ХАЛИУЛЛИНА Ляля Гарафиевна
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
В статье проанализирована проблема торговли людьми в Российской Федерации в контексте легитимного разрешения миграционного риска на основе материалов судебной практики по рассмотрению уголовных дел. Дискриминация мигрантов в Российской Федерации, в том числе в форме экстремистской преступности, несовершенство миграционного законодательства, правового положения мигрантов актуализируют проблематику в изложенной области.
Миграционный риск рассматривается нами не в качестве форс-мажорного обстоятельства, а с точки зрения позиции неизбежного результата легитимного разрешения социально-экономических, политических и других вопросов. Обоснованным представляется утверждение о том, что любые изменения в обществе несут риски его стабильности, и в числе актуальных рисков для современного российского общества, на наш взгляд, следует определить взаимосвязь миграции и проблемы торговли людьми.
Миграционная политика Российской Федерации реализуется в форме «привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития». Одним из перспективных путей преодоления сложившихся негативных тенденций в современной отечественной демографической ситуации является стимулирование внешней иммиграции.
С одной стороны проблема торговли людьми соприкасается нелегальной миграцией и незаконным пересечением границ Российской Федерации, но в то же время легальные каналы въезда и процедуры обеспечения легальности пребывания используются криминальными группами намного чаще. Исследователями даже выделяется так называемая «бизнес-модель торговли людьми» с присущей ей спецификой ценообразования, соотношения спроса и предложения, факторов, влияющих на них, приемов и способов реализации «криминальных коммерческих инициатив».
Торговля людьми является рынком, на котором жертвы рассматриваются в качестве товара и продаются, покупаются или используются. Во всем мире всегда существовал спрос на услуги сектора проституции и дешевый труд, в этом ключе Российская Федерация не является исключением. Этот спрос вырос вместе с ростом зарплат, особенно в сферах рынка неквалифицированного труда – работы в качестве домашней прислуги, по уходу за стариками и больными в семьях, труд в сельскохозяйственном секторе, в секторе заготовки продуктов и строительствe.
Относительно формирования предложения на рынке торговли людьми можно отметить, что свойственное людям стремление улучшить жизненные условия способствует их виктимизации. В настоящее время наблюдается устойчивый уровень предложения со стороны лиц, пытающихся улучшить свою жизнь или жизнь своих детей, что обусловливается состоянием (относительной) бедности, а также политической изоляцией; отсутствием возможностей получения образования или трудоустройства; дискриминацией и насилием в отношении женщин, детей и этнических меньшинств; государственной коррупцией; природными катастрофы и войнами. Традиционная практика отдачи детей на воспитание в определенных обществах может облегчить незаконное усыновление или эксплуатацию детей в качестве домашней прислуги.
Отношения между предложением и спросом носят сложный характер, они тесно переплетаются. В то время как традиционная теория рынка основана на предположении, что спрос рождает предложение, постоянное предложение со стороны неквалифицированных (мигрантов) рабочих, желающих получить работу или предложить услуги, может в иных случаях породить спрос на подобные услуги и труд, а не наоборот.
На основе анализа материалов судебной практики отмечаем, что на бытовом уровне современная миграционная ситуация в России вызывает негативную имплицитную реакцию коренного населения. Последнее находит внешнее выражение в дискриминации мигрантов, вплоть до совершения в отношении них преступлений экстремистской направленности. Негативный окрас в общественном сознании приобрел вопрос трудовой миграции, в контексте появления конкурирующей рабочей силы, демпингующей на рынке труда за счет более низких ожиданий по оплате труда и отсутствия необходимости в предоставлении социальных гарантий. В этой связи преступления экстремистской направленности совершаются как в отношении самих мигрантов под влиянием фактора конкуренции на рынке труда, вплоть до попыток создания экстремистских сообществ и подготовки к ведению партизанской войны с целью физического уничтожения трудовых мигрантов в России, так и в отношении лиц, оказывающих содействие мигрантам в оформлении необходимых документов и трудоустройстве.
В условиях, когда внешняя иммиграция обеспечивается за счет населения республик среднеазиатского региона, традиционно исповедующего Ислам, формируется неприятие к данной религии на фоне сложившегося общественного мнения в отношении мигрантов из регионов Закавказья, Средней Азии и Юго-восточной Азии.
Полагаем, что причины отторжения мигрантов обществом заключаются в наличии значительного числа не интегрированных в структуры общества мигрантов, что также приводит к распространению нелегального положения в течение продолжительного времени, массовой маргинализации и нарушению прав мигрантов, распространению элементов рабства и принудительного труда. К сожалению, до настоящего времени не завершена работа над созданием Миграционного кодекса, который содержал бы описание процедуры выдачи разрешения на временное проживание и вида на жительство в России, отражал особенности привлечения мигрантов к трудовой деятельности.
Большинство мигрантов не обладают полноценной возможностью адаптации к культурным и социальным условиям страны пребывания, в условиях отсутствия минимально приемлемого знания языка, основ истории и культуры, норм поведения и законодательства России. Складывающаяся ситуация создает напряженность в обществе и провоцирует межнациональные конфликты. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект, устанавливающий требования к отдельным категориям иностранных граждан (сдача экзамена на знание языка, культуры, законов и т.д.).
Вместе с тем считаем, что одновременно с социальными программами интеграции мигрантов необходимы специальные программы по воспитанию толерантности в обществе, прежде всего молодежной среде. Кроме того, важно чтобы само государство в лице своих чиновников транслировало в общество идеи толерантности. Именно поэтому Министерством регионального развития РФ в План реализации Государственной стратегии по национальной политике внесен пункт о запрете лицам, допускавшим ксенофобские высказывания, занимать государственные должности, а также об увольнении действующих чиновников за нетолерантные высказывания.
Процесс стигматизации в современном российском обществе мигрантов в качестве чужеродного отторгаемого элемента приводит к тому, что в результате он еще сильнее замыкается внутрь себя. Наибольшую опасность для государства представляют именно такие формирующиеся гетто мигрантов, то есть замкнутые саморегулирующиеся социальные группы, слабо контактирующие с коренным населением и фактически не контролируемые государством, представляя собою весьма благоприятную почву для совершения преступлений, связанных с торговлей людьми.
Таким образом, взаимосвязь торговли людьми и миграционных рисков проявляется в увеличении социальной группы населения с повышенным уровнем виктимности – мигрантов. Правовое и социальное положение мигрантов при этом нуждается в дальнейшем совершенствовании. Формируемая негативная реакция коренного населения на мигрантов способствует их стигматизации и дискриминации в обществе, в качестве отчуждаемого элемента. Немаловажным при этом представляется неготовность по объективным причинам многих мигрантов эффективно интегрироваться в социальные процессы современного общества в связи с отсутствием на минимально приемлемом уровне знания языка, культуры, норм поведения, законов.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 7 (62) 2013