Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

Особенности формирования мусульманского уголовного права в процессе становления правовых систем стран Востока

МАННА Аммар Абдуль Карим
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов.
Перестройка правовых систем стран мусульманского мира в XX в. Ориентировалась на восприятие сложившихся буржуазных моделей права. В связи с этим изменения мусульманского права в различных странах происходили по двум основным направлениям. Также следует принять во внимание тот факт, что в середине XX в. происходит угасание фикха, который больше не оказывает прямое влияние на отрасли мусульманского права. Если раньше мусульманское право играло базовую роль для правовых систем стран Востока, то с приходом XX в. все изменилось, и лишь в отдельных ситуациях применяются самостоятельные нормы мусульманского права.

Несмотря на всю свою традиционность и религиозность, мусульманское право к началу XX в. сохранило свои универ­сальные позиции только в отдельных странах Персидского за­лива и Аравийского полуострова. Большая часть государств отказались от фикха как основной правовой формы, ввиду чего изменились и условия их развития. Так, правовые систе­мы Египта, Сирии и Ливана в середине XX в. строились по об­разцу романо-германской правовой семьи, а системы Ирака и Судана - по образцу англосаксонских стран. Отчасти мусуль­манское право продолжало регулировать отношения, связан­ные с браком и семьей, вопросы наследства, что объяснялось сильным влиянием ислама на общественное сознание.

Например, в 20-30-е годы XX в. в Иране существенно снизилось влияние мусульманского права на общественные отношения, что не могло не отразиться на правовой системе страны. Наметившаяся тенденция развития была связана с кардинальными преобразованиями, которые коснулись уго­ловного и гражданского права - в Иране велась активная ра­бота по разработке и принятию соответствующих кодифици­рованных актов для гражданской процессуальной, уголовной, гражданской и торговой отрасли права. Фикхи сохраняли свои позиции только в отношении установления личного статуса и правового положения вакфов. На практике мусульманское право как таковое отсутствовало, а существовали отдельные разрозненные нормы, ведущие свое начало от мусульманского права. Филипс Абу Амина Биляль подчеркивает, что можно было лишь с оговоркой утверждать, что в странах Востока дей­ствует мусульманское право. Как результат, не существовало к середине XX в. целостной системы мусульманского права, оказывающего свое влияние на все восточные страны - в большинстве стран оно постепенно утратило свое значение нор­мативно-правового регулятора универсального действия. Все правовые реформы, проводимые в странах Востока, сочета­лись с явными изменениями юридических особенностей скла­дывающихся столетиями норм мусульманского права.


Отдельное значение для восточных стран имела социаль­ная обусловленность влияния мусульманского права. То есть некоторые государства в меньшей степени зависели от его тра­дицией и устоев. Немаловажную роль играли и частноправо­вые отрасли, которые преобладали в структуре мусульманско­го права. Подобного рода аспекты позволяют группировать восточные страны по качеству и уровню развития их современ­ных правовых систем, а также по значимости и важности норм мусульманского права в их законодательстве.

К первой группе стран можно отнести правовые системы Ирана и Саудовской Аравии, где мусульманское право приме­нялось и продолжает применяться достаточно широко. С уве­ренностью можно утверждать, что в названных государствах принципы и предписания мусульманского права оказали глу­бокое влияние на формирование отрасли конституционного права и выбор формы правления. Так, в преамбуле Конститу­ции Исламской Республики Иран четко значится, что Основ­ной закон государства основан на исламских установлениях, которые отражают социальные, политические и культурные институты иранского общества, являющиеся воплощением искренних стремлений исламской нации. Пояснению содержания Исламской республики посвящена ст. 2 Конституции Ирана. Так, особое значение для Исламской республики име­ют законы шариата, которые определяют божественную спра­ведливость внутри государства. В ст. 4 Конституции Ирана значится, что все законы и установления внутри страны долж­ны основываться на исламских нормах. Данная норма Кон­ституции признается приоритетной по отношению к другим предписаниям Основного закона страны. До принятия Кон­ституции в Иране существовал Основной закон Хиджаза 1926 г., который также предусматривал необходимость следования законам шариата. В рамках личного статуса мусульманское право продолжает придерживаться своей традиционной фор­мы, подобная тенденция сохранилась и в отношении норм процессуального права Ирана.


Следует отметить, что в Саудовской Аравии мусульман­ское право практически всегда сохраняло роль ведущего источ­ника права. В Иране преобладающее значение оно приобрело только после свержения шахского режима, когда руководство государство взяло курс на исламизацию всех сторон обще­ственной, экономической и политической жизни страны. В качестве примера можно привести введение жестких санкций за малейшее нарушение моральных и юридических норм, которые касались не только правопорядка и охраняемых цен­ностей, но и форм поведения, внешнего облика. Во второй по­ловине XX в. высшей мере наказания - смертной казни - под­вергались все, кто был заподозрен в негативном отношении к существующему режиму, особенно это касалось противников исламской республики. В 1981 г. в Иране был принят закон о строгой системе наказаний, который позволил действующим в стране мусульманским судам пренебрегать общими требо­ваниями законности, демократичности и справедливости. Судьи допускали произвол, даже руководствуясь нормами мусульманского права. О существовании такой ситуации не могли молчать даже руководители государства. Долгое время в Иране и Саудовской Аравии существовали специальные кон­тролирующие органы и инспекции, которые имели право без суда и следствия налагать мусульманские наказания, чаще все­го, в сфере торговли, общественного порядка или норм мора­ли. В настоящее время в Конституции Ирана в ст. 36 значится, что приговор о наказании может быть вынесен только компе­тентным судом и только на основе закона. При других услови­ях он выполняться не должен. Хотя в полной мере отрицать существование хисбы в настоящее время нельзя, во многих го­родах Саудовской Аравии и Ирана сохранилась тенденция к административному разрешению конфликтов о праве.

Вторую группу стран можно представить с помощью правовых систем Ливии, Судана и Пакистана. В указанных странах сфера действия мусульманского права долгое время оставалась весьма существенной, хотя и не была такой объ­емлющей и масштабной, как в Иране и Саудовской Аравии. Деятельность государств второй группы лишь отчасти нахо­дится под влиянием мусульманского права, особенно сильно оно воздействует на нормы конституционного права и орга­низацию аппарата управления. В определенных ситуациях властям стран удавалось даже использовать нормы шариата для оправдания своих действий. Например, отказ от законных выборов в Пакистане в период военного режима оправдывал­ся тем, что они не отвечают принципам ислама. С помощью подобных объяснений удавалось пояснить причину роспуска парламента, замену президента страны Консультативным со­ветом, который обладает совещательными функциями, и для руководства страной не предназначен. В 1977 г. Коран в Ливии объявили «законом общества», который мог заменить консти­туцию в стране. При этом во всех трех странах - Пакистане, Судане и Ливии - фикх признавался основным источником законодательства. Например, в Конституции Исламской ре­спублики Пакистан 1973 г. до сих пор присутствует указание на то, что мусульманское право является основным источни­ком права. Так, в ст. 31 Конституции Пакистана значится, что государство в отношении мусульман обязано способствовать единству исламских моральных стандартов и их соблюдению.



По объему Конституция Пакистана достаточно большая (288 статей), поэтому там нашли отражения и более поздние законодательные изменения и дополнения, которые касают­ся условий и порядка принятия различных актов, директив и правовых документов компетентными органами власти страны и, прежде всего, парламентом (Меджлис аль Шура). В 1977 г. в Пакистане был создан Совет исламской идеологии, который трудился над приведением действующего законо­дательства в соответствие с законами шариата. Благодаря его деятельности в Пакистане началась в 80-х годах XX в. активная исламизация общественной жизни. Законность такого Сове­та корреспондирует нормам ст. 207 Конституции Пакистана, где значится, что проведение исследований в области ислама будет способствовать перестройке мусульманского общества на истинно исламской основе. Л. М. Гудошников отмечал, что «глубинным средневековьем отдает от этих положений одной из новейших в хронологическом отношении конституций XX века». Совет исламской идеологии продолжает существовать в Пакистане до сих пор и обладает рядом функций. Напри­мер, члены совета вправе давать рекомендации Парламенту в отношении законодательного закрепления или признания той или иной нормы либо ее отмены; инициировать собрание Парламента, давать советы всем органам государственной вла­сти по любым вопросам, касающимся установления противо­речия их положений исламу. Активное участие Совета ислам­ской идеологии в общественной жизни страны и буквальное толкование норм Конституции позволили Пакистану, к нача­лу 80-х годов XX в. ввести в действие целую серию правовых документов, направленных на установление истинно мусуль­манского образа жизни. Среди них присутствовали и уголов­ные законы, которые предусматривали наказание за кражу, разбой, ростовщичество. Возрождение ислама не запрещало осуществлять ампутацию руки и ноги преступнику, несмотря на то, что Конституция Пакистана четко указывала на суще­ствование презумпции невиновности в отношении каждого человека. Подобным образом ситуация развивалась и в Ли­вии, где существовала уголовная ответственность за прелю­бодеяние, употребление спиртных напитков. Все вновь при­нятые документы предусматривали возможность обращения к принципам мусульманского права, если они не содержали подходящих для применения норм.

Особым образом происходило становление правовой системы в Судане. Новое уголовное законодательство начало формироваться в этой стране в 1983 г., но уже через два года новое правительство, пришедшее к власти после свержения режима Нимейри, решило аннулировать его. Следует подчер­кнуть, что речь идет не об отказе от мусульманского права, а от кардинальных изменений, повлекших замену старых норм новыми.



Во всех названных государствах продолжают функцио­нировать мусульманские суды, которые используют предпи­сания мусульманского права для регулирования отношений личного статуса и определения правового положения вакфов.

В третью самостоятельную группу можно объединить правовые системы стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а именно Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Бруней, некоторые территории Малайзии. Консти­туции названных государств подтверждают государственный характер ислама, провозглашают мусульманское право источ­ником существующего законодательства. Например, в ст.12 Конституции Кувейта значится, что государство стоит на за­щите ислама и всего арабского народа, а в ст. 2 четко указано, что религия исламского государства и исламский шариат бу­дут основными источниками законодательства.

Тем не менее законодательство третьей группы стран ис­пытывает не такое сильное влияние мусульманского права в рамках сложившихся в них правовых систем. Уголовные ко­дексы Кувейта от 1960 г. и Бахрейна от 1976 г. устанавливают уголовную ответственность за употребление спиртных напит­ков, участие в азартных играх. Кроме того, по законодательству Бахрейна в случае молчания закона суды вправе применять общие принципы мусульманского права. В Брунее дополни­тельно нормы мусульманского права могут применяться к на­рушителям религиозных обязанностей.



Четвертую и, пожалуй, самую многочисленную группу, составляют правовые системы большинства арабских госу­дарств (Египта, Ирака, Марокко, Алжира, Сирии), некоторых африканских и азиатских стран (Нигерии, Мавритании, Сома­ли и Афганистана). Мусульманское право в этих странах раз­вивалось несколько иначе, чем в предыдущих трех группах. Так, конституционное право названных государств признает положения ислама и закрепляет за мусульманским правом статус базового источника права. Например, в Конституции Сирии в ст. 3 значится, что исламская юриспруденция явля­ется основным источником законодательства, а религией го­сударства выступает ислам. Подобное конституционное за­крепление верховенства законов ислама в данных государствах реализуется и в других отраслях права (в семейном праве, в наследственных отношениях, в вопросах установления опеки и попечительства). В сфере уголовного и гражданского права предписания мусульманского права так универсально не при­меняются. В гражданском законодательстве Сирии, Ирака, Алжира, Иордании нормы мусульманского права используются в субсидиарной форме, то есть применяются в случае молчания основных источников права - кодифицированных актов. Подобная ситуация наблюдается и в уголовном зако­нодательстве Марокко и Нигерии. В Афганистане на сегод­няшний день нет единого кодифицированного акта в сфере уголовного права. Вместо него действует Закон о наказаниях от 1976 года, который предусматривает уголовную ответствен­ность в рамках мусульманского права за совершение убийства, разбоя, кражи, прелюбодеяния, употребление спиртных на­питков. В тоже время, если по нормам мусульманского права нельзя вынести справедливый приговор, то применению под­лежат положения Закона о наказаниях 1976 г. То есть в любом случае виновное лицо должно понести заслуженную кару за совершенное деяние.

Из практики использования норм мусульманского права видно, что в четвертой группе стран «молчать» могут не только нормативные правовые источники, но и само мусульманское право. Фактически происходит взаимный обмен нормами, и источники разного порядка дополняют друг друга, когда сто­ит вопрос о назначении достаточного наказания за совершен­ное преступление. Можно было бы утверждать, что в странах четвертой группы наблюдается некая демократизация госу­дарственной и общественной жизни, если бы не отдельные ситуации, свидетельствующие об особой роли и значимости мусульманского права. Так, в 1980 г. в Мавритании был создан специальный мусульманский суд, который регулярно приме­нял такую меру наказания, как ампутация руки за совершение кражи. Кстати, мусульманские суды в большей или меньшей мере функционировали во всех странах четвертой группы, за исключением Алжира, Афганистана и Египта.


Пятую специфическую группу стран составляют госу­дарства некоторых азиатских и африканских стран, в частно­сти, Филиппины, Мали, Чад, Танзания. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса, а также некоторые положения вакфов. Нормы фикха отчасти влияют на нормы действующего законодательства. Например, в Танзании семейное право регулируется нормами мусуль­манского права, которое, однако, не распространяет свое дей­ствие на Занзибар, где проживает основная часть мусульман.

Особняком от всех групп стран стоят правовые системы Туниса, Йемена и Турции. Так, в Турции официально нормы шариата не закреплены. Например, ст. 24 Конституции Тур­ции, посвященная свободе религии и совести, достаточно демократична по своему содержанию, поскольку предусма­тривает право каждого человека на свободу совести, вероиспо­ведания и религиозных убеждений. В Тунисе и Йемене мусуль­манское право лишь частично регулирует отдельные вопросы брачно-семейных, наследственных отношений. В то же время в Тунисе запрещена полигамия, а в Йемене права женщин и мужчин признаются равными. Указанные страны отказались от мусульманских судов, поэтому, по сравнению с остальными правовыми системами государств вышеуказанных пяти групп, они ощущают наименьшее влияние мусульманского права на себе.



Собственно, некоторые страны используют только отдель­ные положения шариата, в той части, в которой они не будут противоречить существующей внутри страны правовой систе­ме. Многие характерные признаки фикха в настоящее время утратили свою прежнюю специфику, собственно, потому, что многие страны задумались над созданием полноценных правовых систем и действующих законодательств. Практика подтвердила, что не всегда удобно пользоваться законами ша­риата в решении спорных и конфликтных вопросов, а в рам­ках брачно-семейных отношений мусульманское право может поставить под удар провозглашенную демократию, о которой говорится почти во всех конституциях рассмотренных стран.

По итогу следует отметить, что, несмотря на всю свою тесную связь с религией, мусульманское право эластично и может служить интересам самых разнообразных политиче­ских течений. В настоящее время истинно мусульманским является не то государство, которое слепо следует законам шариата и готово назначать без суда и следствия самые раз­личные наказания, а то, которое ориентируется на объектив­ность и необходимость использования законов шариата, его конкретные предписания, имеющие практическую ценность для складывающейся правовой системы. В дальнейших гла­вах будет показано, как сфера действия мусульманского права охватывает уголовное право стран Востока, заручившись под­держкой конституционных норм. Подобная практика вносит коррективы в сложившееся понимание мусульманского права и не позволяет утверждать, что мусульмане настолько религи­озны, что беспрекословно следуют буквально всем принципам и общим нормам.

 

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).