Бесплатная консультация юриста по трудовым вопросам

Консультация по трудовому законодательству!

К вопросу о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований

Говоря о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований, мы чаще всего имеем в виду ра­ботников, в отношении которых данные требования пред­усмотрены специальным федеральным законом или Трудо­вым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Говоря о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований, мы чаще всего имеем в виду ра­ботников, в отношении которых данные требования пред­усмотрены специальным федеральным законом или Трудо­вым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). Так, работник, выполняющий воспитательную функцию, может быть уволен на основании пункта 8 части 1 статьи 81 ТК РФ за совершение аморального проступка, несовместимого с про­должением данной работы. Пункт 2 статьи 336 ТК РФ пред­усматривает дополнительное основание расторжения трудо­вого договора с педагогическим работником за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, что, по сути, является несоблю­дением этических норм. Статья 8 Федерального конституци­онного закона Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что судьей Конституционного суд РФ может стать гражданин Российской Федерации с безупречной ре­путацией. Статья 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) закрепляет, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную ак­кредитацию образовательной программе и обладающие не­обходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Статья 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - Закон о следственном комитете) указывает, что сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную ак­кредитацию образовательной программе, обладающие необ­ходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Вместе с тем с принятием и вступлением в законную силу профессиональных стандартов в отношении отдельных долж­ностей (профессий) моральные и нравственные требования могут предъявляться к работникам без прямого указания в специальном федеральном законе или в ТК РФ. Такие требо­вания содержатся, например, в п. 3.3.3 Профессионального стандарта «Социальный работник»; п. 3.1.1 Профессиональ­ного стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфе­ре дошкольного, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учитель)»; п. 3.1.1 Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»; п. 3.1.1 Профессионального стандарта «Специа­лист по педиатрии»8, В указанных профессиональных стандар­тах при описании трудовой функции работника используется формулировка «соблюдение моральных и нравственных тре­бований профессиональной этики» (или аналогичная), либо закрепляется отсылочная норма на кодексы профессиональ­ной этики. И если юридическая природа кодексов профессио­нальной этики является неоднозначной, то профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Сле­довательно, в данном случае моральным и нравственным тре­бованиям профессиональной этики придается статус нормы объективного права путем включения указанных требований в нормативные правовые акты.

К вопросу о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований на основании профессиональных стандартов

В связи с закреплением в профессиональных стандартах требований о соблюдении моральных и нравственных требо­ваний профессиональной этики категории морали и нрав­ственности в трудовом праве приобретают качественно новое значение. Данные требования предъявляются к работнику при выполнении той или иной трудовой функции и должны рас­сматриваться непосредственно применительно к указанной функции. Так, например, в соответствии с пунктом 3.1.1 Про­фессионального стандарта «Социальный работник» работ­нику необходимо соблюдать требования кодекса профессио­нальной этики при выполнении таких действий, как помощь в приготовлении пищи (например, должны учитываться пред­почтения в еде, основанные на религиозных представлениях), помощь в написании и прочтении писем (например, нераз­глашение сведений, представляющих интерес для клиента). В то же время в соответствии с пунктом 3.3.4 Профессиональ­ного стандарта «Социальный работник» соблюдение кодекса профессиональной этики не требуется при выполнении таких действий, как помощь в оформлении необходимых докумен­тов и получении клиентом социальных услуг, пособий, ком­пенсаций и т.д.

Другими словами, законодатель определил обязательные условия выполнения порученной работнику работы, при не­соблюдении которых можно считать, что порученная работа не выполнена, а работник не справился с трудовой функцией. Исходя из логики законодателя, за нарушение установленных требований об условии выполнения работы, то есть за нару­шение требований о соблюдении моральных и нравственных норм профессиональной этики, к работнику может быть при­менено дисциплинарное взыскание. При этом такое право работодателя не обуславливается ни наличием специальных нормативных правовых актов, ни отнесением работников к определенной категории.

Следовательно, если для работодателя применение про­фессионального стандарта является обязательным в силу пря­мого указания нормативного правового акта, работодатель должен учитывать содержащиеся в них требования при при­нятии локальных нормативных актов, а на работника может быть возложена дисциплинарная ответственность за несоблю­дение моральных и нравственных требований, содержащихся в соответствующих профессиональных стандартах. Этот факт свидетельствует о повышении роли моральных норм и нрав­ственных принципов в сфере трудового права, поскольку с принятием профессиональных стандартов установление до­полнительных этических - моральных и нравственных - тре­бований становится возможным не только по отношению к специальным субъектам, наделенных определенным статусом и правомочиями на основании федеральных законов, но и по отношению к более широкому кругу работников.

Трудо­вой кодекс Российской Федерации

Вместе с тем при предъявлении к работникам моральных и нравственных требований на основании профессиональных стандартов возникает ряд вопросов. Во-первых, возникает во­прос, можно ли привлечь работника к ответственности за не­соблюдение моральных и нравственных требований профес­сиональной этики, если работодатель не привел локальные нормативные акты в соответствие с требованиями профессио­нального стандарта? Представляется, что привлечь работника к дисциплинарной ответственности можно, только если требо­вания о соблюдении моральных и нравственных норм профес­сиональной этики содержатся в локальных нормативных ак­тах работодателя. При этом не изменяется трудовая функция работника, а вводятся новые условия выполнения порученной работнику работы. У работодателя отсутствует возможность сохранить условия работы в прежнем виде, поскольку необ­ходимость изменения должностных инструкций сотрудников связана с требованиями законодательства. В этом смысле при принятии новой должностной инструкции не требуется учет мнения представительного органа работников в соответствии со статьей 372 ТК РФ. Данная позиция подтверждается судеб­ной практикой, например, Апелляционным определением Ростовского областного суда от 26 мая 2016 года по делу № 33- 8683/2016.

Второй вопрос связан с отсутствием единой терминоло­гии, применяемой законодателем. В одних профессиональ­ных стандартах, например, в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего об­разования) (воспитатель, учитель)» говорится о соблюдении нравственных и этических требований профессиональной этики. С точки зрения философии моральные и нравствен­ные требования являются частью этических требований, по­этому можно говорить, что законодателем нарушена логика изложения материала. В других профессиональных стандар­тах, например, в Профессиональном стандарте «Социальный работник» указывается на необходимость соблюдения требо­ваний Кодекса профессиональной этики социального работ­ника. Вместе с тем остается спорной юридическая природа таких кодексов. Как высказался Конституционный Суд РФ В Постановлении от 28 февраля 2008 года № 3-П, кодексы про­фессиональной этики находятся за пределами традиционной классификации источников права, и могут иметь статус ис­точника права, только если аналогичные основания привле­чения к дисциплинарной ответственности содержатся в со­ответствующих нормативных актах. В тех профессиональных стандартах, где нет указания на необходимость соблюдения требований определенного кодекса профессиональной этики, остается неясным вопрос, должны ли где-то быть закреплены моральные и нравственные требования или эти понятия явля­ются оценочными и будут иметь ситуативный характер? Сле­довательно, каждый из нас может вкладывать в эти понятия свой смысл, и в случае судебного спора решающую роль будут иметь аргументированность и авторитетность предлагаемых версий. В третьих профессиональных стандартах говорится о необходимости соблюдения норм этики и делового общения. Однако в законодательстве также отсутствуют понятия норм этики и делового общения.

ЩЕРБАКОВА Олеся Васильевна
аспирант кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).