, достижения науки и техники, предложения известных медицинских высших учебных заведений и отдельных ученых, чьи достижения составили им заслуженный авторитет среди населения страны.
Имеющееся нормативно-правовое регулирования функционирования лечебных учреждений, относящихся к частной медицинской практике, необходимо особенно в период его становления и активного развития периодически пересматривать, т.к. совершенствование реальной практики ее ведения (а практика очень часто развивается быстрее) требует того, чтобы этот процесс имел место.
Необходимо развивать и модифицировать и систему оказания бесплатной государственной медицинской помощи. Здесь необходимо продумывать вопросы, возможно, не как в Израиле - организовывать оказание медицинской помощи путем внесения частичной оплаты представителями различных категорий населения в четыре кассы, но продумать возможные варианты частичного софинансирования, что позволит все же решить проблему эффективности организации оказания медицинской помощи населению, по- видимому, следует.
Если для государства оказание медицинской помощи социально уязвимым слоям населения - это такое тяжелое бремя, то думается разумный подход к совместному финансированию, сопряженному с разумным применением введенной законодательством шкалы прогрессивного налогообложения на бизнес, вполне позволил бы решению указанного вопроса. Наступило время, когда необходимо активно искать возможные модели оказания населению качественной медицинской помощи. И среди вопросов, требующих своего решения, напрашивается предложение о необходимости участия государства в финансировании, как государственной системы здравоохранения, так и системы частной медицины. Здесь возможны различные формы кредитования, выдача ссуд и реализация других форм, предусматривающих в последующем возврат денежных средств, но создание системы оказания высокого уровня медицинской помощи населению должен быть решен.
Одним из важнейших направлений по развитию частной медицины является дальнейшее развитие такого института гражданского общества как общероссийской ассоциации врачей частной практики в России. Указанная структура призвана решать проблемы правовой защиты субъектов частной медицинской практики, также затрагиваются вопросы этики. Это организация во многом призвана уравнять в возможностях государственную систему здравоохранения с частной, так как государство в этой сфере, по сути, монополист, является структурой, устанавливающей правила, да и ещё и контролирующий все процессы и наказывающий за невыполнения тех или иных требований. Необходимо обеспечить, чтобы подобные институты гражданского общества могли осуществлять экспертизу нормативно правовых актов в сфере здравоохранения. Это необходимо для прозрачности законодательства и для ликвидации плодородной нормативной базы позволяющей спекулировать на рынке медицинских услуг. От этой меры выиграют все игроки в сфере медицины и, самое главное, выиграет пациент. С помощью подобных институтов гражданского общества также можно будет добиться конкурентных с цен в сфере здравоохранения.
Эффективным способом контроля и одновременно повышения качества платных медицинских услуг будет являться внедрение так называемых сертификационных регистров частных специалистов. Эта мера будет способствовать продвижению высококвалифицированных специалистов и тем самым улучшит качество предоставляемых услуг. При этом будет происходить выдавливание некомпетентных лиц с данного рынка.
Также для развития частной системы здравоохранения необходимо создать действенные механизмы по беспрепятственному получению частными организациями лицензий в срок и при этом обеспечить выдачу данных разрешений только компетентным организациям, доказавшим свой профессионализм на медицинском рынке.
К сожалению, большинство людей в России, относится к бизнесу в сфере здравоохранения как к способу «выкачки денег и шарлатанству». Именно поэтому особо важным элементов развития частных медицинских организаций будет являться создание реального доверия населения к таким структурам.
Во всех субъектах РФ необходимо иметь независимые медико-экспертные структуры, состоящие из квалифицированных врачей для того, чтобы содействовать разрешению конфликтов, возникающих в сфере оказания медицинских услуг (помощи) между клиентами и структурами, медицинскими работниками, оказавшими ее неквалифицированным образом.
Также важным является вопрос подготовки юридических кадров для оказания правовой помощи в области предоставления медицинских услуг и предоставления медицинской помощи. Речь идет о защите интересов, как граждан, так и юридических лиц, специализирующихся на оказании специализированной медицинской помощи.
Таким образом, развитие системы частного здравоохранения, оказания платной и бесплатной медицинской помощи населению, которое может быть оказано в системе деятельности частных медицинских клиник, индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность, потребует дальнейшего поиска новых форм организации их деятельности и правового регулирования.
АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
ИВЛИЕВ Павел Валентинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России