Допрос свидетелей по делам об убийстве матерью новорожденного ребенка

Анализ уголовно-процессуальных норм позволяет сде­лать вывод о том, что допрос есть следственное действие, кото­рое заключается в получении от определенного лица инфор­мации о подлежащих доказыванию обстоятельствах, а также в надлежащем ее закреплении.

Специфической чертой допроса следует назвать достаточно строгую процессуальную регламентацию с одновременным на­личием некоторого простора в выборе и построении его тактики.

Поэтому, необходимо избрать такую тактику, которая бы нейтрализовала негативную позицию допрашиваемого, оказала влияние на выбор допрашиваемым позиции, отвеча­ющей объективности расследования, не нарушая при этом су­ществующих процессуальных норм.

Как верно отмечает О.М. Ушаков, свидетельские показания есть ничто иное, как двойное отражение преступного события: в первую очередь, это отражение определенного фрагмента дей­ствительности в сознании свидетеля и, потом, отражение полу­ченного сообщения относительно данного события в сознании следователя, которое переносится затем в протокол.

Согласно ч. 1 ст. 56 УПК РФ свидетель допрашивается о любых обстоятельствах, которые имеют значение для рассле­дования и разрешения дела.

Круг свидетелей по делу условно можно дифференциро­вать на группы:

1)     родители обвиняемой (несмотря на то, что в отноше­нии них сохраняет действие принцип свидетельского иммуни­тета), коллеги, подруги, знакомые;

2)     лица, на которых в своих показаниях ссылается подо­зреваемая (обвиняемая);

3)     лица, которые могут дать характеристику личности обвиня­емой (подозреваемой). Это соседи, учителя, одноклассники и т.д.

4) свидетели, которые вновь выявлены по делу.

Немалую помощь в установлении свидетелей оказывают следователю со­трудники органов внутрен­них дел, которые проводят опросы населения в районе места совершения престу­пления или обнаружения трупа. Помимо этого широ­ко используются средства массовой информации.

Существенное значение имеют также сведения, которые полу­чены от родственников и знакомых подозреваемой. Допрос данных свидетелей преследует цель изучения свойств личности подозрева­емой, так как для расследования убийств исследуемой категории имеют значение как анкетные данные и физиологические свойства личности, так и интересы, взгляды, убеждения подозреваемой.

Помимо этого, следователю следует выяснить:

-      характер взаимоотношений с иными лицами: родствен­никами, друзьями, знакомыми, сотрудниками;

-      предполагаемые мотивы совершенного посягательства, а также то, на чем основаны данные предположения;

-       окружение подозреваемой, обычный распорядок ее дня и т.д.

Несомненно, допрос свидетелей позволит установить

только отдельные детали происшедшего преступного собы­тия, однако, полученные свидетельские показания могут от­разить обстоятельства, которые так или иначе связаны с орга­низацией преступного деяния и возможной мотивацией.

Поэтому, как верно отмечено О. И. Белокобыльской, для установления свидетелей необходимо применение комплекса тактических приемов по подготовке к проведению допроса. В первую очередь, это тщательно проводимый анализ всех ма­териалов, которые связаны с осмотром места происшествия, предметов и вещей, выявленных при задержании, личном обыске, а также при обыске по месту жительства подозревае­мой, оперативно-розыскных данных. Результаты данного ана­лиза помогут следователю определить мотивы преступления, характер личности преступника, жертвы, круг лиц, которые могут быть свидетелями; тактических условиях их допроса.

Допрос свидетеля состоит из трех этапов (стадий): подгото­вительного, стадии свободного рассказа и стадии ответов. Под­готовительная стадия допроса имеет своей целью получение информации относительно свойств личности свидетеля, его пси­хологических особенностей4. Беседы на темы, которые интере­суют подобного свидетеля, позволят следователю составить как можно более полный психологический портрет допрашиваемо­го, и, кроме того поспособствуют налаживанию необходимого положительного психологического контакта со свидетелем, что окажет весьма благотворное влияние на дальнейшее проведение допроса. В этой связи, как представляется, не следует уточнять у свидетеля информацию относительно наличия либо отсутствия у него судимости; подобного рода подробности следует выяснять путем обращения к криминалистическим учетам.

Помимо этого, следователю надлежит разъяснить свидетелю предписания уголовно-правовых норм, устанавливающих ответ­ственность за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи по­казаний. При этом целесообразным является упор на то, что дан­ное разъяснение выступает исключительно в качестве соблюдения установленного законодателем регламента, но никоим образом не ставит под сомнение порядочность допрашиваемого лица.

На стадии свободного рассказа следователь, в первую очередь, кратко информирует свидетеля относительно обсто­ятельств дела, разъясняет порядок дачи показаний (в частно­сти, соблюдать определенную последовательность, указывать источники своей осведомленности и т.п.), и лишь затем пред­лагает рассказать то, что известно свидетелю относительно расследуемого убийства.

На наш взгляд, рассказ свидетеля нельзя прерывать, вы­ражать так или иначе свое недовольство, давать различного рода оценку показаниям, дабы не повлечь отказ допрашива­емого от дальнейшей дачи показаний; наоборот, необходимо настроить свидетеля на изложение информации, которую он по определенным причинам не желал излагать.

Ввиду того, что полученные в результате допроса сви­детельские показания должны быть в обязательном порядке проверены, они должны быть детализированы; в этих целях свидетелю следует задать ряд уточняющих и дополняющих вопросов, направленных на установление источника собран­ной информации; обстоятельств, которые повлияли на то, что свидетель запомнил определенные факты, и др. При этом со­вершенно недопустимы наводящие вопросы, равно как и тре­бующие от свидетеля высказывания своего личного мнения.

При производстве допроса свидетеля, также как и при допросе подозреваемой, возможно возникновение ситуаций в различной степенью конфликтности.

Зачастую свидетели представляют собой добросовестных участников расследования, оказывающих всестороннее содей­ствие следствию и дающих правдивые показания. В подобных случаях налицо бесконфликтная ситуация, в рамках которой вы­бираемые следователем тактические приемы должны отличаться направленностью на выяснение и детализацию тех обстоятельств, которые имеют значение для данного уголовного дела. В таких случаях следует использовать такие тактические приемы, как:

-       стимулирование позитивных качеств свидетеля;

-       налаживание доверительного общения со следователем;

-      для восстановления воспоминаний относительно обстоя­тельствах происшедшего события эффективным является предъ­явление фотографий, схожих предметов и т.д. Кроме того, могут использоваться ассоциативные связи: задаваемые следователем вопросы относятся к смежным фактам; устанавливаются, прежде всего, такие, а лишь затем, по ассоциации, необходимый;

-       постановка уточняющих вопросов;

-      проведение повторного допроса, преследующего цель установления упущенных либо забытых свидетелем фактов.

В некоторых случаях при производстве допроса свидете­ля возникает конфликтная ситуация, которая характеризуется отказом свидетеля от дачи показаний либо частично ложны­ми показаниями, либо полностью ложными показаниями. В таких ситуациях действия следователя должны направляются на определение мотивов данного поведения и нейтрализацию противодействия конфликтного свидетеля. Учитывая это, в конфликтной ситуации допроса свидетеля целесообразным представляется использование таких приемов допроса, как:

-      обращение к позитивным качествам личности допра­шиваемого свидетеля, в частности, призыв к чувству долга, честности, добросовестности и пр. Необходимым является вы­явление положительных сторон личности, обращаясь к кото­рым можно подвести его к переоценке собственной позиции, активизировав критическое осмысление своего статуса.

-      анализ противоречий, выявленных в показаниях самого допрашиваемого свидетеля и в результате сопоставления с по­казаниями других лиц и собранными доказательствами по рас­следуемому делу, а также указание на них допрашиваемому;

-      предъявление доказательств, которые изобличают ложь допрашиваемого свидетеля;

-         производство серий очных ставок;

-      разъяснение конфликтному свидетелю сути правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за от­каз от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний.

Более того, в ситуациях конфликта могут также исполь­зоваться ассоциативные связи, что особенно эффективно, если свидетель дает ложные показания вследствие заблуждения, вызванного влиянием третьих лиц либо собственными эмоци­ями. В таком случае, задача следователя состоит в отделении такого рода «наслоений» от подлинно воспринятой информа­ции, устранении причин искажения истины и восстановлении в сознании допрашиваемого картины происшедшего события так, как оно было в реальной действительности.

КАПИЦА Татьяна Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Южного института менеджмента (г. Краснодар)

ТОПОРИН Владислав Сергеевич
магистрант Южного института менеджмента (г. Краснодар)

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!