Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, как криминологическая проблема

ФЕФЕЛОВ Владимир Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Юридического института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии.
ЯМАЛЕТДИНОВА Наталья Владимировна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД РФ.
В статье изложен взгляд авторов на процесс адаптации несовершеннолетних обвиняемых с криминологической и социальной точек зрения. Раскрыто понятие адаптации, а также особенности содержания несовершеннолетних под стражей.

В последние десятилетия термин «адаптация» прочно вошел в криминологическую и пенитенциарную науку. Введение в научный лексикон указанной дефиниции отражает современное углубленное представление о характере и содержании работы с лицами, находящимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Между тем сравнительно недавно процессу адаптации несовершеннолетних обвиняемых, заключенных под стражу, стала отводиться одна из ведущих ролей в системе мер, направленных на снижение уровня подростковой преступности в следственных изоляторах (СИЗО) и воспитательных колониях (ВК).

Анализ научной литературы выявил отсутствие монографических изданий, посвященных проблеме адаптации несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, в то время как практическими работниками данный аспект деятельности СИЗО признается одним из приоритетных. Отдельные аспекты изучаемой проблемы рассматриваются в работах В.Н.Андреева, В.А.Гришина, А.П.Евграфова, А.В.Макиенко, Б. И.Найдена, А.В.Шамиса и др.

Вместе с тем в юридической литературе нет единого мнения по поводу понятия «адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей», отсутствуют также и комплексные исследования ее структуры. При подобном положении и без исследования свойств и качеств адаптации невозможно выработать научно обоснованный механизм ее реализации. Автор считает, что только на основе этого можно разработать эффективный механизм предупреждения под-ростковой преступности в СИЗО и ВК.


Категория «адаптация» пришла в гуманитарные науки из биологических наук, где в конце XVIII в. под адаптацией (от лат. adaptare – приспособлять) понимался «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов), их органов к условиям среды» . Следовательно, способность к приспособлению является фундаментальным свойством любой живой материи.

Однако для адаптационных процессов человека решающую роль наряду с биологическим механизмом играют факторы социальной среды. В процессе развития индивида у него вырабатывается адаптация, основанная не только на физиологическом приспособлении, но и на перестройке социальных отношений между людьми. Таким образом человек как существо биосоциальное наряду с подчинением законам природы зависит от законов социальных: его физиология является фундаментом психики и обуславливается природным началом, а духовный мир личности складывается под воздействием социальной среды.

Представители гуманитарных наук в широком смысле трактуют адаптацию как изменения системы отношений в социальном или культурном плане; процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды; процесс превращения внешних условий жизнедеятельности, переживаемых индивидом как новые, в свои условия . Несмотря на многообразие имеющихся подходов к определению содержательной стороны адаптации, все исследователи сходятся в том, что одним из основных ее элементов является приспособление индивида к социальной среде. Следовательно, адаптацию личности необходимо рассматривать через категорию «социум».

Начиная со второй половины ХХ в. в практике теоретических исследований прочно закрепилось понятие «социальная адаптация». Эта сложная межотраслевая проблема является предметом исследования представителей различных научных дисциплин.

Так, в социологии социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) означает: 1) изменение социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружающей среды; 2) изменение самой среды под воздействием приспосабливающегося индивида. Таким образом, адаптация имеет двусторонний характер.

Исследователи в области психологии аналогично отмечают взаимообусловленность эле-ментов социальной адаптации и трактуют ее как внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном счете принятие или непринятие личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении .

Итак, анализ трактовок термина «адаптация» привел нас к выводу о том, что биологическое и социальное содержание являются двумя сторонами этого термина и выступают обязательными его составляющими. Используемая нами в исследовании категория «адаптация» имеет аналогичное наполнение.

Так, одним аспектом изучаемого процесса является биологическая адаптация к условиям жизнедеятельности в следственном изоляторе, заключающаяся в физическом приспособлении организма несовершеннолетнего обвиняемого к «жизни в других климатических условиях, при новом режиме и рационе питания, а также приспособлении к условиям изоляции по половому признаку» .

Другим – социальная адаптация, выражающаяся в приспособлении к режимно-правовым велениям, новым нормам жизни, труда и учебы, требованиям социальной среды. Поэтому мы полагаем, что концепция взаимодействия индивида и внешней среды в процессе социальной адаптации, опосредованная физическим изменением окружающей действительности и психологическим «переустройством» личности, убедительна и способна стать исходной для разработок проблем адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в СИЗО.

Мы считаем возможным при исследовании вопроса адаптации несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, использовать теоретические работы, посвященные проблеме адаптации осужденных к среде исправительных учреждений (ИУ), поскольку условия и формы жизнедеятельности в СИЗО имеют много общего со спецификой жизни в ИУ. Однако полного совпадения здесь нет, так как содержание под стражей является мерой пресечения, а лишение свободы – уголовным наказанием, следовательно, они различаются по социально-правовому назначению и содержанию.

Следует особо отметить, что одним из предметов является личность несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления, содержащегося в следственном изоляторе. Однако трактование категории «обвиняемый», приведенное в Федеральном законе № 103-ФЗ от 5 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – ФЗ «О содержании»)  несколько отличается от предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом РФ . В этой связи считаем необходимым пояснить и конкретизировать содержание используемой нами в исследовании дефиниции «обвиняемый».

Так, ФЗ «О содержании» в ст. 2 поясняет, что подозреваемыми и обвиняемыми являются лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Безусловно, эти термины, а также термин «подсудимый» в данном Законе применяются в общепроцессуальном значении с той лишь оговоркой, что указанные участники уголовного процесса подвергаются содержанию под стражей как к уголовно-процессуальной мере принуждения, а не как к уголовному наказанию в виде лишения свободы. В этой связи следует отличать осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу, от осужденных, в отношении которых обвинительный приговор вступил в законную силу.

Первые, с учетом «презумпции невиновности» (ст. 49 Конституции РФ), в рамках рассматриваемого Федерального закона и Уголовно-процессуального кодекса РФ охватываются дефиницией «обвиняемый», поскольку к ним применена мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 308 УПК РФ). Вторые не включаются в данную категорию, так как они признаны виновными в совершении преступления и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в данном случае регулируется нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Поэтому исследуемая нами категория обвиняемых в совершении преступлений, не достигших совершеннолетнего возраста, содержащихся под стражей, включает в себя помимо собственно несовершеннолетних обвиняемых (в уголовно-процессуальном смысле) и несовершеннолетних подсудимых, и несовершеннолетних осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу.

Также закономерно возникает вопрос о причине сужения круга изучаемых лиц и невключении в него несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, заключенного под стражу. Данный факт объясняется тем, что подозреваемый – фигура эпизодическая и их доля среди всех лиц, содержащихся в СИЗО, весьма незначительна, поскольку в соответствии со ст. 100 УПК РФ следователь (дознаватель) в десятидневный срок с момента применения меры пресечения либо с момента задержания (если человек был задержан) обязан предъявить подследственному обвинение, в результате чего подозреваемый приобретает статус обвиняемого; если же в течение указанного времени обвинение подозреваемому предъявлено не будет, то мера пресечения отменяется. С учетом данного положения отдельное исследование личности несовершеннолетнего подозреваемого в рамках изучаемой темы представляется нам нецелесообразным.

Как ранее нами отмечалось, адаптация – процесс сложный и многоплановый. Применительно к лицам, совершившим преступления, исследователи данной проблемы выделяют такие аспекты адаптации, как правовая и психологическая адаптация, рассматривая их в контексте социальной.

Так, М.И.Коваль в своей работе указывает на то, что стержневым элементом социальной адаптации осужденных является социально-правовая адаптация, под которой он понимает «двусторонний, постоянно совершенствующийся процесс взаимодействия личности и окружающей среды (в большей степени активный, осознанный), в ходе которого согласовываются и вырабатываются отношения, упорядоченные и урегулированные нормами права, формирующие сознание индивида в направлении социализации» . В этой связи он предлагает рассматривать осужденного как человека десоциализированного, поведение и поступки которого нарушили одобряемые обществом отношения. Следовательно, задачей исправительного учреждения является исправление и ресоциализация данного лица. Как известно, ресоциализация предполагает усвоение (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных или несформированных социальных навыков и привычек поведения с целью профилактики аморального образа жизни и предупреждения преступлений.

Таким образом, социально-правовая адаптация лиц, изолированных от общества, одним из аспектов которой является ресоциализация, – одно из приоритетных направлений функционирования уголовно-исполнительной системы в целом и социальной адаптации в частности.

Другим немаловажным аспектом адаптации подростков, содержащихся под стражей, вы-ступает психологическая адаптация. К примеру, Г.Ф.Хохряков рассматривает ее в качестве самостоятельной части процесса адаптации . Нам представляется, что психологическая адаптация также носит социальный характер, поскольку протекает в условиях новой социальной среды.

Область исследования социально-психологической адаптации лежит в изучении индивидуального характера деятельности личности, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями общества и своими личными качествами.

Таким образом, провести разделение между социальной и психологической адаптацией представляется нам весьма сложным, поскольку психологическая адаптация неразрывно связана с социальной, одновременно являющейся и условием, и показателем ее успешности. Следовательно, социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве.

Мы полагаем, что определение научного содержания адаптации личности возможно толь-ко во взаимосвязи с процессом социализации, с помощью которого индивид «превращается» в личность. Не вдаваясь в полемику относительно деталей определения процесса социализации, мы соглашаемся с мнением Б.Д.Парыгина, который предлагает под социализацией понимать весь многогранный процесс развития человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие . Данная трактовка указанного термина представляется наиболее удачной, поскольку охватывает все стороны столь сложного процесса и представляет их в виде стройной логической схемы.

Социализация индивида постоянно идет по пути накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков – формируется личность с только ей присущими индивидуальными взглядами, установками. Формами усвоения подобного опыта являются подражание, обучение, наблюдение событий и участие в них, включение в различные виды деятельности и социальные роли.

Процесс социализации личности ни на минуту не останавливается, способствует приобретению новых черт, наклонностей, взглядов и привычек личности, в то время как социальная адаптация по мере приспособления к новым условиям жизни затихает.

Однако необходимо помнить, что в следственных изоляторах содержатся подростки, обвиняемые в совершении общественно опасных деяний. Одна из доминирующих причин совершения ими преступлений – наличие негативных изменений в ценностно-нормативной подструктуре личности, что свидетельствует о нарушении процесса социализации на уровне ее различных институтов, когда личность попадает под влияние отрицательной микросреды, приводящее к тому, что опыт, который усваивает индивид, является антиобщественным и аморальным.

В связи с этим в науке выделяют такое понятие, как «ресоциализация». Она представляет собой, во-первых, разрушение антисоцальных негативных ценностных ориентаций, верований, морали; во-вторых, процесс усвоения личностью повторно или впервые позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей. Только приостановив деградацию личности, можно вернуть человека в число социализированных членов общества путем приобщения его к нормам данного общества. Совокупность такого рода действий и понимается как ресоциализация.

Наиболее часто в юридической литературе ресоциализация рассматривается применительно к пенитенциарному и постпенитенциарному периоду, когда практически перед каждым осужденным остро стоит проблема психологической готовности преодолеть известные трудности, связанные с трудовым и бытовым устройством . Однако проблему ресоциализации вряд ли правомерно ограничивать только периодом времени, предваряющим и следующим за освобождением от отбывания наказания.

На наш взгляд, объектом ресоциализации может быть не только осужденный к уголовному наказанию, но и обвиняемый в совершении преступления, содержащийся под стражей. Жизнь в изоляции подвержена детальной и строгой регламентации, протекает под постоянным контролем, имеет следствием утрату или ослабление полезных навыков и привычек, составляющих неотъемлемую часть жизни на свободе, и происходит, естественно, в отрыве от привычных условий жизни, которые являются необходимыми для существования, тогда как изоляция – принудительной и вынужденной. Поэтому следственным изоляторам необходимо решать сложную, но важную задачу  ресоциализации и социализации несовершеннолетних.

В этой связи нам представляется обоснованной и совершенно верной точка зрения профессора В.Е.Южанина, отмечавшего, что ресоциализация как процесс усвоения (повторно или впервые) личностью норм права и морали состоит из трех взаимосвязанных этапов: допенитенциарного, пенитенциарного и постпенитенциарного, пронизаных единым содержанием и целями. «Процесс морального обновления личности обычно начинается в период следствия, продолжается в процессе осуждения, отбытия наказания и заканчивается приобретением таких свойств личности, которые позволяют индивидууму в любых ситуациях выбрать линию поведения, соответствующую социальным установкам» . Таким образом, процесс адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, выступает составной частью процесса ресоциализации.

Процессы социализации, ресоциализации и социальной адаптации тесно связаны с при-общением индивида к социальным и правовым ценностям. Как правило, принятие личностью общепринятых канонов поведения носит добровольный характер. В случае неприятия ею норм и ценностей, господствующих в обществе, и нежелания адаптироваться к ним процесс адаптации может носить принудительный характер. Адаптация, являющаяся частью процесса социализации и ресоциализации, состоит в добровольном или принудительном присоединении индивида к окружающей среде, взаимодействии с ней и подчинении нормам и требованиям социума.

Применительно к несовершеннолетним обвиняемым, находящимся в следственных изоляторах, адаптация аналогично может быть определена как синтез добровольного и принудительного приобщения к социальной среде, основным сферам жизнедеятельности в условиях изоляции с целью привития умений и навыков правопослушного поведения, направленных на обеспечение криминологической безопасности уголовно-исполнительной системы.

Выделяют следующие этапы адаптации к ИУ: первоначальная адаптация, фаза нивелировки и стадия завершения адаптации .

Применительно к среде следственного изолятора содержательная сторона каждого этапа будет включать в себя следующие элементы:
1)    на этапе первоначальной адаптации (1–й месяц) вновь прибывший несовершеннолетний сталкивается с многочисленными физиологическими ограничениями, трудностями, новыми требованиями к его поведению и поступкам; усваиваются, с одной стороны, требования администрации учреждения, с другой – криминальные традиции и обычаи, в это время формируется отношение к режиму, сотрудникам СИЗО, конкретным лицам. Данный период адаптации, по мнению ученых-криминологов и пенитенциаристов, является самым сложным, так как под-следственный должен быстро сориентироваться в обстановке и избрать для себя приемлемую линию поведения. Именно в это время происходит перестройка мотивационных подструктур и их динамики в направленности личности;
2)    фаза нивелировки (2–3-й месяц) характеризуется реализацией поведенческой установки в среде подследственных и во взаимоотношениях с персоналом, приобретением синдрома лица, изолированного от общества, идентичного общей массе правонарушителей. Особенность указанного этапа состоит в установлении дифференцированного отношения несовершеннолетних к социальному окружению и предполагает упрочение положительных или отрицательных взглядов и стремлений;
3)    на стадии завершения адаптации (4–5-й месяц) происходит определение социального положения подростка, его «тюремного» статуса. Этот этап характеризуется формированием устойчивых привычек поведения, приспособлением организма к новой среде. Дальнейшее развитие личности несовершеннолетнего в социальной группе осуществляется уже на новом уровне – уровне адаптировавшегося члена группы.

Однако специфика процессуального положения рассматриваемой категории подростков свидетельствует о необходимости выделения еще одной важной стадии процесса адаптации – стадии реадаптации. Фактически она начинается с момента вынесения судом обвинительного приговора несовершеннолетнему с назначением наказания в виде лишения свободы с отбытием его в воспитательной колонии. Данный этап является факультативным и характеризуется опосредованным изучением подростком условий и специфики отбывания наказания в ВК, постановкой целей на перспективу. Также необходимо отметить, что у несовершеннолетних, заключенных под стражу, сразу после вынесения судом обвинительного приговора возникает противоречивая ситуация, обусловленная реальной необходимостью приспособления к жизни в следственном изоляторе и перспективной потребностью приготовления к условиям отбывания наказания в воспитательной колонии.

В этой связи целесообразно отметить, что, по результатам нашего исследования, с 2002 г., после вступления в законную силу Уголовно-процессуального кодекса России, изменившего основания и порядок применения меры пресечения в виде содержания под стражей к несовершенно-летним подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений (ст. 108), заключенным под стражу на предварительной стадии реализации уголовной ответственности, в последующем более чем в 90 % случаев судами выносятся обвинительные приговоры с назначением уголовного наказания в виде реального лишения свободы. Очевидным представляется тот факт, что значительная часть подростков, содержащихся под стражей, является реально существующим «резервом» для пополнения рядов осужденных в воспитательных колониях.

Таким образом, процесс адаптации несовершеннолетних начинается с момента поступления в учреждение, длится на протяжении всего периода заключения под стражу и проходит в не-сколько этапов, связанных между собой сознательной деятельностью объекта адаптации.

Адаптация (и биологическая, и социальная) подразумевает взаимодействие с новой средой (даже исходя из этимологии рассматриваемого термина), а до самостоятельного ознакомления с окружающей действительностью не может происходить никакого рода взаимодействия с ней.

Как нами отмечалось ранее, процесс приспособления несовершеннолетних обвиняемых к новой социальной среде учреждения не должен идти самотеком, в целях достижения позитивной направленности личности необходимо данным процессом управлять. Следовательно, процесс адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления к социальному окружению (пассивное приспособление подростка), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на включение администрацией СИЗО несовершеннолетнего в условия жизнедеятельности учреждения. Внешняя, контролируемая, сторона адаптации вновь прибывших так-же осуществляется поэтапно.

В своих работах А.Г.Перегудов и А.И.Мокрецов предложили разделить управленческий аспект адаптации на пять этапов. Мы так же полагаем, что подобная систематизация деятельности сотрудников учреждения по организации процесса адаптации вновь прибывших необходима. И, используя для этого классификацию названных выше ученых, с учетом специфики деятельности следственных изоляторов предлагаем наполнить ее следующим содержанием:
1) общая ориентация и ознакомление несовершеннолетних с условиями содержания под стражей;
2) выбор камеры подростков, направление в нее вновь прибывшего, включение в систему отношений в ней (помощь в выборе положительного общения), «настройка» этих отношений (помощь в приспособлении к ближайшему окружению), психологическая подготовка общности несовершеннолетних к приему вновь прибывшего;
3) поэтапное включение подростка в жизнь учреждения, формирование деловых отношений вновь прибывшего, обусловливаемых общественно значимыми целями и мотивами совместной деятельности (определение на работу и учебу);
4) определение и уточнение программы воспитательной работы с подростком, снятие у не-го адаптационной напряженности;
5) психолого-педагогическая корректировка поведения прибывшего подростка, поддержание адаптационного равновесия в новой среде .

Таким образом, администрации следственного изолятора отводится одна из ведущих ролей в процессе адаптации вновь прибывших несовершеннолетних. Содержание данной деятельности заключается в проведении сотрудниками СИЗО различных мероприятий, направленных на усвоение (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных или несформированных социальных навыков и привычек поведения с целью профилактики антисоциальной направленности личности и предупреждения преступлений в учреждениях ИС.

Тем не менее, положительный результат в адаптации несовершеннолетних нельзя связывать только с ее непосредственным осуществлением и управлением. Важным является создание благоприятных условий для адаптации. Необходимо, во-первых, обеспечить оптимальное жилищно-бытовое содержание подследственных; во-вторых, с самого момента поступления подростка в учреждение следует проявлять интерес к его проблемам, узнать, какие неотложные вопросы ему необходимо решить на свободе; в-третьих, целесообразно осуществлять профилактические мероприятия, направленные на блокирование негативного влияния отрицательно настроенных лиц, заключенных под стражу.

Следует отметить, что проведение сотрудниками следственных изоляторов мероприятий, направленных на усвоение личностью социально одобряемых образцов поведения, является аспектом профилактики преступного поведения несовершеннолетних как в СИЗО, так и в ВК, поскольку полученный в следственном изоляторе антисоциальный опыт и навыки отрицательного криминального поведения сказываются на поступках несовершеннолетних в условиях лишения свободы.

В целях системности и научной обоснованности при изучении процесса адаптации несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, выделяют механизм процесса психологической адаптации, который состоит из когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов:
когнитивный аспект включает в себя все процессы, связанные с познанием условий содержания в учреждении. Вновь прибывший в СИЗО несовершеннолетний находится в постоянном поиске информации о новых для него нормах и правилах взаимоотношений с администрацией и сокамерниками, полученная информация осмысливается и включается (в том или ином виде) в систему мировоззрения личности. Если же полученные сведения диссонируют с уже сформированными представлениями, то личность переживает состояние дискомфрта;
эмоциональный аспект объединяет различные моральные чувства и эмоциональные состояния – беспокойство, озабоченность, одобрение и т.п. Большая роль в процессе социальной адаптации принадлежит данному аспекту, поскольку он связан с легкостью или затрудненностью тех или иных взаимоотношений с окружающими, формированием определенного уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позицией в их схеме;
поведенческий аспект предполагает определенную направленность деятельности личности в социальной практике. Подросток может выбрать линию поведения, соответствующую обще-принятым нормам права и морали, либо ориентировать свою жизнедеятельность на соблюдение неформальных тюремных правил.

Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, – сложный и противоречивый процесс. Она может иметь положительный и отрицательный результат, поскольку аккумулирует в себе позитивное воздействие администрации учреждения и влияние антиобщественной среды иных лиц, заключенных под стражу. Несовершеннолетнему приходится справляться с многочисленными проблемами, возникающими в связи с принудительной изоляцией (субъективными и объективными). Исследование данного вопроса выдвигает необходимость определения научно обоснованных критериев адаптации.

Анализ научной литературы показал, что к ним следует отнести:
1) диапазон адаптации. Так, широкий диапазон свидетельствует о том, что несовершеннолетний установил удовлетворительные отношения с сокамерниками и не допускает серьезных конфликтов с администрацией. Узкий же диапазон означает, что подросток приспособился к жилищно-бытовым условиям СИЗО, но не может установить взаимоотношения с другими подростками;
2) направленность адаптации, то есть то, к чему стремится несовершеннолетний. Прибыв в учреждение, он получает официальную (со стороны администрации) и неофициальную (со стороны иных лиц, заключенных под стражу) информацию о жизни в следственном изоляторе. Опираясь на нее, подросток корректирует свою систему отношений и жизненных планов в связи с предъявляемыми требованиями. Принятие или отклонение последних и определяет отношение к режи-му, воспитательной работе, обучению и труду. Таким образом, в связи с направленностью адаптации происходит избирательное принятие норм и правил поведения в учреждении. По направленности адаптация может быть положительной и отрицательной. Положительная адаптация пред-полагает стремление несовершеннолетнего жить в соответствии с предъявляемыми ему нормативными актами требованиями, негативная подразумевает стремление овладеть нормами тюремной субкультуры и жить «попацановски»;
3) переключаемость адаптации – способность вновь прибывшего подростка переадаптироваться к различным условиям жизнедеятельности: от жизни на свободе к жизни в изоляции, устанавливать контакты с сотрудниками учреждения и сокамерниками;
4) темп адаптации – скорость перехода несовершеннолетнего от одного периода (этапа) адаптации к другому;
5) период адаптации – время, необходимое вновь прибывшему подростку для «вживания» в новые условия. Период адаптации находится в прямой зависимости от таких качеств, как коммуникабельность, устойчивость, уверенность в себе. Чем они ярче выражены в личности, тем непродолжительней будет период адаптации к среде следственного изолятора;
6) устойчивость адаптации – характеризуется тем, насколько прочны приобретенные установки подростка и линия его поведения.

Таким образом, процесс адаптации имеет под собой четкие качественные критерии, позволяющие отслеживать и контролировать его течение. Использование перечисленных критериев при изучении процесса приспособления несовершеннолетнего к среде следственного изолятора позволит грамотно планировать деятельность различных отделов и служб учреждения по воспитательной, режимной и профилактической работе с подростками.

При анализе процесса адаптации целесообразно учитывать специфику деятельности следственного изолятора (режимная, воспитательная, учебная и трудовая). Столь углубленное изучение особенностей функционирования СИЗО и их влияния на адаптацию подростков необходимо для совершенствования и полноты знаний в научно-прикладном значении. Однако всегда следует помнить, что указанные элементы требуют обязательного рассмотрения в своем единстве применительно к конкретной личности. При этом обнаруживается, что отдельные виды деятельности для успешного процесса адаптации могут выдвигаться на первый план и занимать доминирующее положение на конкретном этапе жизни несовершеннолетнего.

Приспособление обвиняемого к каждой из выделенных сфер имеет свои особенности.
В сфере режима к показателям положительной адаптированности следует отнести: соблюдение правил внутреннего распорядка СИЗО, отсутствие взысканий, отсутствие конфликтов с администрацией и остальными несовершеннолетними, позитивную оценку требований режима.
В области воспитательной работы показателями являются: участие в проводимых воспитательных мероприятиях, положительное отношение к ним, осознание вины и искренннее раскаяние в совершенном преступлении, наличие общественно одобряемых перспектив и ценностно-жизненных ориентаций.

В учебной сфере к показателям целесообразно отнести: обучение в школе, самообразование, удовлетворительную успеваемость, положительное отношение к учебе.

В трудовой сфере с положительной стороны подростков характеризует заинтересованность в трудовой деятельности, добросовестное отношение к труду, участие в работе по уборке и благоустройству камеры, положительные отношения с сотрудниками СИЗО, организующими трудовую деятельность.

При оценке успешности протекания столь сложного процесса, как адаптация, результатом которой являются изменения не только поведения лица, но и его духовного облика, необходимо учитывать объективные и субъективные аспекты (стороны) адаптации.

Объективная сторона процесса адаптации несовершеннолетних заключается в определенном стиле поведения несовершеннолетнего, свидетельствующем о том, каким образом проходит адаптация: успешен ли рассматриваемый процесс или, наоборот, встречает затруднения. Объективные критерии фиксируют внешние признаки (поведение, отношение к труду, к учебе, взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками учреждения и т. п.).

Субъективная сторона процесса предполагает восприятие вновь прибывшим новых условий жизнедеятельности, правил внутреннего распорядка СИЗО, неформальных норм, принятых в среде заключенных под стражу, а также выработку конкретного отношения к ним. Субъективные критерии характеризуют степень осознанности личностью необходимого поведения, адекватного ожиданиям правопослушного общества, желание добиться позитивных отношений с сокамерниками и администрацией и т. п.

При исследовании проблем адаптации подростков, содержащихся в СИЗО, неизбежно возникает вопрос: насколько глубоко должен осуществляться данный процесс? Ответ на него дают правила адаптации, предложенные профессором В.Е.Южаниным .

Во-первых, адаптация должна проходить системно и последовательно – от приспособления индивида к официальным нормам и правилам общежития в учреждении (социальной общности) к приспособлению к конкретному коллективу – группе сокамерников (микросоциальной общности). Следовательно, адаптация должна проводиться в пределах вхождения в систему взаимоотношений ближайшего окружения, то есть заканчиваться адаптацией в микросоциуме. Игнорирование этого правила нередко на практике приводит к возникновению сложно управляемой ситуации в учреждении.

Во-вторых, приспособление лица к микросоциальным общностям должно быть контролируемым и управляемым, не допускающим перерастания ознакомительного этапа в этап обезличивания индивида. То есть адаптация несовершеннолетних в следственном изоляторе должна сопровождаться активной деятельностью администрации учреждения по ее управлению.

В этой связи необходимо заметить, что персонал СИЗО, выступая в роли организатора процесса адаптации, должен побуждать подростков к желанию развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством профилактического воздействия. Иными словами, необходимо создавать условия, стимулирующие саморазвитие и самосовершенствование личности. Следовательно, адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, имеет своей целью формирование такого поведения несовершеннолетнего, когда он будет способен противостоять отрицательному воздействию окружающей среды как в СИЗО, так и в ВК.

Еще одним важным аспектом изучения процесса адаптации является ее результат. Под результатом адаптации мы понимаем достигнутые в период содержания под стражей изменения в сознании несовершеннолетнего, внешне выраженные в форме соблюдения или несоблюдения им норм права и морали.

В данном случае происходит нарушение логической целостности системы адаптации, по-скольку конечный результат (адаптированность) подменяется самим временно ограниченным процессом приспособления сознания и поведения индивида к условиям новой окружающей среды. В этой связи происходит путаница таких понятий, как «адаптация», «адаптированность» и «результат адаптации». Поэтому мы предлагаем понимать под адаптацией сам процесс формирования поведения несовершеннолетнего, адекватного условиям (психологическим, социальным, правовым и др.) содержания в СИЗО,  исполнения и отбывания наказания в ВК, а под ее результатом – характер изменений ценностно-нормативной подструктуры личности несовершеннолетнего.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (10) 2009

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!