Об оптимизации процесса проведения предварительного исследования материальных следов на месте дорожно-транспортного преступления

СЫРОМЛЯ Лариса Борисовна
преподаватель кафедры криминалистики и специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В статье анализируются проблемы проведения предварительных исследований совокупности разнообразных материальных следов при осмотре места дорожно-транспортного преступления в Дальневосточном регионе. Предлагаются пути оптимизации процесса проведения предварительного исследования материальных следов на месте ДТП, основанные на устранении недостатков в профессиональной подготовке субъектов осмотра места ДТП, разработке тактики использования специальных знаний в ходе осмотра места ДТП, совершенствовании методической и информационно-аналитической базы проведения предварительного исследования.

Генеральной Ассамблей ООН принята резолюция об объ­явлении периода 2011-2020 гг. «Десятилетием действий за без­опасность дорожного движения с целью стабилизировать, а за­тем сократить прогнозируемую смертность от происходящих в мире ДТП путем активизации деятельности на националь­ном, региональном и глобальном уровнях».

Однако, несмотря на принимаемые меры и определенные положительные результаты по обеспечению безопасности дорожного движения, в Российской Федерации сохраняется сложная ситуация на дорогах, особенно в тех ее регионах, где движение характеризуется высокой плотностью транспортных средств. Одним из таких регионов является Дальний Восток. Так, за 11 месяцев 2014 г. на Дальнем Востоке совершено 10219 ДТП, в которых 12884 человек получили ранения и 1080 человек погибли. Причем Приморский край оказался лидером по ко­личеству ДТП на Дальнем Востоке — 4101 ДТП, ранено 5124 человека, погибло 380 человек.


В этой связи своевременное и полное раскрытие и рассле­дование дорожно-транспортных преступлений является одной из приоритетных задач органов внутренних дел. Вместе с тем обеспечению высокого качества их расследования препятствует ряд причин, одной из которых является не проведение пред­варительных исследований материальных следов на месте со­вершения ДТП.

Предварительное исследование проводится в целях своевре­менного получения соответствующей розыскной информации, возможности обоснованного выдвижения следственных версий и незамедлительной организации мероприятий по розыску транспортного средства и раскрытия преступления по горя­чим следам. Тем самым при игнорировании возможностей предварительного исследования уже на первоначальном этапе расследования утрачивается возможность создания надежного фундамента для дальнейшего успешного раскрытия и рассле­дования преступления.

Как правильно отмечает П. П. Ищенко: «Проблемы пред­варительных исследований вообще не решены в отечественной криминалистике. За последние годы они все решительнее рвут­ся на страницы криминалистической литературы, поскольку в этом видится один из мощных рычагов, могущих коренным образом повлиять на раскрытие преступлений».


В наиболее обобщенном и упрощенном виде проблемы проведения предварительных исследований на месте соверше­ния ДТП сводятся к следующим основным моментам:

- упущения в профессиональной подготовке субъектов ос­мотров мест ДТП;

- недостаточная разработанность вопросов тактики ис­пользования специальных знаний в ходе осмотров мест ДТП и современных методических рекомендаций по работе с мате­риальными следами на них;

- отсутствие соответствующей методической и информа­ционно-аналитической базы проведения предварительных исследований;

- отсутствие единой формы оформления результатов пред­варительного исследования материальных следов.

В свете изложенного рассмотрим каждую из обозначенных проблем и кратко обозначим предлагаемые пути их реше­ния.

Упущения в профессиональной подготовке субъектов ос­мотров мест ДТП.


Анализ следственной практики по Приморскому краю по­казывает, что осмотры мест происшествий по фактам соверше­ния преступлений данной категории нередко проводятся не на должном профессиональном уровне, что, безусловно, затруд­няет их расследование и раскрытие. Причин этому несколько, но одной из существенных является неприменение вообще или не квалифицированное применение, в частности, технико-кри­миналистических средств при обнаружении, фиксации, изъ­ятии и предварительном исследовании материальных следов субъектами осмотра места ДТП: следователями (дознавателя­ми), инспекторами ГИБДД, оперативными уполномоченными, участковыми уполномоченными.

Так, анкетирование и опросы следователей (дознавателей), инспекторов ГИБДД, оперативных уполно­моченных, участковых уполномоченных отделов (отделений) УМВД России по Приморскому краю показали, что, по их мнению, использование технико-криминалистических средств при поиске, фиксации, изъятии разнообразных материальных следов на месте ДТП является исключительно прерогативой специалистов-криминалистов, таким образом, они полностью снимают с себя «бремя» применения технико-криминалисти­ческих средств. А поскольку большая часть осмотров мест ДТП производится при отсутствии специалистов-криминалистов, на них обнаруживается и изымается неоправданно малое ко­личество следов транспортных средств и сопутствующих им следов.

На вопрос «Кого вы относите к субъектам проведения предварительного исследования материальных следов на месте ДТП?» анкетированные практические работники ОВД одно­значно отвечают: «специалиста-криминалиста».





К такому мнению склонны и некоторые ученые. Так, Ф. Г. Аминев полагает, что «предварительное интегрированное исследование следов преступления может проводиться спе­циалистом, имеющим право самостоятельного производства судебных экспертиз, полученное (подтвержденное) в установ­ленном МВД России порядке по экспертной специальности, соответствующей характеру выполняемого исследования». Мы в корне не согласны с такой позицией.

По нашему убеждению, к субъектам предварительного ис­следования следов на месте ДТП следует относить не только сотрудников судебно-экспертных учреждений, но и следовате­лей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных, инспекторов ОБ ГИБДД, которых следует обучить не только технологии собирания материальных следов, но и несложным мобильным алгоритмизированным методикам их предвари­тельного исследования. Эта позиция имеет два основания. Во- первых, надеяться на существенное увеличение в обозримом будущем штатной численности судебно-экспертных учреж­дений с тем, чтобы с их участием проводилось 100% осмотров мест происшествий, не приходится. И, во-вторых, недооцени­вать возможности следователей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных и инспекторов ОБ ГИБДД не сле­дует; они вполне способны освоить простейшие технологии работы с материальными следами, таких примеров предо­статочно. В этой позиции мы не одиноки. Так, В. С. Митричев и В.Н. Хрусталев в качестве субъектов криминалистического исследования веществ, материалов и изделий, производящих в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий собирание и предварительное исследование матери­альных следов (таких, например, как фрагменты ЛКП), рассма­тривают оперативных сотрудников и следователей. С таким подходом согласуется и утверждение П. Т. Скорченко: «В со­временных следственных чемоданах имеется ряд технических средств, позволяющих следователю самостоятельно прове­сти на месте производства следственного действия несложное предварительное исследование обнаруженных следов и других объектов. Например, с использованием перекиси водорода определить, что пятно на утерянной преступником перчатке образовано кровью, или при люминесценции в ультрафиоле­товых лучах установить, что отверстие в деревянном заборе, под которым обнаружен труп, пробито пулей, смазанной ору­жейным маслом».


Необходимо, чтобы все без исключения субъекты осмотра места ДТП для квалифицированного и результативного обна­ружения, фиксации, изъятия и предварительного исследова­ния материальных следов не только знали соответствующие методики, но и были готовы к применению для этих целей технико-криминалистических средств, которыми укомплекто­ваны современные унифицированные чемоданы (следователя, участкового уполномоченного, инспектора ГИБДД), специ­ализированные чемоданы для осмотра места ДТП (к примеру, «Пульсар», «Инспектор»), чемоданы для проведения предва­рительных исследований разнообразных материальных следов, передвижные криминалистические лаборатории.


Для решения данной проблемы необходимо:

- в образовательных учреждениях, ведущих подготовку специалистов по специальности «Судебная экспертиза» на­ряду с экспертной и технико-криминалистической деятельно­сти, связанной со способностью выпускников применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов — вещественных доказательств, — усилить практическую направ­ленность обучения и преподавать обучаемым самые совершен­ные методики предварительных исследований материальных следов. Целесообразно также привлечь эти образовательные учреждения к повышению квалификации действующих со­трудников ЭКП ОВД в части собирания и предварительного исследования материальных следов преступлений, организовав на их базе курсы повышения квалификации по примеру СЮИ МВД РФ, в котором, начиная с 2006 г. и до ликвидации вуза, регулярно проводились подобные месячные сборы по про­грамме, разработанной в институте по заданию ЭКЦ МВД России;

- преподавателям криминалистики образовательных учреждений, в том числе специализированных вузов МВД России, совместно с сотрудниками экспертно-криминали­стических подразделений МВД России, в рамках служебной подготовки проводить занятия со следователями (дознавателя­ми), инспекторами ГИБДД, оперативными уполномоченными, участковыми уполномоченными по отработке практических навыков и приемов работы с технико-криминалистически­ми средствами по обнаружению, фиксации, изъятию и пред­варительному исследованию материальных следов на месте ДТП. Занятия должны носить не только теоретический харак­тер, но обязательно включать практическую составляющую (к примеру, можно практиковать проведение «деловых игр», основанных на методе активного имитационного обучения), что приведет и к появлению у обучаемых соответствующих умений, и психологически подготовит их к этой работе. Такая методика проведения занятий по теме «Обнаружение, фикса­ция, изъятие и предварительное исследование материальных следов на месте ДТП» по отработке практических навыков и приемов работы с технико-криминалистическими средства­ми была нами впервые разработана и апробирована по заявке СУ УМВД России по Приморскому краю.


Недостаточная разработанность вопросов тактики исполь­зования специальных знаний в ходе осмотра мест ДТП и со­временных методических рекомендаций по работе с матери­альными следами на них.

Одним из факторов, влияющих на тактически грамотное построение проведения осмотра места ДТП с использованием специальных знаний, является организация должного взаимо­действия участников СОГ и специалиста на месте ДТП.

Так, Р. Байэт и Р. Уоттс — сотрудник дорожной полиции Норфолка и преподаватель колледжа в Великобритании — обоснованно утверждают: «При надлежащей организации работы можно сравнительно небольшими силами и просты­ми средствами установить причины и условия возникновения практически любого ДТП, а также выявить степень виновности его участников».


Но о какой должной организации работы может идти речь, если практика расследования и раскрытия дорожно-транс­портных преступлений, сложившаяся в Приморском крае, показывает, что на места происшествий следственно-опера­тивная группа часто выезжает в «усеченном» составе, функ­ции оперуполномоченного выполняет инспектор по розыску ГИБДД, участковые уполномоченные, на территории которых произошло дорожно-транспортное происшествие, отсутству­ют, «нечастыми гостями» на таких осмотрах являются и специ­алисты-криминалисты.

В отдаленных районах Приморского края заполучить спе- циалиста-автотехника или судебно-медицинского эксперта в состав следственно-оперативной группы при осмотре места ДТП вообще является «большой роскошью». Врачи район­ных поликлиник наотрез отказываются от участия в качестве специалистов при осмотре трупов на местах ДТП. В большин­стве случаев на месте ДТП оказывается только следователь (дознаватель) и инспектор ГИБДД, которые лишь фиксируют обстановку места происшествия, не помышляя о проведении предварительных исследований материальных следов.


Для решения данной проблемы необходимо:

- в обязательном порядке в необходимых случаях обеспе­чивать выезд на осмотр места ДТП следственно-оперативной группы в «полном составе». Подобного мнения придержива­ется и Т. В. Демидова: «Необходимо на законодательном уров­не обеспечить обязательное привлечение для осмотра места происшествия по делам о ДТП специалиста-криминалиста (специалиста-трасолога) и специалиста-автотехника во всех случаях, когда причинены тяжкий вред здоровью, либо смерть потерпевшего;

- всем субъектам осмотра места ДТП тактически грамотно строить свою работу. Осмотр места конкретного ДТП индиви­дуален, имеет свои особенности, но для обеспечения высокой результативности осмотра работа каждого его субъекта практи­чески всегда должна ложиться в рамки заранее разработанного алгоритма действий. Проведению качественного осмотра места ДТП будут способствовать разрабатываемые нами современ­ные методические рекомендации, содержащие мобильные алгоритмизированные программы действий, тактику исполь­зования специальных знаний при работе с материальными следами в процессуальной и не процессуальной формах при осмотре мест ДТП.


Отсутствие соответствующей методической и информа­ционно-аналитической базы проведения предварительных исследований материальных следов на месте ДТП.

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих мето­дических рекомендациях по осмотру мест ДТП вообще не упо­минается о предварительных исследованиях, не говоря уже о тактике и методике их применения.

Имеющиеся на сегодняшний день методики предваритель­ного исследования следов транспортных средств на месте ДТП разрозненны, ориентированы на продукцию отечественного автопрома и явно устарели.


На протяжении длительного времени в России автомо­бильная промышленность выпускала для определенных марок и моделей отечественного автотранспортного средства соответ­ствующие шины с определенными размерными характеристи­ками и рисунком, фарные рассеиватели с ярко выраженными морфологическими особенностями поверхности (структуриро­ванным рисунком) и соответствующей маркировкой, на авто­машины конкретных марок наносились строго определенные лакокрасочные покрытия. Органы ГИБДД строго следили за их соответствием, все эти данные заносились в определители, альбомы, атласы, справочники, которые и можно было эф­фективно использовать при проведении предварительного исследования. В настоящее же время доля иномарок легковых автомобилей в России составляет 46,3%. Самым «богатым» на иномарки регионом является Приморский край, где этот показатель находится на отметке 87%. В этой связи назрела явная необходимость актуализации уже имеющихся методик и создания нового комплексного подхода к проведению пред­варительного исследования совокупности материальных следов на месте ДТП.


Для решения данной проблемы необходимо:

- рекомендовать использование на месте ДТП разрабатыва­емой нами комплексной мобильной методики предваритель­ного исследования совокупности разнообразных материальных следов. В основе ее лежат алгоритмизированные методики предварительного исследования разнообразных материаль­ных следов различных, в том числе импортных, транспорт­ных средств (следов протекторов шин, следов лакокрасочных покрытий, следов от выступающих деталей транспортного средства и других), построенные на применении современных научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Комплексная методика предварительного исследо­вания совокупности разнообразных материальных следов по­зволяет установить модель, марку или групповую принадлеж­ность автомобиля, скрывшегося с места ДТП;

- облегчить и ускорить процесс проведения предвари­тельного исследования и оценку его результатов посредством применения соответственного информационного обеспече­ния. Как справедливо отмечает Н. Е. Мерецкий «...от уров­ня информационной обеспеченности во многом зависит эф­фективность практической деятельности на начальном этапе расследования». На современном этапе развития информаци­онных технологий, являющихся неотъемлемой частью инфор­мационного обеспечения, именно информационно-аналитиче­ские базы данных призваны обеспечить компактное хранение информации с возможностью быстрого доступа к ней. Нами подготовлены информационно-аналитические базы данных следов транспортных средств на электронных портативных носителях (флешкарта, диск), на основе которых планируется создание общей информационно-поисковой системы. Любой прошедший несложную подготовку субъект осмотра места ДТП, подключившись к ноутбуку, сможет пользоваться дан­ными информационно-аналитическими базами следов транс­портных средств.


Отсутствие единой формы оформления результатов пред­варительного исследования материальных следов на месте ДТП.

Еще одним подводным камнем при проведении предвари­тельного исследования следов на месте ДТП является оформ­ление его результатов.


Результаты предварительного исследования следов в кри­миналистической литературе рекомендуется оформлять по- разному: составлением ориентировки, информационно-поис­ковой карты, информационно-розыскной карты, заключением специалиста, в справке и другими способами.

Так, в Приморском крае составляется справка специалиста «по результатам осмотра места совершенного преступления», которая, наряду с прочими пунктами, содержит два пункта, посвященные предварительному исследованию:

- вероятные приметы преступника (пол, возраст, рост, на­личие индивидуальных признаков (хромота, отсутствие конеч­ностей и их частей, шрамы и т.д.);

- при предварительном исследовании исключены (следы пальцев рук, следы подошвы обуви (другие следы) оставлены не потерпевшим гр. Н., не свидетелем гр. П. и т.д.).


В результате анкетирования экспертов-криминалистов от­делов (отделений) ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю было установлено, что при заполнении данной справки специ­алистом при осмотре места происшествия в данных пунктах в основном ставятся прочерки. Это еще раз подчеркивает фор­мальность и безрезультативность проведения предваритель­ных исследований материальных следов при осмотре места происшествия.


Для решения данной проблемы необходимо:

- предварительное исследование следов на месте ДТП оформлять справкой специалиста «по результатам проведения предварительного исследования материальных следов на месте ДТП». Справка должна заполняться субъектом проведения предварительного исследования и содержать следующую ин­формацию:

- кем, когда и где были обнаружены материальные следы, подвергнутые предварительному исследованию, в ходе про­ведения осмотра места ДТП;

- какие именно материальные следы были исследованы;

- результаты предварительного исследования в вероятной форме.


Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что повы­шению эффективности предварительного исследования раз­нообразных материальных следов на месте ДТП будет способ­ствовать:

- освоение всеми без исключения потенциальными субъ­ектами осмотра места ДТП криминалистических технологий собирания и предварительного исследования материальных следов, как при получении ими высшего профессионального об­разования, так и в рамках повышения квалификации и служеб­ной подготовки, как необходимое условие квалифицированного применения технико-криминалистических средств и методов предварительного исследования материальных следов;

- выезд в необходимых случаях на место ДТП следствен­но-оперативной группы в полном составе и осуществление должного взаимодействия между специалистами и другими субъектами осмотра;

- применение современных методических рекомендаций, содержащих мобильные алгоритмизированные программы действий, тактику использования специальных знаний при ос­мотре мест ДТП и работе с материальными следами на них;

- использование предложенной нами новой комплексной методики предварительного исследования совокупности раз­нообразных материальных следов на месте ДТП;

- применение информационно-аналитических баз данных следов ДТП на электронных портативных носителях;

- оформление результатов предварительного исследования следов справкой специалиста.

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!