Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

К вопросу о понятии ресоциализации осужденных, совершивших преступление при рецидиве

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии Федераль­ной службы исполнения наказаний России.
В статье рассматриваются точки зрения ученых, исследовавших проблемы ресоциализации. В результате их анализа у автора появляется возможность сформулировать свое определение применительно к осужденным, совершившим преступления при рецидиве.

Термин «ресоциализация» в отечественной науке разра­батывается с 60-х годов прошлого века. За это время в различ­ных отраслях знаний представлено множество точек зрения, но, несмотря на существующее многообразие, мы полностью согласны с утверждением, что единого понимания ресоциали­зации в России нет, существуют лишь отдельные представле­ния ученых, распределенные по разным областям знаний. Рас­смотрим и попытаемся проанализировать некоторые из них.

Так, М. Ю. Антонян под ресоциализацией представляет процесс социальной адаптации, приспособления к новым ус­ловиям, активное участие в новой жизни, восстановление или приобретение новых ролей, статусов и функций.

В понимании И. И. Евтушенко, ресоциализация - это совокупность правовых, организационных, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных, применяемых с це­лью изменения их негативных ценностных ориентаций, устра­нения отрицательных последствий изоляции, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные соци­альные связи и оказания им реабилитационных мероприятий после освобождения из исправительного учреждения.





Е. Ю. Бирюкова подвергает критике мнение И. И. Евту­шенко, указывает на то, что в данное определение является слишком громоздким, в нем автором допущена смысловая ошибка. На наш взгляд, с подобным утверждением можно согласиться лишь частично. Да действительно, в плане гро­моздкости мы разделяем точку зрения Е. Ю. Бирюковой, но в остальном нет. Как нам представляется, приведенное опреде­ление полностью соответствует нашему представлению о по­нятии ресоциализация, однако из-за его объемности сложно определить, где начинается и где заканчивается данный про­цесс.

Часть авторов отождествляет содержание рассматрива­емого нами понятия с процессом исправления осужденных в исправительных учреждениях, другие наоборот, выносят ресоциализацию за пределы исправительных учреждений. Причиной слишком упрощенных, или, наоборот, слишком объемных смысловых конструкций, может являться недоста­точно правильное представление о структуре данного про­цесса. Примером этому, по нашему мнению, является точка зрения М. С. Рыбака, который делит данный процесс на 5 ста­дий: установление принадлежности осужденного к положи­тельной, отрицательной или нейтральной социальной группе с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; создание условий для разрыва негативных связей с той социально-опас­ной группой, с которой осужденный установил отношения; исправление; воспитательная работа; социальная адаптация.


Как нам представляется, смысловых ошибок в представ­ленном автором взгляде нет, просто данный процесс выглядит весьма широким, как впрочем, и другие определения, где ав­торы представляют ресоциализацию как процесс, состоящий из 3 стадий.

В своем исследовании мы разделяем точку зрения Н. А. Стручкова, который полагает, что содержание этого процесса следует включать не только пенитенциарный, но и постпени- тенциарный период.

 

Такой порядок представляется нам наиболее логичным: на пенитенциарной стадии - исправление осужденного при помощи средств, которые имеются в арсенале исправитель­ных учреждений. На постпенитенциарной - закрепление ре­зультатов исправления, приспособление к жизни в условиях свободы, включение в исполнение необходимых обществу функций и социальных ролей. Такой порядок позволяет сна­чала решать задачи по достижению целей наказания, а затем закрепить достигнутые в период отбывания наказания резуль­таты, подключить освобожденного к социально полезным ро­лям и функциям. Исходя из этого закрепление результатов ис­правления можно определить как систему мер, проводимых после освобождения осужденных из исправительных учреж­дений, направленных на укоренение усвоения тех положи­тельных качеств, которые были им привиты в процессе отбы­вания наказания, оказание практической помощи в трудовом, бытовом и жилищном устройстве в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной, не противоречащей нормам права, жизни.

Представляется, что изложенная точка зрения на понятие ресоциализации заслуживает самого серьезного внимания, так как действительно воздействие, оказываемое на личность правонарушителя в период предварительного расследова­ния, судебного разбирательства, несомненно, имеет значение для изменения социальной позиции личности, ее, в конечном итоге, ресоциализации. Но поскольку наиболее интенсивное воздействие на личность оказывается на стадии исполнения уголовного наказания, более правильным было бы вести речь именно о такой структуре данного процесса. В той связи мы солидарны с мнением В. А. Каракашева, что «в исправитель­ных учреждениях создаются самые благоприятные возможно­сти для систематического, эффективного и целенаправленно­го воспитательного воздействия».


Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что каждый из этапов ресоциализации имеет свои цели, общей же целью двух этапов будет возвращение обществу правопо­слушного гражданина. Сами же по себе эти этапы относитель­но самостоятельны, поскольку на каждом из них достигаются свои промежуточные цели с помощью присущих только им специфических средств воздействия. Например, на пенитен­циарном этапе у осужденного воспитывается установка на дальнейшее, не противоречившее нормам морали и права по­ведение. В качестве исчерпывающей характеристики данного этапа можно привести определение пенитенциарной ресо­циализации, представленное в работе В. Н. Савардуновой, где автор раскрывает его в виде процесса усвоения осужденным (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, цен­ностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения, выражаясь иными словами, происходит его полное или частичное исправление.

Следовательно, постпенитенциарный этап можно оха­рактеризовать как систему мер, проводимых после освобож­дения осужденных из исправительных учреждений, направ­ленных на закрепление у них тех положительных качеств, которые были привиты им в процессе отбытия наказания, ока­зание практической помощи в трудовом, бытовом и жилищ­ном устройстве в целях предупреждения с их стороны новых преступлений.


Исходя их проведенного нами анализа, ресоциализация осужденных-рецидивистов - это состоящий из двух стадий и регулируемый нормативными правовыми актами процесс, предполагающий применение различных правовых и органи­зационных, мер воздействия на них, направленных на преодо­ление у воспитуемых дефектов в сознании, путем частичной корректировки некоторых их свойств личности, приведших к повторному совершению преступлений, с целью возвращения в общество правопослушных граждан.

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).