Бесплатная консультация юриста по трудовым вопросам

Консультация по трудовому законодательству!

Система правового регулирования охраны труда работников

МАКАРОВА Светлана Владимировна
аспирант кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии; ассистент кафедры правовых дисциплин Шадринского государственного педагогического института, Курганская область
В статье рассматривается правовой институт охраны труда, который включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда. Также специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В связи с существующими проблемами в области охра­ны труда в перспективе предусматривается упростить систему государственного управления охраной труда, сделать ее про­зрачной и понятной всем участникам управления профес­сиональными рисками. В этих целях будут ликвидированы посреднические звенья в цепи правоприменения законода­тельства по охране труда.


В масштабе государства планируется задействовать пред­усмотренные законодательством механизмы социального партнерства, соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и иници­ативы корпоративной социальной ответственности в широко­масштабном развертывании системы управления профессио­нальными рисками по всей стране и внедрении ее на каждом рабочем месте. Профессиональные риски возникают в про­цессе исполнения работником трудовой функции и находятся в разной степени в сфере прямой ответственности работодате­ля и работника.

Информационно-технологический контроль за исполне­нием государственных требований охраны труда будет постро­ен на основе реестров по территориальному и отраслевому признакам, формируемых по результатам аттестации рабо­чих мест по условиям труда.


Результаты оценки профессиональных рисков по каждой трудовой функции, аттестации рабочих мест по условиям тру­да будут с периодичностью не реже одного раза в год фикси­роваться в указанном реестре и в персональной электронной карте профессионального маршрута работника.

Информация этих карт будет использована при создании «паспорта здоровья» трудящегося. Мониторинг профессио­нального здоровья планируется вести на основе данных меди­цинских осмотров, отражаемых в персональной электронной карте профессионального маршрута работника.

таким образом, может быть обеспечен своевременный анализ взаимосвязи состояния здоровья работника с услови­ями его труда в течение трудовой жизни. Персональный до­ступ работника к своим личным данным для использования при взаимоотношениях с работодателями, медицинскими учреждениями, страховыми компаниями и т. д. возможен через пластиковые карты.


Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную по­литику в сфере здравоохранения и труда, на основании регу­лярных отчетов Роспотребнадзора получит возможность про­водить оценку эффективности мер по улучшению условий труда работников организаций по секторам экономики и ре­гионам и своевременно корректировать политику, расширяя или сужая область своих интервенций.

Особого внимания требует реализация мероприятий, связанных с реформой системы социального страхования, включая досрочное, льготное пенсионное обеспечение работ­ников, подвергающихся воздействию вредных производствен­ных факторов.

Гарантии государства будут распространяться на возме­щение вреда здоровью работника в размере законодательно установленного предельного тарифа, рассчитываемого по ут­вержденной методике. Полностью вред, нанесенный работни­ку на производстве, может быть возмещен путем привлече­ния негосударственных страховых компаний, которые смогут предложить гибкие схемы страховой защиты с учетом разде­ления экономической ответственности сторон.


таким образом, будет создана система, стимулирующая проведение мероприятий по изменению совокупности фак­торов производственной среды и трудового процесса, оказы­вающих влияние на работоспособность и здоровье работника. С целью активного и массового вовлечения работников в про­цесс управления рисками, необходимо усилить информаци­онное воздействие на общественное сознание и планомерно повышать культуру труда.

Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и чистоте рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасно­го труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности широких масс тру­дящихся о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими.

Информационное обеспечение охраны труда предпо­лагает проведение широкомасштабной работы по информи­рованию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудо­вого законодательства в сфере охраны труда.


Проблемы правового регулирования вопросов охраны труда на современном этапе требуют консолидации усилий и взаимодействия на уровне органов исполнительной и муни­ципальной власти субъектов Российской Федерации.

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятель­ности является общечеловеческим принципом, соответствую­щим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и т. д.

Закрепление именно этого принципа в трудовом кодек­се РФ выдвигает на первое место обязанность работодателей обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участникам.

 

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включаю­щая в себя правовые, социально-экономические, организа­ционно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-про­филактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд.

Непрерывное улучшение условий и безопасности труда в качестве главной цели политики работодателя в области ох­раны труда привносится каждым этапом системы управления охраной труда и имеет правовое сопровождение. Локальные нормативные акты организации составляют важную основу организации работ по обеспечению безопасности труда и со­блюдению требований охраны труда персоналом.

Необходимо существенно модернизировать организа­цию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодате­лями и работниками, адаптировать для современных условий ведения бизнеса и новых потребностей развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охра­ны труда в соответствие с международными требованиями.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (68) 2014

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).