Консультация гражданского юриста онлайн

Гражданский юрист: услуги, консультации

Право на нетрадиционные сексуальные отношения как составная часть института права на частную жизнь. Правовое регулирование в России и за рубежом

КРОТОВ Андрей Владиславович
кандидат юридических наук, докторант Южного Федерального университета
В статье освещаются вопросы правового регулирования традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, дискриминации в зависимости от сексуальной ориентации человека, пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, нарушения права на информацию и частную жизнь. Анализируются актуальные постановления Конституционного и Верховного Суда РФ в части регулирования права на частную жизнь, постановления Европейского суда по правам человека, правовое регулирование нетрадиционных сексуальных отношений в Германии и Франции, тенденции развития российского законодательства.

Жизнь человека в современном обществе отличается повы­шенной динамичностью и многогранностью.

Каждый человек ежедневно решает задачи, которые ста­вит перед ним жизнь, участвует в физических и психических процессах, посредством которых реализует свое отношение к окружающему его миру, другим людям.

Но какова бы индивидуальна ни была жизнь каждой лич­ности, как бы ни влияли на нее исторические, экономические и прочие факторы, в жизни каждого человека присутствуют такие явления, как семья, любовь, секс.

При этом любовь, секс и семья создают прочный симбиоз, где разделение этих процессов практически невозможно.


Именно наличие в жизни людей любви и секса является основной причиной создания семьи и, как следствия, наличия новой, созданной людьми формы частной жизни.

В этом симбиозе сексуальные отношения являются неотъ­емлемой частью частной жизни человека, одной из состав­ляющих семьи (под семьей понимается частная жизнь двух партнеров, образованная как симбиоз частной жизни индиви­дуализированных субъектов).

Создание же семьи предопределено психикой человека, в семье человек во многом удовлетворяет свои бытовые, пси­хологические, физиологические и личностные потребности.

Создать семью невозможно без использования прав, входя­щих в институт права на частную жизнь, которые позволяют на начальном этапе путем развития отношений (в том числе путем распространения информации о сексуальных предпо­чтениях и прочего) найти партнера и далее создать с этим партнером определенную обособленность от общества, кото­рая всегда существует в семье, достигнув таким образом цели частной жизни, выражающейся в конечном обособлении от со­циума.

 

Конституционные нормы, предполагающие гарантирован­ность равенства прав и свобод независимо от пола, убеждений и иных обстоятельств, равенство прав и свобод мужчин и жен­щин, право на неприкосновенность частной жизни и защиту семьи в современном российском обществе не стали, к сожале­нию, преградой для дискриминации человека в зависимости от его сексуальной ориентации.

В 2013 г. в РФ впервые федеральным нормативно-правовым актом был закреплен ущербный статус нетрадиционных сек­суальных отношений, указано на их социальную неравноцен­ность, что, соответственно, влечет за собой нарушение прин­ципа равенства прав и свобод человека, вторжение в частную жизнь, дискриминацию при пользовании правами и свобо­дами.

Принятию указанного Федерального закона предшество­вал ряд судебных постановлений, нормативно-правовых актов субъектов РФ, регулирующих пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

В 2010 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности ст. 4 Закона Рязанской области от 3 апре­ля 2006 г. № 41-ОЗ «О защите нравственности детей в Рязан­ской области», согласно которой публичные действия, на­правленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства), не допускаются, и ст. 3.10 Закона Рязанской области от 4 декабря 2008 г. № 182-ОЗ «Об административных правонарушениях», согласно которой публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства) среди несовершеннолетних влекут администра­тивную ответственность в виде штрафа.


Конституционный Суд, определив пропаганду как дея­тельность по целенаправленному и бесконтрольному распро­странению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформиро­вать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений среди лиц, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, вынес решение, что запрет такой пропаганды не может рассматриваться как на­рушающий конституционные права граждан.

При этом такой запрет, по факту ограничивающий ст. 29 Конституции РФ, оправдывается п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 38 Конституции РФ.

C мнением Конституционного Cуда России согласился Вер­ховный Cуд в определении от 15 августа 2012 г.

После вынесения вышеуказанных судебных постановлений и был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О внесении из­менений в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от ин­формации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и от­дельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 29 июня 2013 г., в соот­ветствии с которым органы государственной власти обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропа­гандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (ст. 14), при этом под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет (ст. 1 ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).


Под пропагандой предлагается понимать «распростра­нение информации, направленной на формирование у не­совершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности тра­диционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям (ст. 6.12)».

Анализ содержания перечисленных судебных постанов­лений и положений федерального закона позволяет сделать следующие выводы:

1. Традиционные и нетрадиционные сексуальные отноше­ния в РФ не равноценны;

2. Нетрадиционные сексуальные отношения порицаются обществом.

С двумя вышеперечисленными пунктами все достаточно ясно, явно устанавливается дискриминация по признакам пола, сексуальных убеждений, равноправия мужчины и жен­щины.

Причем такая дискриминация реализуется также путем вторжения в частную жизнь человека.

То есть первично нарушение права на уважение частной жизни лица, и далее, при обладании информацией о частной жизни лица, происходит ограничение его прав в виде дис­криминации по признакам пола, сексуальных предпочтений и пр.

3. Непосредственно запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений предполагает под собой отдельный ряд нарушений прав и свобод человека.


Положения Федерального закона № 135-ФЗ в большей сте­пени дублируют Постановление Конституционного Суда РФ относительно запрета пропаганды равноценности традици­онных и нетрадиционных сексуальных отношений (брачных отношений), однако предлагают более широкую трактовку понятия пропаганды.

Наиболее существенно в данном случае нарушаются ин­формационные права, установленные п. 4 ст. 29 Конституции РФ, путем установления запрета на распространение инфор­мации.

Такой запрет оправдывается положениями п. 3 ст. 55 Кон­ституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Соответственно, распространение информации, учиты­вая содержание Конституции РФ, ограничено в целях защиты нравственности, здоровья и прав несовершеннолетних.

Однако в данном случае ограничением подвергнуты не только информационные права, указанные в п. 4 ст. 29 Кон­ституции РФ.


Запрет введен на распространение информации, направ­ленной на формирование определенных установок, фактиче­ски — мнения несовершеннолетнего.

Путем такого запрета должно создаться определенное убеждение, мнение, мысли о негативности нетрадиционных сексуальных отношений, индивид лишен в данном случае пра­ва выбора, оно навязано ему извне, чем нарушаются пункты 1, 3 ст. 29 Конституции РФ.

Термин «навязывание», употребляемый в ФЗ № 135-ФЗ от 29 июня 2013 г., вообще является не юридическим, «навя­зать» — значит принудить, заставить (Толковый словарь Оже­гова).

Соответственно, один из видов пропаганды — это принуж­дение информацией?

Любая правовая норма имеет в себе ценность в ее прак­тической реализации с учетом интересов общества, при сба­лансированном влиянии на систему прав и свобод человека, таком влиянии, где ее применение не вызовет неоправданного ограничения прав и свобод индивидуума.

Забота о нравственности и духовном развитии несовершен­нолетних — нужное и очень важное дело в любом обществе, од­нако не является ли истерия в отношении запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений непропорциональ­ными мерами в данном случае?


Трактовка положений ФЗ № 135-ФЗ от 29 июня 2013 г. по­зволяет запретить распространение любой информации о не­традиционных сексуальных отношениях, причем не только распространение, но и ее передачу.

Понятие пропаганды при этом в ФЗ № 135-ФЗ от 29 июня 2013 г. подразумевает под собой при квалификации распро­странения информации в качестве деликта не результаты та­кого распространения, а лишь его потенциальные возмож­ности.

То есть не важен конечный результат, сформировала ли информация у несовершеннолетнего нетрадиционные сексу­альные установки, или же послужила формированию у него мнения о социальной равноценности традиционных и нетра­диционных сексуальных отношений, важна ее направленность при распространении, то есть та цель, которую ставил перед собой субъект, распространивший информацию.

Более того, если субъект передал, а не распространил ин­формацию, и этим вызвал у субъекта (несовершеннолетнего), принимающего информацию, интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям, то в данном случае в его действиях также будет присутствовать состав административного право­нарушения.


Таким образом, под запрет поставлены любые публичные обсуждения темы нетрадиционных отношений, так как в лю­бом споре существуют как минимум два противоположных мнения, и отсутствует гарантия того, что информация о равно­ценности нетрадиционных сексуальных отношений не будет получена несовершеннолетним и не повлечет формирования у него определенного мнения по дискутируемому вопросу.

Относится введенный запрет также и к ст. 31 Конституции РФ, где установлено право на собрание, митинги, демонстра­ции, шествия.

Нельзя, например, провести шествие, выражая мнение о равноценности традиционных и нетрадиционных сексу­альных отношений, и не нарушить при этом закон, так как такое шествие в любом случае влечет за собой публичное распространение информации, которая может повлечь соз­дание определенного мнения у несовершеннолетнего, что запрещено.

Не следует забывать, что право на частную жизнь реали­зуется не только путем создания определенного обособления, но также и путем развития отношений, причем эти действия не исключают, а дополняют друг друга.


Невозможно создать уединение в соответствии с предпо­чтениями определенного субъекта, не развивая отношения, как путем создания контактов с новыми людьми, так и путем ограничения контактов, что в совокупности составляет разви­тие отношений.

Введенные федеральным законом ограничения, подкре­пленные рядом национальных судебных решений, обосновыва­ются, в том числе, положениями норм международного права, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако такое обоснование в большинстве своем является лишь трактовкой международных нормативно-правовых актов в определенных субъективных интересах, действуя в угоду по­литическим целям.

Как совершенно верно заметил К. Н. Коротеев, «Конститу­ционный Суд РФ использует Конвенцию (о защите прав чело­века и основных свобод) для обоснования ограничений прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конститу­цией РФ, двумя основными способами: он толкует конституци­онные права таким образом, что ими не гарантируется больше прав, чем Конвенцией, и пытается со ссылкой на Конвенцию обосновать не обосновываемое практикой Европейского суда.


Использование Конституционным Судом РФ ссылок на Ев­ропейскую конвенцию принимает наиболее спорные формы, когда он цитирует многочисленные решения страсбургских су­дей с целью обоснования таких ограничений прав и свобод, ко­торые не могли бы быть обоснованы по смыслу Конвенции».

В этой связи необходимо обратить внимание на поло­жения Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный кон­ституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации"».

Внесенные указанным Федеральным законом изменения в ст. 101 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ установили сле­дующее: «Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указан­ном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона. Суд при пересмотре в случаях, установленных процес­суальным законодательством, дела в связи с принятием меж­государственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации, обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого закона».


Соответственно, Конституционный Суд, действуя по запро­су соответствующего суда, может сделать вывод о конституци­онности спорного закона, несмотря на решение Европейского суда по правам человека о нарушении проверяемым законом прав и свобод человека, что фактически нивелирует положения статей 15, 17 Конституции РФ в отношении действия на тер­ритории России норм международного права и положений международных договоров.

Закономерным развитием указанного Федерального закона стало принятие Постановления Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. № 24-П9, в котором Конституционный Суд дискретные полномочия в части проверки соответствия положений внутригосударственных законов по отношению к Конституции РФ оставил целиком за собой, проверка же ма­териалов конкретного дела положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплена за Европейским судом по правам человека.

Учитывая содержание принятых в последнее время Поста­новлений Конституционного суда РФ, внесенные изменения в ряд федеральных законов, достаточно фантасмагоричным вы­глядит тезис о том, что «...права и свободы человека и гражда­нина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, — это, по существу, те же права и свободы, которые признаны Конвенцией о защите прав человека и основных свобод».



При этом такая идентичность следует и из разных понятий основных прав и свобод (в том числе права на частную жизнь), из разной судебной практики, более того, даже содержание компетенции Европейского суда по правам человека факти­чески в настоящее время отличается.

Несмотря на такую «идентичность», суды общей юрисдик­ции в случае расхождения мнений Конституционного Суда и Европейского суда по правам человека не должны самостоя­тельно применять положения решений Европейского суда, они обращаются в Конституционный Суд РФ, который и выносит окончательное решение по этому вопросу. О каком же верхо­венстве международного права в России можно говорить?

Пропаганда по своему содержанию — это в любом случае высказывание определенного мнения, распространение или передача информации, то есть реализация конституционных прав, закрепленных ст. 29 Конституции РФ.

Следует не запрещать пропаганду нетрадиционных сек­суальных отношений, а разъяснять причины и последствия нетрадиционных сексуальных отношений, предоставив самому субъекту, принимающему информацию, возможность сделать выбор и сформировать окончательное мнение.



Поощрение запрета на распространение информации о не­традиционных сексуальных отношениях, убеждение общества в их ущербности с помощью законодательных актов приводит к росту гомофобии в России.

При этом гомофобия в настоящее время рассматривает­ся в одном ряду с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом, эти явления не только не поощряются в мире, во многих странах за такие действия предусмотрена уголов­ная ответственность (Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе»)10.

Особую тревогу вызывает отрицание в российском обще­стве того, что у людей нетрадиционной сексуальной ориента­ции также существуют права и свободы, которые нивелируют­ся на фоне возросшей гомофобии.

Российское общество забыло о том, что запрет на рас­пространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях среди несовершеннолетних не влечет за собой отсутствия гомосексуалистов и лесбиянок среди молодого по­коления, не упраздняет их проблемы.



Европейское общество имеет диаметрально противополож­ное отношение к нетрадиционным сексуальным отношениям по сравнению с воззрениями российских законодателей.

Не случайно Министерство здравоохранения Германии провело рекламную кампанию под лозунгом «Любовь заслу­живает уважения».

Регулирование нетрадиционных сексуальных отношений в Европе осуществляет специальная группа прав, позволяющая лицам нетрадиционной сексуальной ориентации осуществлять полноценную жизнь, пользуясь всем спектром общепризнан­ных мировых прав и свобод.

При этом такая группа прав требует более внимательного изучения.

В Германии вопрос оформления отношений лицами не­традиционной сексуальной ориентации регулируется законом «О зарегистрированном партнерстве» от 2001 г., рядом судеб­ных решений, подзаконными актами.

Федеральный Конституционный суд Германии в решении от 19 февраля 2013 г. постановил, что «семья (право на семью) также защищает фундаментальное право однополых партне­ров и их детей, при условии, что такая семья носит постоянный характер и является частью общества».



Закон о зарегистрированном партнерстве от 2001 г. пре­доставил лицам нетрадиционной сексуальной ориентации возможность юридически оформлять свои отношения путем заключения пожизненного партнерства. Партнеры признают­ся родственниками, они обязаны заботиться друг о друге, как морально, так и материально, а также проживать совместно, они имеют право на общую фамилию.

Если лицо состоит в пожизненном партнерстве, то это является запретом на заключение брака, отказом в правах на имущество, содержание, наследование, партнеры уравнены с супругами, а сделка, совершенная одним из партнеров в об­щих интересах, порождает права и обязанности и для другого супруга. В то же время ряд ограничений предусмотрен в связи с возможностью партнеров усыновить детей.

Отношения в Германии к лицам нетрадиционной сексу­альной ориентации в полной мере характеризуются слова­ми пресс-секретаря правительства Ш. Зайберта: «Мы живем в стране, где никто не должен бояться признать свою сексуаль­ную ориентацию только из-за страха нетерпимости».

Сходное гражданское партнерство существует также и во Франции.


В соответствии с определением, данным законом от 1999 г., «гражданское партнерство является соглашением, заключен­ным двумя совершеннолетними физическими лицами разного или одного и того же пола с целью устройства совместной жизни».

Законом урегулирован порядок заключения такого пар­тнерства с обязательной регистрацией в канцелярии суда по месту жительства одной из сторон. Лица, заключающие договор о гражданском партнерстве, должны оказывать друг другу моральную и материальную помощь, характер и размер которых определяются договором. Закреплена солидарная ответственность по обязательствам перед третьими лицами по семейным долгам и пр. Также установлена возможность в одностороннем порядке расторгнуть заключенное соглаше­ние, внести изменения в его условия.

К сожалению, в Российской Федерации с учетом современ­ных правовых и политических реалий ожидать принятия ана­логичного законодательства, предоставляющего возможность создание гражданского партнерства, не приходится.



Учитывая содержание международных нормативно-пра­вовых актов, практику международных судов, следует сде­лать вывод о том, что каждый человек имеет право не только не скрывать информацию о его частной жизни (включая не­традиционную сексуальную ориентацию), но и распространять такую информацию, в том числе в виде пропаганды, что явля­ется в том числе одной из форм реализации права на частную жизнь.

Допуская отрицательную реакцию современного россий­ского общества на законодательное закрепление равноценно­сти традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, нецелесообразно настаивать на такой формулировке нацио­нального закона, однако в целях недопущения дискриминации, соблюдения права на уважение частной жизни, необходимо исключить из российского законодательства утверждения о не­равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, отменив также запрет на пропаганду нетрадици­онных сексуальных отношений.

Осуществление защиты несовершеннолетних от информа­ции, которая может повлиять на их физическое или психиче­ское здоровье (негативной информации), возможно совершен­но иными способами.

При этом нравственное и духовное развитие ребенка, вни­мание на которое обратил Конституционный Суд РФ в опре­делении от 19 января 2010 № 151-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алексеева Николая Алек­сандровича, Баева Николая Викторовича и Федотовой Ирины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьей 4 Закона Рязанской области «О защите нравственности детей в Рязанской области» и статьей 3.10 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях"», должно регули­роваться государством в наименьшей степени.



Нравственное и духовное развитие ребенка относится более к компетенции семейного регулирования, в некоторой степени общества, но не государства, с его специфическими методами реализации государственной власти.

Для достижения цели защиты ребенка от негативной ин­формации, которая может нанести вред его физическому или психическому здоровью, необходимо установить обязанность органов государственной власти и родителей ребенка по защи­те несовершеннолетнего от получения информации, которая может нанести ему вред.

Акцент необходимо сделать не на запрете передачи/распро­странения информации, а на контроле ее получения несовер­шеннолетним, что является более сбалансированным способом с учетом существующей системы прав и свобод человека.

Под пропагандой (при определении наличия состава пра­вонарушения) необходимо в таком случае понимать действия по умышленному распространению информации, способной нанести вред физическому или психическому здоровью несо­вершеннолетнего.



В свою очередь, ответственность возможно установить как за невыполнение обязанности по защите ребенка от негатив­ной информации, так и, при необходимости, за пропаганду негативной информации несовершеннолетним, однако от­ветственность за такую пропаганду не может быть применена к лицу, распространившему информацию, если такое лицо приняло меры в целях недопущения получения информации несовершеннолетними (например, заявило до начала распро­странения информации о ее характере).

В любом случае ответственность должна наступать именно за негативную информацию, которая может нанести вред фи­зическому или психическому здоровью несовершеннолетнему, а не за пропаганду информации, которая характеризует част­ную жизнь человека, в том числе в сексуальной сфере.


  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).