Международно-правовые стандарты оказания медицинской помощи осужденным как основной алгоритм гуманизации отечественного уголовно-исполнительного законодательства

ПЕСТОВА Оксана Юрьевна
соискатель Академии Федеральной службы исполнения наказаний России.

Заключенные как особой слой общества всегда находились под пристальным вниманием власти и об-щественности не только в России, но и за рубежом. Особое внимание уделяется обеспечению прав осужденных: праву на охрану здоровья и оказание качественной и своевременной медицинской помощи в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.

 


Впервые правила и нормы обращения с заключенными были разработаны Международной уголовной и пенитенци­арной комиссией, а в последующем нашли свое одобрение в Лиге Наций. В 1989 г. Минимальные стандартные правила об­ращения с заключенными были зафиксированы ООН и стали обязательны к исполнению.

Россия, ратифицировав Венское соглашение 1989 г., ав­томатически взяла на себя обязанность по гуманному отно­шению к лицам, находящимся под стражей и в заключении. Хотя все нормы и носят рекомендательный характер, но в ре­золюциях ООН и Совета Европы предусмотрен контроль за исполнением и реализацией международных стандартов для того, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий авторитет и политический статус.

Проблема оказания медицинской помощи за рубежом, в сравнении с Россией, не настолько остра, и об этом свидетель­ствуют различные факты: материально-техническое состояние тюрем, географический фактор, финансирование, сама систе­ма исполнения наказания и т.д.


Анализ международно-правовых актов (Основные прин­ципы ООН, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила и другое) говорит о том, что соблюдение Россией указанных норм позволит реализовать Концепцию развития уголов­но-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также приблизиться не только формально, но и ре­ально к стандартам международного права, направленным на гуманизацию отечественного пенитенциарного законо­дательства в области оказания медицинской помощи заклю­ченным.

На рубеже XIX-XX вв. в некоторых странах Европы и США под влиянием гуманистических и демократических идей особым объектом обсуждения и внимания стали за­ключенные, как одна из наименее защищенных групп насе­ления. Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них осужденные становятся предметом специальной заботы во всем мире. Обеспечением прав осужденных начинает зани­маться Организация Объединенных Наций (далее - ООН), которая возглавила международные усилия по содействию работам в этой области в рамках конгрессов ООН по пред­упреждению преступности и обращению с правонарушителями.





Всеобщие правила и нормы обращения с заключенными впервые были разработаны Международной уголовной и пе­нитенциарной комиссией, а затем одобрены Лигой Наций.

25 мая 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1984/47) одобрил порядок эффективного приме­нения Минимальных стандартных правил обращения с заклю­ченными и рекомендовал государствам-членам принять его к сведению для использования Правил, а также при подготовке периодических докладов ООН об их выполнении. Несмотря на то, что в преамбуле Минимальных правил было записано, что они носят рекомендательный характер, уже в итоговом до­кументе Венской встречи представителей государств - участ­ников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. было зафиксировано их обязательство - со­блюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Конечно же, Россия (ранее СССР) стремилась к реализа­ции международных стандартов обращения с заключенными. Так, в 1989 г. СССР выходит на международный уровень и под­писывает Венское соглашение, на основании которого берет на себя обязательство обеспечивать гуманное обращение со все­ми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, с уважением достоинства, присущего человеческой личности, а также соблюдать принятые ООН Минимальные стандарт­ные правила обращения с заключенными 1955 г. Аналогичное положение содержалось в подписанном СССР документе Ко­пенгагенского совещания Конференции по человеческому из­мерению СБСЕ.


Многие международно-правовые обязательства по реали­зации стандартов при исполнении уголовных наказаний взяла на себя Россия. Ведь основной вектор развития уголовно-ис­полнительного законодательства России лежит в сфере меж­дународного права, в котором в первую очередь предпочтение отдается развитию гуманитарных ценностей и правовых на­чал. Все это приводит к тому, что возникает приоритет меж­дународного права над внутригосударственным3. Но все эти нормы, по своей сути, сводились к тому, что принимался факт наличия международных пенитенциарных эталонов и лишь в определенной степени приводился в соответствие механизм правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний, то есть обязанности их соблюдения не было.

Все изменилось в отечественном законодательстве после принятия Федерального закона от 03 апреля 2008 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которому уголовно-испол­нительное законодательство Российской Федерации и практи­ка его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права. Все это отражает постулат ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой закреплены общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международных догово­ров Российской Федерации в ее правовой системе.


Конечно же, акты международных правительственных организаций носят рекомендательный характер. Не имея обя­зательного законного статуса в международном праве, они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактическое существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденны­ми. Вместе с тем в резолюциях, как ООН, так и Совета Европы, предусмотрен контроль за реализацией международных стан­дартов для того, чтобы сохранить в международном масшта­бе их высокий авторитет и политический статус. Если Россия присоединяется к какому-либо международному документу, определяющему стандарты обращения с осужденными, при­нимает обязательства по его исполнению или тем более рати­фицирует его, то необходимо последовательно претворять его в жизнь.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддер­жания здоровья его самого и его семьи. В последнее время в России большое внимание уделяется правовому регулирова­нию охраны здоровья граждан и связанных с ним правоотно­шений.


В связи с этим проблема оказания медицинской помощи осужденным в пенитенциарной системе зарубежных стран не стоит настолько остро, как в России. Этому предшествует большое количество факторов, таких как материальное поло­жение тюрем, состояние самой медицины за границей, а так­же организация самого уголовно-исполнительного процесса и многое другое.

Но все-таки данный вопрос беспокоит мировую обще­ственность: здоровье и оказание медицинской помощи осуж­денным являются предметом обсуждения многих конферен­ций, форумов, как на уровне ООН, так и на уровне Совета Европы.

В большинстве международных стандартов по исполне­нию уголовных наказаний устанавливаются правила, согласно которым заключенные должны получать медицинскую по­мощь в том же объеме, что и все граждане страны, также ме­дицинская помощь должна быть бесплатной, осуществляться квалифицированными специалистами и соответствовать тому уровню, как если бы человек находился на свободе. Таким об­разом, основной целью медицинского исследования заклю­ченных является и индивидуальный подход к оказанию меди­цинской помощи и защита здоровья других лиц.


Основополагающим документом, в котором закрепле­ны правила получения медицинской помощи заключенным, являются Основные принципы ООН по обращению с заклю­ченными, где в принципе 9 сказано, что заключенные имеют право получать медицинскую помощь без дискриминации. Кроме того, принцип 24 подчеркивает, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется воз­можность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место за­держания или заключения; впоследствии ему предоставляет­ся медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение пре­доставляются бесплатно.

В Минимальных стандартных правилах обращения с за­ключенными (правило 22(1)) сказано: «Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квали­фицированного работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организо­вывать в тесной связи с местными или государственными орга­нами здравоохранения». При этом всех заболевших заключен­ных, которым требуется специальное медицинское лечение, необходимо перевести в специализированные медицинские учреждения или гражданские больницы (правило 22 (2)).


Тюремные больницы должны располагать оборудовани­ем, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом. В правиле 22 (3) говорится, что «каждый заключенный должен иметь воз­можность прибегать к услугам квалифицированного зубного врача».

Каждого заключенного следует подвергать медицинско­му осмотру при его принятии и затем по мере надобности, с тем чтобы устанавливать, не болен ли он физически или ум­ственно, принимать необходимые меры; изолировать заклю­ченных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявить физические или умственные недостатки, могущие воспрепят­ствовать их перевоспитанию, и определить, какова их физиче­ская способность к труду (правило 24).

О физическом и психическом здоровье заключенных обя­зан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также всех тех, на кого было обращено его особое внимание (ст. 25.1).


Странам - членам Совета Европы наряду с этим докумен­том рекомендовано также руководствоваться Европейскими пенитенциарными правилами (далее - ЕПП) 2006 г. Они со­держат дополнительные требования по сравнению с Мини­мальными стандартными правилами обращения с заключен­ными.

Так, в ЕПП охране здоровья заключенных посвящена вся 3 часть, которая состоит из медицинского обслуживания, ор­ганизации медицинского обслуживания в пенитенциарных заведениях, медицинского и санитарного персонала, обязан­ностей врача, медицинского ухода, психического здоровья и прочих вопросов.

Пункт 39 ЕПП закрепляет, что администрация пени­тенциарных учреждений обеспечивает охрану здоровья всех заключенных этих учреждений. Данное правило является новым и основывается, в первую очередь, на ст. 12 Междуна­родного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая устанавливает «право каждого на наивысший возможный уровень физического и психического здоровья». Считается, что заключенные имеют дополнительные гаран­тии, вытекающие из их статуса. Когда государство лишает лю­дей свободы, оно берет на себя ответственность об их здоровье, учитывая, как условия их содержания, так индивидуальное лечение, которое может им понадобиться. Тюремная адми­нистрация несет ответственность не только за предоставление эффективного доступа заключенных к медицинскому обслу­живанию, но также за создание условий, обеспечивающих благополучие как заключенных, так и тюремного персонала. Заключенные не должны покидать пенитенциарные учрежде­ния в худшем состояние, чем они были до заключения. Осо­бенно это касается вопросов здравоохранения.


Стоит еще обратить внимание на значимые пункты Евро­пейских пенитенциарных правил:

- медицинские службы пенитенциарных учреждений вы­являют и лечат физические и психические заболевания или дефекты, которыми могут страдать заключенные (п. 40.4.);

- заключенному оказываются все необходимые медицин­ские, хирургические и психиатрические услуги, в том числе, имеющиеся в общественных учреждениях (п. 40.5.);

- каждое пенитенциарное заведение должно иметь не ме­нее одного имеющего соответствующую квалификацию врача общей медицинской практики (п. 41.1.);

- услуги квалифицированных дантистов и окулистов должны быть доступны каждому заключенному (п. 41.5);

- п. 42 посвящен обязанностям врача: указывается на то, что работа медицинского специалиста начинается с момента поступления соответствующего лица в пенитенциарное уч­реждение. Кроме того, существует ряд причин, по которым заключенные должны проходить медицинское обследование сразу по прибытии в пенитенциарное учреждение:


• дать возможность медицинскому персоналу опреде­лить состояние здоровья и обеспечить надлежащее лечение;

• обеспечить соответствующую поддержку тем, кто, воз­можно, страдает от последствий употребления наркотиков;

• помочь выявить любые следы насилия, которое могло быть совершено до помещения в пенитенциарное учрежде­ние, и

• дать возможность квалифицированному персоналу оценить психическое состояние заключенного и обеспечить соответствующую поддержку тем, кто склонен к самонанесению физических повреждений;


- врач заботится о физическом и психическом здоровье заключенных и осматривает, в условиях и с частотой, соот­ветствующих стандартам здравоохранения в обществе, всех больных заключенных, всех, кто обратился с недомоганием или травмой, или любого заключенного, на которого специ­ально обращено внимание (п. 43.1.). Данное правило означа­ет, что отдельные заключенные имеют право на постоянный конфиденциальный доступ к соответствующим медицинским консультациям, которые, по меньшей мере, должны быть рав­ноценными и предоставляться как в гражданском обществе. Условия оказания таких консультаций предусматривают сле­дующее: если позволяет такая возможность - это должно быть отдельное специально оборудованное смотровое помещение, одновременное осуществление консультаций для нескольких заключенных, а также в присутствии нескольких заключенных - не допускается, во время осмотра заключенные должны быть без наручников, а также не допускается какого-либо физиче­ского отгораживания от врача;

- правило 46 посвящено медицинскому уходу: тюремная администрация обязана обеспечить, чтобы в пенитенциарных учреждениях существовала возможность для специализиро­ванных консультаций и амбулаторного лечения. Таким обра­зом, необходимо установить тесную связь между тюрьмами и медицинскими учреждениями гражданского общества;

- медицинская служба пенитенциарного учреждения обеспечивает психиатрическое лечение всех заключенных, нуждающихся в таком лечении, и уделяет особое внимание предотвращению суицидов (п. 47.2.);

- заключенные не должны подвергаться никаким экспе­риментам без их согласия (п. 48.1.).


Перечисленные правила предусматривают прямую обязанность медицинских работников выявлять и лечить за­болевания у заключенных в соответствии с национальными стандартами, с использованием всех известных эффективных средств. Несмотря на то, что нормы этих международных до­кументов имеют рекомендательный характер, на наш взгляд, все это является прямым ориентиром любого демократиче­ского государства. В связи с этим все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, должны получать уровень медицин­ского обслуживания такой, как его получают люди во всем об­ществе, тем самым мы сохраним саму суть фундаментального права на здоровье как физическое, так и психическое.

Таким образом, лишение свободы должно осущест­вляться на условиях, обеспечивающих достойное уважение к человеку, а также условия содержания должны обеспечивать нахождение заключенного в благоприятной моральной атмос­фере.

Стоит отметить, что в Европейских пенитенциарных правилах особый упор делается на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения сво­боды действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении со­временных методов управления. Еще в редакции от 1987 г. отмечается: «Эти основополагающие принципы воплощают в себе понятия гуманности, уважения человеческого досто­инства, социальной ориентированности и эффективности управления, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенци­арных систем».

 

Таким образом, оказание медицинской помощи осуж­денным рассматривается во всех международных актах как атрибут исполнения уголовных наказаний.

В России отражение заданных стандартов в практической деятельности в отношении больных осужденных зачастую не находит своих результатов.


Так, ряд авторов считают, что основной причиной тако­го положения дел в России является:

- во-первых, профессиональная изоляция специалистов медицинской службы пенитенциарной системы от системы общественного здравоохранения;

- во-вторых, географический фактор - большинство ис­правительных колоний находится вне областных центров и крупных городов, что обусловливает отсутствие благ цивили­зации, и, соответственно, малую привлекательность работы в пенитенциарных учреждениях;

- в-третьих, развитие первичной медицинской помощи, отвечающей потребностям осужденных, так как она ориенти­рована на оказание неотложной помощи при остро протекаю­щих заболеваниях и патологических состояниях;

- в-четвертых, приближение объема финансирования ме­дицинской помощи уголовно-исполнительной системы к по­казателям общественного здравоохранения;

- и, в-пятых, отсутствие должного контроля качества ме­дицинской помощи, так как по своей сути он представлен лишь ведомственным, а со стороны общества, Росздравнадзо- ра, он, как правило, осуществляется по жалобам заключенных.


Л. В. Комарова в своем исследовании считает, что основ­ных причин три:

- отсталость материально-технической базы большинства больниц и медицинских частей мест лишения свободы;

- недостаточный уровень санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в исправительных учрежде­ниях;

- неудовлетворительное состояние противотуберкулез­ной помощи в исправительных учреждениях.


В. П. Тепляшин считает, что реализацию международных стандартов осложняют такие обстоятельства, как:

- недостаток ресурсного обеспечения и финансирования;

- рост преступности, закономерно сопровождающийся усилением карательных притязаний общества и увеличением числа заключенных;

- относительное падание престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности и соответственно сни­жение качества организованной и воспитательной работы;

- содержание заключенных в основном в колониях, где степень социальной изоляции ниже, нежели в тюрьме. В ре­зультате разница между «свободой» и «несвободой» не так значительна, как при тюремном заключении, что снижает ис­правительный эффект наказания;

- особенности территории и климатических условий Рос­сии, многонациональный состав ее населения.


В совокупности все эти несоответствия международно­правовым стандартам ведут к тому, что пенитенциарная ме­дицина России находится в крайне тяжелом состоянии.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования ме­дико-санитарного обеспечения уголовно-исполнительной си­стемы России необходимо:

- пересмотреть структуру медицинской службы, ее мате­риально-техническое оснащение и финансовое обеспечение;

- стандартизировать медицинскую помощь;

- включить учреждения медицинской службы уголовно­исполнительной системы в систему обязательного медицин­ского страхования;

- укрепить взаимосвязи здравоохранения пенитенциар­ной системы и системы общественного здравоохранения;

- создать реабилитационные центры для освобождаю­щихся из мест лишения свободы.


Только совокупность указанных мероприятий, а также ре­ализация поставленных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе­дерации до 2020 года, позволит российской пенитенциарной системе приблизиться не только формально, но и реально к стандартам международного права, направленным на гума­низацию отечественного пенитенциарного законодательства в области оказания медицинской помощи заключенным.

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!