Международное право прав человека находится в постоянном развитии.
В ответ на новые вызовы современности разрабатываются нормы, соответствующие этим реалиям, появляются новые объекты защиты. Одной из таких очевидных тенденций современного мира является глобальное старение населения.
В настоящее время наблюдается стремительный рост доли лиц старше 60 лет в мировом масштабе. По данным отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, с 1990 года она возросла с 9.2 % до 11,7 % в 2013 году, что приблизительно равно 810 миллионам человек. Согласно прогнозам, это число увеличится до 1 миллиарда менее чем за 10 лет, а в 2050 году достигнет 21, 1 % населения планеты, это около двух миллиардов человек. В региональном разрезе наблюдаются существенные различия. Так, в 2012 г. в Африке лица в возрасте 60 лет и старше составляли 6% населения, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна — 10%, в Азии — 11%, в Океании — 16%, в Северной Америке — 19%, а в Европе — 22%. Ожидается, что к 2050 году эта пропорция значительно взрастет во всех регионах. В Африке она составит 10%, в Азии — 24%, в Океании — 24%, в Латинской Америке и Карибском бассейне — 25%, в Северной Америке — 27%, а в Европе — 34%.
Такая тенденция требует незамедлительной реакции мирового сообщества, в том числе и в правовой плоскости. Именно поэтому с конца 20 века в международном праве прав человека стали разрабатываться инструменты защиты прав пожилых людей. Наряду с детьми, женщинами, инвалидами, коренными народами и другими наименее защищенными представителями общества, обладающими специальным набором прав, пожилые люди постепенно заняли свою нишу в международном праве.
Хотя на сегодняшний момент предприняты значительные шаги в формировании этой новой категории прав человека, не существует юридически обязательного универсального документа, закрепляющего основные характеристики пожилого человека как объекта международного права прав человека, а также четкого набора его прав. По этой причине подходы в региональных системах защиты прав человека различаются.
Для целей более подробного изучения проблемы защиты прав пожилых людей в науке, а также для эффективной реализации прав человека на практике необходимо четко представлять, кого следует считать пожилым человеком. Рассматривая престарелых в качестве объекта специальных прав, следует отметить, что первым встает вопрос о формулировке самого понятия. Как в доктрине, так и в международных документах терминология в значительной мере различается. Этот вопрос, в частности, рассматривается в замечании общего порядка № 6 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП). В мировой практике используются такие понятия, как «пожилые люди», «престарелые лица», «лица старшего возраста», «лица третьей возрастной группы», «лица преклонного возраста», «лица четвертой возрастной группы», т.е. люди в возрасте старше 80 лет. КЭСКП по этому поводу заявил, что предпочитает термин «пожилые люди», который применяется в резолюциях Генеральной Ассамблеи 47/5 (Декларация по проблемам старения) и 48/98 (Осуществление Международного плана действий по проблемам старения). В региональных системах защиты прав человека также поднимался вопрос формулировки этого понятия. Например, в проекте Протокола по правам пожилых людей к Африканской хартии прав человека и народов говорится, что терминология «лица старшего возраста», «престарелые», «лица преклонного возраста», «пожилые люди» одинаково применимы для целей его реализации. Таким образом, ввиду отсутствия четкого закрепления обязательной формулировки, соответствующей этой возрастной категории населения, представляется разумным все эти и другие понятия, используемые международным сообществом, применять для ее обозначения как в доктрине, так и на практике.
Важной характеристикой является определение возраста, с которого человек признается пожилым. Основная сложность заключается в том, что в отличие, например, от детей, в отношении которых уже действует юридически обязательный международный документ, нет единого мнения относительно момента наступления старости. Биологически старение организма может происходить в разное время у разных людей. Однако для понимания правовых последствий этого явления необходимо четкое документальное закрепление этого критерия.
Межамериканская конвенция о защите прав человека пожилых людей - единственный документ как на региональном, так и на универсальном уровне, который дает четкое определение пожилого человека, называя его главным критерием возраст. В понятийном аппарате, заложенном в этом документе, под престарелым подразумевается «лицо 60 лет и старше, за исключением случаев, когда внутреннее законодательство устанавливает возраст выше или ниже, но не более 65 лет». Таким образом, в американском регионе за основу исчисления берется возраст в 60 лет, хотя и допускается возможность увеличения или уменьшения этого параметра.
Установление возрастной отметки в 60 лет берет свое начало из документов ООН. Первый такой крупный международный документ, посвященный престарелым, Венский международный план действий по проблемам старения, принятый на Всемирной ассамблее по проблемам старения в 1982 году, хотя и не закрепляет четкой формулировки, кто является пожилым человеком, однако исходя из текста можно понять, что престарелым признается человек, достигший 60 лет и старше. Основной на сегодняшний день международный документ по правам пожилых людей -Мадридский международный план действий по проблемам старения, принятый уже на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения, также признает началом преклонного возраста рубеж в 60 лет. Такого же мнения придерживаются и статистики ООН.
Следуя заложенной на универсальном уровне практике исчисления возраста, с которого наступает старость, африканская система защиты прав человека устанавливает эту отметку в 60 лет. В частности, это закреплено в Рамочной политике Африканского союза по вопросам старения и Плане действий, а также в готовящемся к принятию проекте Протокола по правам пожилых людей к Африканской хартии прав человека и народов. В азиатских странах тоже принято считать престарелым человека в возрасте 60 лет и старше. Это прослеживается, например, в Арабском плане действий по проблемам старения до 2012 года.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в большинстве своих публикаций так же, как и ООН определяет начало пожилого возраста с 60 лет. Однако в своем глобальном резюме для Всемирного дня здоровья 2012 года ВОЗ пояснила, что «по разным причинам, в некоторых исследованиях рассматриваются другие возрастные группы населения, такие как 50 лет и старше, 65 лет и старше и 80 лет и старше». Наступление старости во многом зависит от продолжительности жизни в конкретной стране или регионе, поэтому для статистических и практических целей в исследованиях целесообразно использовать другие возрастные границы. Например, исходя из этой позиции, для многих стран африканского региона биологическое старение организма человека может наступать в диапазоне от 50 до 55 лет, поэтому, по мнению ВОЗ, такой возраст уместно использовать при работе с данными по Африке.
Международная организация труда (МОТ) рассматривает начало возраста пожилого человека с момента выхода на пенсию в большинстве стран, то есть с 65 лет. Так, раздел номер пять Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», посвященный пособиям по старости, распространяется на мужчин и женщин, достигших 65 лет, или установленного государством более высокого возрастного предела.
В Евростате, статистической службе Европейского союза, к категории пожилых людей относят лиц в возрасте 65 лет и старше по тем же причинам, что и в МОТ.
Такие разные подходы, с одной стороны, дают возможность учитывать культурные, социальные и экономические особенности разных стран, но, с другой стороны, не обеспечивают единообразия в применении норм международного права и региональных инструментов защиты прав пожилых людей, а также исключают из статистических данных целую группу людей. Представляется, что при наличии международной конвенции, закрепляющей единый возраст наступления старости, удалось бы избежать негативных последствий разности в подходах.
Однако возраст не является единственной характерной чертой, определяющей пожилого человека. Анализ документов, посвященных правам лиц старшего возраста, позволяет выделить еще одну характеристику рассматриваемого объекта прав человека - это уязвимость. На нее указывали ряд специалистов в области международного права и видные деятели со- временности. В частности, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем выступлении на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения заявил, что пожилые люди нуждаются в особой защите и поддержке.А бывшая Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй прямо назвала престарелых уязвимой группой и призывала к совершенствованию и улучшению средств их правовой защиты. Уязвимыми пожилые люди признаются также и Специальным докладчиком СПЧ по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Анандом Гровером. В своем тематическом исследовании по вопросу реализации права на здоровье пожилых людей он отметил, что пожилые люди зачастую считаются «отжившим» элементом общества, поэтому особо уязвимы к нарушению права на здоровье. Кроме того, он подчеркнул, что необходимо уделить особое внимание защите прав пожилых людей как уязвимой группе от злоупотреблений и нарушения их прав.
Кроме престарелых международное сообщество применяет термин «уязвимые группы» также в отношении детей, женщин, инвалидов, трудящихся-мигрантов, беженцев, национальных меньшинств и коренных народов. Такое понятие часто используется в заявлениях, декларациях. Например, в Повестке дня на XXI век глава 6 об охране и укреплении здоровья человека среди программных областей называет защиту уязвимых групп, в частности, детей, молодежи, женщин, коренных народов и беднейших слоев населения, а также пожилых людей и инвалидов.
Для того чтобы понять, что такое уязвимость, необходимо обратиться к доктрине, так как ни один международный договор не дает определения этому понятию и не содержит исчерпывающего перечня лиц, которые подпадают под него. Хотя и в научной среде эта тема не получила широкого освещения, тем не менее наиболее подробную информацию об этом можно найти в работах Е. С. Алисиевич[ Важнейим признаком, свидеттвующем об уязвимости человека, она называет фактическое ограничение его возможности полностью реализовать свои права. К основным критериям понтия «уязвимая группа» Е. С. Алисиевичотносит факторы, ставящие человека в положение незащищенности. Среди них выделяются объективные внешние факторы, которые не зависят от человека, например, вооруженные конфликты или стихийные бедствия, и индивидуальные характеристики, присущие группе лиц, например, возраст, раса, вероисповедание. Таким образом, пожилые люди уже в силу своего возраста являются уязвимыми, а значит нуждаются в особой защите.
В пунктах 12 и 35 замечания общего порядка № 14 «Право на наивысший достижимый уровень здоровья» по статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что пожилые люди являются уязвимой группой лиц, которую государства обязаны защищать, то есть принимать законодательные и иные меры, обеспечивающие доступ к услугам здравоохранения и другим связанным с охраной здоровья услугам.
Основные региональные документы, посвященные правам пожилых людей, включают «уязвимость» в качестве одной из характеристик этой категории населения. Причисление пожилых людей к уязвимым группам встречается в документах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Так, в одном из заявлений, сделанных в формате АСЕАН плюс три (плюс Китай, Япония и Южная Корея), среди приоритетов были названы меры по защите прав и интересов, а также предоставление равных возможностей и высоких стандартов качества жизни для уязвимых слоев населения, в том числе для пожилых людей.
В Рамочной политике Африканского союза по вопросам старения и Плане действий говорится, что лица старшего возраста наряду с детьми являются наиболее уязвимыми к тем проблемам, которые существуют в Африке: бедность, отсутствие продовольственной безопасности, гражданские войны, вооруженные конфликты, насилие, не отвечающие требованиям службы социального обеспечения. Поэтому требуется активизировать усилия по созданию соответствующих механизмов для защиты прав пожилых африканцев. Подобные высказывания содержатся и в Рамочной социальной политике Африканского союза, принятой на первой сессии конференции министров Африканского союза по вопросам социального развития и посвященной, в том числе, проблемам уязвимых групп, среди которых выделяются женщины, дети, инвалиды и пожилые люди. Следует, однако, отметить, что, несмотря на явную приверженность позиции о принадлежности престарелых к уязвимой группе, выраженную в декларативных заявлениях Африканского союза, в готовящемся к принятию первом обязательном юридическом документе Протоколе по правам пожилых людей к Африканской хартии прав человека и народов, нет упоминания об этой характеристике пожилого человека.
Европейская система защиты прав человека также относит пожилых людей к уязвимой группе населения. Это прослеживается, например, в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы о правах на медицинское обслуживание и социальное обеспечение престарелых, Рекомендации того же органа о борьбе с дискриминацией пожилых людей на рынке труда, в докладе Европарламента ЕС о ситуации с основными правами в Европейском союзе 2003 года.
В Межамериканской конвенции о защите прав человека пожилых людей звучит посыл о необходимости заботиться о пожилых людях как о незащищенной категории населения, что обусловлено, в том числе, и стереотипами, которые существуют в обществе.
Пожилые люди представляют собой неоднородную группу, поэтому для эффективной защиты их прав международное сообщество выделяет среди них наиболее уязвимые слои[11]. Иначе говоря, речь идет о множественной уязвимости.
Так, в Мадридском международном плане действий по проблемам старения выделяются такие группы пожилых, обладающие множественной уязвимостью, как одинокие пожилые люди, инвалиды, мигранты. Среди особо уязвимых пожилых, испытывающих множественную дискриминацию, еще названы пожилые женщины, проживающие в сельской местности, люди преклонного возраста, страдающие серьезными заболеваниями, такими как ВИЧ/СПИД и Альцгеймер. Кроме того, отмечаются престарелые, находящиеся в таком уязвимом положении, как стихийное бедствие или иная чрезвычайная ситуация.
Говоря об уязвимости пожилых людей во время вооруженных конфликтов, регулируемых норами международного гуманитарного права, следует обратить внимание, что в Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к ним не говорится об особом отношении к престарелым в связи с указанным фактором. Упоминание о лицах старшего возраста встречается лишь в статье 14 о создании на оккупированной территории санитарных и безопасных зон и местности, чтобы оградить от действий войны таких уязвимых лиц как раненые и больные, инвалиды, дети и беременные, а также престарелые.
Более широко этот вопрос рассматривается в документах региональных систем защиты прав человека. Так, Межамериканская конвенция о защите прав человека пожилых людей к лицам, обладающим множественной уязвимостью, относит пожилых женщин, инвалидов преклонного возраста, лиц различных сексуальных ориентаций, мигрантов, нищих, престарелых, принадлежащих к коренным народам, а также африканского происхождения, бездомных, лиц, лишенных свободы, сельских жителей и других. Кроме того, в документе используется понятие «уязвимая ситуация», однако не раскрывается его суть. Как будет трактоваться это понятие, покажет практика. Возможно, оно предусматривает такие случаи, как вооруженные конфликты, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации. Лицам, находящимся в таком положении, авторы документа призывают уделять особое внимание.
В Декларации Макао и Плане действий по вопросам старения для Азии и Тихоокеанского региона также отмечается особая уязвимость престарелых во время природных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в документе перечислены и категории лиц старшего возраста, обладающие множественной уязвимостью. К ним относятся пожилые, находящиеся без поддержки семьи, перемещенные лица, люди с низким доходом, инвалиды, меньшинства, лица, требующие долгосрочного ухода и прямой гуманитарной помощи, обездоленные и вдовы. Согласно документу, такие люди должны получать особую поддержку и подпадать под действия социальных программ. В Арабском плане действий по проблемам старения до 2012 года так же, как и в Декларации Макао одинокие пожилые признаны наиболее уязвимыми.
В европейской системе защиты прав человека также выделяются отдельные категории, обладающие множественной уязвимостью. Это пожилые инвалиды, мигранты, женщины и особенно одинокие женщины.
Следуя основным документам по правам человека, в своих национальных законодательствах государства также причисляют пожилых людей к уязвимой категории населения. Это подтверждается в докладе Управления Верховного комиссара по правам человека, где утверждается, что по итогам завершения первого цикла Универсального периодического обзора во всех докладах государств, где упоминались пожилые люди, они были названы уязвимыми.
Вышеизложенное позволяет понять, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы на него распространялись нормы права, разработанные в отношении пожилых людей. Это позволяет лицам старшего возраста рассчитывать на поощрение и соблюдение таких важных для них прав, как право на здоровье, социальное обеспечение, на свободу от злоупотреблений, насилия и жестокого обращения, на участие в жизни общества и другие, а также добиться реализации концепции ООН «общество для всех возрастов».