ВОРОБЬЕВ Степан Валентинович
аспирант Российского государственного социального университета.
В статье раскрываются особенности системы уголовных наказаний периода сословно-представительной монархии и практики их реализации. Отмечается значительное расхождение между формально установленной системой наказаний и тем уголовным террором, который осуществлялся в правление Ивана Грозного. Исследуется широкий круг историко-правовых источников по рассматриваемой проблеме.
Период в истории русского государства, который в отечественной историографии традиционно называется периодом сословно-представительной монархии, начинается с середины ХУ! в.
Сословно-представительная монархия - это форма правления, при которой власть государя в определенной степени ограничена наличием какого-либо органа сословного представительства. Через этот орган власть имеет возможность обращаться к обществу и узнавать об общественных запросах.
Сословиями, как известно, называются большие группы людей, которые имеют определенные обязанности и права, передающиеся по наследству. В России все сословия, или классы, были обязаны служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей.
В период сословно-представительной монархии государственная власть в борьбе за централизацию и против сепаратистских устремлений опирается не только на господствующие сословия (бояр, духовенства, дворян), но и на верхушку городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, в первую очередь к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой царя в данный период продолжало оставаться дворянство.
Таким образом, характерная черта сословнопредставительной монархии - активное взаимодействие монархии с основными сословиями общества, при этом само наличие сословий может рассматриваться как типичный признак феодализма. По мнению члена-корреспондента АН ССР Н.Н.Покровского, в этот период «система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях - «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямой, но и обратной связи между ними... Сословный строй феодальных государств... предполагал членение самих сословий на отдельные, чаще всего самоуправляющиеся структуры. Именно через них человек средневековья включался во всю систему сословнопредставительного государства».
В качестве основных источников уголовного права периода сословно-представительной монархии, как правило, рассматриваются официально действовавшие сборники правовых норм, в первую очередь, Судебник 1550 г., Стоглав, Соборное Уложение 1649 г., Новоуказные статьи о разбойных и татебных делах.
По нашему мнению, официальные сборники правовых норм не могут дать полного представления о тех нормах, которые действовали реально. Не секрет, что в период крестьянских восстаний, Смутного времени, опричного террора реальные наказания могли отличаться от установленных официально в указанных выше сборниках. Часть казнимых была подвергнута экзекуции не в соответствии с нормами права, а на основе личных приказов государя или его подручных, либо по приговору толпы.
Поэтому, чтобы восстановить объективную картину существовавшей в рассматриваемый период системы наказаний, необходимо сопоставлять официально действовавшие нормы со сведениями о реальных событиях, которые сохранились в летописях и воспоминаниях современников, в том числе иностранцев. Однако данные источники требуют критического исследования. Классик отечественной исторической науки В.О.Ключевский убедительно писал о необходимости исторической критики летописей, выделяя в ней три элемента: источники, хронологическую последовательность и внесение исторического смысла.
Что касается воспоминаний современников, при их использовании необходимо учитывать как субъективизм авторов, так и объективные факторы, которые могли повлиять на достоверность изложенного материала.
Для изучения системы наказаний в такой сложный период, каким являлся период сословно-представительной монархии, необходимо рассматривать не только формальные нормы, закрепленные в источниках права, но и обращаться к реальной практике, которая могла значительно отличаться от этих норм. Есть основания полагать, что во время опричного террора, а также в Смутное время, когда фактически произошло разрушение государственности и началась гражданская война, наказания часто осуществлялись без оглядки на формальные нормы, без учета устоявшихся принципов, под воздействием иных факторов. Исследовать этот вопрос можно, только опираясь на всю совокупность исторических источников данного периода, включая летописи, хронографы, воспоминания современников.
В указанные выше периоды в стране наблюдался развал правопорядка, усиливались внесудебные незаконные расправы, крайних пределов достигала жестокость.
Опричный террор Ивана Грозного порой граничил с полным безумием, изобретались новые, изощренные виды телесных наказаний и смертной казни. Такая «политика» продолжалась и по окончании опричнины, до смерти Ивана Грозного. В итоге, как верно отмечает В.Рогов, за два десятилетия жесточайшего террора выросло целое поколение молодых людей, психика которых сформировалась под влиянием этого террора. Поэтому можно сказать, что террор Смутного времени в психологическом плане был в значительной степени подготовлен правлением Ивана Грозного, «приучившего» народ к постоянным казням и жестокостям, нарушившего исконные традиции гуманного отношения к преступникам на Руси.
Содержание опричного террора выходит за рамки борьбы с боярством в процессе централизации государственной власти. Опричнина - это избранный царем путь разрешения сложных противоречий государственной и общественной жизни, который прервал реформаторскую деятельность и фактически отбросил страну назад в ее развитии, способствовал разрушению и экономических основ, и нравственных устоев общества, в конечно счете, подготовил разрушение государственности.
Методы опричнины шли вразрез с существовавшей уголовной практикой, они противоречили как закону, так и «правде», то есть народному пониманию справедливости, хотя на определенном этапе казни бояр и одобрялись народом. При введении опричнины Иван Грозный настойчиво добивался, чтобы за ним было признано право судить и карать по своему усмотрению, а не по закону. Для обоснования своей жестокости он начал отождествлять свои наказания с «карой Божьей», которая могла наступать даже не за действия, а за мысли подданных. В результате усиливается внимание к политической преступности, которая раньше каралась не так строго, как уголовная. Политическое инакомыслие при Грозном выходит на первый план в числе наказуемых деяний. Термином измена начинают обозначать любое неповиновение государственной власти.
По мнению В.А.Томсинова, в наказании «злодеев» Иван Грозный видел одну из самых главных функций царской власти. «Развязанная им кровавая вакханалия - так называемая опричнина - имела, помимо рационального, также заметное иррациональное начало... Мучения, телесные и душевные, которым царь подвергал свои жертвы, явно свидетельствуют, что не убийство их было главной его целью, а именно: воздаяние за грехи - Божье наказание. Иван Грозный представлял себя в данном случае в качестве орудия всемогущего бога, карающего «злодеев».
Что касается выбора меры наказания, то он осуществляется теперь не по закону, а по усмотрению царя, произвольно. Личный суд заменил государственное судопроизводство, предусмотренное Судебником 1550 г. Распространился принцип заочного осуждения без выслушивания оправдания обвиняемых, без оценки улик и доводов сторон. Случаи административного произвола вошли в жизнь как неотъемлемый составной элемент государственного управления.
С началом опричнины широко распространился принцип объективного вменения - применение репрессий к невиновным членам семьи опальных. В Судебнике 1550 г. принцип индивидуальной ответственности за преступную деятельность проводился довольно четко, объективного вменения в нем не прослеживается.
Политический оппонент Грозного А.Курбский уни- чтожительно изобличал методы расправ поправшего «заповеди Христа и законоположения евангельские» царя, возродившего доселе невиданное на Руси древнее варварство. «Не сковороды ли и печи; ни жестокое ли бичевание и когти острые; не клещи ли изобретенные ради терзания тел человеческих; не иглы ли под ногти, биение и резание по суставам; не потрение ли веревками пополам не только мужей, но и жен благородных, не другие ли бесчисленные и неслыханные виды мучений произведены от него?».
В воспоминаниях иностранцев - современников опричнины в центре внимания оказалось, в частности, применение телесных наказаний в связи с финансовыми взысканиями. Во многих случаях это известные и ранее правежи, сильно измененные опричной политикой. Г.Штаден свидетельствует, что после введения опричнины кнут и батоги грозили жителям земщины, обвиненным в неуплате долгов опричникам. Он довольно подробно рассказывает, как должников ставили на правеж в опричной территории возле приказов. Здесь же подписывались челобитья опричников на земщину. «И что было здесь подписано, то было уже справедливо, и в земщине тому не перечили».
О правежах с целью выколачивания денег царем у богатых людей сообщает и А.Шлихтинг. Дж.Горсей сообщает о правеже одного взяточника, у которого «выколачивали из пяток 5 тыс. рублей». Наиболее важны не сами правежи, в их и более раннем применении нет сомнений, а то, насколько они отклонялись от юридической регламентации и становились средством «выколачивания» незаконных поборов у имущих лиц, а заодно и фактором беспорядочного расширения болевых наказаний при злоупотреблениях опричнины.
Правежи и иные формы телесных кар, потеряв постепенно правовую основу, превращались в акт целесообразности, а часто - в открытые издевательства. Они могли применяться по любому поводу, на основе административного наказания или произвола властей. Властная акция перестала отличаться от закона, и телесное «воздействие» стало попросту «раздачей боли» по любому поводу. Секли проволочными плетьми, были кнутом нетчиков-дворян за уклонение от службы. По сообщениям Г.Штадена, били кнутом на торгу за разглашение каких-то сведений об опричной политике.
Развитие членовредительства, никогда широко не практиковавшегося на Руси, было связано непосредственно с политикой террора и имело определяющее значение для укоренения жестокости в будущем русском праве. В списках опальных, подготовленных позднее по приказу раскаявшегося царя, имеются сведения о бессистемном отсечении рук у десятков людей, многие из которых «ручным усечением конец прияша».
По данным Г.Штадена, при взятии Казани убитых привязывали к бревнам головой вниз и топили в Волге. Топили пленных при взятии Полоцка. Но в полной мере значение утопления проявилось во время Новгородского разгрома 1570 года. В течение многих дней мятежников пытали и затем топили в реке вместе с женами и детьми. При описании ужасов новгородского разгрома у очевидца событий опричника Генриха Штадена пропадает даже обычное ехидство и сарказм. «Целых шесть недель без перерыва длились ужас и несчастье в этом городе». На берегу Волхова был устроен помост, с которого обвиняемых бросали в воду. Если кто-нибудь пытался спасти добро от разгула войск царя, оказывал сопротивление, его вешали. Перед этим Иван IV устроил разгром Твери, где трупы также опускали под лед.
Вот как описывает историк С.М.Соловьев наказание новгородцев Иваном Грозным. Во-первых, царь приказал игуменов и монахов, которые стояли на правеже, бить палками до смерти и трупы развозить по монастырям для погребения. После этого начался «суд»: к царю приводили новгородцев, содержавшихся под стражей, и пытали, жгли «поджаром». Обвиненных «привязывали к саням, волокли к Волховскому мосту и оттуда бросали в реку; жен и детей бросали туда же с высокого места, связавши им руки и ноги; младенцев, привязавши к матерям; чтобы никто не мог спастись, дети боярские и стрельцы ездили на меленьких лодках по Волхову с рогатинами, копьями, баграми, топорами и, кто всплывает наверх, того прихватывали баграми, кололи рогатинами и копьями и погружали в глубину; так делалось каждый день в продолжение пяти недель. По окончании суда и расправы Иоанн начал ездить около Новгорода по монастырям и там приказывал грабить кельи, служебные домы, жечь в житницах и на скирдах хлеб, бить скот; приехавши из монастырей, велел по всему Новгороду, по торговым рядам и улицам товары грабить, анбары, лавки рассекать и до основания рассыпать; потом начал ездить по посадам, велел грабить все домы, всех жителей без исключения, мужчин и женщин, дворы и хоромы ломать, окна и ворота высекать; в то же время вооруженные толпы отправлены были во все четыре стороны, в пятины, по станам и волостям, верст за 200 и за 250, с приказанием везде пустошить и грабить. Весь этот разгром продолжался шесть недель».
Как видим, Иван Грозный, наказывая новгородцев за готовившуюся измену, действовал явно не по закону. Но это его не останавливало. Чувствуя себя самодержцем, он полагал возможным судить по своему усмотрению, не сверяясь с нормами права. Помимо этого, в действиях царя мы видим стремление внушить ужас, чтобы отбить всякую мысль об измене и о сопротивлении его воле. С этой целью применялась смерть к заведомо невиновным, например, младенцам. Значительная часть жертв принадлежала к низшим слоям населения, что опровергает мнение о борьбе царя только с боярами.
В 1568 г. митрополит Филипп открыто выступил против жестокостей опричнины. После его выступления «опричники ворвались на митрополичий двор и схватили его советников. Несколько дней спустя, как рассказывают Таубе и Крузе, старцев забили насмерть железными палицами, водя по улицам столицы».
В данном случае мы сталкиваемся не только с жестокой и бессмысленной казнью, не предусмотренной законодательством, но с репрессиями по политическим мотивам. Уничтожалось духовенство, осмелившееся перечить царю, заступаться за народ, который царь считал себя вправе карать по своему усмотрению. Добавим, что сам митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым. Поэтому вполне можно согласиться с позицией М.Ф.Мусаеляна, который пишет, что в период правления Ивана Грозного «террор осуществлялся царем против собственного народа».
Описывая репрессии против боярина Федорова, Р.Г.Скрынников пишет, что они «носили беспорядочный характер. Опричники убивали дворян и приказных людей на улицах, в приказах, на гарнизонной службе и в полках».19 Таким образом, речь даже и не шла о какой-то видимости соблюдения законного порядка. Был развязан открытый террор против населения страны с единственной целью - устрашения. Следует согласиться с С.В.Жильцовым, который пишет: «Правовые нормы не вписывались в образ действий И.Грозного. Как обычаи требуют бездумного, безоговорочного исполнения, точно так же требовал исполнения своей воли И.Грозный. Для этого ему была нужна не законность, а полнота административной власти, которой он пользовался, применяя смертную казнь по собственному усмотрению».
Ряд авторов, например, В.А.Рогов, связывают жестокости и ужасы опричного террора с личностью царя Ивана Грозного Иную позицию высказывает С.В.Жильцов, который пишет, что «масштабы смертных казней в европейских государствах периода средневековья отнюдь не уступали количеству казней И.Грозного. Например, в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек. Увеличение количества случаев казней, развитие инквизиционного процесса, наконец, вся правоприменительная практика репрессивной политики этого периода имеют объективную основу, которая, на наш взгляд, коренится в тех традициях, обычаях, верованиях, которые были сильны и в XVI веке». Он полагает, что Иван Грозный «во направления уголовной политики, начало которой было заложено еще в конце XV - первой половине XVI в.».
Представляется, что в реальности личность Ивана Грозного все-таки оказала решающее влияние на жестокости опричного террора. Несомненно, в истории права есть элемент преемственности, и уголовная политика периода сословно-представительной монархии основывалась на тех принципах, которые были заложены ранее. Но слишком сильным выглядит расхождение между наказаниями, применявшимися до Грозного, и зверствами его периода. Если бы на его месте оказался разумный государь, такой, как, например, Иван Ш, очевидно, таких массовых внесудебных расправ, совершаемых вне закона и с особой жестокостью, Россия бы не знала.
По мнению В.А.Томсинова, «опричнина ужаснула русское общество потому, что оказалась явлением небывалым в его истории. Никогда прежде русские властители не устраивали такой резни своих подданных, не губили столь большого числа своих соплеменников. Вместе с тем, ужасающий эффект опричнины был усилен тем, как совершались казни».
По нашему мнению, опричнина с ее террором имела значение, выходящее за пределы уголовной политики. Она означала в российском правосознании окончательный поворот к самодержавному правлению, к полновластию монарха, воля которого стала законом. Были окончательно утрачены остатки традиций участия народа в законотворчестве. В результате превращения любой монаршей воли в закон произошло окончательное отделение закона от правды, что в дальнейшем стало устойчивой предпосылкой формирования правового нигилизма. Право отошло на второй план, его заменила царская воля. Результатом стала неопределенность наказания. Совершая преступление, человек не знал, какое наказание ему грозит в случае разоблачения. Более того, вина теперь понималась не только как действие, но и просто как образ мыслей.
С помощью террора царь хотел подавить народное недовольство своей политикой, сломить последнее сопротивление политической оппозиции. В результате террор стал методом управления, разрушительно действовавшим на общественную жизнь и правосознание. Вместе с законом были попраны нравственность и мораль.
После смерти Ивана Грозного Борис Годунов предпринял попытку смягчения государственной уголовной политики, отказа от террора. Конрад Буссов писал: «Все заключенные по всей стране были выпущены и наделены подарками. Царь дал обет в течение пяти лет никого не казнить, а наказывать всех злодеев опалой и ссылкой в отдаленные местности. Он повелел строить особые судебные палаты и приказы, издал новые законы и постановления, положил конец всякому имевшему место в стране языческому, содомскому распутству и греху».
В период голода 1601-1603 гг., когда нараставший социально-экономический кризис сопутствовал кризису династическому, когда нарастание классовой борьбы означало серьезную угрозу трону, правительство вновь вернулось к практике времен опричного террора. По свидетельству историка Н.Костомарова, «внутри государства повсюду подслушивали, не говорит ли кто о Дмитрии, не ругает ли Бориса; обвиненным резали языки, жгли их на огне, сажали на колья». Как полагает В.Рогов, это означало конец попыток либерализации уголовной политики и разрушение гуманных принципов уголовного права, восстановленных было после смерти Ивана Грозного. После начала интервенции и гражданской войны в 1604 г. появились объективные предпосылки для развязывания террора. Xудшие традиции опричного времени получили новые возможности для воплощения на практике. Большое число сторонников самозванца в народе заставляло государственную власть применять террор в массовых масштабах. За преданность самозванцу даже женщин и детей сажали на кол, вешали по деревьям за ноги, стреляли для забавы из пищалей, зверски расправлялись с младенцами. Некоторые районы страны Годунов отдал на откровенный произвол и порабощение. Людей толпами продавали оттуда в неволю. Особенно свирепствовали татары и инородцы, которые во множестве были в войсках царя Бориса. Войска самозванца ответили аналогичным террором. Такая ситуация приводила к новым деформациям правосознания, к полному пренебрежению по отношению к действовавшим законам, к повсеместному нарушению правовых норм.
Лжедмитрий I, заподозрив стрельцов в заговоре, устроил показательный суд. Он собрал стрельцов и «выдал семерых арестованных смутьянов на расправу их товарищам. Думный дворянин Григорий Микулин подал знак верным стрельцам, и осужденные были растерзаны в миг. Трупы казненных провезли в открытой телеге по всему городу для устрашения заговорщиков».
Правительство В.Шуйского также не смогло удержаться от репрессий. В 1607 году оно провело массовые казни четырех тысяч мятежников. Их ночами выводили на берег Яузы, били дубиной по голове и опускали под лед. Утопление символизировало крайнюю греховность казнимого, автоматически влекло за собой лишение покаяния и погребения, заставляло душу мучиться и после смерти.
Террор Смутного времени привел к очень важным последствиям: наказание больше не связывалось в народном сознании с законной государственной властью, оно исходило от всех противоборствующих сторон. Как пишет В.Рогов, «в отдельные периоды гражданской войны, а затем - интервенции, положение было таковым, что даже в условиях относительной устойчивости монархии, понимание права и закона было полностью разрушено для всех социальных слоев, в том числе - для верхов общества». К.Буссов свидетельствует о казни Иоахима Шмидта, которого сварили живьем в меду, а скелет запретили хоронить, отдав на растерзание собакам. Такая казнь явно не была предусмотрена ни одним законодательным актом. После победы над войсками Болотникова большая территория была просто отдана войскам на разграбление.
В Смутное время нередко применялся такой вид казни, как отдать товарищам (стрельцам) на расправу. В этом случае государь уже не выступает как самовластный хозяин, он фактически расправляется с неугодным лицом или преступником с помощью народа, тем самым легитимизируя свои действия.
Жестокие массовые казни случались и в последующее время, но, как правило, они были вызваны экстраординарными обстоятельствами. Например, Алексей Михайлович жестоко расправился с участниками медного бунта. По свидетельству Г.Котошихина, «царь... велел столникам, и стряпчим, и дворяном, и жилцом, и стрелцом и людем боярским, которые при нем были, тех людей бити и рубити до смерти. И как их начали бить, и сечь, и ловить. почали бегать и топиться в Москву реку, и потопилося их в реке болши 100 человек, и пресечено болши 700 человек. повесили со 150 человек, а достальным всем был указ, пытали и жгли. а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад, посадя в большие суды, потопили в Москве реке. А те все, которые казнены и потоплены и разосланы, не все были воры, а прямых воров болши не было что с 200 человек. А людей за те денги как они ходили, за их воровство, что они делали и чинили смуту, казнено в те годы смертною казнью болши 7000 человек».
Несмотря на критическое отношение к книге Г.Котошихина из-за его отрицательного отношения к Алексею Михайловичу, данному свидетельству, очевидно, можно верить. В этом случае оно еще раз доказывает, что монарх Российский считал себя вправе применять казнь к бунтовщикам практически без суда, без выяснения степени их вины.
Таким образом, подводя итог рассмотрению системы уголовных наказаний в период сословно-представительной монархии, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, проведенное исследование позволило сформулировать общие особенности развития системы наказаний в период сословно-представительной монархии:
1) развитие системы наказаний происходило эволюционным путем при сохранении существовавших правовых традиций и институтов;
2) система наказаний развивалась под воздействием совокупности религиозных и ментальных факторов, таких как православная духовная традиция и исконные представления о «правде» и справедливости;
3) с наступлением периода сословно-представительной монархии система наказаний стала средством проведения карательной политики государства при полном приоритете интересов власти.
Во-вторых, система наказаний в период сословнопредставительной монархии развивалась на основе сочетания двух основных принципов: устрашения и целесообразности. Под влиянием первого из указанных принципов сформировались такие черты системы наказаний, как их жестокость и публичный характер исполнения.
В-третьих, типичным для средневековой системы наказаний было широкое распространение телесных и членовредительских наказаний. При этом членовредительство не получило такого обширного применения, как в Западной Европе. Помимо этого, применительно к рассматриваемому периоду не всегда пытку можно отделить от телесного наказания. Например, кнут служил эффективным и часто применявшимся средством и того, и другого.
В-четвертых, по мере развития процессов централизации государства и закрепощения крестьянства возрастало применение смертной казни, которая выходит на первое место в системе наказаний за преступления, прежде всего антигосударственные и антицерковные.
В-пятых, реальная правовая практика в уголовной сфере значительно отличалась от норм действовавшего законодательства. Особенно ярко это проявлялось в периоды сильных социальных потрясений, такие как опричнина, Смутное время, крестьянские войны и бунты.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (21) 2010