Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

К вопросу о методе правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений

ГОЛОВАСТОВА Юлия Александровна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государ­ства и права ЧОУ ВО (Московский Университет им. С. Ю. Витте) в г. Рязани.
В статье рассматриваются проблемы понимания метода регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. анализируются различные подходы к пониманию метода регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Автор приходит к выводу о том, метод регулирования уголовно-исполнительных правоотношений – вспомогательный признак уголовно-исполнительных правоотношений, обусловленный предметом, целями, задачами, принципами, функциями уголовно-исполнительного права, представляет собой совокупность правовых средств – позитивных обязываний, дозволений и запретов, воздействующих на поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений с наибольшим преобладанием общедозволительного типа правового регулирования над разрешительным.



Одни ученые считают, что каждой отрасли свойственен только один метод правового регулирования, другие - не­сколько методов, третьи - метод имеет универсальный, надо- траслевой характер.

Существует ряд ученых, не признающих специфику ме­тода правового регулирования. Приверженность к указанной точке зрения можно встретить как в литературе по общей те­ории права, так и при исследовании отраслевых методов. Так, С.П. Маврин отмечает: «Ни одна отрасль права не обладает единственным, неповторимым, абсолютно «чистым» и в этом смысле подлинно собственным методом».

Схожая позиция в отраслевом уголовно-исполнительном аспекте принадлежала А.Л. Ременсону. Он пишет: «Сочетание методов властного приказа с другими, - наблюдается в ряде ин­ститутов уголовного права, административного права, исполь­зуемых для борьбы с соответствующими правонарушениями для исправления правонарушителей». Ученый не признавал самостоятельность, единичность метода исправительно-тру­дового права. Свою точку зрения ученый объяснял, исходя из позиции плюралистичности методов правового регулирования исправительно-трудового права: карательного, исправитель­но-трудового, специально-профилактического воздействия, связанных с необходимостью регулировать поведение осуж- денного. На основании представленной позиции, отмечая не­однородность метода правового регулирования исследуемых отношений, ученый сформулировал вывод о том, что исправи­тельно-трудовое право является комплексной отраслью права.


Противоположную точку зрения можно встретить в ра­ботах А.Е. Наташева. Согласно его точке зрения, исправитель­но-трудовому праву присущ свой собственный метод регули­рования, заключающийся в сочетании императивного начала с диспозитивностью. Такая специфика, по мнению А.Е. Ната­шева, не свидетельствует о своеобразии отрасли права и прису­щих для нее правоотношений. Ученый выделял другие черты, подчеркивающие индивидуальность правового регулирова­ния. Всесторонний анализ и оценка способов регулирования исправительно-трудовых отношений, в которых проявлялась специфика исправительно-трудового права, позволила выде­лить профессору А.Е. Наташеву действительно индивидуаль­ные черты, характерные для способа правового регулирования исправительно-трудового права. Среди них: сочетание метода властного приказа с не менее важными правовыми средства­ми, обеспечивающими установление и функционирование от­ношений сотрудничества, основанных на взаимоотношениях и доверии, воспитательной, организационной функции; право­вое обязывание к активному позитивному поведению. А.Е. Наташев подчеркивает, что специфика метода правового ре­гулирования исполнения наказания в основном определяется его предметом. Раскрывая специфику метода правового регу­лирования исполнения наказания, А.Е. Наташев пишет: «Она состоит, прежде всего, в особом сочетании правовых запретов, предписаний и дозволений, определяющих поведение осуж­денных, в установлении их особого правового положения, в характере ответственности и санкций за неисполнение требо­ваний правовых норм».

Позиция В.И. Селиверстова близка к вышеприведенной позиции А.Е. Наташева. В.И. Селиверстов отмечает, что уго­ловно-исполнительная отрасль права имеет самостоятельный метод регулирования общественных отношений, хотя и вспо­могательного характера. Ученым в подтверждение позиции приводятся убедительные аргументы о том, что метод право­вого регулирования влияет на характер общественных отно­шений, на соотношение прав и обязанностей.





Подчеркнем, что преобладание императивного метода над диспозитивным, позволяющим выбирать самостоятельно линию своего поведения, определяет характер правоотноше­ний между осужденным и учреждением, органом, исполня­ющим уголовные наказания. Подтверждение этой мысли мы находим у М.П. Мелентьева, полагавшего, что особенность уголовно-исполнительных правоотношений определяется методом правового регулирования, который предопределяет специфику принуждения.

Профессор Н.А. Стручков указывал, что помимо основ­ного императивного метода, имеющего место при регулиро­вании исправительно-трудовых отношений, существуют и «другие методы», в частности диспозитивный метод. Анало­гичные точки зрения присутствуют в высказываниях В.А. Фе- фелова и А.В. Маслихина: «Вопрос о методе правового регули­рования в науке уголовно-исполнительного права разработан недостаточно. Прослеживается, по крайней мере, два метода: авторитарный, когда нормы носят императивный характер и диспозитивный. В последнем случае нормы не детализируют­ся, представляют возможность выбора...».

Позже в литературе ученые-пенитенциаристы выделяют 4 основных метода правового регулирования: императивный, дис­позитивный, разъяснительно-обязывающий (убеждение), стиму­лирования (поощрения) правомерного поведения. В.Е. Южанин выделяет также пятый метод - организационно-процедурный, позволяющий осужденному саморегулировать поведение.


А.С. Севрюгин отмечает, что характерной особенностью метода правового регулирования отношений в сфере исполне­ния уголовного наказания является «обеспечение обязываний с помощью дозволений и запретов».

В юридической литературе в области смежной уголов­ной отрасли права отмечается, что особенности метода объ­ясняются не только спецификой предмета правового регули­рования, но и целями, задачами, функциями отрасли права.

Н.В. Генрих пишет: «Цель же всегда конкретизируется в за­дачах правового регулирования и определяет его функции. В этой связи метод уголовно-правового регулирования должен мыслиться не только как производная от предмета, но и как нечто такое, что определено функциями (задачами) уголовно­го права». Рассуждая о значимости целей правового регули­рования, Н.В. Генрих отмечает, что методы уголовного права обуславливаются и предметом, и целями уголовно-правового регулирования.

М.И. Ковалев указывал, что специфика метода правового регулирования определяется задачами правового регулирования. Ю.И. Ляпунов утверждал, что метод уголовно-правового регулирования связан с основными функциями отрасли права.


При характеристике метода правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений, нам близка по­зиция А.Е. Наташева, в связи с чем, мы исходим из того, что уголовно-исполнительная отрасль права имеет собственный метод правового регулирования, состоящий из комбинации методов. Такая комбинация методов составляет и метод уго­ловно-исполнительного права. Сказанное объясняется много­уровневым и многосторонним характером исследуемых пра­воотношений, при регулировании которых не может быть использован один единственный метод правового регулирова­ния правоотношений.

Специфика метода обусловлена спецификой предме­та уголовно-исполнительного права, в связи с чем, комплекс уголовно-исполнительных правоотношений, составляющих предмет уголовно-исполнительного права, выражен в комби­нации методов его правового регулирования: императивного, диспозитивного и других. Метод уголовно-исполнительного права поставлен в зависимость от предмета, тем не менее, он обладает определенной самостоятельностью, так как если не будет выявлена специфика метода, то отсутствует и основание выделения данной правовой общности в самостоятельную от­расль права. Кроме того, позволим себе отметить, что глав­ные признаки уголовно-исполнительных правоотношений (цель, задачи, принципы и функции уголовно-исполнитель­ного права), определяя предназначение уголовно-исполни­тельных правоотношений, средства правового воздействия на субъектов уголовно-исполнительного права, также объясняют во многом специфику метода уголовно-исполнительного пра­ва. Указанные признаки определенным образом подчеркива­ют своеобразие уголовно-исполнительных правоотношений.


При исследовании метода уголовно-исполнительного права как признака уголовно-исполнительных правоотноше­ний, мы сталкиваемся с достаточно сложной и смежной про­блемой, относящейся к выяснению вопроса о том, обладает ли уголовно-исполнительное право особым «самобытным» методом либо представляет собой комбинацию совокупности методов правового регулирования.

Следует признать, что в ходе теоретического анализа ме­тода уголовно-исполнительного права выявляется двойствен­ность ситуации. С одной стороны, уголовно-исполнительное право использует правовые средства, что и другие отрасли права. С другой стороны, метод уголовно-исполнительного права действительно специфичен, он не тождественен другим отраслевым методам.


Указанная специфика метода уголовно-исполнительно­го права проявляется, во-первых, в формах воздействия на уголовно-исполнительные правоотношения. Так, в уголовно­исполнительном праве ведущим является метод власти-под­чинения (императивный). Этот метод в уголовно-исполни­тельном праве включает следующие элементы:

1) закрепление в уголовно-исполнительном законе тех групп общественных отношений, которые имеют социально­правовую значимость с точки зрения осуществления уголов­но-исполнительной политики и нуждаются в правовом регу­лировании и обеспечении;

2) закрепление в действующем законодательстве круга субъектов уголовно-исполнительного права;

3) четкая регламентация оснований возникновения, из­менения и прекращения уголовно-исполнительных правоот­ношений;

4) регламентация порядка и условий исполнения и отбы­вания наказания, которая обусловлена спецификой объекта правового регулирования; применением средств исправления;

5) установление юридической ответственности осужден­ных.


Во-вторых, специфичность метода уголовно-исполни­тельного права просматривается в содержательной части пра­вового регулирования. На первый взгляд, исходя из анализа способов правового регулирования, - позитивных обязываний, запретов и дозволений, можно сказать, что уголовно-исполни­тельное право использует те же правовые средства. Вместе с тем, всесторонний анализ способов правового регулирования приводит к выводу о том, что «особенность отраслевого мето­да состоит в характере пропорций составных частей единого правового метода - дозволений, предписаний и запретов».

Центральное место при характеристике метода правово­го регулирования уголовно-исполнительного права занимает не только особый правовой статус субъектного состава, но и способы правового регулирования, доминирующее положе­ние и взаимосвязь которых и предполагает использование особого набора правовых средств.

«Дозволения, запреты и позитивное обязывание - опре­деляющие, и как считает С.С. Алексеев, - «общепризнанные элементы права как системы правового регулирования. В оте­чественной юридической науке большинство авторов исходит из того, что указанные способы правового регулирования ис­черпывающе раскрывают содержание юридического воздей­ствия на общественные отношения.


Позитивные обязывания, не будучи главным способом правового регулирования, занимают важное место в регули­ровании уголовно-исполнительных правоотношений. А.Е. Наташев писал: «... Исправительно-трудовому праву извест­ны нормы, предписывающие осужденным определенные дей­ствия и не укладывающиеся в принцип «разрешено все, что не запрещено».

Сфера исполнения уголовных наказаний и мер уголовно­правового характера имеет свою специфику. Специфика дан­ной сферы уголовно-исполнительных правоотношений харак­теризуется преимущественно запретами.

Правовое регулирование исполнения наказаний, мер уго­ловно-правового характера, применения средств исправления осуществляется на основе как общедозволительного, так и раз­решительного способа правового регулирования, где первому отдается безусловное предпочтение. Исходя из сущности раз­решительного принципа правового регулирования, осужден­ный лишается своих прав, а затем наделяется правами, исходя из целей наказания. С точки зрения данного подхода статус осужденного трактовался достаточно узко из факта осуждения лица к наказанию, минуя общий правовой статус физического лица.

Общедозволительный способ правового регулирова­ния позволяет рассматривать положение осужденного шире, проанализировать его права и обязанности с точки зрения правового статуса гражданина, что признается, несомненно, положительной чертой правового регулирования. Запреща­ющая сфера правового регулирования статуса осужденного должна быть максимально исчерпывающей, не допуская субъ­ективного усмотрения со стороны должностных лиц учреж­дений и органов, исполняющих уголовные наказания и меры уголовно-правового характера. В этом плане во избежание абсурдной ситуации, при которой поведение осужденного регулировалось бы исключительно запретами, в уголовно-ис­полнительном праве используется общедозволительный спо­соб правового регулирования. Преимущественно использова­ние общедозволительного способа правового регулирования объясняется законодательно-технической невозможностью предусмотреть исчерпывающий перечень запретов, особенно тех, которые закреплены в других отраслях права.



Правовое регулирование положения осужденного осу­ществляется на основе общедозволительного принципа, где действуют запрещающие нормы права, и, исходя из макси­мально установленной сферы запрещенного поведения, затем выводится управомочивающая сфера с учетом разрешитель­ного способа правового регулирования.

В-третьих, специфика метода уголовно-исполнительного пра­ва вытекает из особенностей механизма правового регулирования. Так, С.С. Алексеев пишет, что «специфические черты отраслево­го метода концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования право­отношений, способа определения их содержания, в юридических санкциях». Схожую точку зрения, можно встретить в работах ученого-пенитенциариста А.Е. Наташева. Среди элементов мето­да правового регулирования выделяют: юридическое положение субъектов, особенности оснований возникновения и динамики пра­воотношений, наличие особых принципов построения норматив­ного материала, характер санкций, возникающих вследствие право­нарушений в данной области общественных отношений.

В-четвертых, специфика метода уголовно-исполнитель­ного права представлена комбинацией способов правового регулирования, исходя из особенностей предмета уголовно­исполнительного права, целей, задач, принципов и функций уголовно-исполнительного права. Целям, задачам, принци­пам и функциям уголовно-исполнительного права свойствен­но оказывать влияние на способ регулирования уголовно-ис­полнительных правоотношений.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что метод уголовно-исполнительного права - вспомогательный признак уго­ловно-исполнительных правоотношений, обусловленный пред­метом, целями, задачами, принципами, функциями уголовно-ис­полнительного права, представляет собой совокупность правовых средств - позитивных обязываний, дозволений и запретов, воз­действующих на поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений с наибольшим преобладанием общедозволи­тельного типа правового регулирования над разрешительным.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).