Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

О некоторых аспектах уголовной ответственности несовершеннолетних по российскому законодательству

АЛИЕВ Хабибула Омарович
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Дагестан­ского государственного института народного хозяйства.
ШАХБАНОВА Хадижат Магомедовна

старший преподаватель кафедры уголовного права Дагестанского государствен­ного института народного хозяйства
В статье рассматриваются особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних реализуется посредством применения основных положений уголовно-правовой политики российской федерации в этой сфере. Сложность решения проблем освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних связана с их возрастными особенностями, без учета которых невозможно обеспечить строгую индивидуализацию в выборе способов и средств воздействия на несовершеннолетних в сочетании с максимальной гарантией соблюдения их прав и законных интересов. именно понимание сущности и специфики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обуславливает необходимость применения к ним института освобождения от уголовной ответственности.


Установление уголовной ответственности тесно связано с ее дифференциацией, которая преследует ряд социально важных целей. В их ряду следует упомянуть о таких целях, как: экономия мер уголовной репрессии, повышение эффек­тивности средств уголовно-правовой охраны общественных отношений, оптимизация правоприменительного процесса привлечения лица к уголовной ответственности и непосред­ственной ее реализации, освобождение судебной системы от чрезмерных перегрузок, снижение материальных расходов на расследование и рассмотрение дел в суде.

«Указанные цели применительно к несовершеннолетним наполняются специфическим содержанием, а их достижение на современном этапе требует, в первую очередь, существенной корректировки отечественной уголовно-процессуальной и су­дебной политики».

Прежде всего, следует остановиться собственно на опре­делении понятия данной категории лиц - «несовершеннолет­ние», тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.


Субъектом преступления может быть не любое лицо, а только то, которое в соответствии с уголовным законом об­ладает определенными качествами. В УК РФ выделена глава 4 «Лица, подлежащие уголовной ответственности». К числу подлежащих уголовной ответственности отнесены лица, пре­жде всего, достигшие возраста наступления уголовной ответ­ственности. Уголовная ответственность наступает в большин­стве статей УК РФ с 16 лет, а в отдельных особых случаях - с 14. Ведь способность человека отвечать за свои деяния зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня его зна­ний и представлений о жизни, от жизненного опыта. Все это человек получает с годами, а поэтому способность понимать характер своих действий и отвечать за них возникает у челове­ка в определенном возрасте.

Начальный возраст уголовной ответственности представ­ляет собой яркий показатель законности, социальной справедливости и гуманизма. Большинство авторов, занимавшихся проблемами установления минимального возраста уголовной ответственности, полагают, что за основу должны быть взяты: определенная степень социализации личности как показатель достижения лицом интеллектуальной и волевой зрелости в сфере отношений, регулируемых уголовным правом; способ­ность несовершеннолетнего к виновной ответственности; спо­собность к адекватному восприятию наказания.

При определении минимального возраста уголовной от­ветственности используются следующие принципы: во вни­мание не берутся возрастные группы, заведомо не способные нести уголовную ответственность; акценты расставлены на тех возрастных группах, для которых типичен достаточный уро­вень развития, при этом доминирующей является социаль­но-психологическая оценка личности несовершеннолетнего; предположение о совпадении факта достижения минималь­ного возраста субъекта преступления, указанного в законе, и способности к виновной ответственности опровержимо; в некоторых случаях для несения ответственности необходимо наличие возможности приобретения лицом определенного социального статуса и выполнения им конкретных социально­ролевых функций.


В ряде стран минимальный возраст субъекта преступле­ния не установлен. Например, в странах с развитой правовой системой, таких как Франция, Бельгия, Швеция, законодатель­ство в течение долгого времени не указывало на конкретный минимальный возраст уголовной ответственности, «предо­ставляя суду в каждом случае решать вопрос об основаниях для вменения». В тех государствах, где возраст регламентиро­ван, в этом плане тоже имеются значительные различия.

УК РФ в ст. 20 исходит из того, что уголовной ответствен­ности подлежат лица, которым до совершения преступле­ния исполнилось шестнадцать лет. Несовершеннолетние по достижении шестнадцати лет по уровню своего психофизи­ческого развития в состоянии действовать разумно, отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Они в состоянии осознавать общественно опасный характер своих действий и возможные последствия. Из этого следует, что наступление уголовной ответственности с шестнадцати лет по УК РФ яв­ляется достаточно обоснованным. Исправление и перевоспи­тание невозможно осуществить без учета особенностей лич­ности несовершеннолетних, и закон позволяет учитывать эти особенности. Но опыт показал, что несовершеннолетние и с 14 лет вполне осознают уголовно-правовые запреты, связанные с посягательствами на личность и собственность. Это довольно узкий круг преступлений, установленный ч. 2 ст. 20 УК РФ.




Социальная зрелость складывается из достаточного к тому времени уровня психофизиологического развития и приобре­тенного за эти годы социального опыта. «Этих положений нет в тексте УК РФ, но они подразумеваются законодателем», - ука­зывает Л.А. Шестакова. Однако в действительности степень соци­альной зрелости подростков различна. Различия могут быть обу­словлены индивидуальными (в пределах нормы) особенностями биологического развития организма, наличием соматической и психической патологии, социальными факторами. Это побуж­дает некоторых научных и практических работников обращать­ся к категории «фактического» возраста. Иными словами, лицо, достигшее определенного календарного возраста, на деле может ему не соответствовать. И если отставание подростка в психиче­ском развитии значительно, то уголовной ответственности он нести не должен. Ибо фактически он не отвечает подразумевае­мым законодателем требованиям к уровню социальной зрелости субъекта преступления. Поэтому в российском уголовном зако­нодательстве предусмотрено положение: если несовершеннолет­ний достиг возраста, предусмотренного чч. 1, 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездей­ствия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответ­ственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Причины отставания в психическом и личностном раз­витии несовершеннолетнего могут быть различными; их можно разделить на три группы факторов: биологические

- вызванные отрицательными особенностями физиологиче­ского развития организма, генетической наследственностью, возникшие вследствие пагубного поведения будущей матери в предродовой период, и т.п.; социальные - вызванные непра­вильным воспитанием, педагогической запущенностью, усло­виями среды общения и т.п.; иные факторы внешней среды

- вызванные неблагоприятным воздействием экологической обстановки и т.п..


Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но все, же решающее значение при­дает психологическим особенностям, свойственным несовер­шеннолетним соответствующего возраста, степени возможно­сти или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступление определенного вида. При­чем во внимание принимаются типичные действия большин­ства несовершеннолетних, достигших конкретного возраста, особенности развития их интеллекта и воли.

Особый порядок производства уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовер­шеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав7. Так, необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, недостаточно­стью жизненного опыта, податливостью и склонностью к под­ражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешен­ностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, «слабым». Несовершен­нолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психи­ческих процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению с взрослым несовершеннолетний обладает ограни­ченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом.


С учетом психологических и возрастных особенностей не­совершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила уже упоминавшиеся выше «Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касаю­щиеся отправления правосудия в отношении несовершенно­летних» в 1985 г., известные как «Пекинские правила», которые должны быть учтены в законодательстве каждой страны при применении уголовной ответственности и наказания к несовер­шеннолетним. Эти «Пекинские правила» (названные по месту их принятия) действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 «Пакта о гражданских и политических правах». Правила рекомендуют создание специ­ализированных судов по делам несовершеннолетних-

Обеспечение выполнения «Пекинских правил», Руково­дящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие прин­ципы 1990 г.), других международных актов предусмотрено Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в качестве одного из условий развития друже­ственного к ребенку правосудия.

Важным международно-правовым принципом мирово­го сообщества является обеспечение гибкого применения уго­ловно-правовых норм в отношении несовершеннолетних, т.е. в каждом случае рекомендуется исходить из конкретных данных о личности и всех обстоятельств дела. Так, в ст. 6.1 Пекинских пра­вил указано, что следует предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбира­тельства и на различных уровнях отправления правосудия в от­ношении несовершеннолетних, в том числе при расследовании, рассмотрении дел в суде, вынесении судебного решения и осу­ществлении контроля за выполнением судебных решений.


Таким образом, в силу особенностей своих нравственно­психологических качеств, несовершеннолетние в любом госу­дарстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о под­растающем поколении проявляется в самых различных обла­стях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть гла­венствующей. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подверга­ются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов. В России уголовная ответственность и наказание несовершен­нолетних определяются как общими правилами УК РФ, так и специальными, которые дополняют и развивают общие пра­вила и содержат дополнительные гарантии прав несовершен­нолетних (раздел V УК РФ).

Поставленный во главу угла уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних принцип гуманизма, об­условливающий экономию мер уголовной репрессии как на этапе установления, так и на этапе реализации уголовной от­ветственности, для своего полноценного воплощения требует специальных процессуальных (процедурных) условий. Цели дифференциации уголовной ответственности достигаются максимально полно лишь в условиях специально организо­ванной системы правосудия по делам несовершеннолетних. Ее создание диктуется потребностями повышения эффектив­ности собственно уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей и служит надежным средством достижения целей дифференциации уголовной от­ветственности несовершеннолетних.

Следующая группа целей уголовной ответственности до­стигается в процессе ее реализации. Наказание и иные формы реализации ответственности преследуют единые цели восста­новление социальной справедливости, исправление виновного и предупреждение преступлений. Именно цели реализации уголовной ответственности имеют наибольшую специфику применительно к несовершеннолетним.


Первостепенное значение в процессе реализации ответ­ственности имеет цель исправления (воспитания). Возраст­ные особенности несовершеннолетних накладывают свой от­печаток на ее содержание. Так, если исправление взрослых предполагает только «погашение» свойств личности, которые приводят к совершению преступлений, и замену их новыми, отвечающими общественно-полезной направленности лично­сти, то в отношении несовершеннолетних эта цель включает также общевоспитательные задачи, т.к. личность несовершен­нолетнего до конца не сформирована. Недостаточная зрелость в социальном, психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних во­обще, определяя специфику их уголовной ответственности и наказания, накладывает свой отпечаток на характер исправления. Таким образом, при реализации исправительной цели уголовного наказания несовершеннолетний воспитывается в более широком плане.

Во многом благодаря исправлению достигается цель частной превенции. По отношению к несовершеннолетним частно-предупредительные возможности уголовной ответ­ственности сравнительно меньше, чем в отношении взрослых, поскольку к ним применяются не все виды наказаний, облада­ющие ярко выраженной предупредительной силой.



Что касается цели общей превенции, то следует заметить, что предупредительно-мотивационное влияние наказания не­совершеннолетнего на его сверстников ниже, чем аналогичное влияние наказания совершеннолетнего на взрослое население. Оно зависит не только от характера наказания, но и от особен­ностей его восприятия другими несовершеннолетними ли­цами, в силу чего для повышения обще-предупредительного значения уголовного наказания важен не только факт его при­менения, но и правовая пропаганда, повышающая уровень правовой культуры.

Таким образом, специфика целей реализации уголовной ответственности несовершеннолетних состоит в том, что по­следняя предполагает решение широкого спектра общевоспи­тательных задач; воспитание несовершеннолетних в процессе реализации их ответственности восполняет дефекты их социа­лизации и тем самым восстанавливает существовавшую на мо­мент совершения преступления социальную несправедливость.

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).