Усыновление (удочерение) представляет одну из основных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.
При этом особое место занимает усыновление (удочерение) иностранными гражданами детей, имеющих гражданство Российской Федерации. В последние годы усыновление ребенка иностранцами приобретает широкий размах, несмотря на установленное в Семейном кодексе правило, в соответствии с которым усыновление иностранными гражданами допускается только в случае, когда возможность передать нуждающегося в усыновлении ребенка на воспитание гражданам России нет.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
Растущие масштабы усыновленных иностранцами де- тей-россиян, их вывоз из страны, а также количество несчастных случаев с такими детьми, произошедшими в приемных семьях, не могут не вызывать тревогу как у правозащитников, так и у неравнодушных граждан России. Простой запрет на усыновление иностранцами детей, оставшихся без попечения родителей, не является панацеей в решении данной проблемы. Основная масса детей-сирот в нашей стране - это дети, имеющие серьезные заболевания, нередко связанные с особенностью развития, требующие подчас дорогостоящего лечения, специального ухода и длительной реабилитации. Сложившаяся в России экономическая ситуация, к сожалению, не способствует тому, чтобы столь ответственные решения принимались нашими соотечественниками. Кроме того, российским парам, не способным иметь детей, доступны иные, прогрессивные с медицинской точки зрения, способы. Тогда как, для бездетных иностранных пар такая возможность либо существенно ограниченна, либо вообще невозможна.
Так, в Северной Европе, например, для решения проблемы бесплодия используются донорские клетки, но при этом на законодательном уровне запрещена анонимность доноров. Из-за такого ригористического подхода число желающих стать донорами значительно снижается, так как возникает риск, что генетическое потомство приобретает право на их последующий розыск, а количество возможных паци- ентов уменьшается, так как далеко не все из них согласны знать биологических отцов своих детей.
Проблема Бельгии состоит в недостатке донорского материала в связи с малочисленностью подходящих по здоровью и желающих его предоставить. При этом, бельгийцы нередко закупают донорский материал в Великобритании, используя его у себя в стране для пациентов-англичан, так как и для доноров, и для пациентов в этом случае действует правило анонимности, а также отсутствуют ограничительные условия, существующие в Великобритании. Например количество детей, рожденных от одного донора, в Великобритании ограничено десятью, за границей же его материал можно использовать и далее.
Пролоббированные приверженцами католической веры и принятые в 2004 году в Италии законы, запретили суррогатное материнство, донорство спермы и яйцеклеток, криоконсервацию эмбрионов.
Законодательство Германии разрешает криоконсервацию, но ограничивает количество одновременно подсаживаемых эмбрионов, а также запрещено как суррогатное материнство, так и донорство яйцеклеток.
Многие европейские страны запрещают не-анонимное донорство, ограничивают возможности одиноких женщин, гомосексуальных пар, а также мужчин и женщин старше 40 лет. Исключая некоторые страны Восточной Европы, повсеместно запрещено суррогатное материнство.
Законодательные особенности столь деликатной сферы связаны с культурными, религиозными особенностями той или иной страны.
В России на сегодняшний день, мы имеем дело не только с простотой совершения процедур ЭКО, использования суррогатного материнства, несмотря на все еще не разрешенные законодательные проблемы, но и с некоей популяризацией данных процедур. Этому способствуют и государственные программы, позволяющие проводить ЭКО бесплатно женщинам, в возрасте от 22 до 38 лет, имеющих официально зарегистрированный брак, при условии отсутствия совместных детей, наличия формы бесплодия, обусловленной трубным фактором.
Кроме того, усыновление в собственной стране для потенциальных родителей-иностранцев является затруднительным или даже невозможным из-за наличия более жестких условий к процедуре усыновления. Например, в Испании, в отличие от России, где усыновителем может быть лицо, достигшее совершеннолетия, установлен возрастной ценз не моложе 25 лет. В Нидерландах усыновление разрешается только парами, состоящими в браке, продолжительность которого должна быть не менее 5 лет. Число детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых странах по сравнению с Россией значительно меньше. Так, в соответствии со статистическими данными, представленными Министерством образования и науки Российской Федерации на 1 февраля 2019 г., число детей, оставшихся без попечения родителей в России, составляет 47 242, в Грузии 220 детей, а в Германии около 38 тыс.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления иностранными гражданами российских детей только при наличии определенного перечня условий. Такие условия определены нормами международного и российского права. Основные положения на международном уровне установлены Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятой 29 мая 1993 г., Декларацией о социальных и правовых принципах, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и другими.
Вопрос о трансграничном усыновлении в России возник в начале 90-х годов, до этого времени случаи усыновлений иностранными гражданами были достаточно редким явлением по вполне понятным причинам: закрытость советского государства, отсутствие возможности работы иностранных агентств по усыновлению на территории России, сложности в посещении страны иностранными гражданами для усыновления российского ребенка, идеология, которая не предполагала возможности существования самой проблемы - наличие детей-сирот в СССР. Тем не менее, в некоторых случаях возможность усыновления ребенка иностранцами существовала, а установленный порядок усыновления являлся достаточно эффективным и исключающим злоупотребления в данной сфере. С появлением огромного потока иностранных граждан, желающих усыновить российского ребенка, участились случаи беззаконного и безнравственного массового вывоза детей. В связи с этим значимым новшеством того времени являлось введение судебного порядка усыновления детей в соответствии действовавшим Федеральным законом от 21.08.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР». Введение судебного порядка обусловлено определенными причинами, такими как грубейшие нарушения законодательства, допускаемые при административном порядке решения вопросов усыновления, а также соблюдение гарантий защиты, прежде всего, прав детей и их усыновителей (иностранных усыновителей), обеспеченные судебной процедурой.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации усыновление российских детей иностранными гражданами допускается только, если отсутствует возможность передать этих детей на усыновление в семьи граждан России. При этом законодатель четко определяет границы возможной передачи детей на воспитание в семьи граждан РФ, если они постоянно проживают в России или на усыновление (удочерение) родственниками детей, при этом гражданство и место жительство родственников не учитывается. В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ «иностранные граждане, которые желают усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка». Для иностранных граждан не предусматривается такой возможности, как изменение, в зависимости от их места жительства, родовой подсудности дел об усыновлении (удочерении). Однако следует учесть, что в случае, если иностранный гражданин состоит в браке с гражданином Российской Федерации (далее - РФ), постоянно проживает в России и желает усыновить либо удочерить пасынка, либо падчерицу, которые являются гражданами РФ, либо же совместно с женой (мужем) желают усыновить иного ребенка - гражданина РФ, такие дела также подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту проживания ребенка, так как одним из усыновителей является иностранный гражданин. Вышеназванные ограничения полностью определяют положения ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой установлено, что усыновление (удочерение) в другом государстве рассматривается как альтернативный способ воспитания и ухода за ребенком только в случае невозможности передачи ребенка в семью граждан РФ.
Согласно последнему Обзору судебной практики рассмотрения областными и равными им судами дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами в 2017 г., рассмотрено 336 дел о международном усыновлении детей с вынесением решения, с удовлетворением требования рассмотрено 334 дела, и 2 дела - с отказом в удовлетворении требования. Следовательно, международное усыновление на сегодняшний день является актуальным способом воспитания и ухода за детьми. Однако с актуализацией трансграничного усыновления по-прежнему существуют определенные проблемы в данной сфере. Так, одной из проблем трансграничного усыновления является проблема признания.
Вследствие наличия различий в правовых системах разных государств, отличий критериев и способов установления усыновления, на практике часто появляются проблема признания международного усыновления. В частности, под признанием решений судов иностранных государств, следует понимать «признание за ними качеств, которыми обладает решение местного суда, а именно неопровержимости и исключительности»11. Существующая проблема признания трансграничного усыновления, прежде всего, обусловлена законодательными и культурными различиями, поэтому внедрение единой системы международного усыновления во всем мире невозможно в силу того, что процедура усыновления (удочерения) во многих государствах различна. Так, в Великобритании признание решения об усыновлении является проблематичным. До принятия Закона Великобритании об усыновлении институт усыновления отсутствовал во внутреннем праве Англии. Международное усыновление не признавалось в Великобритании в силу того, что усыновление как институт не был известен британскому праву. Сейчас же немного иная ситуация, трансграничные усыновления не признаются, если суд Великобритании владеет юрисдикцией на принятие приказа об усыновлении детей. В России в соответствии со ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, в том случае, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Необходимо отметить, признание трансграничного усыновления возможно только в тех решениях, в которых отсутствуют спорные вопросы между участниками такого процесса и отсутствует возможность нового рассмотрения.
В рамках рассмотрения проблем трансграничного усыновления следует отметить определенные ограничения в отношения усыновления российского ребенка гражданами США. Так, Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» установлен запрет на передачу детей на усыновление гражданам США, на осуществление деятельности организации на территории России в целях подбора и передачи детей гражданам США. Вследствие этого Соглашение о сотрудничестве в области усыновления (удочерения), заключенное между Российской Федерации и США 13 июля 2011 г. в городе Вашингтоне перестало действовать. Примером из судебной практики может являться Постановление ЕСПЧ от 17.01.2017 г. Дело A.H. и другие (A.H. and Others) против Российской Федерации. По указанному делу обжаловалась жалоба граждан США на принятый Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ, который прямо определил запрет на усыновление российских детей. Граждане США обосновывали жалобу тем, что исключение США из программы усыновления подвергло их дифференцированному обращению на основании гражданства, на незаконное вмешательство в семейную жизнь заявителей, на лишение детей медицинской помощи, доступной лишь в США.
В связи с запретом на усыновление (удочерение) гражданами США российских детей, заявители не смогли завершить процедуру усыновления и вследствие этого подверглись дискриминации по признаку их гражданства, что повлекло нарушение положений статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции.
Рассматривая судебную практику по запрету на передачу детей на усыновление гражданам США, можно выделить проблему международного усыновления (удочерения), связанную с подготовкой иностранных граждан - усыновителей к принятию ребенка в семью. Особенностью трансграничного усыновления с правовой точки зрения является то, что оно должно соответствовать, как и нормам российского права, так и международного права. Семейный кодекс РФ регламентирует процедуру международного усыновления. Так, в соответствии со ст. 127 СК РФ установлен специальный порядок усыновления для иностранных усыновителей, они могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором проживают. Примером из судебной практики является Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 88-Г05-19. Гражданка США Р.Б. обратилась в суд с заявлением об усыновлении гражданина РФ С. 28 мая 2005 суд решил отказать Р.Б. в усыновлении С. вследствие нарушения принципа приоритетного усыновления ребенка семьей в стране проживания, а также ссылаясь на факт принятие медицинских препаратов Р.Б. для лечения щитовидной железы и непредставление медицинских документов. Суд посчитал несостоятельным довод заявительницы быть усыновителем С. по состоянию ее здоровья.
Следует учесть, что документы, представленные иностранными усыновителями, могут не соответствовать действительности, из этого вытекает ещё один проблемный вопрос о достоверности документов будущих иностранных усыновителей. Недостоверные сведения, предоставляемые в суд иностранными гражданами, могут в частности касаться здоровья самих граждан. Также зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передачи ребенка в семью иностранных граждан без каких-либо правовых оснований, а иногда и вопреки закону, давали должностные лица органов опеки. Уголовным кодексом Российской Федерации определяется состав преступление «незаконное усыновление (удочерение)». Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 154 УК РФ, заключается в совершении незаконных действий в процессе усыновления детей, передачи их под опеку (попечительство), передачи на воспитание в приемные семьи, при этом законодатель устанавливает определенные обстоятельства, когда данная статья подлежит применению, если действия совершены многократно либо с корыстными побуждениями. Чаще всего, такие преступные действия совершают лица, занимающиеся оформление официальных документов на усыновление (например, работники детских домов, медицинских учреждений и т.д.). При отсутствии признаков неоднократности действия и корысти ответственность за незаконные действия, определенные ст. 154 УК РФ, предусматривается ст. 5. 37 КоАП. Как правило, незаконное усыновление связано с коррупционными действиями, злоупотреблениями полномочий и фальсификацией документов должностными лицами.
Одновременно с проблемой недостоверности документов, с подготовкой принятия ребенка в семью иностранными гражданами возникает ещё одна проблема, связанная с безопасностью усыновленных детей. Данная проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день. Известны резонансные случаи жестокости иностранных усыновителей. Так, всем известная история Димы Яковлева, усыновленного супругами Майлсом и Кэрол Линн Харрисон. Приемный отец оставил его в закрытой машине при жаре в 32 градуса (в салоне автомобиля было более 50 градусов) и ребенок провел в машине 9 часов. История Ксении Антоновой, которая 15-летнем возрасте была изнасилована приемным отцом Майклом Гризмором. Подобных историй достаточно много. Как показывают данные Национального совета США по усыновлению, практически в большинстве случаев проявления жестокости к усыновленным детям у иностранных усыновителей отсутствовало легальное разрешение на усыновление (удочерение), следовательно, данный факт свидетельствует о коррупционных действиях должностных лиц. Двусторонние соглашения между Российской Федерации и США о сотрудничестве в области международного усыновления не привели к положительным эффективным результатам. В связи с этим, правильной, но в то же время, вынужденной мерой было принятие Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», устанавливающий запрет на передачу детей на усыновление гражданами США.
Предполагаем, что для борьбы с незаконным усыновлением (удочерением), с целью безопасности детей-сирот, усыновленных детей необходимо ужесточить санкции статьи 154 УК РФ.
Одной из проблем является практическая невозможность осуществлять контроль за процессом воспитания и условиями жизни детей, усыновленных (удочеренных) гражданами иностранных государств. В соответствии с законодательством Российской Федерации на лиц, усыновивших ребенка, возлагается обязанность по регулярному предоставлению отчетов. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», иностранные организации обязаны предоставить отчеты об условиях жизни детей и процессе воспитания, усыновленных в иностранные семьи, в органы исполнительной власти субъектов РФ. В данных отчетах указываются «сведения о состоянии здоровья, обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания ребенка, внешнем виде и взаимоотношениях в семье, а также прикладываются на момент составления отчетов фотографии семьи и ребенка». Зачастую предоставленные отчеты содержат сведения, несоответствующие действительному положению дел. Отсутствие полноценного контроля за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными лицами, прежде всего, обусловлено территориальной юрисдикцией. В силу этого полномочия органы опеки и попечительства, прокуратуру ограничены пределами Российской Федерации. Кроме того, по законодательству многих государств усыновленные дети приобретают гражданство иностранных усыновителей и соответственно, государство не позволит осуществлять контроль. Осуществление контроля со стороны консульского учреждения является малоэффективным, так как многие государства не признают какое-либо вмешательство в семейную жизнь частных лиц. Следовательно, механизм осуществления наблюдения за условиями жизни и процессе воспитания детей, усыновленных гражданами иностранных государств, окончательно не сформирован, поэтому основной задачей для обеспечения цели безопасности детей-сирот является создание полноценного механизма защиты прав и законных интересов детей. Предполагаем, что решение данной проблемы возможно:
- Прежде всего, при усложнении процедуры усыновления при помощи введения психологического тестирования на предмет эмоциональной стабильности потенциальных усыновителей;
- При заключении двусторонних соглашений в области международного усыновления, в соответствии с которым возложить обязанность каждой стороны договора по осуществлению контроля за условиями и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами, по принятию мер по предотвращению проявлению жестокости в отношении детей;
- Борьба с коррупцией, так как из-за коррупционных действий дети-сироты могут попасть к лицам, которые не соответствуют требованиям, установленным законодательством.
В рамках рассматриваемой темы следует отметить проблему невозможности отмены международного усыновления. Указанная проблема напрямую связана с национальным законодательством иностранных усыновителей, так как многие государства не признают отмену усыновления. Так, например, в Италии не запрещается вносить изменения в актовые записи о рождении детей, при этом в этих записях может не содержаться сведения об усыновлении ребенка. Например, в Италии в случае, отмены в порядке надзора решения российского суда об усыновлении по каким-либо причинам, не будет признаваться такое решение. Следовательно, выходом из данной проблемы может послужить заключение двусторонних соглашений.
Рассматривая вопрос о проблемах международного усыновления, можно сделать вывод, что в большинстве случаях сложившаяся неблагоприятная ситуация при международном усыновлении требует незамедлительного реформирования. Существующие правовые акты и международные соглашения не всегда, как показывает судебная практика, способна защитить права и законные интересы детей-сирот. Вследствие этого, необходимо принятие мер к усложнению процедуры международного усыновления с целью выявления психологических особенностей потенциальных усыновителей, также необходимо создание более тщательного механизма осуществления наблюдения за условиями жизни и процесса воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами путем заключения двусторонних соглашений. Предполагаем, что для борьбы с незаконным усыновление (удочерением) необходимо ужесточить санкции, предусмотренные ст. 154 УК РФ.
РУДНЕВА Юлия Викторовна
старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета
ФАДЕЕВ Алексей Владимирович
старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета
МАВРИНСКАЯ Татьяна Владимировна
студентка 3 курса института права Самарского государственного экономического университета
БОНЯ Лидия Андреевна
студентка 3 курса института права Самарского государственного экономического университета