С 2002 года в России был введен новый для российского законодательства вид страхования - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - ОСАГО, что реально приблизило россиян к цивилизационному способу решения вопросов возмещения ущерба.
Этот вид страхования, как подчеркивают ученые, «вводится как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами транспортных средств».
До того как был введен Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ущерб, причиненный владельцем или лицом, управляющим транспортным средством, регулировался за счет виновной стороны в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В случае несогласия виновной стороны возместить ущерб, пострадавшей стороне приходилось обращаться в суд для защиты своих законных прав и интересов.
В силу этого был принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (далее - Закон № 40-ФЗ). Для осуществления защиты прав потерпевших, а также возмещения вреда причиненного жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств Закон № 40-ФЗ определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Однако следует подчеркнуть, что отношение в обществе к Закону № 40-ФЗ всегда было неоднозначным. Наиболее существенным изъяном правовой природы обязательного страхования автогражданской ответственности является то, что этот вид страхования де-юре будучи приравненным к добровольному страхованию, что вытекает из ст. 927 ГК Российской Федерации, фактически вытеснил добровольное страхование, что приводит к ограничению конкуренции в данной сфере, в том числе и при определении стоимости полиса ОСАГО, что нарушает принцип равенства субъектов гражданского законодательства декларируемый ч. 1 ст. 1 ГК, ведь страховые кампании, предлагавшие добровольное страхование вынуждены были уйти с рынка, либо перейти к ОСАГО. Другими словами, владельцы транспортных средств сталкиваются с проблемой навязывания различных дополнительных услуг, таких как дополнительное страхование жизни или имущества. Хотя законодательство четко устанавливает, что страхование жизни по общему правилу является добровольным. Но на практике в большинстве случаев получить страховой полис без дополнительных услуг очень сложно.
Таким образом, в ходе реализации закона появилось немало проблем, которые постепенно решаются, но, несмотря на это, разногласия между участниками страхования (страховщик, страхователь, посредники, торговые автоцентры, банки и др.) остаются, т.к. затрагивают имущественные интересы.
Поэтому представляется необходимым проанализировать основные положения, которые вводит Закон № 40-ФЗ, и дать некоторый прогноз последствий их применения на практике.
В связи со сказанным за период своего существования вышеуказанный закон претерпел множество изменений. Одним из важных изменений стала единая база данных, так называемая АИС - Автоматизированная Информационная Система, которая начала работать с 1 января 2013 года, она хранит в себе страховую историю водителей. Благодаря этой базе, страховые службы могут судить об аварийных случаях водителя.
Наибольшее количество изменений было введено в 2014 году. С первого сентября 2014 года в Закон № 40-ФЗ была введена ст. 16.1, на основании которой был четко сформулирован порядок обязательного досудебного разрешения спора по ДТП. Эта норма разгрузила судопроизводство, и ввела четкий алгоритм действий в случае ДТП.
Также увеличились суммы выплат по Европротоколу, лимит которых составил 10000 рублей. Европротокол - это механизм упрощенного урегулирования спора в случае аварии без привлечения сотрудников ГИБДД. Однако срок подачи документов в страховую компанию был уменьшен в три раза. Одно из главных последствий изменений в законе - новые цены на полисы
Одним из основных новшеств в данном законе стало появление электронного полиса ОСАГО. В настоящее время любой желающий может заключить договор ОСАГО через сеть Интернет. Также были добавлены соответствующие положения в раздел о контроле над исполнением обязанности по страхованию, сказано, что водитель обязан при себе иметь страховой полис или распечатанную на бумаге информацию о заключении договора. Думается, что данное новшество в виде электронного полиса это очень хорошая альтернатива. Но в данной процедуре есть и свои недостатки. При проверке страхового полиса на его подлинность требуется доступ в специальную базу данных. Могут возникнуть сложности в проверке и соответственно участиться случаи поддельных полисов ОСАГО.
Одно из изменений в данном нормативном правовом акте коснулось осмотра поврежденных автомобилей при дорожно-транспортных происшествиях. Так, до момента вступления в силу соответствующего изменения (4 июля 2016 года) страховщик должен был осмотреть автомобиль, который попал в ДТП в течение 5 дней с момента предоставления автомобиля в страховую компанию, т.е. страховщику. В настоящее время срок 5 дней отчитывается с момента подачи документов после случившегося дорожно-транспортного происшествия в страховую компанию. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
В Законе № 40-ФЗ давно требовалась особая корректировка - страховой суммы ОСАГО на возмещение вреда, в силу чего среди новшеств закона хотелось бы остановиться на увеличении страховой суммы. Страховые выплаты, причитающиеся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате ДТП, считаются на основе Постановления Правительства РФ от 21.02.2015 г. №150, утверждающего «Нормативы для определения суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего, а также для определение суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, исходя из характера и степени повреждения здоровью». С этого момента в России стал действовать совершенно новый порядок выплат за травмы и гибель людей при ДТП.
Как видим, корректировать Закон № 40-ФЗ пытались уже неоднократно, но именно от изменений, внесенных в Закон Федеральным законом от 28 марта 2017 года № 49-ФЗ, ждут серьезных последствий. Прежде всего, следует сказать о наличии проблемы с мошенничеством. К примеру, как показывает практика, большинство потенциальных клиентов страховой компании не осведомлено о содержании закона о страховании, в том числе о перечне необходимых документов, предоставляемых при заключении договора ОСАГО. В данной ситуации у них возникает несколько путей решения проблемы: заполнять бланк на заключение договора ОСАГО, затем повторно отстоять очередь или купить дополнительно навязываемы услуги. Практика показывает, что большинство приобретает дополнительную страховку. Данная ситуация служит мощным катализатором развития разного рода мошеннических структур, предлагающих поддельные бланки полисов.
В 2018 г. в Закон № 40-ФЗ были введены новые изменения. Одно из них коснулось независимой экспертизы, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
Другое изменение - принятие новых положений, в частности, по натуральному возмещению ущерба, что снижает возможность злоупотреблений. Натуральное возмещение ущерба означает организацию и оплату страховщиком ремонта транспортного средства потерпевшего на СТО, которая выбирается и согласуется владельцем со страховой компанией. Выбор получения страхового возмещения: ремонтом или деньгами, зависит от желания пострадавшего. Страховщик не имеет права навязывать удобный ему вариант.
Согласно новому Постановлению Пленума ВС РФ 2018 г. внесены существенные разъяснения порядка применения ряда статей Закона № 40-ФЗ: при определении размера страхового возмещения в виде ремонта автомобиля на СТО, расчет производится без учета износа транспортного средства. В случае замены ремонта на денежную выплату - расчет меняется и производится с учетом износа деталей пострадавшего в аварии автомобиля.
Другим новшеством стало увеличения срока рассмотрения претензий страховщикам. Так, срок рассмотрения претензии о недостаточной сумме выплаты направленной води- телем-страхователем в страховую компанию (страховщику) увеличен с 5 до 10 календарных дней. Увеличение срока следует оценить положительно, так как это будет способствовать углубленному изучению конкретной претензии.
Новым Законом № 40-ФЗ в 2018 г. внесено еще одно изменение - с 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года, что также следует оценивать положительно. Закон затронул и форму полиса, в которой предусматривается QR-код. С его помощью появляется возможность получения всей информации о полисе посредством приложения на телефон или на сайте РСА.
Существенным изменением, по нашему мнению, следует считать увеличение размера страхового возмещения потерпевшему в случае оформления документов о дорожнотранспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, до 100 тысяч рублей, размер которого ранее составлял 50 тысяч рублей.
Один из существенных недостатков Закона об обязательном страховании содержится в пункте 2 статьи 4. Когда возникает право владения транспортным средством, у его владельца возникает обязанность страхования своей гражданской ответственности до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им. Значит, владелец должен транспортное средство поставить на учет в течение 10 дней после покупки. В течение этого срока разрешается управлять транспортным средством без полюса ОСАГО. Однако несоблюдение сроков регистрации автомобиля подпадает под действие части 1 статьи 19.22 КоАП РФ - нарушение правил регистрации транспортных средств всех видов. Это означает, что, приход ГИББД для постановки автомобиля на учет позднее установленного 10-дневного срока, обойдется штрафом. Но без полиса ОСА- ГО транспортное средство не зарегистрируют.
Надо сказать, что неидеальность принятых правил и своевольное толкование законов служит причиной махинаций или сговора компаний-страховщиков при выплате возмещений пострадавшей стороне. Пострадавшие в ДТП зачастую не получают полных выплат. Отсутствие единых параметров приводит к значительному расхождению между независимой оценкой и оценкой сотрудников страховой компании. В итоге пострадавшим лицам приходиться обращаться в суд для взыскания полной (на основе независимой экспертизы) страховой выплаты.
Приведем пример. Арбитражный суд Калининградской области принял решение взыскать со Страховой компании «Росгосстрах» в пользу ООО «Калининграднефтепродукт» страховое возмещение и расходы по уплате государственной пошлины водитель автомобиля марки «Mercedes-Benz E-Klasse». Решение суда было основано на том, что ответственность виновника ДТП - Б.Т. была застрахована ПАО СК «Росгосстрах» в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Ответчик отказал в выплате страхового возмещения в связи с тем, что не представлен документ ГИБДД - справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме утвержденной приказом МВД РФ. Как полагает истец, ему было неправомерно отказано в выплате страхового возмещения. К тому же он страховщик не осмотрел поврежденное имущество и не организовал независимую экспертизу. Судом была проведена независимая экспертиза, согласно которой при осмотре определены поврежденные элементы. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на место ДТП не выезжали сотрудники ГИБДД, и получить справку о ДТП истцу не представилось возможным. К тому же отсутствие справки о ДТП не является основанием для отказа в выплате. Суд, основываясь на результатах экспертизы и материалах дела, признал иск подлежащим частичному удовлетворению.
Как видим, суд выносит решение в пользу страхователя, в том числе, на основе независимой экспертизы.
В настоящее время сложно предположить, смогут ли нововведения в законе об ОСАГО урегулировать проблемы, возникшие в процессе его реализации.
Как полагает Н.К. Носков, «законодательство об ОСАГО требует комплексной и совместной доработки участниками данной сферы, а именно страховыми организациями, Банком России и Государственной Думой. В частности, требуется либерализация института страхования автогражданской ответственности, снижения уровня нормативной нагрузки на организации осуществляющих страхование гражданской ответственности, что, несомненно, приведёт к снижению издержек данных организаций, а, следовательно, и стоимости полиса ОСАГО. Также считаем целесообразным «введение новых рыночных механизмов, которые позволят сделать эту систему более прозрачной и справедливой по отношению к тем, чьи интересы эта система обязана обслуживать, автовладельцам».
В заключение можно сделать следующие выводы.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что дебаты вокруг статей Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (в ред. от 18.12.2018 г.) продолжаются и в настоящее время. Данный вопрос является многогранным и требует более глубокого изучения. Закон по-прежнему нуждается в существенных корректировках, данная его редакция побуждает людей искать всевозможные лазейки для обхода положений закона.
По нашему мнению, принимаемые поправки к Закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.
Как представляется, требуется либерализация института страхования автогражданской ответственности, снижение уровня нормативной нагрузки на организации, осуществляющие страхование гражданской ответственности, что, несомненно, приведёт к снижению издержек данных организаций, а, следовательно, и стоимости полиса ОСАГО.
МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета
МУРАДОВ Ибат Русланович
магистрант кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета