Бесплатная консультация юриста по семейным вопросам

Консультация семейного юриста онлайн — задать вопрос юристу

Правовое регулирование образования приемных семей для пожилых граждан и инвалидов в Самарской области (региональное законодательство)

ШИШКИНА Юлия Сергеевна
аспирант, преподаватель кафедры Гражданского права и процесса Волжского Университета им. В.Н. Татищева

Данная работа посвящена вопросам правового регулирования деятельности приемных семей для пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в силу возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи, осущест­вляемой на основе федерального и регионального законодательства, в частности ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122- ФЗ 02.08.1995 (в ред. от 22.08.2004) и Закона Самарской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на тер­ритории Самарской области» от 10.11.2008 № 121-ГД.
В статье обозначен круг проблем и пробелов регионального законодательства, таких как:
1. Отсутствие перечня законных оснований для отказа в заключении договора на оказание социальных услуг;
2. Отсутствие механизма правового регулирования и обеспечения сохранно­сти имущества лица, проживающего в приемной семье;3. Отсутствие установленного законом понятия «нужды семьи», что позволяет трактовать его в зависимости от желания сторон;
4. Ряд иных вопросов, для устранения которых необходимо внесение изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» от 10.11.2008 № 121-ГД.

10 ноября 2008 года был принят Закон «Об организа­ции деятельности приемных семей для граждан пожило­го возраста и инвалидов в Самарской области» № 121-ГД (далее Закон 121-ГД), который вступил в силу с 1 января 2009 года.

Руководитель областного департамента социальной защиты населения Е.В.Ханжин пишет, что практика при­нятия в семью пожилых граждан и инвалидов складывает­ся на протяжении нескольких лет, первые семьи появились в Камышлинском районе в 2001 году, в настоящее время их уже около 25. Однако только в 2008 году губернский зако­нодатель принял нормы, регулирующие отношения между приемной семьей и самой незащищенной и нуждающейся в материальном обеспечении, а главное в заботе, категори­ей граждан - пенсионерами и инвалидами, которые в силу состояния здоровья или возраста нуждаются в помощи.

Целями данного закона названы повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, укрепление тради­ций взаимопомощи, профилактика социального одиноче­ства и определение порядка организации приемной семьи, поскольку, как считает Е.В.Ханжин, «...несмотря на разви­тую региональную систему государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслужива­ния, проблема обеспечения граждан, нуждающихся в по­стоянном уходе на дому, остается острой».

 

Издание долгожданного и востребованного закона всегда оправданно, тем не менее, представляется целе­сообразным отметить, что некоторые положения Закона 121-ГД вызывают вопросы. В первую очередь это касается понимания и материального содержания понятия «соци­альной услуги», которую будет оказывать приемная семья. Что под ней понимает губернский законодатель? Исходя из положений анализируемого акта, организация деятель­ности по оказанию социальных услуг в рамках приемной семьи возлагается на государственные учреждения Самар­ской области, осуществляющие предоставление нестацио­нарного социального обслуживания, в том числе обучение лиц, оказывающих социальные услуги в рамках приемных семей. Статья 16 ФЗ «О социальном обслуживании граж­дан пожилого возраста и инвалидов» 1995 года, во испол­нение которого принят Закон 121-ГД Самарской области, в качестве форм социального обслуживания выделяет:

1)   социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2)   полустационарное социальное обслуживание в от­делениях дневного (ночного) пребывания учреждений со­циального обслуживания;

3)   стационарное социальное обслуживание в стацио­нарных учреждениях социального обслуживания (домах- интернатах, пансионатах и других учреждениях социаль­ного обслуживания независимо от их наименования);

4)   срочное социальное обслуживание;

5)   социально-консультативную помощь.

Далее в ФЗ «О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов» говорится о том, что Пере­чень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвали­дам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, разрабатывается Правитель­ством РФ и является базовой основой для утверждения органами исполнительной власти субъектов РФ террито­риального перечня гарантированных государством соци­альных услуг с учетом потребностей населения, проживаю­щего на территории соответствующего субъекта РФ.

На данном основании в Самарской области был утвержден территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, в соответствии с которым услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней по­мощи вследствие частичной утраты способности к самооб­служиванию, включают:

-      услуги по организации питания, быта и досуга;

-      социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;

-      содействие в получение профессии инвалидами в со­ответствии с их физическими возможностями и умствен­ными способностями;

-      содействие в трудоустройстве;

-      правовые услуги;

-      содействие в организации ритуальных услуг.

Безусловно, возникает вопрос: могут ли приемные се­мьи оказывать социальные услуги в полном объеме, как это предусмотрено федеральным и территориальным переч­нями гарантированных услуг? Или часть услуг, требующая профессиональных навыков и материального обеспечения, будут по-прежнему оказывать соответствующие органы? Из-за отсутствия четко определенного материального со­держания понятия социальной услуги в рамках приемной семьи нам остается лишь догадываться об этом. Однако если предположить, что весь комплекс мероприятий, пред­усмотренных законодательством для социального обслу­живания на дому, будут осуществлять приемные семьи, то кажется сомнительным, что приемная семья квалифициро­ванным образом сможет оказать, скажем, психологическую помощь, или содействие в проведении реабилитационных мероприятий, или помощь в оформлении документов, или содействие в получении установленных действующим зако­нодательством льгот и преимуществ и т. д.

Следует отметить, что одна из функций центра соци­ального обслуживания состоит в рассмотрении заявлений и принятии решений о возможности заключения договора об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи либо об отказе в его заключении, но при этом Закон 121-ГД не содержит оснований для такого отказа, а только устанав­ливает обязанность соответствующих органов указать его причины.

Определяя порядок образования приемной семьи, За­кон 121-ГД в ст. 4 указывает, что организовать семью могут совершеннолетние дееспособные граждане обоего пола, не являющиеся полными родственниками по прямой ли­нии первой, второй, третьей степеней родства и полными родственниками по боковой линии второй степени родства при соблюдении следующих условий:

-     предоставление заявления в центр социального об­служивания;

-     предоставление паспорта или иного документа, удо­стоверяющего личность и подтверждающего регистрацию на территории Самарской области;

-     предоставление справки о составе семьи и о размере общей площади жилого помещения;

-     предоставление медицинской справки из лечебно­профилактического учреждения о состоянии здоровья, а также из наркологического и психиатрического диспансе­ра о том, что лицо не состоит на учете в данных лечебно­профилактических учреждениях.

На основе анализа норм данной статьи допустимо предположить, что основаниями для отказа в заключении договора могут быть:

  1. По субъектному составу: несовершеннолетие, недее­способность или ограниченная по решению суда дееспо­собность заявителей.
  2. По степени родства заявителей: наличие полного родства по прямой линии первой, второй, третьей степе­ней и по боковой линии второй степени родства.
  3. По наличию документов: непредставление требуе­мых законом документов либо предоставление докумен­тов, содержащих ложные или искаженные сведения.
  4. По степени обеспеченности общей площадью жи­лого помещения на одного члена семьи: менее учетной нормы, определяемой в соответствии с законодательством Самарской области.

Логичным выглядит требование губернского законо­дателя о запрете организовывать приемную семью пол­ными родственниками по прямой линии первой, второй, третьей степеней родства и полными родственниками по боковой линии второй степени родства - это их мораль­ная обязанность, они уже и есть семья, тем более что нор­мы Раздела V «Алиментные обязательства членов семьи» Семейного кодекса РФ устанавливают право нетрудоспо­собных и нуждающихся в помощи родителей, бабушек, де­душек, братьев, сестер на получение алиментов от своих со­вершеннолетних и трудоспособных родственников. Однако при этом мы можем предположить, что не у всякой семьи при наличии желания заботиться о пожилом родственни­ке есть фактическая возможность принять его и оказывать ему социальные услуги на должном уровне, поэтому за­конодатель, возможно, поспешил отказывать в таком пра­ве ближайшим родственникам, поскольку при должной поддержке государства они вполне могли бы справиться с этим.

Интересным кажется также положение п. 2 ст. 4 За­кона 121-ГД: «выбор места проживания приемной семьи должен определяться сторонами договора», т. е. лицом, берущим на себя обязанность по оказанию социальных услуг, либо лицом, нуждающимся в них, или учреждением социального обслуживания. Данная норма допускает воз­можность проживания лица, нуждающегося в социальных услугах, не в приемной семье, а проживание приемной се­мьи у лица, нуждающегося в уходе. К сожалению, в Законе 121-ГД ничего не сказано, например, о том, требуется ли письменное согласие лица, которому оказывается социаль­ная услуга, в случае, если приемная семья, проживающая у данного лица, желает взять на себя заботу еще о нескольких нуждающихся в уходе гражданах. Исходя из содержания нормы, допустимо также предположить, что соответствую­щие органы власти могут предоставить специализирован­ное жилье для проживания приемной семьи, раз за ними также сохраняется право выбора места проживания.

Небезынтересным будет узнать, почему, по мнению губернского законодателя, для заключения данного догово­ра не требуется справка с места работы с указанием разме­ра заработной платы или копия декларации о доходах, как, например, это предусмотрено Постановлением Правитель­ства от 17 июля 1996 года № 829 «О приемной семье» с изм. от 18.08.2008 № 617. Кажется очевидным, что для оказания социальных услуг и для заботы о нуждающемся на долж­ном уровне (гарантированные законом социальные услуги соответствующие учреждения оказывают бесплатно) рано или поздно потребуются материальные затраты со сто­роны приемной семьи. Тем более, что сумма в 2500 руб­лей предусмотрена Законом 121-ГД в качестве оплаты тру­да (см. ст. 6), а не в качестве компенсации затрат, которые будут произведены для реализации обязанностей по до­говору социального обслуживания.

Региональному законодателю следовало бы более четко разграничивать понятия «социальная услуга» и «оплата труда», так как они принадлежат разным право­вым сферам гражданского и трудового законодательства. Соответственно, с учетом характера данной оплаты мож­но предположить, что все те услуги, которые включены в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными уполномочен­ными учреждениями бесплатно, будут осуществляться за счет лица, нуждающегося в социальных услугах. Таким об­разом, у недобросовестных лиц появляется возможность «зарабатывать» на пожилых гражданах, злоупотребляя их доверием или неграмотностью, особенно учитывая, что если Законом 121-ГД не предусмотрено требование к мате­риальному положению приемной семьи, то не существует и такого основания для отказа в заключении договора.

Следующее положение, которое вызывает определен­ные вопросы, раскрывается в п. 6 ст. 4 Закона 121-ГД, ко­торый гласит: «...за лицом, нуждающимся в социальном обслуживании, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты, пособия, компенсации и иные выпла­ты, а также имущественные и не имущественные права.», в том числе право собственности на жилое помещение (право пользования жилым помещением, земельным участком и другим принадлежащим ему имуществом). Региональный законодатель, закрепляя данную норму, со­вершенно не говорит о механизмах ее реализации. Како­ва судьба недвижимого имущества лица, нуждающегося в социальной поддержке? Надо полагать, что закон все- таки подразумевает совместное проживание в приемной семье, на кого же тогда возлагается обязанность управлять данным имуществом? На пожилого человека, инвалида, по состоянию здоровья которому требуется посторонний уход, на приемную семью, на государственные органы? Во­прос остается нерешенным, хотя в сложившейся острой социально-экономической ситуации является наиболее ак­туальным, тем более для данной категории лиц, поскольку бремя ответственности и расходов всегда несет собственник имущества.

Достигнет ли губернский законодатель цели - повы­шения качества жизни пожилых граждан и инвалидов, забывая или умышленно умалчивая о материальной сто­роне данных отношений, особенно если учесть, что норма ст. 7 Закона 121-ГД определяет принципы формирования и расходования бюджета приемной семьи и позволяет оставлять в личном распоряжении лица, нуждающегося в социальных услугах, за вычетом средств, предназначенных для общих нужд приемной семьи, не менее 25 % от своего ежемесячного дохода, не поясняя при этом, что считать об­щими нуждами?

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что недостаточность и неразвитость регулирования от­ношений по содержанию, уходу, заботе о престарелых гражданах и инвалидах допускает огромное количество злоупотреблений как со стороны должностных лиц, так и со стороны лиц, изъявляющих желание заботиться о нуж­дающихся и одиноких гражданах. Широкое общественное внимание к данным вопросам и проблемам должно спо­собствовать созданию и легализации дефиниций закона, что, в свою очередь, позволит определить более четкие границы правового регулирования, которое, безусловно, должно быть направлено на защиту охраняемых прав и за­конных интересов пожилых граждан и инвалидов.

 

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (20) 2010

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).