Международное усыновление и удочерение

Усыновление (удочерение) представляет одну из основ­ных форм устройства детей, оставшихся без попечения роди­телей, и детей-сирот.

При этом особое место занимает усы­новление (удочерение) иностранными гражданами детей, имеющих гражданство Российской Федерации. В последние годы усыновление ребенка иностранцами приобретает ши­рокий размах, несмотря на установленное в Семейном ко­дексе правило, в соответствии с которым усыновление ино­странными гражданами допускается только в случае, когда возможность передать нуждающегося в усыновлении ребен­ка на воспитание гражданам России нет.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)

Растущие масштабы усыновленных иностранцами де- тей-россиян, их вывоз из страны, а также количество несчаст­ных случаев с такими детьми, произошедшими в приемных семьях, не могут не вызывать тревогу как у правозащитников, так и у неравнодушных граждан России. Простой запрет на усыновление иностранцами детей, оставшихся без попе­чения родителей, не является панацеей в решении данной проблемы. Основная масса детей-сирот в нашей стране - это дети, имеющие серьезные заболевания, нередко связанные с особенностью развития, требующие подчас дорогостоящего лечения, специального ухода и длительной реабилитации. Сложившаяся в России экономическая ситуация, к сожале­нию, не способствует тому, чтобы столь ответственные реше­ния принимались нашими соотечественниками. Кроме того, российским парам, не способным иметь детей, доступны иные, прогрессивные с медицинской точки зрения, способы. Тогда как, для бездетных иностранных пар такая возмож­ность либо существенно ограниченна, либо вообще невоз­можна.

Так, в Северной Европе, например, для решения про­блемы бесплодия используются донорские клетки, но при этом на законодательном уровне запрещена анонимность доноров. Из-за такого ригористического подхода число же­лающих стать донорами значительно снижается, так как воз­никает риск, что генетическое потомство приобретает право на их последующий розыск, а количество возможных паци- ентов уменьшается, так как далеко не все из них согласны знать биологических отцов своих детей.

Проблема Бельгии состоит в недостатке донорского материала в связи с малочисленностью подходящих по здо­ровью и желающих его предоставить. При этом, бельгийцы нередко закупают донорский материал в Великобритании, используя его у себя в стране для пациентов-англичан, так как и для доноров, и для пациентов в этом случае действует правило анонимности, а также отсутствуют ограничитель­ные условия, существующие в Великобритании. Например количество детей, рожденных от одного донора, в Велико­британии ограничено десятью, за границей же его материал можно использовать и далее.

Пролоббированные приверженцами католической веры и принятые в 2004 году в Италии законы, запретили суррогатное материнство, донорство спермы и яйцеклеток, криоконсервацию эмбрионов.

Законодательство Германии разрешает криоконсерва­цию, но ограничивает количество одновременно подсажива­емых эмбрионов, а также запрещено как суррогатное мате­ринство, так и донорство яйцеклеток.

Многие европейские страны запрещают не-анонимное донорство, ограничивают возможности одиноких женщин, гомосексуальных пар, а также мужчин и женщин старше 40 лет. Исключая некоторые страны Восточной Европы, повсе­местно запрещено суррогатное материнство.

Законодательные особенности столь деликатной сферы связаны с культурными, религиозными особенностями той или иной страны.

В России на сегодняшний день, мы имеем дело не только с простотой совершения процедур ЭКО, использования сур­рогатного материнства, несмотря на все еще не разрешенные законодательные проблемы, но и с некоей популяризацией данных процедур. Этому способствуют и государственные программы, позволяющие проводить ЭКО бесплатно жен­щинам, в возрасте от 22 до 38 лет, имеющих официально за­регистрированный брак, при условии отсутствия совместных детей, наличия формы бесплодия, обусловленной трубным фактором.

Кроме того, усыновление в собственной стране для потенциальных родителей-иностранцев является затруд­нительным или даже невозможным из-за наличия более жестких условий к процедуре усыновления. Например, в Ис­пании, в отличие от России, где усыновителем может быть лицо, достигшее совершеннолетия, установлен возрастной ценз не моложе 25 лет. В Нидерландах усыновление разре­шается только парами, состоящими в браке, продолжитель­ность которого должна быть не менее 5 лет. Число детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых странах по сравнению с Россией значительно меньше. Так, в соот­ветствии со статистическими данными, представленными Министерством образования и науки Российской Федерации на 1 февраля 2019 г., число детей, оставшихся без попечения родителей в России, составляет 47 242, в Грузии 220 детей, а в Германии около 38 тыс.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления иностранными гражданами российских детей только при наличии опреде­ленного перечня условий. Такие условия определены норма­ми международного и российского права. Основные поло­жения на международном уровне установлены Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усынов­ления, принятой 29 мая 1993 г., Декларацией о социальных и правовых принципах, утвержденная Резолюцией Генераль­ной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и другими.

Вопрос о трансграничном усыновлении в России возник в начале 90-х годов, до этого времени случаи усыновлений иностранными гражданами были достаточно редким явле­нием по вполне понятным причинам: закрытость советского государства, отсутствие возможности работы иностранных агентств по усыновлению на территории России, сложности в посещении страны иностранными гражданами для усынов­ления российского ребенка, идеология, которая не предпо­лагала возможности существования самой проблемы - нали­чие детей-сирот в СССР. Тем не менее, в некоторых случаях возможность усыновления ребенка иностранцами существо­вала, а установленный порядок усыновления являлся доста­точно эффективным и исключающим злоупотребления в данной сфере. С появлением огромного потока иностран­ных граждан, желающих усыновить российского ребенка, участились случаи беззаконного и безнравственного массово­го вывоза детей. В связи с этим значимым новшеством того времени являлось введение судебного порядка усыновления детей в соответствии действовавшим Федеральным законом от 21.08.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР». Введение судебного порядка обусловлено опре­деленными причинами, такими как грубейшие нарушения законодательства, допускаемые при административном по­рядке решения вопросов усыновления, а также соблюдение гарантий защиты, прежде всего, прав детей и их усынови­телей (иностранных усыновителей), обеспеченные судебной процедурой.

В соответствии с действующими нормативно-правовы­ми актами Российской Федерации усыновление российских детей иностранными гражданами допускается только, если отсутствует возможность передать этих детей на усыновление в семьи граждан России. При этом законодатель четко опре­деляет границы возможной передачи детей на воспитание в семьи граждан РФ, если они постоянно проживают в России или на усыновление (удочерение) родственниками детей, при этом гражданство и место жительство родственников не учи­тывается. В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ «иностранные граждане, которые желают усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка». Для иностранных граждан не предусматривается такой воз­можности, как изменение, в зависимости от их места житель­ства, родовой подсудности дел об усыновлении (удочере­нии). Однако следует учесть, что в случае, если иностранный гражданин состоит в браке с гражданином Российской Феде­рации (далее - РФ), постоянно проживает в России и желает усыновить либо удочерить пасынка, либо падчерицу, кото­рые являются гражданами РФ, либо же совместно с женой (мужем) желают усыновить иного ребенка - гражданина РФ, такие дела также подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значе­ния, суду автономной области и суду автономного округа по месту проживания ребенка, так как одним из усыновителей является иностранный гражданин. Вышеназванные ограни­чения полностью определяют положения ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой установлено, что усыновление (удочерение) в другом государстве рассматривается как аль­тернативный способ воспитания и ухода за ребенком только в случае невозможности передачи ребенка в семью граждан РФ.

Согласно последнему Обзору судебной практики рас­смотрения областными и равными им судами дел об усынов­лении российских детей иностранными гражданами в 2017 г., рассмотрено 336 дел о международном усыновлении детей с вынесением решения, с удовлетворением требования рас­смотрено 334 дела, и 2 дела - с отказом в удовлетворении тре­бования. Следовательно, международное усыновление на се­годняшний день является актуальным способом воспитания и ухода за детьми. Однако с актуализацией трансграничного усыновления по-прежнему существуют определенные про­блемы в данной сфере. Так, одной из проблем трансгранич­ного усыновления является проблема признания.

Вследствие наличия различий в правовых системах раз­ных государств, отличий критериев и способов установле­ния усыновления, на практике часто появляются проблема признания международного усыновления. В частности, под признанием решений судов иностранных государств, следу­ет понимать «признание за ними качеств, которыми облада­ет решение местного суда, а именно неопровержимости и исключительности»11. Существующая проблема признания трансграничного усыновления, прежде всего, обусловлена законодательными и культурными различиями, поэтому внедрение единой системы международного усыновления во всем мире невозможно в силу того, что процедура усынов­ления (удочерения) во многих государствах различна. Так, в Великобритании признание решения об усыновлении явля­ется проблематичным. До принятия Закона Великобрита­нии об усыновлении институт усыновления отсутствовал во внутреннем праве Англии. Международное усыновление не признавалось в Великобритании в силу того, что усыновление как институт не был известен британскому праву. Сейчас же немного иная ситуация, трансграничные усыновления не признаются, если суд Великобритании владеет юрисдикци­ей на принятие приказа об усыновлении детей. В России в соответствии со ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, в том случае, когда это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации. Необходимо отметить, признание трансграничного усыновления возможно только в тех решениях, в которых от­сутствуют спорные вопросы между участниками такого про­цесса и отсутствует возможность нового рассмотрения.

В рамках рассмотрения проблем трансграничного усы­новления следует отметить определенные ограничения в отношения усыновления российского ребенка гражданами США. Так, Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям осно­вополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граж­дан Российской Федерации» установлен запрет на передачу детей на усыновление гражданам США, на осуществление деятельности организации на территории России в целях подбора и передачи детей гражданам США. Вследствие этого Соглашение о сотрудничестве в области усыновления (удочерения), заключенное между Российской Федерации и США 13 июля 2011 г. в городе Вашингтоне перестало действо­вать. Примером из судебной практики может являться По­становление ЕСПЧ от 17.01.2017 г. Дело A.H. и другие (A.H. and Others) против Российской Федерации. По указанному делу обжаловалась жалоба граждан США на принятый Феде­ральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ, который прямо опре­делил запрет на усыновление российских детей. Граждане США обосновывали жалобу тем, что исключение США из программы усыновления подвергло их дифференцирован­ному обращению на основании гражданства, на незаконное вмешательство в семейную жизнь заявителей, на лишение детей медицинской помощи, доступной лишь в США.

В связи с запретом на усыновление (удочерение) гражда­нами США российских детей, заявители не смогли завершить процедуру усыновления и вследствие этого подверглись дис­криминации по признаку их гражданства, что повлекло на­рушение положений статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции.

Рассматривая судебную практику по запрету на переда­чу детей на усыновление гражданам США, можно выделить проблему международного усыновления (удочерения), свя­занную с подготовкой иностранных граждан - усыновителей к принятию ребенка в семью. Особенностью трансгранич­ного усыновления с правовой точки зрения является то, что оно должно соответствовать, как и нормам российского пра­ва, так и международного права. Семейный кодекс РФ регла­ментирует процедуру международного усыновления. Так, в соответствии со ст. 127 СК РФ установлен специальный поря­док усыновления для иностранных усыновителей, они могут представить документы о прохождении подготовки на тер­ритории государства, в котором проживают. Примером из судебной практики является Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 88-Г05-19. Гражданка США Р.Б. обрати­лась в суд с заявлением об усыновлении гражданина РФ С. 28 мая 2005 суд решил отказать Р.Б. в усыновлении С. вследствие нарушения принципа приоритетного усыновления ребенка семьей в стране проживания, а также ссылаясь на факт при­нятие медицинских препаратов Р.Б. для лечения щитовид­ной железы и непредставление медицинских документов. Суд посчитал несостоятельным довод заявительницы быть усыновителем С. по состоянию ее здоровья.

Следует учесть, что документы, представленные ино­странными усыновителями, могут не соответствовать дей­ствительности, из этого вытекает ещё один проблемный вопрос о достоверности документов будущих иностранных усыновителей. Недостоверные сведения, предоставляемые в суд иностранными гражданами, могут в частности касать­ся здоровья самих граждан. Также зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передачи ребенка в семью иностранных граждан без каких-либо право­вых оснований, а иногда и вопреки закону, давали должност­ные лица органов опеки. Уголовным кодексом Российской Федерации определяется состав преступление «незаконное усыновление (удочерение)». Объективная сторона пре­ступления, предусмотренного ст. 154 УК РФ, заключается в совершении незаконных действий в процессе усыновления детей, передачи их под опеку (попечительство), передачи на воспитание в приемные семьи, при этом законодатель уста­навливает определенные обстоятельства, когда данная статья подлежит применению, если действия совершены много­кратно либо с корыстными побуждениями. Чаще всего, та­кие преступные действия совершают лица, занимающиеся оформление официальных документов на усыновление (на­пример, работники детских домов, медицинских учреж­дений и т.д.). При отсутствии признаков неоднократности действия и корысти ответственность за незаконные действия, определенные ст. 154 УК РФ, предусматривается ст. 5. 37 КоАП. Как правило, незаконное усыновление связано с кор­рупционными действиями, злоупотреблениями полномо­чий и фальсификацией документов должностными лицами.

Одновременно с проблемой недостоверности докумен­тов, с подготовкой принятия ребенка в семью иностранны­ми гражданами возникает ещё одна проблема, связанная с безопасностью усыновленных детей. Данная проблема явля­ется наиболее актуальной на сегодняшний день. Известны резонансные случаи жестокости иностранных усыновителей. Так, всем известная история Димы Яковлева, усыновленного супругами Майлсом и Кэрол Линн Харрисон. Приемный отец оставил его в закрытой машине при жаре в 32 граду­са (в салоне автомобиля было более 50 градусов) и ребенок провел в машине 9 часов. История Ксении Антоновой, кото­рая 15-летнем возрасте была изнасилована приемным отцом Майклом Гризмором. Подобных историй достаточно много. Как показывают данные Национального совета США по усы­новлению, практически в большинстве случаев проявления жестокости к усыновленным детям у иностранных усынови­телей отсутствовало легальное разрешение на усыновление (удочерение), следовательно, данный факт свидетельствует о коррупционных действиях должностных лиц. Двусторонние соглашения между Российской Федерации и США о сотруд­ничестве в области международного усыновления не при­вели к положительным эффективным результатам. В связи с этим, правильной, но в то же время, вынужденной мерой было принятие Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», устанавливающий запрет на передачу детей на усыновление гражданами США.

Предполагаем, что для борьбы с незаконным усыновле­нием (удочерением), с целью безопасности детей-сирот, усы­новленных детей необходимо ужесточить санкции статьи 154 УК РФ.

Одной из проблем является практическая невозмож­ность осуществлять контроль за процессом воспитания и условиями жизни детей, усыновленных (удочеренных) граж­данами иностранных государств. В соответствии с законо­дательством Российской Федерации на лиц, усыновивших ребенка, возлагается обязанность по регулярному предостав­лению отчетов. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организа­ций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», иностранные организации обязаны предоставить отчеты об условиях жизни детей и процессе воспитания, усыновленных в иностранные семьи, в органы исполнительной власти субъектов РФ. В данных отчетах ука­зываются «сведения о состоянии здоровья, обучении, эмоци­ональном и поведенческом развитии, навыках самообслужи­вания ребенка, внешнем виде и взаимоотношениях в семье, а также прикладываются на момент составления отчетов фото­графии семьи и ребенка». Зачастую предоставленные отче­ты содержат сведения, несоответствующие действительному положению дел. Отсутствие полноценного контроля за усло­виями жизни и воспитания детей, усыновленных иностран­ными лицами, прежде всего, обусловлено территориальной юрисдикцией. В силу этого полномочия органы опеки и по­печительства, прокуратуру ограничены пределами Россий­ской Федерации. Кроме того, по законодательству многих государств усыновленные дети приобретают гражданство иностранных усыновителей и соответственно, государство не позволит осуществлять контроль. Осуществление контроля со стороны консульского учреждения является малоэффективным, так как многие государства не признают какое-либо вмешательство в семейную жизнь частных лиц. Следователь­но, механизм осуществления наблюдения за условиями жиз­ни и процессе воспитания детей, усыновленных гражданами иностранных государств, окончательно не сформирован, по­этому основной задачей для обеспечения цели безопасности детей-сирот является создание полноценного механизма за­щиты прав и законных интересов детей. Предполагаем, что решение данной проблемы возможно:

  1. Прежде всего, при усложнении процедуры усыновле­ния при помощи введения психологического тестирования на предмет эмоциональной стабильности потенциальных усыновителей;
  2. При заключении двусторонних соглашений в области международного усыновления, в соответствии с которым воз­ложить обязанность каждой стороны договора по осущест­влению контроля за условиями и воспитания детей, усы­новленных иностранными гражданами, по принятию мер по предотвращению проявлению жестокости в отношении детей;
  3. Борьба с коррупцией, так как из-за коррупционных действий дети-сироты могут попасть к лицам, которые не соответствуют требованиям, установленным законодатель­ством.

В рамках рассматриваемой темы следует отметить про­блему невозможности отмены международного усыновле­ния. Указанная проблема напрямую связана с националь­ным законодательством иностранных усыновителей, так как многие государства не признают отмену усыновления. Так, например, в Италии не запрещается вносить изменения в актовые записи о рождении детей, при этом в этих записях может не содержаться сведения об усыновлении ребенка. На­пример, в Италии в случае, отмены в порядке надзора реше­ния российского суда об усыновлении по каким-либо причи­нам, не будет признаваться такое решение. Следовательно, выходом из данной проблемы может послужить заключение двусторонних соглашений.

Рассматривая вопрос о проблемах международного усыновления, можно сделать вывод, что в большинстве слу­чаях сложившаяся неблагоприятная ситуация при междуна­родном усыновлении требует незамедлительного реформи­рования. Существующие правовые акты и международные соглашения не всегда, как показывает судебная практика, способна защитить права и законные интересы детей-сирот. Вследствие этого, необходимо принятие мер к усложнению процедуры международного усыновления с целью выяв­ления психологических особенностей потенциальных усы­новителей, также необходимо создание более тщательного механизма осуществления наблюдения за условиями жизни и процесса воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами путем заключения двусторонних соглашений. Предполагаем, что для борьбы с незаконным усыновление (удочерением) необходимо ужесточить санкции, предусмо­тренные ст. 154 УК РФ.

РУДНЕВА Юлия Викторовна
старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета

ФАДЕЕВ Алексей Владимирович
старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета

МАВРИНСКАЯ Татьяна Владимировна
студентка 3 курса института права Самарского государственного экономического университета

БОНЯ Лидия Андреевна
студентка 3 курса института права Самарского государственного экономического университета

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!