Таможенную политику государство всецело монополизирует в своих руках, не может разделять её ни с какими иными органами.
Вопрос формирования и реализации независимой таможенной политики государства представляет собой одну из основ обеспечения государственного суверенитета. В этой связи А. Н. Козырин констатирует: «Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства.
Таможенная политика Евразийского экономического союза: обоснование необходимости нормативного правового установления
Проблема создания и реализации таможенной политики государством на протяжении веков представлялась дискуссионной и по поводу ее обоснования и практического применения высказывалось большое количество государственных деятелей и ученых. Вопрос международной торговли и внешнеторговой политики являлись предметом исследования с давних времен, при этом основной проблемой являлась допустимая возможность и объективная необходимость сочетания политических и экономических интересов при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что важность и необходимость правового регулирования в области экономики понималась всегда, так в начале XX века выдающийся правовед А. И. Елистратов отмечал: «В область государственного управления входит обеспечение безопасности, охранение народного здравия, попечение о народном образовании, разнообразные формы вмешательства в экономическую жизнь»[1]. Значимость и роль государства в осуществлении регулирования внешнеторговой деятельности отмечал в одной из своих работ П. Б. Струве: «Внешнюю торговую политику можно определить как совокупность воздействий государства, направленных на создание особо благоприятных условий для торговых интересов членов данного государственного целого в их отношениях к членам других государственных целях». В свою очередь, И. М. Кулишер анализируя вопросы таможенной политики, констатирует: «Таможенную политику государство всецело монополизирует в своих руках, не может разделять ее ни с какими иными органами».
Современные исследователи, отмечая актуальность формирования таможенной политики, подчеркивают, что «... государство, формируя экономическую и, в частности таможенную политику, балансирует между Сциллой и Харибдой, т. е. между эффективной, но небезопасной и безопасной, но неэффективной экономикой».
Таможенная политика основывается на одном из двух диаметрально противоположных подходов в осуществлении внешнеэкономической деятельности: протекционизм (покровительство) либо фритредерство (свободная торговля).
Протекционизм - таможенная политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции, реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности путем стимулирования экспорта и ограничения импорта, используя высокие ввозные (импортные) таможенные пошлины и низкие вывозные (экспортные) пошлины.
Основные принципы таможенной политики протекционизма можно сформулировать следующим образом:
- Протекционизм обеспечивает государственную безопасность и самообеспеченность, за счет динамичного развития основных отраслей экономики;
- Протекционизм сохраняет определенные социальные классы (обеспечивает занятость населения), либо отдельные отрасли экономики в случае их депрессии или спада, протекционизм сводит к минимуму вероятность социальной напряженности в отрасли экономики при негативных обстоятельствах;
- Протекционизм решает определенные задачи во взаимоотношениях с другими государствами;
- Протекционизм позволяет смягчить последствия экономического кризиса в отдельных отраслях экономики;
- Протекционизм наполняет государственную казну за счет доходов от взимания ввозных таможенных пошлин.
Фритредерство - таможенная политика государства, направленная на недопущение вмешательства государства (в смысле опеки и регламентации) в частную хозяйственную деятельность, как правило, характеризуется отсутствием таможенных пошлин, как при импорте, так и экспорте.
Основные позиции таможенной политики свободной торговли следующие:
- Свободная торговля улучшает благосостояние торгующих наций за счет международной специализации производства и обмена;
- Свободная торговля развивает конкуренцию между отдельными государствами при производстве однородных товаров, что в конечном итоге обеспечивает качество продукции;
- Свободная торговля, как таможенная политика, не зависит от политических взаимоотношений между государствами;
- Свободная торговля позволяет расширять рынки и создать новые рынки товаров;
- Свободная торговля позволяет индивидуализировать возможность выпуска определенных товаров в отдельном государстве для блага других государств.
Дискуссия по вопросу применения того либо иного вида таможенной политики ведется давно, в данном случае совершенно верным является замечание А. П. Джабиева, который отмечает: «Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свободная торговля, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков».
Рассматривая вопросы таможенной политики государства нельзя не остановиться на определенных научных трудах, которые определяют понимание и являются весомыми аргументами в пользу того либо иного вида таможенной политики.
Первой школой экономической науки в области внешнеторговой политики был меркантилизм, получивший распространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII века. Меркантилизм представляет собой систему доктрин, выдвигавшихся авторами экономических трактатов XV—XVII веков, обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Последователи меркантилизма видели богатство народа исключительно в деньгах, накопление которых и должно составлять задачу мероприятий, осуществляемых правительством. К таким мероприятиям относились: запрещение вывоза из страны монеты, покровительство развитию торговли и промышленности с целью приобретения дешевого сырья, продаваемого затем в обработанном виде за более дорогую цену, установление высокого таможенного тарифа, введение монополий и привилегий.
Основные постулаты меркантилизма можно сформулировать следующим образом:
1) сущность богатства выражают драгоценные металлы (золото, серебро);
2) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;
3) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;
4) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
В основу концепции меркантилизма было положено правовое регулирование внешней торговли, ибо именно в ней меркантилисты видели источник богатств государства.
В историческом разрезе меркантилизм принято разделять на два периода:
- ранний меркантилизм (XV век - первая половина XVI века), который характеризовался всесторонним ограничение импорта товаров, запретом под страхом смертной казни вывоза из страны золота и серебра, установлением высоких цен на экспортируемые товары. В конечном итоге в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу товаров, а сумму, вырученную за товар, предлагалось использовать на покупку местных товаров;
- поздний меркантилизм (вторая половина XVI века - XVII век), который характеризовался снижение ограничений по импорту товаров и вывозу денежных средств, цены на экспортируемые товары варьировались в соответствии с государственной политикой.
Подводя итог политике меркантилизма, следует признать, что эволюционный путь пройденной этой торговой политикой позволил экономически оценить ее достоинства и недостатки, что в конечном итоге привело к формированию политики протекционизма.
В качестве примера последовательной реализации государственной политики позднего меркантилизма можно привести мероприятия, проводимые французским государственным деятелем Жаном - Батистом Кольбером, который, будучи главным контролером финансов Франции, был сторонником системы покровительства и контроля за промышленностью и торговлей со стороны государства. Основополагающими целями его торговой политики были увеличение экспорта, уменьшение импорта, и в результате этого — увеличение притока денег в страну. Также нельзя не отметить и Навигационный Акт 1651 года, изданный Оливером Кромвелем, и имеющим ярко выраженный национально - покровительственный характер, реализация данного акта сыграла большую позитивную роль в развитии английской морской торговли. Положительное значение Навигационного Акта не отрицается, а более того признается приверженцами политики свободной торговли. Так, например, Яков Александрович Новиков в своей работе «Протекционизм» (1890 г.)[ указывал, что сторонники политики протекционизма ссылаются на Навигационный Акт Кромвеля и, что его реализация привела к укреплению английской промышленности. Однако, по мнению Я. А. Новикова это не так: «Англичане отказались от протекционизма не в день, когда их земледелие и промышленность достигли совершеннолетия, а день, когда благодаря успехам науки политической экономии и благодаря распространению просвещения, их правительство поняло, наконец, что протекционизм - нелепая и разорительная система». Далее он продолжает: «Тот факт, что английская промышленность добилась гораздо больших успехов после охранительной системы, чем раньше, доказывает, что второе положение (свободная торговля) вернее первого (протекционизм)». По нашему мнению приведенное выше утверждение более, чем сомнительно, так как на наш взгляд Англия достигла успехов в развитии промышленности и сельского хозяйства именно благодаря политики протекционизма на основе Навигационного Акта, и только лишь в дальнейшем, имея сформированную высокоорганизованную национальную экономическую базу перешла к политике свободной торговли.
В период конца XVIII века по середину XIX века сформировалось ряд теорий, направленных на невмешательство государства в торговую деятельность. Прежде всего, это манчестерство, основным постулатом которого является невмешательство государства в хозяйственную экономическую жизнь, основной лозунг данной торговой политики - «Laissez-faire», собственно обоснование данной торговой политики был развит Адамом Смитом и его последователями. В 1776 году Адамом Смитом был опубликован фундаментальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», в нем детально описываются последствия экономической свободы, в частности обсуждается и всячески поддерживается концепция «Laissez-faire». В конечном итоге сформулированная доктрина манчестерства, с ее основным принципом «Laissez-faire» сформировалась во внешнеторговую (таможенную) политику свободной торговли. Адам Смит следующим образом доказывает действенность и необходимость проведения политики свободной торговли: основным аргументом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. И таким образом происходит разделение труда. Любой отдельный индивид стремится использовать свой труд и свой капитал таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью, при этом ни он либо и никто другой не думает об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок (экономическое отношение) ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. Далее А. Смит вводит понятие «homo oeconomicus» - экономический человек, который является выражением вечной и естественной человеческой природы, а политика «Laissez-faire» прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. После всего изложенного А. Смитом делается фундаментальный вывод, который можно сформулировать следующим образом: «Любая экономическая деятельность каждого индивида направлена на благо общества (на общее дело) то и мешать осуществлению этой деятельности государству нельзя». По мнению А. Смита при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоваться наиболее эффективным образом.
Аргументы А. Смита в пользу политики свободной торговли поддерживал в дальнейшем и Давид Риккардо, который также считал, что вмешательство государства в экономическую деятельность должно быть ограничено только лишь налогообложением.
Следует отметить, что таможенная политика, направленная на невмешательство государства в частную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов зарождалась и получала свое практическое воплощение в Англии. По точному выражению О. Шпенглера «Воззрение на политику и ее соотношение с экономикой определялось во всех экономических теориях островным положениям Англии». В упомянутой выше статье из словаря Брокгауза - Ефрона о свободной торговле говорится, об истоках учения о фритредерстве: «В конце XVII в. во всей Западной Европе господствовала строгая запретительная таможенная система, вместе со стеснительной регламентацией внутренних промыслов и торговли. Под охраной таможенных пошлин всюду, особенно в Англии, выросла обрабатывающая промышленность. Возникли крупные фабрики, владельцы которых богатели благодаря возможности пользоваться массами рабочих и увеличивать производительность их труда посредством целесообразного разделения его операций. В XVIII ст. великие изобретения и усовершенствования техники дали новые силы мануфактурному производству; а так как важнейшие изобретения этой эпохи сделаны были англичанами, то Англия первая воспользовалась выгодами от них и сразу приобрела в обрабатывающей промышленности решительное превосходство над остальными странами Европы. При таком положении, система запретительных и строго охранительных пошлин, господствовавшая и на Европейском континенте, могла только препятствовать сбыту английских товаров, в самой же Англии меркантилистическая регламентация различных промыслов затрудняла применение новых способов производства, изобретаемых техникой. Отсюда понятно возникновение именно в Англии политико-экономических учений, проповедовавших необходимость возможно большего простора для промышленности и торговли».
И настоящее время Великобритания придерживается политики свободной торговли, данное обстоятельство замечено Збигневым Бжезинским, который, анализируя государственно-политический статус Великобритании, как геостратегической фигуры, приводит высказывание британского политика сэра Роя Денмана на конференции в Мессине в 1955 году по вопросу о создании Европейского Союза: «Будущий договор, который вы обсуждаете, не имеет шанса получить общее одобрение; если согласование по нему будет достигнуто, то у него не окажется шанса быть реализованным. А если он будет реализован, то окажется совершенно неприемлемым для Великобритании». Далее, рассматривая взаимоотношения Великобритании с континентальной Европой, З. Бжезинский приводит ряд принципиальных позиций по этому вопросу, сформулированному в Великобритании: «Великобритания отвергает цель политического объединения; Великобритания отдает предпочтение модели экономической интеграции на основе свободной торговли; Великобритания предпочитает координацию внешней политики, безопасности и обороны вне структурных рамок ЕС (Европейского сообщества); Великобритания редко полностью использует свой авторитет в ЕС».
Детальный анализ видов таможенной (внешнеторговой) политики в середине XIX века был дан немецким экономистом Фридрихом Листом, в его фундаментальном труде «Национальная система политической экономии» (1841 год). Работа Ф. Листа была реакцией на внешнеторговую политику Англии, которая обосновывала и использовала принцип свободной торговли, как указывалось ранее, во взаимоотношения с другими государствами. Фридрих Лист же в «Национальной системе политической экономии» отмечал, что: «... при современных мировых отношениях молодая, не обеспеченная покровительством промышленность не в состоянии развиваться при свободной конкуренции с промышленностью, давно уже окрепшей, покровительствуемой на своей территории». Данная сентенция появляется у Ф. Листа с его пониманием о необходимости экономического роста Германии, с задачей о преодолении экономической отсталости Германии. Фридрих Лист уверен: «Протекционная система является единственным средством для поднятия отставших стран до уровня опередивших их наций, которые от природы не получили никакой вечной монополии мануфактурной промышленности, а лишь выиграли во времени перед другими нациями». В тот исторический период, когда Ф. Лист опубликовал свой труд, существовал Германский союз, состоящий из 38 германских государств, в котором главную роль играла Австрия, Фридрих Лист считал возможное объединение германских государств первым шагом к формированию Германии, как государства и, соответственно, пытался сформулировать наиважнейшие задачи, стоящие перед новым государством. Фридрих Лист позитивно оценивал существовавшую в то время политику свободной торговли во взаимоотношениях между германскими государствами, он полагал, что данное обстоятельство приведет к осознанию необходимости объединения Германии. Но в дальнейшем объединенная Германия, по мнению Ф. Листа, должна была придерживаться политики протекционизма. Так, Э. Аннерс отмечает: «Уникальным и поразительным примером стал германский таможенный союз, действовавший с середины XIX в. как договор германских государств о свободной торговли, который с экономической точки зрения был настолько успешным, что проложил путь к политическому объединению Германии». После объединения германских государств и образования Германской империи возникла объективная необходимость защиты отечественных товаропроизводителей, и как следствие в 1879 году был принят протекционистский таможенный тариф.
Главная ценность работы Фридриха Листа состоит в том, что он, защищая протекционизм как единственно возможную политику для каждого государства, убедительно и аргументировано доказывал, что нация имеет право и обязанность, прежде всего, развивать производительные силы своей страны.
В своем труде Ф. Лист ссылался и на мероприятия, проводимые министром финансов Российской империи графом Е. Ф. Канкриным, который в таможенной политике придерживался протекционистских мер. Касательно того периода развития Российской империи (начало XIX века) Ф. Лист отмечает: «. Россия, решилась искать спасения в так осуждаемой теорией протекционной системе, и что же является результатом этого? Благосостояние нации».
В указанный исторический период (конец XIX века - начало XX века) адептами политики протекционизма в Российской империи были граф Сергей Юльевич Витте, Дмитрий Иванович Менделеев. В статье «Рациональный протекционизм Д. И. Менделеева и таможенно - тарифная политика России в конце XIX - начале XX вв.» М. М. Савченко приводит высказывание А. И. Скворцова, касающиеся взглядов в России таможенной политики: «В то время еще у русских ученых - экономистов считалось не либеральным или даже антинаучным признавать законность таможенного обложения: в символ веры большинства наших экономистов входило еще поклонение свободе торговли».
Деятельность графа С. Ю. Витте на посту министра финансов, связана, прежде всего, в связи с введением винной (водочной) монополии и золотым стандартом. «Между тем при всей важности данных реформ они являлись лишь частью политики, известной как «система Витте». Эта система представляла собой комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, при помощи которых государство стимулировало развитие промышленности. Витте использовал протекционизм, то есть защиту российских производителей от иностранных конкурентов. Однако защита не означала закрытие рынка.
«Создание своей собственной промышленности, - подчеркивал министр финансов, - эта и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольный камень нашей протекционной системы». Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями. Витте не побоялся начать таможенную войну с Германией, добившись равноправных торговых отношений с этой страной. Варьируя ставки налогов, министерство финансов создавало наиболее благоприятные условия то в одной, то в другой отрасли, направляя поток капиталов в нужное русло». С. Ю. Витте был ярым сторонником протекционистской политики, предлагаемой Ф. Листом, характеризуя которого он отмечал: «Лист создал проект для возвеличения своего отечества, но ему было суждено видеть только зародыш этого величия».
Дмитрий Иванович Менделеев в 1891 году совместно с С. Ю. Витте принимал участие в разработке Таможенного тарифа, выступая при этом убежденным сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах «Об условиях развития заводского дела в России» (1882 год), «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» (1891 год), «Оправдание протекционизма» (1897 год) Д. И. Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. В статье «Об условиях развития заводского дела в России», Д. И. Менделеев писал: «Без первоначального покровительства, конечно, нельзя даже ждать того, чтобы на внутренних рынках свои заводы могли соперничать с готовыми уже западными заводами. Классический пример Американских Штатов с их покровительственной системой - один достаточно убедителен для поучения. А когда заводы вырастут, можно действовать и на английский манер, проповедуя свободную торговлю». В декабре 1889 года Д. И. Менделеев представил в министерство финансов Российской империи доклад «Связь частей общего таможенного тарифа», в которой он высказывал свое мнение содержании разрабатываемого таможенного тарифа: «... избрать немногие, но коренные промышленные дела, которые должны, вместе с существующими, составить зерно предстоящего промышленного движения России».
Работа «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» была написана в мае 1891 года, в связи с введением в действие с 1 июля 1891 года Таможенного тарифа Российской империи, имеющего ярко выраженную протекционистскую направленность, именно в этой статье Д. И. Менделеев сформулировал цель протекционистской таможенной политики для России: «Будущее столетие с помощью нового тарифа и мер, ему долженствующих отвечать, увидит Россию в новом виде - страной нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным». В упомянутой ранее статье «Рациональный протекционизм Д. И. Менделеева и таможенно-тарифная политика России в конце XIX - начале XX вв.», отмечается: «Менделеев видел сущность протекционизма не в высоте пошлин на ввозимые товары и тем более не в запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития промышленности. Ученый пришел к выводу о том, что правильным «толковым» тарифом следует считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в какой-либо теоретической абстракции - фритредеров или протекционистов». На основе проведенного анализа таможенной политики протекционизма Д. И. Менделеевым были сформулированы и обоснованы основные принципы таможенно-тарифного протекционизма:
1) таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается;
2) от тарифа можно ждать вполне положительных результатов тогда, когда он стабилен и системно структурирован;
3) таможенные пошлины и ставки таможенных пошлин должны быть прозрачны и понятны тем, кто их применяет.
Статья «Оправдание протекционизма» являла собой защиту протекционистских мер, применяемых Россией во внешней торговле, от нападок фритредеров, в ней Д. И. Менделеев определил универсальную формулу соотношения фритредерства и протекционизма: «Фритредерство - юность промышленного строя, протекционизм - его зрелое благоразумие».
Протекционистский таможенный тариф 1891 года сыграл свою положительную роль в развитии национальной экономики и позволил России на рубеже веков стать одним из мировых экономических лидеров.
Раннее отмечалось, что в конце XIX века в России преобладали исключительно фритредерские взгляды на таможенную политику, аналогичные суждения доминировали и в других государствах мира, по нашему мнению это было обусловлено тем, что Западная Европа длительное время находилась в умиротворенном состоянии, народы верили в торжество экономического прогресса и мирного сосуществования.
Политика фритредерства в тот исторический период активно пропагандировалась в трудах ряда ученых, прежде всего, это американский экономист и социолог Уильям Грэм Самнер и его работа «Протекционизм или теория происхождения богатства от непроизводительного труда» (1885 год). Следует отметить, что У. Г. Самнер в своих трудах отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений. В предисловии к своей работе У. Г. Самнер отмечает: «Я написал эту книгу для народных масс, не помышляя о специалистах - ученых и о профессорах, и старался как можно целесообразнее и скорее исполнить свою задачу по отношению к своим читателям. Я предполагал у них среднее образование, добросовестное отношение к нуждам отечества и желание уразуметь всю суть нашего протекционизма». Приведенная выше сентенция, по нашему мнению, нуждается в некотором уточнении, во-первых, работа У. Г. Самнера посвящена анализу протекционистской таможенной политики, проводимой Северо-американскими Соединенными Штатами на основе закона о применении таможенного тарифа (1890 год), предложенного конгрессменом Уильямом Мак-Кинли, то есть на протекционистскую политику одного государства - Северо-американских Соединенных Штатов. В соответствии с таможенным тарифом 1890 года средний уровень тарифов повышался на 50%, устанавливались высокие пошлины на железо, сталь, стекло, шерсть, хлопок, льняное полотно и другие промышленные изделия. На данное обстоятельство указывает и переводчик работы У. Г. Самнера «Протекционизм или теория происхождения богатства от непроизводительного труда» Я. А. Новиков: «Напоминаю, что речь идет о том бессовестном протекционизме, который завершился тарифом Маккинли.. .». Во-вторых, работа У. Г. Самнера, и он сам это признает, написана для населения, но ни как не для научного сообщества, что, несомненно, не позволяет ее рассматривать с позиций теоретической аргументации. Следует учитывать и то обстоятельство, что У. Г. Самнер, не только экономист, но и социолог, что, вне всякого сомнения, налагает отпечаток на его работу с позиций социологической науки.
Рассматривая взгляды У. Г. Самнера на таможенную политику, следует отметить, что он был противником любых форм государственного регулирования экономических отношений и поддерживал принципы свободной конкуренции для всех форм предпринимательства. Говоря о взаимоотношениях протекционизма и свободной торговли, он писал: «Вечно поэтому наблюдается борьба взаимно сталкивающихся интересов, которая может прекратиться лишь тогда, когда государство откажется от искусственного регулирования этих интересов и будет для всех одинаково справедливым». Таким образом, приведенное высказывание подтверждает, что У. Г. Самнер был сторонником политики свободной торговли.
В качестве основных аргументов в пользу политики свободной торговли У. Г. Самнер отмечал следующие:
1) Свободная торговля - это один из видов свободы, в частности свободы экономической деятельности;
2) Свободная торговля развивает все виды промышленности и сельского хозяйства и народ (население) становится богаче.
В работе У. Г. Самнер определял протекционизм как учение о том, что пошлина есть средство, с помощью которого можно создавать народное богатство, далее он отмечал протекционизм «. есть верование, совершенно априористическое. Имеется желание увеличить народное богатство - и на охранительные пошлины указывается как на средство». И последняя характеристика протекционизма изложенная У. Г. Самнером: «Протекционизм - учение бездоказательное, основанное не на фактах, а на вере; оно силится подкупить нас только предвзятыми идеями или похожими на правду фактами». Представляется, что, определяя протекционизм как учение, сформированное исключительно на вере, У. Г. Самнер желает увидеть сиюминутный результат протекционистских мер, противореча себе, так как естественно, что последствия фри- тредерских мер он так же моментальное не увидит.
Рассматривая политику протекционизма и последовательно критикуя его, У. Г. Самнер приводил следующие доводы:
1) Охранительная (протекционистская) пошлина препятствует ввозу и появлению иностранного товара на внутреннем рынке и направлена на задержку роста национальной про- мышленности;
2) Протекционизм позволяет предпринимателям уменьшать плату своим рабочим, так как производить товар в своей стране невыгодно;
3) Протекционизм - это экономическая и тарифная война; протекционизм уменьшает наше национальное богатство и тем самым ослабляет наше военное могущество.
Одним из последователей У. Г. Самнера в России в начале XX века был Яков Александрович Новиков, который в своих сочинениях активно отстаивал политику фритредерства. В 1890 году была опубликована работа Я. А. Новикова «Протекционизм», в которой как писал автор: «Я пытался сбросить с него (протекционизма - И. О.) маску и прямо назвать его подобающим именем». Вне всякого сомнения, что Я. А. Новиков был знаком с трудом У. Г. Самнера «Протекционизм или теория происхождения богатства от непроизводительного труда», так как он являлся официальным переводчиком работы, и как указывалось ранее, он в разделе «От переводчика» работы У. Г. Самнера он характеризовал протекционизм исключительно с негативной стороны. В своей работе Я. А. Новиков использует достаточно резкие суждения в неприятии протекционизма, например: «На самом деле промышленник, охраняемый покровительственной пошлиной, есть не что иное, как монополист, не несущий ни каких обязательств. . протекционизм есть социальный строй, при котором некоторые лица получают законное право вечно взимать дань со всех потребителей». Далее он утверждает: «... в материальном отношении протекционизм - злокачественнее воровства; но в нравственном отношении его последствия, быть может, еще хуже». Внимательное изучение и анализ работы Я. А. Новикова приводит к достаточно парадоксальным результатам, с одной стороны автор категорически не приемлет протекционизм, как государственную внешнеторговую политику, а с другой стороны приводит примеры, прежде всего, Англии, с ее результативными (развитие национальной промышленности - И. О.) протекционистскими пошлинами XVII века. По нашему мнению, автор не может четко и однозначно сформулировать свою позицию по поводу торговой таможенной политики. Более того, он считает, что и фритредерство может быть негативным, в частности Я. А. Новиков пишет: «Но, действительно, есть производства, которые свободная торговля уничтожает беспощадно. Это все те, которые не приспособлены к окружающей среде. ... Свободная торговля уничтожает во всех странах те отрасли промышленности, которые не могли бы возникнуть там без излишней расточительности экономических сил». Однако в конечном итоге Я. А. Новиков приходит к выводу о единственно возможной экономической политике - о политике фритредерства, утверждая, что только свободная торговля может установить экономический хаос, ибо формула ее ясна и проста: пусть каждый покупает и продает, что знает и как знает. На наш взгляд, приведенная выше сентенция предопределена точкой зрения Я. А. Новикова на мировые межгосударственные отношения, именно его убежденность в том, что весь земной шар в настоящее время составляет один общий рынок и заставляет его представлять себе внешнеторговые связи и отношения как идеальное единственное государство, в котором каждый занимается своим делом ради блага других (окружающих). Нельзя ни сказать и еще об одной характерной черте, содержащейся в работе Я. А. Новикова, это его отношение к проблеме войны и мира, как известно Я. А. Новиков был убежденным пацифистом, и это не могло не отразиться на его политических и экономических взглядах. Исходя из своих взглядов, осуждающих любые военные действия, Я. А. Новиков проецирует их и на мировые торговые связи и на взаимоотношения между народами, говоря о том: «... что чем больше будет разделения труда между нациями, тем более они будут нуждаться друг в друге и тем труднее они будут решаться на объявление войны. Когда же, благодаря свободной торговле, отношения будут многочисленнее и теснее, то настанет момент, когда эти нации будут не в состоянии обойтись одна без другой».
Несомненно, что, рассматривая исторический экскурс в теоретические изыскания о природе и видах таможенной политики, нельзя не сказать о трудах Иосифа Михайловича Кулишера, в которых давался подробный анализ международной торговой и таможенной политики России с древних времен до начала XX века. Прежде всего, следует отметить, что И. М. Кулишер являлся сторонником протекционизма и государственного регулирования в торговле, так, в частности, он пишет: «Однако есть случаи, когда и торговля как таковая вынуждена пожертвовать своими интересами ради других, более важных целей, преследуемых государством, - из соображений валютной политики (ограничение импорта ради сохранения монеты в стране), фискальных (пошлины как источник доходов казны, тормозящие импорт или экспорт), из мотивов производства и потребления (запрещение или обложение экспорта для сохранения в стране продовольствия или сырья) и т. д.». Отношение к политике свободной торговли у И. М. Кулишера проявляется в характеристике учения А. Смита: «Панегирик на свободную торговлю и филиппику против протекционизма пишет впервые Адам Смит». Отношение к протекционизму у И. М. Кулишера достаточно взвешенное и разумное, оно заключается в продуманных мотивированных решениях по применению таможенных пошлин на отдельные виды товаров в целях развития отечественной промышленности. В подтверждение указанного выше И. М. Кулишер пишет: «Но что значить создать национальную промышленность? Это не значит ограничиваться производством немногих продуктов, в которых страна отличается превосходством перед другими государствами, как бы от природы предназначена выполнять ту или другую операцию как часть мирового производства. Земной шар не есть обширная мастерская, в которой таким путем используются производительные силы нашей планеты и всего ее населения. Если же каждый народ должен самостоятельно развивать свои производительные силы, то - и тут протекционистская мысль совершает уже скачек - ему нужно поставить свое производство в равные с другими странами условиями, нужно наложить на импортируемые товары уравнительную пошлину, .».
Таможенная политика России с 1993 по 2011 годы определялась в соответствующих федеральных Законах, так в Таможенном Кодексе Российской Федерации 1993 года устанавливалось, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, также были определены цели таможенной политики России. В Таможенном Кодексе Российской Федерации 2003 года дефиниция «таможенная политика» отсутствовала, однако законодателем были введены два определения - «таможенное регулирование» и «таможенное дело». В 2010 году в связи с формированием Таможенного союза Республика Беларусь - Республика Казахстан - Российская Федерация вышеуказанные федеральные законы прекратили действие.
1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), который стал правопреемником Таможенного союза Республика Беларусь - Республика Казахстан - Российская Федерация. Основой функционирования ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в г. Астане, Республика Казахстан. В настоящее время в Союз входят пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Рассматривая существующий Таможенный союз в рамках ЕАЭС нельзя не остановиться на периоде с 1991 по 2015 годы, когда вышеупомянутые государства осуществляли собственную таможенную политику.
В период существования Союза Советских Социалистических Республик вопрос о таможенной политике не поднимался, в связи с установлением государством монополии внешней торговли, которая заключалась в сосредоточении государством руководства всей внешней торговлей страны, что является объективной необходимостью в связи с установлением социалистической собственности на средства производства и планового ведения хозяйства.
Теоретическое обоснование монополии внешней торговли было дано в трудах В. И. Ленина, который рассматривал такую монополию как важную составную часть социалистических преобразований экономики страны, законодательное закрепление монополии внешней торговли было осуществлено в одном из декретов.
В Декрете Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года впервые было законодательно закреплено положение о национализации и монополизации внешней торговли государством: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются». Соответственно и теоретические исследования в области таможенной политики и внешней торговли в СССР были неактуальны.
Законодательные нормы о государственной монополии внешней торговли получили свое развитие соответственно и в таможенных кодексах Союза ССР.
В развитие указанных норм в 1924 году был принят Таможенный устав СССР, согласно которому главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли. Характерной особенностью указанного кодифицированного акта была детальная регламентация деятельности таможенных органов.
Расширение внешнеэкономических связей СССР с европейскими государствами в период с 1924 года по 1927 год потребовало принятия нового Таможенного кодекса, который был утвержден в декабре 1928 года. В статье 2 Таможенного кодекса СССР 1928 года было установлено, что главной задачей таможенных органов является «фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли». Вместе с тем, как отмечает А. Н. Козырин: «Обеспечение фискальных интересов (т. е. взимание таможенных пошлин и сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция».
В статье 14 Конституции СССР 1936 года было установлено: «Внешняя торговля на основе государственной монополии находится в ведении Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления». Указанная норма вновь подтверждала незыблемость ленинского постулата о государственной монополии внешней торговли. Соответственно и таможенные органы СССР рассматривались как органы, предназначенные для контроля за ввозом и вывозом товаров физическими лицами, въезжающими либо выезжающими с территории СССР, и как следствие как органы, осуществляющие борьбу с контрабандой и иные правонарушения в области таможенного законодательства.
Вопрос определения таможенной политики одними из первых был затронут Д. А. Александровым и С. С. Дмитриевым, работе «Таможенное дело в СССР», вышедшей в 1949 году, они определяют: «Таможенно - тарифная политика имеет своей задачей защиту торговых и экономических интересов соответствующего государства», далее они устанавливают, что: «Таможенно - тарифная политика находит свое отражение в законодательных актах, таможенном тарифе, правительственных распоряжениях, в правилах, издаваемых соответствующими министерствами, а также в торговых договорах и соглашениях, заключаемых с иностранными государствами». Обратим внимание, что в приведенном тексте речь идет исключительно о таможенно - тарифном регулировании, как о единственном методе проведения и осуществления таможенно-тарифной политики.
Таможенный кодекс СССР 1928 года действовал вплоть до 1964 года с незначительными изменениями. Необходимость принятия нового пакета документов, регулирующих таможенное законодательство, была обусловлена изменениями, произошедшими в мире, в частности разделением государств на два противоборствующих блока: Общий рынок и Совет экономической взаимопомощи. В 1961 году был принят новый Таможенный тариф СССР, согласно которому ввоз товаров из стран Африки и Латинской Америки в СССР был беспошлинным. В 1964 году был прият Таможенный Кодекс СССР, который устанавливал, что: «Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению Министерства внешней торговли СССР и осуществляется через входящее в его состав Главное таможенное управление. Таможенные учреждения СССР в соответствии с настоящим Кодексом осуществляют контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершают таможенные операции и ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой», как видно и в этот период СССР не отказался от монополии внешней торговли.
Статья 73 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года устанавливала, что: «Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежит внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии».
В 1991 году был принят новый Таможенный Кодекс СССР, из которого императив о государственной монополии внешней торговли был исключен и провозглашался принцип рыночной экономики в рамках единого экономического пространства Союза ССР. Характеризуя период начала 90-х годов XX века, О. Ю. Бакаева отмечает: «В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли».
В Таможенном кодексе СССР 1991 года законодательно закрепленного определения таможенной политики не было, однако в статье 1 устанавливалось, что: «В СССР осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики Союза ССР»[54], далее приведенное выше понятие связывалось с термином таможенное дело, и констатировалось, что: «Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенные обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики составляют таможенное дело. Таможенное дело развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами при активном участии СССР в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела».
Именно Таможенный Кодекс СССР 1991 года сыграл положительную роль в обеспечении экономической состоятельности при распаде СССР, также, следует отметить, что отдельные формулировки и определения, содержащиеся в указанном акте, являются более емкими и точными, чем в Таможенном Кодексе Российской Федерации 1993 года.
В 1993 году был принят и вступил в действие первый Таможенный Кодекс Российской Федерации, А. Н. Козырин, отмечая основные особенности указанного документа, прежде всего, обозначает следующее: «Принципиально новый характер ТК 1993 г. проявляется в том, что им регулируются таможенные отношения, складывающиеся в условиях упразднения монополии внешней торговли».
Коллектив авторов, в работе «Проектирование таможенной политики», в одном из разделов анализирует работу над проектом Таможенного Кодекса Российской Федерации 1993 года, в частности, указывается, что, учитывая важность дефиниции «таможенная политика» их предлагалось несколько (в работе приведено 17 определений). Далее в работе были сформулированы требования к таможенной политике, к которым авторы относили: «Таможенная политика должны быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности».
В статье 2 Таможенного Кодекса Российской Федерации были определены цели таможенной политики:
1) обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации;
2) участие в реализации торгово - политических задач по:
- защите российского рынка;
- стимулированию развития национальной экономики;
- содействию проведению структурной перестройки.
В этой же статье устанавливалось, что: «В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации».
Практически аналогичным путем развития и применения таможенной политики свободной торговли пошли все государства ныне входящие в Таможенный союз ЕАЭС, при этом законы о таможенном регулировании в этих государствах практически повторяли нормы, содержащиеся в ТК РФ 1993 года.
В 1997 году Национальным собранием Республики Беларусь был принят Таможенный кодекс Республики Беларусь, который был «фактически аналогичен Таможенному кодексу РФ 1993 г.». В Республике Беларусь доля денежных средств поступающих в республиканский бюджет от деятельности таможенных органов в 1994 году составляла 4,3 %, в 1995 - 10,6 %. Подобным образом происходило формирования нормативно-правовой базы в области таможенного регулирования и других государствах - членах Таможенного союза ЕАЭС. По нашему мнению, условно генезис правового регулирования в таможенной сфере в государствах - членах ТС ЕАЭС можно разделить на три периода:
1) с 1991 по 1997 г. г. Данный период характеризуется распадом СССР и как следствие разрывом всех республиканских экономических связей в Советском Союзе и до формирования собственной таможенной политики. На этом этапе все без исключения государства - бывшие республики СССР применяли политику свободной торговли с целью насыщения внутреннего рынка дешёвыми товарами первой необходимости для обеспечения насущных первоочередных потребностей.
2) с 1997 по 2015 г. г. В это период государства - бывшие республики СССР на основе проведенного экономического анализа и мировой экономической конъюнктуры начали развивать отдельные сегменты национальной экономики с применением протекционистских мер в целях обеспечения экономической независимости от иностранной конкуренции.
3) с 2015 года по настоящее время, на данном этапе государства - участники Таможенного союза ЕАЭС делегировали вопрос формирования и реализации консолидированной таможенной политики наднациональному органу в рамках Евразийского экономического союза.
Договор о Евразийском экономическом союзе содержит ряд приложений, направленных на развитие и конкретизацию статей, содержащихся непосредственно в Договоре, вместе с тем отдельные положения не нашли своего развития либо должны быть приняты в перспективе. Так, в соответствии со статьей 101 Договора «До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств- членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства...». В настоящее время государствами-членами Евразийского экономического союза ведется активная работа по подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС).
Несомненно, что ТК ЕАЭС должен быть документом, учитывающим не только практический опыт правоприменения Таможенного кодекса Таможенного союза, но и заимствовать отдельные нормы таможенного законодательства, содержащиеся в документах Всемирной таможенной организации и других таможенных союзов. Работа над проектом ТК ЕАЭС в настоящее время проводится Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, уполномоченными национальными органами государств - членов Евразийского экономического союза, отдельные предложения о содержании ТК ЕАЭС публикуются в научных изданиях88 и высказываются при проведении научно-практических конференций.
Исходя из всего вышеизложенного, представляется необходимым и обоснованным постановка вопроса об установлении дефиниции «Таможенная политика Евразийского экономического союза», определении ее цели и задач в основополагающих документах Евразийского экономического союза. Закрепленные в разделе IX «Внешнеторговая политика» части 2 «Таможенный Союз» Договора о Евразийском экономическом союзе определения целей и принципов внешнеторговой политики Союза по нашему мнению не в полной мере и не конкретно определяют:
1) цель таможенной (внешнеторговой) политики ЕАЭС и задачи, которыми она достигается;
На наш взгляд за основу, возможно, взять определение, предложенное О. Ю. Бакаевой, которая определяет таможенную политику как систему экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри - и внешнеэкономических интересов России. Аналогичное определение излагается в «Таможенном юридическом словаре-справочнике», но с учетом членства России в ЕАЭС. Рассматривая формулирование задач таможенной политики, исходя из предложенного определения, их необходимо изложить исходя из задач, которые обеспечиваются таможенными органами государств-участников Союза, ибо они являются государственными органами, на которые возложена обязанность по реализации таможенной политики ЕАЭС.
2) не установлен вид таможенной (внешнеторговой) политики, такое определение представляется более чем актуальным, так как закрепление возможности Союза, как торгово-экономического объединения, так и вида таможенной политики в конкретный временной период, позволит участникам внешнеторговой деятельности формировать свои экономические планы и прогнозы с учетом применения протекционистских либо фритредерских мер.
Структура Таможенного кодекса ЕАЭС включает в себя 9 разделов, раздел 1 именуется «Общие положения», представляется целесообразным изложить отдельной статьей, ввести дефиницию «Внешнеторговая (таможенная) политика Евразийского экономического союза», сформулировать ее содержание, а также указать, что Союз вправе применять политику протекционизма либо фритредерства в зависимости от сложившейся политической и экономической ситуации. Нельзя не учитывать и то, что в законах государств-членов ЕАЭС термин «внешнеторговая политика» отсутствует, а применятся термин «таможенная политика»;
3) определение «внешнеторговой политики ЕАЭС» изложено без учета норм национального таможенного законодательства государств-членов Союза. Система таможенного законодательства Союза состоит, и это общепризнанный факт, из двух частей - наднациональной части (Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств - участников Таможенного союза, решения Евразийской экономической комиссии) и национальной (Конституции государств - участников Таможенного союза, законы государств - участников Таможенного союза, направленные на правовое регулирование в таможенной сфере, решения правительств государств - участников Таможенного союза, нормативные правовые акты таможенных служб государств - участников Таможенного союза). Государства - члены ЕАЭС в своём национальном таможенном законодательстве не применяют словосочетание «внешнеторговая политика», а используют термин «таможенная политика», так, например, часть 3 статьи 1 Закона РБ от 10.01.2014 г. № 129- З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» устанавливает: «Президент Республики Беларусь определяет государственную таможенную политику и осуществляет общее руководство таможенным делом», в пункте 1 части 2 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» закреплено: «Уполномоченный орган в сфере таможенного дела в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством Республики Казахстан ведет таможенную политику в Республике Казахстан». Дефиниция «таможенная политика» содержится также и в законодательных актах Республика Армения, Киргизской Республики, Российской Федерации, регулирующих правоотношения в таможенной сфере.
Исходя из вышеизложенного, предлагается внести дополнения и изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе и в соответствующие приложения к нему следующего содержания:
- Дополнить Договор о Евразийском экономическом союзе приложением «Доктрина таможенной политики Евразийского экономического союза («Таможенная доктрина Евразийского экономического союза»);
1.1. Таможенную доктрину Евразийского экономического союза предопределить как: «Таможенная доктрина Евразийского экономического союза представляет собой совокупность официальных взглядов государств - членов Союза, закрепленных в соответствующих международных документах ЕАЭС, определяющая цели, задачи, принципы, порядок функционирования ЕАЭС, порядок участия и членства в Союзе, порядок применения видов таможенной политики, порядок применения мер таможенно-тарифного и нетарифного таможенного регулирования, а также иные основополагающие позиции необходимые для устойчивого развития торгово-экономического объединения Евразийский экономический союз.
1.2. Таможенная доктрина Евразийского экономического союза реализуется на основе Стратегии таможенной политики ЕАЭС, которая является неотъемлемой частью Таможенной доктрины Евразийского экономического союза. В Стратегии таможенной политики ЕАЭС необходимо установить следующие обязательные положения:
1) цель таможенной политики;
2) виды таможенной политики и возможности её применения;
3) принципы таможенной политики;
4) методы таможенной политики;
5) процедура полного либо частичного изменения вида таможенной политики.
Стратегия таможенной политики ЕАЭС должна содержать основные направления ее реализации, исходя из совокупности правоотношений, формирующихся в таможенной сфере, к ним следует отнести:
- таможенно-тарифная политика;
- политика мер нетарифного регулирования;
- политика в области унификации и гармонизации таможенных процедур и таможенного контроля;
- информационная таможенная политика;
- лицензионная (разрешительная) таможенная политика;
- правоохранительная таможенная политика.
Таможенную политику Евразийского экономического союза определить как: «Таможенная политика Евразийского экономического союза - это консолидированная (согласованная) политика государств-членов Союза, представляющая собой совокупность действий политической, договорно-правовой, экономической направленности, проводимой Евразийским экономическим союзом и направленная на содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов, а также дальнейшее развитие Союза как эффективной и конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики».
- Изменить статью 33 Договора о Евразийском экономическом союзе с учетом предложенных выше дополнений.
Представляется, что изложенные выше предложения следует расценивать как обоснование необходимости проведения научной дискуссии на этапе работы над основополагающим документом в сфере таможенного регулирования - Таможенного кодекса ЕАЭС в целях формирования современной нормативной правовой базы Евразийского экономического союза.
ОРЛОВ Игорь Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры муниципального и экологического права Института «Академия права» Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева