Трудоспособность сотрудников организации является одним из главных критериев, определяющих эффективность ее работы, что, в свою очередь, и влияет на ее экономическую рентабельность. Государство же на законодательном уровне закрепляет право работников на соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда рабочие места и предоставляет гарантии и компенсации для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» было закреплено обязательство по проведению специальной оценки, которая направлена на обеспечение безопасных условий труда и охрану труда работников, заменила с 2014 года аттестацию рабочих мест. Результаты специальной оценки труда носят обязательный характер для работодателя в вопросах компенсации и гарантий работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит понятий «вредные условия труда», «опасные условия труда». По смыслу Закона о специальной оценке условий труда можно лишь сделать вывод, что:
вредными условия труда (класс 3) признаются условия труда, при которых уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышает уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а деление на подклассы (3.1.-3.4.) определяет лишь степень вероятности возникновения профессионального заболевания;
опасными условиями труда (класс 4) признаются условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственные факторы создает угрозу жизни работника и устанавливает высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
ТК РФ закрепляет размеры компенсаций и гарантий для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условия труда, такие как:
сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) для лиц занятых в работах 3 класса (вредных) и 4 класса (опасных). Ранее, в не зависимости от степени (класса), работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, была установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для лиц занятых во вредных (подкласс 3.2.-3.4) и опасных (класс 4) условиях труда, минимальная продолжительность которого составляет - 7 календарных дней. Продолжительность такого отпуска определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях не зависимо от того на полную или не полную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки;
оплата труда в повышенном размере, минимальный размер повышения при этом составляет 4 %;
досрочный выход на пенсию;
выдача бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а на работах с особо вредными условиями труда предоставление по установленным нормам лечебно-профилактического питания.
Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В настоящее время существует целый ряд специальных нормативных правовых актов, устанавливающих должности (профессии), работа на которых признана вредной и опасной, права которых защищены и гарантированы. Конкретные размеры компенсаций для них устанавливаются Списками (перечень) производств, профессий и должносте, локальными нормативными актами организации, коллективными договорами и трудовыми договорами, но не менее установленных ТК РФ.
Однако, лица, работающие на работах, признанных специальной оценкой (аттестацией рабочих мест) вредными и (или) опасными, и не поименованные в вышеуказанных актах не всегда знают о своих правах на компенсацию. В связи с этим, Верховный суд Российской Федерации установил, что основанием для предоставления компенсаций лицам, работающим во вредных и (или) опасных условиях, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (до конца 2018 года), а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Например, только в Республике Башкортостан согласно статистическим наблюдениям Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на начало 2016 года во вредных условиях труда было занято более 112 тысяч человек, что составляет 30,8 % от общего числа работающих. На начало 2017 года в Республике Башкортостан специальная оценка условий труда проведена на рабочих местах, где занято 39 % работников республики, т.е. до конца 2018 года необходимо будет оценить около 61 % рабочих мест. В связи с короткими сроками Федеральная служба по труду и занятости прогнозирует многочисленные фальсификации результатов специальной оценки труда. В связи с чем, ТК РФ, Закон о специальной оценке труда предусматривает возможность, в целях защиты прав работников занятых во вредных (опасных) условиях труда, проведение государственной экспертизы условий труда, которая носит заявительный характер и является платной для работника. Так, за 2016 год Министерством проведено 15 таких государственных экспертиз в отношении условий труда 3240 работников организаций республики, из которых 6 имеют отрицательные заключения. Создание безопасных условий труда, снижение уровня смертности в результате несчастных случаев на производстве, а также предотвращения профессиональных заболеваний является основной задачей работодателей.
Учитывая вышеизложенное, в целях защиты прав и законных интересов работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, считаем, необходимым на законодательном уровне обязать работодателя получать заключение государственной экспертизы условий труда для определения качества проведенной специальной оценки труда и осуществления контроля за предоставлением гарантий и компенсаций для работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
ИСЛАМОВА Венера Равильевна
преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России
ЛЫСЕНКО Наталья Андреевна
руководитель бюро № 4 - филиал ФКУ «ГБМСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, врач по МСЭ