На сегодняшний день большинство преступлений совершаются с применением оружия. Оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства традиционно могут выступать как средство устрашения, так и орудием совершения различных преступных посягательств.
Изучение криминологической характеристики умышленных преступлений против общественной безопасности в сфере оборота оружия играет значительную роль в современных условиях криминализации нашего общества, что и обуславливает ее актуальность.
С каждым днем спрос на оружие постоянно увеличивается, что косвенно влияет на рост других насильственных преступлений. В связи с этим оборот оружия требует особого правового регулирования, обеспечивающего охрану общественного порядка и безопасности.
Однако Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (с изменениями на 26.07.2019), регулирующий правоотношения, возникающие при обороте различных видов оружия, а также действующее уголовное законодательство содержат пробелы, которые в некоторых случаях не соответствуют и противоречат друг другу.
Исследование ФЗ «Об оружии» свидетельствует о нечеткости правового регулирования отдельных видов оружия. На основе результатов проведенного исследования можно
предложить следующие изменения и дополнения в Федеральный закон «Об оружии»:
- В связи с высокой общественной опасностью оружия ввести лицензирование любого его вида, в частности ужесточить требования по получению лицензии на приобретение травматического оружия.
В настоящее время на практике все чаще граждане используют травматическое оружие не только при совершении различного вида преступлений, но и в бытовых ссорах или при выяснении отношений.
Согласно отчетам МВД РФ около 6 млн. единиц оружия находятся на руках у населения, из них более 3 млн. гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и газовых пистолетов, а остальное - травматическое. Более того, в России ежегодно более 700 тыс. человек получают лицензии на приобретение оружия.
Однако Закон не предъявляет каких-либо особых требований для тех, кто желает приобрести данный вид оружия. С целью предотвращения нежелательных последствий при обращении с оружием, можно ввести специальные курсы для граждан, впервые приобретающих травматическое оружие. Так, лицо, приобретающее оружие, помимо предоставления медицинского заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ должен пройти специальную подготовку, включающий в себя знание соответствующего закона, умение стрелять, психологический тест и т.д.
- Внести в рассматриваемый ФЗ четкое понятие такого вида оружия как «холодное», а также его характерные признаки. Ч. 4 ст. 222 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, однако в Законе об оружии не конкретизированы специфические признаки, характеризующие понятие данного вида оружия. В связи с этим на практике возникают проблемы, связанные с применением ч. 4 ст. 222 УК РФ.
- В связи с возникновением значительного количества проблем классификации оружия, конкретизировать в Законе об оружии понятия «огнестрельное оружие» и «военная техника», в том числе разграничить понятия автоматическое и не автоматическое оружие.
- Закрепить в Федеральном законе «Об оружии» единое понятие боеприпасов и патронов к нему.
Таким образом, не исключено, что предложенные дополнения и изменения способствуют устранению пробелов в ФЗ «Об оружии» и достижению однозначного понимания норм уголовного закона в сфере оборота оружия.
С целью совершенствования уголовного законодательства, а также борьбы с незаконным оборотом оружия целесообразно внести ряд изменений и дополнений в статьи Уголовного кодекса РФ. Проведенный анализ позволил сделать вывод о существующих пробелах в статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления в сфере оборота и использования оружия.
Во-первых, тенденция роста спроса на тяжелые виды вооружения, а также их повышенная опасность требует внесения в ст. 222 УК РФ дополнительную часть, предусматривающую ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или перемещение тяжелых вооружений.
Во-вторых, в ст. 222 УК РФ в качестве особо квалифицированного состава можно внести дополнение по незаконному приобретению, передаче, сбыту, хранению, перевозке или ношению оружия, его основных частей, боеприпасов, совершенные с использованием своего служебного положения.
В-третьих, отсутствие единого толкования слова «изъятие» в примечании ст. 222 УК РФ приводит к некоторым ошибкам при решении вопроса о квалификации преступления или об освобождении от уголовной ответственности. Для исключения такого разнобоя целесообразно к слову «изъятие» добавить слова «их выдача», т.е. «под добровольную сдачу предметов преступного посягательства не может входить их изъятие и выдача при задержании лица или при производстве следственных и иных процессуальных действий».
В-четвертых, к деяниям, предусмотренных ч. 3 ст. 226 УК РФ, полезно добавить дополнительный пункт - «хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенных с незаконным проникновением в хранилище, помещение или жилище».
В-пятых, рационально конкретизировать виды оружия в ч. 2 ст. 338 УК, т.е. дезертирство с оружием, вверенным по службе. Возможна следующая редакция данной статьи: «Дезертирство с огнестрельным оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами и взрывоопасными устройствами, а также комплектующими деталями к огнестрельному оружию».
Подобные изменения и дополнения позволят устранить пробелы в Уголовном кодексе, а также избежать противоречий с ФЗ «Об оружии».
Состояние преступности в сфере незаконного оборота оружия можно проследить с помощью судебной статистики, которая формируется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в РФ позволяют учитывать количество осужденных лиц за незаконные действия и нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (ст. ст. 222-226.1 УК РФ).
Всего на территории РФ за первое полугодие 2019 года за совершение преступлений в сфере незаконного оборота и использования оружия было осуждено: по ст. 222 УК РФ - 2157; по ст. 222.1 УК РФ - 876; по ст. 223 УК РФ - 439; по ст.
223.1 УК РФ - 21; по ст. 224 УК РФ - 6; по ст. 225 УК РФ - 0; по ст. 226 УК РФ - 152; по ст. 226.1 УК Рф - 218 человек. Наибольшую долю в структуре данной преступности составляют преступления, предусмотренные ст. 222 УК РФ[1].
Согласно статистическим сведениям из Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ за отчетный период на территории России всего было зарегистрировано 15793 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, при том, что осуждено всего 3869 человек. Все эти показатели свидетельствуют о неполной раскрываемости учтенных деяний.
Наибольший рост числа зарегистрированных преступлений данной направленности к июню 2019 года демонстрировали Республика Северная Осетия - Алания (1087 преступлений), Республика Дагестан (947 преступлений), Московская область (580 преступлений) и Красноярский край (478 преступлений). В Республике Башкортостан состояние преступности в сфере незаконного оборота оружия по сравнению с предыдущими годами улучшилось, ее прирост составил - (- 25,8 %).
К причинам и условиям, предшествующим совершению незаконных действий и нарушению правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, относятся: нарушение условий хранения оружия, что позволяет посторонним лицам проникать в склады, базы и арсеналы воинских формирований; низкая служебная, производственная дисциплина в организациях, учреждениях, на предприятиях, вовлеченных в оборот оружия; рост уровня безработицы; снижение заработной платы и пенсионного обеспечения, массовое сокращение рабочих мест и т.д.
Борьба с преступностью в сфере незаконного оборота оружия является одним из приоритетных направлений предупреждения преступлений, связанных с использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также терроризма.
Для предупреждения преступлений необходимо создать условия, которые будут влиять на состояние преступности. В связи с этим государственными органами должны быть предприняты профилактические меры в сфере незаконного оборота оружия, которые должны применяться в комплексе.
К основным профилактическим мерам можно отнести, во-первых, надлежащий учет и контроль (надзор) за оборотом оружия. В особенности это касается функции надзора правоохранительных органов за соблюдением правил приобретения, хранения, ношения и применения оружия. Это является эффективным способом поддержания общественного порядка (безопасности) и предупреждения преступлений. Во-вторых, совершенствование современного российского законодательства, регламентирующих порядок оборота оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В-третьих, изменение технических особенностей в изготовлении оружия. Это, прежде всего, связано с воспрепятствованием переделки предметов хозяйственно-бытового назначения в оружие.
Таким образом, незаконный оборот оружия является проблемой не только внутригосударственного характера, но и национальной безопасности. Меры борьбы с преступлениями, совершенными с использованием оружия, должны разрабатываться не только в рамках уголовного права, но и смежными дисциплинами, такими как криминология, криминалистика, административное право и т.п.
САФАРОВ Владислав Раильевич
старший преподаватель кафедры гражданского и уголовного права и процесса Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета
ТРОФИМОВА Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета
УРАЗБАЕВА Назгуль Рамазановна
студентка 4 курса факультета экономики и права направления «Юриспруденция» Си-байского института (филиала) Башкирского государственного университета