ШИШКИНА Юлия Сергеевна
аспирант, преподаватель кафедры Гражданского права и процесса Волжского Университета им. В.Н. Татищева
Данная работа посвящена вопросам правового регулирования деятельности приемных семей для пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в силу возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи, осуществляемой на основе федерального и регионального законодательства, в частности ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122- ФЗ 02.08.1995 (в ред. от 22.08.2004) и Закона Самарской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» от 10.11.2008 № 121-ГД.В статье обозначен круг проблем и пробелов регионального законодательства, таких как:
1. Отсутствие перечня законных оснований для отказа в заключении договора на оказание социальных услуг;2. Отсутствие механизма правового регулирования и обеспечения сохранности имущества лица, проживающего в приемной семье;3. Отсутствие установленного законом понятия «нужды семьи», что позволяет трактовать его в зависимости от желания сторон;
4. Ряд иных вопросов, для устранения которых необходимо внесение изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» от 10.11.2008 № 121-ГД.
10 ноября 2008 года был принят Закон «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Самарской области» № 121-ГД (далее Закон 121-ГД), который вступил в силу с 1 января 2009 года.
Руководитель областного департамента социальной защиты населения Е.В.Ханжин пишет, что практика принятия в семью пожилых граждан и инвалидов складывается на протяжении нескольких лет, первые семьи появились в Камышлинском районе в 2001 году, в настоящее время их уже около 25. Однако только в 2008 году губернский законодатель принял нормы, регулирующие отношения между приемной семьей и самой незащищенной и нуждающейся в материальном обеспечении, а главное в заботе, категорией граждан - пенсионерами и инвалидами, которые в силу состояния здоровья или возраста нуждаются в помощи.
Целями данного закона названы повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, укрепление традиций взаимопомощи, профилактика социального одиночества и определение порядка организации приемной семьи, поскольку, как считает Е.В.Ханжин, «...несмотря на развитую региональную систему государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном уходе на дому, остается острой».
Издание долгожданного и востребованного закона всегда оправданно, тем не менее, представляется целесообразным отметить, что некоторые положения Закона 121-ГД вызывают вопросы. В первую очередь это касается понимания и материального содержания понятия «социальной услуги», которую будет оказывать приемная семья. Что под ней понимает губернский законодатель? Исходя из положений анализируемого акта, организация деятельности по оказанию социальных услуг в рамках приемной семьи возлагается на государственные учреждения Самарской области, осуществляющие предоставление нестационарного социального обслуживания, в том числе обучение лиц, оказывающих социальные услуги в рамках приемных семей. Статья 16 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995 года, во исполнение которого принят Закон 121-ГД Самарской области, в качестве форм социального обслуживания выделяет:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах- интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
Далее в ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» говорится о том, что Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, разрабатывается Правительством РФ и является базовой основой для утверждения органами исполнительной власти субъектов РФ территориального перечня гарантированных государством социальных услуг с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.
На данном основании в Самарской области был утвержден территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, в соответствии с которым услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию, включают:
- услуги по организации питания, быта и досуга;
- социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
- содействие в получение профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
- содействие в трудоустройстве;
- правовые услуги;
- содействие в организации ритуальных услуг.
Безусловно, возникает вопрос: могут ли приемные семьи оказывать социальные услуги в полном объеме, как это предусмотрено федеральным и территориальным перечнями гарантированных услуг? Или часть услуг, требующая профессиональных навыков и материального обеспечения, будут по-прежнему оказывать соответствующие органы? Из-за отсутствия четко определенного материального содержания понятия социальной услуги в рамках приемной семьи нам остается лишь догадываться об этом. Однако если предположить, что весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для социального обслуживания на дому, будут осуществлять приемные семьи, то кажется сомнительным, что приемная семья квалифицированным образом сможет оказать, скажем, психологическую помощь, или содействие в проведении реабилитационных мероприятий, или помощь в оформлении документов, или содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.
Следует отметить, что одна из функций центра социального обслуживания состоит в рассмотрении заявлений и принятии решений о возможности заключения договора об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи либо об отказе в его заключении, но при этом Закон 121-ГД не содержит оснований для такого отказа, а только устанавливает обязанность соответствующих органов указать его причины.
Определяя порядок образования приемной семьи, Закон 121-ГД в ст. 4 указывает, что организовать семью могут совершеннолетние дееспособные граждане обоего пола, не являющиеся полными родственниками по прямой линии первой, второй, третьей степеней родства и полными родственниками по боковой линии второй степени родства при соблюдении следующих условий:
- предоставление заявления в центр социального обслуживания;
- предоставление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию на территории Самарской области;
- предоставление справки о составе семьи и о размере общей площади жилого помещения;
- предоставление медицинской справки из лечебнопрофилактического учреждения о состоянии здоровья, а также из наркологического и психиатрического диспансера о том, что лицо не состоит на учете в данных лечебнопрофилактических учреждениях.
На основе анализа норм данной статьи допустимо предположить, что основаниями для отказа в заключении договора могут быть:
- По субъектному составу: несовершеннолетие, недееспособность или ограниченная по решению суда дееспособность заявителей.
- По степени родства заявителей: наличие полного родства по прямой линии первой, второй, третьей степеней и по боковой линии второй степени родства.
- По наличию документов: непредставление требуемых законом документов либо предоставление документов, содержащих ложные или искаженные сведения.
- По степени обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи: менее учетной нормы, определяемой в соответствии с законодательством Самарской области.
Логичным выглядит требование губернского законодателя о запрете организовывать приемную семью полными родственниками по прямой линии первой, второй, третьей степеней родства и полными родственниками по боковой линии второй степени родства - это их моральная обязанность, они уже и есть семья, тем более что нормы Раздела V «Алиментные обязательства членов семьи» Семейного кодекса РФ устанавливают право нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер на получение алиментов от своих совершеннолетних и трудоспособных родственников. Однако при этом мы можем предположить, что не у всякой семьи при наличии желания заботиться о пожилом родственнике есть фактическая возможность принять его и оказывать ему социальные услуги на должном уровне, поэтому законодатель, возможно, поспешил отказывать в таком праве ближайшим родственникам, поскольку при должной поддержке государства они вполне могли бы справиться с этим.
Интересным кажется также положение п. 2 ст. 4 Закона 121-ГД: «выбор места проживания приемной семьи должен определяться сторонами договора», т. е. лицом, берущим на себя обязанность по оказанию социальных услуг, либо лицом, нуждающимся в них, или учреждением социального обслуживания. Данная норма допускает возможность проживания лица, нуждающегося в социальных услугах, не в приемной семье, а проживание приемной семьи у лица, нуждающегося в уходе. К сожалению, в Законе 121-ГД ничего не сказано, например, о том, требуется ли письменное согласие лица, которому оказывается социальная услуга, в случае, если приемная семья, проживающая у данного лица, желает взять на себя заботу еще о нескольких нуждающихся в уходе гражданах. Исходя из содержания нормы, допустимо также предположить, что соответствующие органы власти могут предоставить специализированное жилье для проживания приемной семьи, раз за ними также сохраняется право выбора места проживания.
Небезынтересным будет узнать, почему, по мнению губернского законодателя, для заключения данного договора не требуется справка с места работы с указанием размера заработной платы или копия декларации о доходах, как, например, это предусмотрено Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года № 829 «О приемной семье» с изм. от 18.08.2008 № 617. Кажется очевидным, что для оказания социальных услуг и для заботы о нуждающемся на должном уровне (гарантированные законом социальные услуги соответствующие учреждения оказывают бесплатно) рано или поздно потребуются материальные затраты со стороны приемной семьи. Тем более, что сумма в 2500 рублей предусмотрена Законом 121-ГД в качестве оплаты труда (см. ст. 6), а не в качестве компенсации затрат, которые будут произведены для реализации обязанностей по договору социального обслуживания.
Региональному законодателю следовало бы более четко разграничивать понятия «социальная услуга» и «оплата труда», так как они принадлежат разным правовым сферам гражданского и трудового законодательства. Соответственно, с учетом характера данной оплаты можно предположить, что все те услуги, которые включены в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными уполномоченными учреждениями бесплатно, будут осуществляться за счет лица, нуждающегося в социальных услугах. Таким образом, у недобросовестных лиц появляется возможность «зарабатывать» на пожилых гражданах, злоупотребляя их доверием или неграмотностью, особенно учитывая, что если Законом 121-ГД не предусмотрено требование к материальному положению приемной семьи, то не существует и такого основания для отказа в заключении договора.
Следующее положение, которое вызывает определенные вопросы, раскрывается в п. 6 ст. 4 Закона 121-ГД, который гласит: «...за лицом, нуждающимся в социальном обслуживании, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты, пособия, компенсации и иные выплаты, а также имущественные и не имущественные права.», в том числе право собственности на жилое помещение (право пользования жилым помещением, земельным участком и другим принадлежащим ему имуществом). Региональный законодатель, закрепляя данную норму, совершенно не говорит о механизмах ее реализации. Какова судьба недвижимого имущества лица, нуждающегося в социальной поддержке? Надо полагать, что закон все- таки подразумевает совместное проживание в приемной семье, на кого же тогда возлагается обязанность управлять данным имуществом? На пожилого человека, инвалида, по состоянию здоровья которому требуется посторонний уход, на приемную семью, на государственные органы? Вопрос остается нерешенным, хотя в сложившейся острой социально-экономической ситуации является наиболее актуальным, тем более для данной категории лиц, поскольку бремя ответственности и расходов всегда несет собственник имущества.
Достигнет ли губернский законодатель цели - повышения качества жизни пожилых граждан и инвалидов, забывая или умышленно умалчивая о материальной стороне данных отношений, особенно если учесть, что норма ст. 7 Закона 121-ГД определяет принципы формирования и расходования бюджета приемной семьи и позволяет оставлять в личном распоряжении лица, нуждающегося в социальных услугах, за вычетом средств, предназначенных для общих нужд приемной семьи, не менее 25 % от своего ежемесячного дохода, не поясняя при этом, что считать общими нуждами?
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что недостаточность и неразвитость регулирования отношений по содержанию, уходу, заботе о престарелых гражданах и инвалидах допускает огромное количество злоупотреблений как со стороны должностных лиц, так и со стороны лиц, изъявляющих желание заботиться о нуждающихся и одиноких гражданах. Широкое общественное внимание к данным вопросам и проблемам должно способствовать созданию и легализации дефиниций закона, что, в свою очередь, позволит определить более четкие границы правового регулирования, которое, безусловно, должно быть направлено на защиту охраняемых прав и законных интересов пожилых граждан и инвалидов.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (20) 2010