Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

Актуальные проблемы производства отдельных видов судебных экспертиз по уголовным делам о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

КОЗЛОВА Е.Л.
Статья посвящена исследованию проблем при назначении и производстве отдельных видов судебных экспертиз по уголовным делам о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Судебная экспертиза является одним из институтов доказательственного права и имеет большое значение при рассмотрении уголовных дел о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, так как выводы по проведенным исследованиям непосредственным образом отражаются на правовых последствиях для субъектов уголовного судопроизводства.

Законодательное определение понятия «судебная экспертиза» содержится в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» . Согласно ст. 9 указанного Закона «судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу». При этом заключением эксперта считается письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, дознавателям, следователям, прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу. Игнорирование производства судебной экспертизы приводит к неполноте предварительного расследования, нарушению прав и законных интересов участников процесса, не исполнению задач уголовного судопроизводства. Таким образом, производство судебной экспертизы напрямую связано с качеством предварительного расследования.

В криминалистической литературе назначение и производство экспертизы традиционно относилось к последующим действиям. Однако судебные экспертизы играют значительную роль в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию при выявлении и расследовании преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Без них зачастую невозможно предъявить обвинение (составить обвинительный акт). По данной категории преступлений, согласно данным эмпирического исследования, проводятся различные экспертизы: фоноскопическая, экспертиза огнестрельного или холодного оружия, фото-, видеотехническая, медицинская, психиатрическая, психологическая, комплексная психолого-психиатрическая и иные экспертизы. Но, как правило, по всем делам рассматриваемой категории назначаются: судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая и комплексная психолого-психиатрическая экспертизы. Таким образом, при расследовании преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего могут использоваться специальные знания в области психологии, психиатрии, медицины и других областях.

Эффективность экспертиз зависит от своевременности их назначения, обнаружения и изъятия предметов, сохранивших на себе следы преступления. Из 157 изученных уголовных дел судебно-медицинская экспертиза назначалась в 26 % случаев, судебно-психиатрическая – в 18 %, судебно-психологическая – в 19 % случаев и комплексная психолого-психиатрическая – в 37 % случаев .

Следовательно, можно сделать вывод, что при расследовании преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, специальные знания применяются в основном на стадии предварительного расследования в форме назначения экспертиз.

Кроме того, анализ судебно-следственной практики, практики производства указанных экспертиз в Калининградской лаборатории судебной экспертизы Минюста России позволил выделить следующие проблемы, возникающие при назначении и производстве судебных экспертиз по данным категориям дел:
1). На разрешение эксперта ставятся вопросы, выходящие за пределы его компетенции (60 % уголовных дел). Основной, часто допускаемой  ошибкой органов предварительного расследования, является постановка перед экспертом вопроса о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего потерпевшего его паспортному (календарному) возрасту.

2). В материалах дела поверхностно отражаются данные об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего потерпевшего, обвиняемого (подозреваемого), проявляемых в различных сферах его деятельности (42 % уголовных дел): в характеристиках, запрашиваемых с места учёбы (работы), места жительства, не отражаются данные о поведении указанных субъектов, об отношении родителей и других членов семьи к подростку и его привычках. Характеристика особенностей личности несовершеннолетнего описывалась в оценочных понятиях столь высокой обобщённости, что  по ней нельзя было судить о его индивидуальных особенностях. Отсутствие в материалах уголовных дел данных о подобных проявлениях типологических особенностей несовершеннолетних на различных этапах его развития, в различных ситуациях, может отрицательно повлиять на эффективность применения экспертом-психологом метода обобщения независимых характеристик при  решении вопросов психологического содержания.

3). Поверхностно исследуются условия воспитания несовершеннолетнего потерпевшего (32 % уголовных дел): с целью проверки показаний обследуемого о неблагоприятной обстановке в семье, пьянстве, ссорах родителей допрашивались только его родители (если вообще допрашивались), тогда как для получения всесторонней и объективной информации об этом необходимо допрашивать ещё и соседей, педагогов в школе, где учится или учился несовершеннолетний потерпевший.

4). В материалах уголовного дела (80 %) отсутствуют характеристики с места работы родителей, которые, при установлении безнадзорности, отрицательного примера в семье, используются экспертом в процессе исследования и формулировании выводов об отношениях родителей к работе и воспитанию в семье.

5). В некоторых случаях необоснованно  назначается заочная судебно-психологическая экспертиза (по материалам уголовного дела, без предоставления возможности обследования участников уголовного процесса) (5,2 % уголовных дел), когда эксперту-психологу предоставляются только материалы дела, но сам подъэкспертный по ряду причин на обследование не направляется, т. е. на экспертизу  предоставляются не все объекты, необходимые для полного и всестороннего проведения  исследования в рамках судебно-психологической экспертизы.

6). Необоснованно назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (до 20 % дел). По всем изученным делам у органа предварительного расследования возникали сомнения в психической полноценности обследуемого и его вменяемости. В данных ситуациях судебно-психологической экспертизе должна предшествовать амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, в зависимости от результатов которой, принимается решение о назначении психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Однако дознаватели, следователи сразу же назначали комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, на разрешение которой ставили вопросы психолого-психиатрического характера.

Назначение такой экспертизы было обоснованным лишь по 5,5 % изученных уголовных дел, в материалах которых имелись данные об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, связанным с психическим расстройством. В остальных случаях совместные исследования психологов и психиатров не требовались, и в заключении комплексной психолого-психиатрической экспертизы, по существу, нашли отражение  два самостоятельных заключения: судебно-психиатрической экспертизы, основанной на психиатрическом исследовании, и судебно-психологической экспертизы, основанной на психологическом исследовании.

7). Низкое качество собранных и представленных по делу материалов для экспертного исследования, а также ошибки при оформлении постановления о назначении экспертизы. В ряде случаев в материалах дела отсутствует медицинская документация, содержащая сведения о наличии заболеваний, являющихся основанием для производства экспертизы. При совершении преступления, лицом, находившимся в состоянии опьянения, не описывается, какими признаками проявлялось это опьянение, не проводится медицинское освидетельствование лица. Показания свидетелей (близких людей и иных лиц) об особенностях поведения подозреваемого (обвиняемого) были малоинформативны, противоречия в показаниях свидетелей не были устранены, характеристики формальны. В протоколах не описывались особенности поведения подъэкспертного во время проведения с ним следственных действий, не было раскрыто, в чем конкретно заключается «странное» или «ненормальное» поведение лица.

8). К субъективным причинам следует отнести ведомственную заинтересованность органа предварительного расследования окончить дело производством в установленный законом срок. Сложная процедура получения судебного разрешения на производство стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы, и связанные с этим требования тщательного собирания материалов, представляемых для экспертного исследования, как правило, вынуждают орган предварительного расследования продлевать производство по уголовному делу, что негативно сказывается на статистических показателях работы органа внутренних дел. В результате уровень психического развития несовершеннолетнего потерпевшего не исследуется.

9). Некоторые постановления о назначении производства экспертизы не отвечают требованиям норм уголовно-процессуального закона. Не во всех постановлениях описывается фабула деликта, не обосновывается необходимость назначения экспертизы, не указывается вид экспертизы (амбулаторная, стационарная, комплексная). Отдельного внимания требуют вопросы, выносимые для экспертного исследования: вопросы,  поставленные в формулировках ранее действовавших кодексов,  либо по статьям,  отмененным законодателем, т. е. вопросы, касающиеся сугубо юридических понятий, и по этой причине выходящие за пределы компетенции эксперта-психиатра, эксперта - психолога; вопросы,  не  предусмотренные законодательством (… нет ли  медицинских  противопоказаний к принудительному лечению?); неконкретные вопросы, не относящиеся к обстоятельствам дела (могли ли у К. с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, иметь место  вспышки беспричинной агрессии?). Неграмотная формулировка вопросов затрудняет производство экспертизы, затягивает сроки ее проведения и соответственно сказывается на ходе предварительного расследования.

Таким образом, приведенные данные судебно – следственной практики, практики производства указанных экспертиз в Калининградской лаборатории судебной экспертизы Минюста России свидетельствуют о том, что органы предварительного расследования не должным образом принимают меры к установлению и исследованию в ходе  дознания и следствия по уголовным делам всех обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения; не правильно и не грамотно формулируют и ставят вопросы перед экспертом,  что  при дальнейшем рассмотрении дела  приводит к назначению  дополнительных и повторных  экспертиз, а, в целом, негативно сказывается на сроках и качестве предварительного расследования.

Вместе с тем, использование специальных знаний при расследовании преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является эффективным средством установления виновности лица в совершении преступления, а также данных о личности обвиняемого, несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля.

Таким образом, устранение выявленных проблем назначения и производства судебных экспертиз является одной из актуальных задач органа предварительного расследования при производстве по уголовным делам о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, от решения которой зависит успех расследования в целом.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).