ГОЛОВАСТОВА Юлия Александровна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права ЧОУ ВО (Московский Университет им. С. Ю. Витте) в г. Рязани.
В статье рассматриваются проблемы понимания метода регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. анализируются различные подходы к пониманию метода регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Автор приходит к выводу о том, метод регулирования уголовно-исполнительных правоотношений – вспомогательный признак уголовно-исполнительных правоотношений, обусловленный предметом, целями, задачами, принципами, функциями уголовно-исполнительного права, представляет собой совокупность правовых средств – позитивных обязываний, дозволений и запретов, воздействующих на поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений с наибольшим преобладанием общедозволительного типа правового регулирования над разрешительным.
Одни ученые считают, что каждой отрасли свойственен только один метод правового регулирования, другие - несколько методов, третьи - метод имеет универсальный, надо- траслевой характер.
Существует ряд ученых, не признающих специфику метода правового регулирования. Приверженность к указанной точке зрения можно встретить как в литературе по общей теории права, так и при исследовании отраслевых методов. Так, С.П. Маврин отмечает: «Ни одна отрасль права не обладает единственным, неповторимым, абсолютно «чистым» и в этом смысле подлинно собственным методом».
Схожая позиция в отраслевом уголовно-исполнительном аспекте принадлежала А.Л. Ременсону. Он пишет: «Сочетание методов властного приказа с другими, - наблюдается в ряде институтов уголовного права, административного права, используемых для борьбы с соответствующими правонарушениями для исправления правонарушителей». Ученый не признавал самостоятельность, единичность метода исправительно-трудового права. Свою точку зрения ученый объяснял, исходя из позиции плюралистичности методов правового регулирования исправительно-трудового права: карательного, исправительно-трудового, специально-профилактического воздействия, связанных с необходимостью регулировать поведение осуж- денного. На основании представленной позиции, отмечая неоднородность метода правового регулирования исследуемых отношений, ученый сформулировал вывод о том, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью права.
Противоположную точку зрения можно встретить в работах А.Е. Наташева. Согласно его точке зрения, исправительно-трудовому праву присущ свой собственный метод регулирования, заключающийся в сочетании императивного начала с диспозитивностью. Такая специфика, по мнению А.Е. Наташева, не свидетельствует о своеобразии отрасли права и присущих для нее правоотношений. Ученый выделял другие черты, подчеркивающие индивидуальность правового регулирования. Всесторонний анализ и оценка способов регулирования исправительно-трудовых отношений, в которых проявлялась специфика исправительно-трудового права, позволила выделить профессору А.Е. Наташеву действительно индивидуальные черты, характерные для способа правового регулирования исправительно-трудового права. Среди них: сочетание метода властного приказа с не менее важными правовыми средствами, обеспечивающими установление и функционирование отношений сотрудничества, основанных на взаимоотношениях и доверии, воспитательной, организационной функции; правовое обязывание к активному позитивному поведению. А.Е. Наташев подчеркивает, что специфика метода правового регулирования исполнения наказания в основном определяется его предметом. Раскрывая специфику метода правового регулирования исполнения наказания, А.Е. Наташев пишет: «Она состоит, прежде всего, в особом сочетании правовых запретов, предписаний и дозволений, определяющих поведение осужденных, в установлении их особого правового положения, в характере ответственности и санкций за неисполнение требований правовых норм».
Позиция В.И. Селиверстова близка к вышеприведенной позиции А.Е. Наташева. В.И. Селиверстов отмечает, что уголовно-исполнительная отрасль права имеет самостоятельный метод регулирования общественных отношений, хотя и вспомогательного характера. Ученым в подтверждение позиции приводятся убедительные аргументы о том, что метод правового регулирования влияет на характер общественных отношений, на соотношение прав и обязанностей.
Подчеркнем, что преобладание императивного метода над диспозитивным, позволяющим выбирать самостоятельно линию своего поведения, определяет характер правоотношений между осужденным и учреждением, органом, исполняющим уголовные наказания. Подтверждение этой мысли мы находим у М.П. Мелентьева, полагавшего, что особенность уголовно-исполнительных правоотношений определяется методом правового регулирования, который предопределяет специфику принуждения.
Профессор Н.А. Стручков указывал, что помимо основного императивного метода, имеющего место при регулировании исправительно-трудовых отношений, существуют и «другие методы», в частности диспозитивный метод. Аналогичные точки зрения присутствуют в высказываниях В.А. Фе- фелова и А.В. Маслихина: «Вопрос о методе правового регулирования в науке уголовно-исполнительного права разработан недостаточно. Прослеживается, по крайней мере, два метода: авторитарный, когда нормы носят императивный характер и диспозитивный. В последнем случае нормы не детализируются, представляют возможность выбора...».
Позже в литературе ученые-пенитенциаристы выделяют 4 основных метода правового регулирования: императивный, диспозитивный, разъяснительно-обязывающий (убеждение), стимулирования (поощрения) правомерного поведения. В.Е. Южанин выделяет также пятый метод - организационно-процедурный, позволяющий осужденному саморегулировать поведение.
А.С. Севрюгин отмечает, что характерной особенностью метода правового регулирования отношений в сфере исполнения уголовного наказания является «обеспечение обязываний с помощью дозволений и запретов».
В юридической литературе в области смежной уголовной отрасли права отмечается, что особенности метода объясняются не только спецификой предмета правового регулирования, но и целями, задачами, функциями отрасли права.
Н.В. Генрих пишет: «Цель же всегда конкретизируется в задачах правового регулирования и определяет его функции. В этой связи метод уголовно-правового регулирования должен мыслиться не только как производная от предмета, но и как нечто такое, что определено функциями (задачами) уголовного права». Рассуждая о значимости целей правового регулирования, Н.В. Генрих отмечает, что методы уголовного права обуславливаются и предметом, и целями уголовно-правового регулирования.
М.И. Ковалев указывал, что специфика метода правового регулирования определяется задачами правового регулирования. Ю.И. Ляпунов утверждал, что метод уголовно-правового регулирования связан с основными функциями отрасли права.
При характеристике метода правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений, нам близка позиция А.Е. Наташева, в связи с чем, мы исходим из того, что уголовно-исполнительная отрасль права имеет собственный метод правового регулирования, состоящий из комбинации методов. Такая комбинация методов составляет и метод уголовно-исполнительного права. Сказанное объясняется многоуровневым и многосторонним характером исследуемых правоотношений, при регулировании которых не может быть использован один единственный метод правового регулирования правоотношений.
Специфика метода обусловлена спецификой предмета уголовно-исполнительного права, в связи с чем, комплекс уголовно-исполнительных правоотношений, составляющих предмет уголовно-исполнительного права, выражен в комбинации методов его правового регулирования: императивного, диспозитивного и других. Метод уголовно-исполнительного права поставлен в зависимость от предмета, тем не менее, он обладает определенной самостоятельностью, так как если не будет выявлена специфика метода, то отсутствует и основание выделения данной правовой общности в самостоятельную отрасль права. Кроме того, позволим себе отметить, что главные признаки уголовно-исполнительных правоотношений (цель, задачи, принципы и функции уголовно-исполнительного права), определяя предназначение уголовно-исполнительных правоотношений, средства правового воздействия на субъектов уголовно-исполнительного права, также объясняют во многом специфику метода уголовно-исполнительного права. Указанные признаки определенным образом подчеркивают своеобразие уголовно-исполнительных правоотношений.
При исследовании метода уголовно-исполнительного права как признака уголовно-исполнительных правоотношений, мы сталкиваемся с достаточно сложной и смежной проблемой, относящейся к выяснению вопроса о том, обладает ли уголовно-исполнительное право особым «самобытным» методом либо представляет собой комбинацию совокупности методов правового регулирования.
Следует признать, что в ходе теоретического анализа метода уголовно-исполнительного права выявляется двойственность ситуации. С одной стороны, уголовно-исполнительное право использует правовые средства, что и другие отрасли права. С другой стороны, метод уголовно-исполнительного права действительно специфичен, он не тождественен другим отраслевым методам.
Указанная специфика метода уголовно-исполнительного права проявляется, во-первых, в формах воздействия на уголовно-исполнительные правоотношения. Так, в уголовноисполнительном праве ведущим является метод власти-подчинения (императивный). Этот метод в уголовно-исполнительном праве включает следующие элементы:
1) закрепление в уголовно-исполнительном законе тех групп общественных отношений, которые имеют социальноправовую значимость с точки зрения осуществления уголовно-исполнительной политики и нуждаются в правовом регулировании и обеспечении;
2) закрепление в действующем законодательстве круга субъектов уголовно-исполнительного права;
3) четкая регламентация оснований возникновения, изменения и прекращения уголовно-исполнительных правоотношений;
4) регламентация порядка и условий исполнения и отбывания наказания, которая обусловлена спецификой объекта правового регулирования; применением средств исправления;
5) установление юридической ответственности осужденных.
Во-вторых, специфичность метода уголовно-исполнительного права просматривается в содержательной части правового регулирования. На первый взгляд, исходя из анализа способов правового регулирования, - позитивных обязываний, запретов и дозволений, можно сказать, что уголовно-исполнительное право использует те же правовые средства. Вместе с тем, всесторонний анализ способов правового регулирования приводит к выводу о том, что «особенность отраслевого метода состоит в характере пропорций составных частей единого правового метода - дозволений, предписаний и запретов».
Центральное место при характеристике метода правового регулирования уголовно-исполнительного права занимает не только особый правовой статус субъектного состава, но и способы правового регулирования, доминирующее положение и взаимосвязь которых и предполагает использование особого набора правовых средств.
«Дозволения, запреты и позитивное обязывание - определяющие, и как считает С.С. Алексеев, - «общепризнанные элементы права как системы правового регулирования. В отечественной юридической науке большинство авторов исходит из того, что указанные способы правового регулирования исчерпывающе раскрывают содержание юридического воздействия на общественные отношения.
Позитивные обязывания, не будучи главным способом правового регулирования, занимают важное место в регулировании уголовно-исполнительных правоотношений. А.Е. Наташев писал: «... Исправительно-трудовому праву известны нормы, предписывающие осужденным определенные действия и не укладывающиеся в принцип «разрешено все, что не запрещено».
Сфера исполнения уголовных наказаний и мер уголовноправового характера имеет свою специфику. Специфика данной сферы уголовно-исполнительных правоотношений характеризуется преимущественно запретами.
Правовое регулирование исполнения наказаний, мер уголовно-правового характера, применения средств исправления осуществляется на основе как общедозволительного, так и разрешительного способа правового регулирования, где первому отдается безусловное предпочтение. Исходя из сущности разрешительного принципа правового регулирования, осужденный лишается своих прав, а затем наделяется правами, исходя из целей наказания. С точки зрения данного подхода статус осужденного трактовался достаточно узко из факта осуждения лица к наказанию, минуя общий правовой статус физического лица.
Общедозволительный способ правового регулирования позволяет рассматривать положение осужденного шире, проанализировать его права и обязанности с точки зрения правового статуса гражданина, что признается, несомненно, положительной чертой правового регулирования. Запрещающая сфера правового регулирования статуса осужденного должна быть максимально исчерпывающей, не допуская субъективного усмотрения со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и меры уголовно-правового характера. В этом плане во избежание абсурдной ситуации, при которой поведение осужденного регулировалось бы исключительно запретами, в уголовно-исполнительном праве используется общедозволительный способ правового регулирования. Преимущественно использование общедозволительного способа правового регулирования объясняется законодательно-технической невозможностью предусмотреть исчерпывающий перечень запретов, особенно тех, которые закреплены в других отраслях права.
Правовое регулирование положения осужденного осуществляется на основе общедозволительного принципа, где действуют запрещающие нормы права, и, исходя из максимально установленной сферы запрещенного поведения, затем выводится управомочивающая сфера с учетом разрешительного способа правового регулирования.
В-третьих, специфика метода уголовно-исполнительного права вытекает из особенностей механизма правового регулирования. Так, С.С. Алексеев пишет, что «специфические черты отраслевого метода концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа определения их содержания, в юридических санкциях». Схожую точку зрения, можно встретить в работах ученого-пенитенциариста А.Е. Наташева. Среди элементов метода правового регулирования выделяют: юридическое положение субъектов, особенности оснований возникновения и динамики правоотношений, наличие особых принципов построения нормативного материала, характер санкций, возникающих вследствие правонарушений в данной области общественных отношений.
В-четвертых, специфика метода уголовно-исполнительного права представлена комбинацией способов правового регулирования, исходя из особенностей предмета уголовноисполнительного права, целей, задач, принципов и функций уголовно-исполнительного права. Целям, задачам, принципам и функциям уголовно-исполнительного права свойственно оказывать влияние на способ регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что метод уголовно-исполнительного права - вспомогательный признак уголовно-исполнительных правоотношений, обусловленный предметом, целями, задачами, принципами, функциями уголовно-исполнительного права, представляет собой совокупность правовых средств - позитивных обязываний, дозволений и запретов, воздействующих на поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений с наибольшим преобладанием общедозволительного типа правового регулирования над разрешительным.