Бесплатная консультация юриста по семейным вопросам

Консультация семейного юриста онлайн — задать вопрос юристу

Особенности правового регулирования патронатной семьи субъектами Российской Федерации

ТЕПЛЯКОВА Ольга Андреевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета
БЫЧЕК Анжелика Эдуардовна
— магистрант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского Государственного Университета
В статье рассматриваются особенности правового регулирования патронатного воспитания законодательством субъектов РФ, раскрываются признаки патроната, его формы, субъекты патронатного воспитания. Обосновывается необходимость сохранения и развития патронатного воспитания в субъектах РФ, поскольку патронат выступает не только как форма временного устройства ребенка в семью, но и как форма поддержки и сохранения кровной семьи ребенка, профилактики социального сиротства.

 

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы обозначает в качестве одного из основных национальных приоритетов — «обеспечение благополучного и защищенного детства». В то же время отмечается низкая эф­фективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. При этом Семей­ный кодекс провозглашает принцип «приоритета семейного воспитания детей», поэтому необходимо принять все пред­упредительные и профилактические меры, чтобы сохранить ребенку семью. Практика лишения родительских прав должна выступать как крайняя мера.



В этой связи одной из возможных форм поддержки и со­хранения семьи является патронат. Патронат существует толь­ко в тех субъектах Российской Федерации, где такая форма устройства ребенка в семью предусмотрена законодатель­ством. Семейный кодекс относит патронат к формам устрой­ства ребенка в семью, однако временный характер патроната и сохранение возможности возврата ребенка в биологическую семью позволяет признать патронат также формой поддерж­ки и сохранения семьи. Патронат обладает следующими при­знаками:

- временный характер, при этом выделяют краткосрочный патронат и длительный патронат;

- возмездный характер патроната, на основе договора па­тронатного воспитателя с органами опеки и попечительства, профессиональная составляющая патронатной семьи;

- разделение функций законного представителя ребенка между органами опеки и попечительства, патронатным вос­питателем и кровными родителями;

- возможность назначения патроната детям, у которых ро­дители не лишены родительских прав;

- по мнению ряда иссле­дователей, патронат пред­ставляет собой разновид­ность попечительства.


Таким образом, «патро­нат» — форма воспитания и оказания социальной по­мощи профессиональной Бычек А 3 семьей, в которой ребенок пребывает временно. Субъ­ектами данных правоотношений могут выступать дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживаю­щие в кровной семье и находящиеся в трудной жизненной си­туации, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.



Патронат может осуществляться в трех основных формах:

1. Патронатное воспитание — форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в целях их содержания, воспитания и образования;

2. Социальный патронат — форма оказания патронатным воспитателем необходимой помощи ребенку, проживающе­му в кровной семье и находящемуся в трудной жизненной ситуации;

3. Постинтернатное сопровождение — оказание необхо­димой помощи патронатным воспитателем, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, направленной на социальную адап­тацию и подготовку к самостоятельной жизни выпускников.


Преимущества патроната очевидны: если ребенок имеет кровную семью, то патронат нацелен на оказание помощи и поддержки ребенку патронатной семьей и при этом на со­хранение у ребенка кровной семьи; если ребенок не имеет кров­ной семьи, то патронат нацелен на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье, в период пока не реализованы формы устройства ребенка в семью, носящие постоянный ха­рактер, в качестве альтернативы детскому дому.


При этом статистика показывает, что такая форма устрой­ства ребенка в семью как патронат в России крайне мало распространена. При том что законодательная возможность передачи детей на патронатное воспитание предусмотрена во многих субъектах Российской Федерации, фактически пере­дача детей в патронатные семьи осуществляется крайне редко. Так, по статистике Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации4 количество заключенных договоров о па- тронатном воспитании в период с 2006 по 2013 гг. колебалось от 142 до 613, что в целом по России достаточно небольшая цифра. Указанные данные приведены в Таблице 1.

 

 




В настоящее время законодательство о патронатной семье имеется в 35 субъектах Российской Федерации, а в 2010 такая законодательная возможность существовала в 42 субъектах Рос­сийской Федерации. По причине несовершенства нормативной базы, отсутствия стимулирующих факторов, отсутствия спе­циальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей сдерживается развитие данной формы устройства де­тей. Не нашел своего продолжения эксперимент по созданию патронатных семей в ряде регионов: Костромской области (упразднена в 2012 г.), Курской области (упразднена в 2011 г.), Томской области (упразднена в 2012 г.), Сахалинской области (упразднена в 2010 г.) и др.


Рассмотрим опыт субъектов Российской Федерации по ре­гулированию модели патронатного воспитания.

Система патронатного воспитания на 2010 г. осуществля­лась в 42 из 83 регионов России. На 1 марта 2014 г. патронатное воспитание осуществляется только в 35 регионах страны. Ис­следование нормативно-правовых актов субъектов, закрепив­ших патронат как особую форму устройства детей, выявило ряд различий в правовом положении детей и их патронатных воспитателей, а также потенциальных воспитанников и воз­можных кандидатов в патронатные воспитатели.

Для комплексного исследования правовых различий были выбраны следующие критерии:

1. возраст детей, которые могут быть переданы на воспита­ние в семью патронатного воспитателя;

2. срок устройства ребенка в семью патронатного воспитателя;

3. общее число детей, передаваемых на воспитание патро- натному воспитателю;

4. иные особенности патроната в различных субъектах РФ. Возраст детей, которые могут быть переданы патронатному воспитателю, варьируется в зависимости от установленных в регионе форм патроната. Все три формы закреплены всего в шести субъектах (Краснодарском крае, Республике Ады­гея, Московской области), поэтому возраст передачи детей на патронатное воспитание установлен с рождения до 23 лет включительно.


В большинстве случаев предусмотрено только патронатное воспитание, характерным для которого является возраст от 0 до 18 лет (Тюменская область, Воронежская область, Перм­ский край, Республика Башкортостан). Патронатное вос­питание ограничивается моментом совершеннолетия ребенка, однако ребенок и после совершеннолетия нуждается в адапта­ционном периоде и социализации.

В Рязанской и Ивановской области минимальный воз­раст детей для патронатного воспитания установлен — 7 и 10 лет соответственно. Дети младшего возраста не передаются на патронат, в результате чего они утрачивают возможность воссоединиться с кровной семьей при передаче таких детей на семейные формы воспитания. Исключение детей младшего возраста из системы патроната обусловлено тем, что данная возрастная категория востребована для усыновления. Напри­мер, в 2013 г. на возрастную категорию детей от 0 до 7 лет при­шлось более 90% усыновлений, а на возрастную категорию от 8 до 18 — менее 10% усыновлений, вследствие чего был установлен имеющийся порог.


Срок пребывания ребенка в патронатной семье также ва­рьируется в зависимости от законодательства субъектов Рос­сийской Федерации. Главное предназначение патронатных семей в адаптации ребенка, временно не имеющего юридиче­ского статуса, к семейной обстановке до установления других форм семейного воспитания. Ввиду чего договор о патронат- ном воспитании может быть краткосрочным (до шести ме­сяцев) либо долгосрочным (от шести месяцев и более). Воз­можный период содержания ребенка в патронатной семье устанавливается органом опеки и попечительства в заключе­нии о возможности быть патронатным воспитателем. Время пребывания ребенка в профессиональной семье прописывается в договоре. Четко установлен период лишь в некоторых субъ­ектах: до 6 месяцев: Тюменская область, Красноярский край; до одного года: Воронежская область, Краснодарский край, Чувашская Республика; в Рязанской области указанный срок составляет от двух месяцев до одного года; Волгоградская об­ласть установила максимальный среди всех регионов срок в три года, что в какой-то степени противоречит сущности патроната как временной формы устройства детей в семью.


Пермский край выработал наиболее подходящую для па­троната схему установления срока, на который может быть устроен ребенок на воспитание в семью кандидата в патро- натные воспитатели. Предусматриваются следующие сроки устройства ребенка (детей) на патронатное воспитание: экс­тренное устройство (до трех дней); устройство на короткий период времени (до 6 месяцев); устройство на длительный срок (свыше 6 месяцев). Экстренное устройство ребенка на патро­натное воспитание (отобрание ребенка при непосредственной угрозе для его жизни и здоровья) возможно без предоставле­ния документов. В этом случае ребенок передается в семью любого патронатного воспитателя, в отношении которого вы­несено заключение о возможности быть патронатным воспи­тателем.

Количество детей, передаваемых на патронатное воспи­тание в субъектах Российской Федерации, регулируется, как правило, путем установления возможности устройства в одну семью не более трех детей. Такая практика законодатель­ного регулирования применяется в Воронежской, Калуж­ской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Ульяновской об­ластях, Чувашской, Удмуртской республиках, Республиках Адыгея, Башкортостан, Карелия, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях. Однако в законодательстве субъек­тов Российской Федерации отсутствует полное единообразие по этому вопросу. Так, в Мурманской области на патронат­ное воспитание в одну семью может быть передано до 10 детей, в Чукотском автономном округе — до восьми детей, в Калининградской, Тамбовской областях — до пяти детей, Красноярском крае — до четырех детей, в Курганской об­ласти, Забайкальском крае — до двух детей. В ряде субъек­тов Российской Федерации данный критерий не установлен: Тюменская, Ивановская, Волгоградская, Тверская области и некоторые другие.


В качестве иных особенностей регионального регулирова­ния можно выделить, например, требования, предъявляемые к патронатному воспитателю. Данные требования прямо зависят от общего понимания патронатного воспитания в субъекте РФ. К ним применяются положения ст. 127 СК РФ, предусматривающие требования к усыновителям; поло­жения ст. 146 СК РФ, предусматривающие требования к опе­кунам (попечителям). Отдельные регионы устанавливают особые критерии для патронатного воспитателя. Например, Тюменская область допускает проживание патронатного вос­питателя и воспитуемого совместно с лицами, являющимися кровными родителями; признанными судом недееспособ­ными или ограниченно дееспособными; лишенными по ре­шению суда родительских прав или ограниченными судом в родительских правах; отстраненными от обязанностей опе­куна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложен­ных на них законом обязанностей; бывшими усыновителя­ми, если усыновление отменено решением суда по их вине; по состоянию здоровья не осуществляющими обязанности по воспитанию ребенка; имеющими или имевшими суди­мость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением не­законного помещения в психиатрический стационар, клеве­ты и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющими неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; если условия проживания лица, желающего взять ребенка на патронатное воспитание, позволяют обеспе­чить безопасность, надлежащее воспитание ребенка и уход за ним.

В Тверской области дети, оставшиеся без попечения роди­телей, достигшие 14 лет, вправе самостоятельно подавать в ор­ган опеки и попечительства заявление о назначении им в каче­стве патронатных воспитателей конкретных лиц. Применение данной статьи считается невозможным ввиду отсутствия базы данных о кандидатах, прошедших подготовку по специальной программе для лиц, выразивших желание взять ребенка на вос­питание в патронатную семью.


При патронатном воспитании законное представитель­ство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждени­ем). Предполагается, что права и обязанности по содержанию и воспитанию ребенка должны разделяться не только между учреждением и патронатным воспитателем, но и возлагаться на родителей, не лишенных родительских прав. Волгоградская и Самарская область в этом ключе прописывает, что патронатный воспитатель является законным представителем ребен­ка, переданного на патронатное воспитание. Таким образом, стираются границы между патронатной и приемной семьей, они практически становятся синонимами. Отсутствует разни­ца в форме устройства ребенка, финансировании, правовом положении ребенка и воспитателя, что, по мнению авторов, является нелогичным.

На сегодняшний день в Семейном кодексе РФ предус­мотрена лишь возможность передачи детей в патронатную семью. Федеральное законодательство предоставляет воз­можность региональным законодательным органам, путем принятия законодательных актов субъектам Федерации ре­шать проблемы по организации патронатного воспитания, регулированию обязанностей и условиям отбора патронатных воспитателей, а также их оплате. Необходимо разработать информационную политику по ознакомлению с сущностью и значимостью патроната. Социальный патронат необходим в качестве первой ступени по профилактике социального си­ротства, которое является серьезной проблемой современного общества.


Следует разработать законопроект об институте профес­сиональных приемных семей, которые будут иметь соответ­ствующее образование, подготовку, лицензии. Тогда органы опеки и попечительства будут иметь возможность экстренно передавать ребенка в замещающую семью, а не изначально помещать в детский дом. Восточная Европа, Польша, Че­хия, Словакия, Венгрия, Болгария, Финляндия, США давно внедрили в законодательную систему фостерные семьи, ког­да родители-воспитатели осуществляют свою деятельность по трудовому договору. В указанных странах практически сведено к нулю существование детдомов и подобных им уч­реждений.

Отсутствие единой концепции принимаемых законода­тельных актов, четко регламентированного механизма работы, различия в правовом и финансовом обеспечении в отдельных регионах ставит существование патронатного воспитания под вопрос.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (76) 2014

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).