Гарантии и компенсации для работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда

Трудоспособность сотрудников организации является одним из главных критериев, определяющих эффектив­ность ее работы, что, в свою очередь, и влияет на ее экономи­ческую рентабельность. Государство же на законодательном уровне закрепляет право работников на соответствующие государственным нормативным требованиям охраны тру­да рабочие места и предоставляет гарантии и компенсации для работников, занятых во вредных и (или) опасных усло­виях труда.

Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» было закреплено обязательство по проведению специальной оценки, которая направлена на обеспечение безопасных условий труда и охра­ну труда работников, заменила с 2014 года аттестацию рабо­чих мест. Результаты специальной оценки труда носят обяза­тельный характер для работодателя в вопросах компенсации и гарантий работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит по­нятий «вредные условия труда», «опасные условия труда». По смыслу Закона о специальной оценке условий труда можно лишь сделать вывод, что:

вредными условия труда (класс 3) признаются условия труда, при которых уровень воздействия вредных и (или) опас­ных производственных факторов превышает уровни, установ­ленные нормативами (гигиеническими нормативами) усло­вий труда, а деление на подклассы (3.1.-3.4.) определяет лишь степень вероятности возникновения профессионального забо­левания;

опасными условиями труда (класс 4) признаются усло­вия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственные факторы создает угрозу жизни работника и устанавливает высокий риск развития острого профессио­нального заболевания в период трудовой деятельности.

ТК РФ закрепляет размеры компенсаций и гарантий для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условия труда, такие как:

сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) для лиц занятых в работах 3 класса (вредных) и 4 класса (опасных). Ранее, в не зависимости от сте­пени (класса), работникам, занятым во вредных (опасных) ус­ловиях труда, была установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для лиц занятых во вредных (подкласс 3.2.-3.4) и опасных (класс 4) условиях труда, минимальная продолжительность которого составляет - 7 календарных дней. Продолжительность тако­го отпуска определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях не зависимо от того на полную или не полную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки;

оплата труда в повышенном размере, минимальный раз­мер повышения при этом составляет 4 %;

досрочный выход на пенсию;

выдача бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а на работах с особо вредными условиями труда предоставление по установлен­ным нормам лечебно-профилактического питания.

Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работни­ков специальной одеждой, обувью и другими средствами ин­дивидуальной защиты.

В настоящее время существует целый ряд специальных нормативных правовых актов, устанавливающих должности (профессии), работа на которых признана вредной и опасной, права которых защищены и гарантированы. Конкретные раз­меры компенсаций для них устанавливаются Списками (пере­чень) производств, профессий и должносте, локальными нормативными актами организации, коллективными догово­рами и трудовыми договорами, но не менее установленных ТК РФ.

Однако, лица, работающие на работах, признанных спе­циальной оценкой (аттестацией рабочих мест) вредными и (или) опасными, и не поименованные в вышеуказанных актах не всегда знают о своих правах на компенсацию. В связи с этим, Верховный суд Российской Федерации установил, что основа­нием для предоставления компенсаций лицам, работающим во вредных и (или) опасных условиях, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации ра­бочих мест (до конца 2018 года), а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

Например, только в Республике Башкортостан соглас­но статистическим наблюдениям Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на начало 2016 года во вредных условиях труда было заня­то более 112 тысяч человек, что составляет 30,8 % от общего числа работающих. На начало 2017 года в Республике Баш­кортостан специальная оценка условий труда проведена на рабочих местах, где занято 39 % работников республики, т.е. до конца 2018 года необходимо будет оценить около 61 % рабочих мест. В связи с короткими сроками Федеральная служба по труду и занятости прогнозирует многочисленные фальсификации результатов специальной оценки труда. В связи с чем, ТК РФ, Закон о специальной оценке труда пред­усматривает возможность, в целях защиты прав работников занятых во вредных (опасных) условиях труда, проведение государственной экспертизы условий труда, которая носит заявительный характер и является платной для работни­ка. Так, за 2016 год Министерством проведено 15 таких го­сударственных экспертиз в отношении условий труда 3240 работников организаций республики, из которых 6 имеют отрицательные заключения. Создание безопасных условий труда, снижение уровня смертности в результате несчаст­ных случаев на производстве, а также предотвращения про­фессиональных заболеваний является основной задачей ра­ботодателей.

Учитывая вышеизложенное, в целях защиты прав и законных интересов работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, считаем, необходимым на законодательном уровне обязать работодателя получать заключение государственной эксперти­зы условий труда для определения качества проведенной спе­циальной оценки труда и осуществления контроля за предо­ставлением гарантий и компенсаций для работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

ИСЛАМОВА Венера Равильевна
преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России

ЛЫСЕНКО Наталья Андреевна
руководитель бюро № 4 - филиал ФКУ «ГБМСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, врач по МСЭ

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!