Бесплатная консультация юриста по уголовным вопросам

Задайте вопрос и получите юридическую консультацию по уголовному праву от юристов!

Правовая охрана национально-этнических символов

ЗЮКОВ Андрей Михайлович
кандидат юридических наук, докторант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России
ГРИШИНА Таисия Юрьевна
соискатель факультета подготовки научно-педагогических кадров Владимирского юридического
В статье рассматриваются вопросы защиты национально-этнических символов (флаг, герб) в условиях правовой реформы. Отмечается многообразие национально- этнических символов, которые в настоящее время не охраняются уголовно-правовыми и административными нормами.



Основания национальных идеологий выражают такое понимание природы национальной группы, которая мо­жет интерпретироваться в качестве социальной общности, складываться на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определённых черт ду­ховной культуры или культурной общности либо быть во­площением «национального духа», подкрепляемого куль­турными нормами, ценностями и символами.

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы.

Символ представляет собой идейную или идейно­образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком. Символ в широ­ком смысле слова - это образ. Он содержит в себе опреде­ленный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т. д. Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, разного рода гербы и т. д.

Каждый народ создает и почитает собственные наци­онально-государственные символы. Они строятся на дли­тельной традиции, в которой важное место занимают раз­ного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атри­буты государственно-политической самоидентификации.

К национальным (государственным) символам отно­сятся флаг, герб, гимн. Правовая охрана этих символов осуществляется с помощью административно-правовых и уголовно-правовых средств.

Н.Н.Вопленко отмечает, что символы являются состав­ной частью общечеловеческой, международно-правовой и национальной культур. Это объединение культуры на международном, бытовом и повседневном уровне, и се­годня нельзя отказаться от использования языка символов в праве или полно­стью его заменить, так как очевидна практическая польза их использования.

Наряду с государ­ственными флагами, начиная примерно с XIX века, в разных ча­стях света стали широ­ко распространяться флаги национальные (этнические). Дело в том, что в английском языке термин «на­циональный» прирав­нивается к термину «государственный». В русском же языке су- Гришина Т.Ю. ществует смысловое разделение на государственный и на­циональный (этнический).

Национальный, или этнический, флаг - флаг, связанный с конкретным на­родом. Существует весьма условное разделение нацио­нальных флагов на категории:

-     флаги народов, имеющих территорию компактно­го проживания, но не имеющих своего государственного или автономного образования. Обычно флаги народов, либо утративших свою государственную независимость или автономный статус, либо никогда ранее независи­мости не имевших. Например, флаг курдов на террито­рии Ирака и Турции, флаги басков и каталонцев в Испа­нии, флаги крымских татар на территории современной Украины;

-     флаги народов, не имеющих однозначной нацио­нальной территории. Например, цыгане. Флаг был утверж­дён Всемирным цыганским конгрессом в 1971 году;

-     флаги, не совпадающие с флагами государственных или автономных образований, где данная нация является титульной;

-     государственные флаги за пределами данных го­сударств, используемые в качестве национальных флагов или обозначающие национальную диаспору. Например, армянский и греческий флаги в России, российский флаг в Эстонии и Латвии. Армянами, конечно же, используется национальный флаг Армении, но общероссийская обще­ственная организация «Союз армян России» имеет свой флаг - полотнище из белой и оранжевой горизонтальных полос.

Существуют и другие категории этнических флагов (флаг ассирийцев, флаг конфедерации южных штатов и др.).

Однако фактически национально-этнические симво­лы правом не охраняются. Так, в соответствии с уголовным законодательством РФ подлежат охране от надругательства только национальные символы. Факты о надругательствах ежегодно регистрирует ГИАЦ МВД России: в 2002 г. - 29 преступлений (лиц - 104), в 2003 - 46 преступлений (лиц - 112), в 2004 - 28 (лиц - 100), в 2005 - 204 (лиц - 120), в 2006 - 33 (лиц - 12), в 2007 - 20 (лиц - 13), в 2008 - 19 пре­ступлений (лиц - 12).

В свое время в уголовном законодательстве РСФСР была закреплена норма об ответственности за надруга­тельство над государственным гербом и флагом страны, которая предусматривала и охрану флагов суверенных ре­спублик в составе Российской Федерации (статья 190.2 УК РСФСР Надругательство над Государственными гербом или флагом).

В действующей редакции защищаются лишь госу­дарственный герб и флаг Российской Федерации и не за­щищаются флаги и гербы республик в составе России. Тем более не защищаются национально-этнические символы. Другие флаги (зарубежных государств, субъектов Федера­ции, общественных объединений) и гербы (городов и т. д.) не являются предметом данного преступления.

Предметом данного преступления не является госу­дарственный герб или флаг бывшего СССР или союзных республик, а также герб и флаг субъекта РФ. То же следует заметить и про Знамя Победы.

Публичное надругательство над гербами и флагами субъектов РФ или общественных организаций квалифици­руется как вандализм (ст. 214 УК), что представляется не совсем верным, так как очевидна специфическая характе­ристика предмета - иностранного флага или герба, над ко­торым может состояться надругательство.

Не охраняются средствами уголовно-правовой защи­ты и символы субъектов Российской Федерации. То есть в случае надругательства над флагом одного из субъектов РФ квалификация будет даваться по статье 214 УК РФ. Это представляется это не совсем верным. То же можно сказать и в отношении официальных символов иностранных госу­дарств.

Очень тесно с национально-этническими символами связаны и религиозные символы, например иконы в хри­стианстве. Следует заметить, что кроме икон символами в христианстве могут выступать и другие предметы, которые используются в различного рода преступлениях «.. .в форме намеренного извращения изначальных смыслов христи­анских символов и архетипов православной культуры.», например, в преступлениях экстремистского характера пу­тем воздействия через эти символы на окружающих. Так, в 2007 г. православные символы (купола и кресты) были отмечены на матрешках-урнах, выставленных на улицах китайского города Хэйхэ. По мнению инициаторов про­екта, урна-матрешка «совмещает приятное с полезным». «Мы это сделали в знак дружбы России и Китая. А еще для наших детей. Чтобы китайские дети как можно рань­ше знакомились с русской культурой», - сказал секретарь горкома КПК Хэйхэ.

В 2005 г. Таганским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении Самодурова Ю.В. и Васи- ловской Л.В., которые явились организаторами выстав­ки «Осторожно, религия!», проведенной в период с 14 по 18 января 2003 г. с использованием экспонатов с изображе­ниями, текстами и предметами, являющимися значимыми для исторической и социальной памяти народов России, прежде всего, для народов, исповедующих православие, а также для других христиан. Приведенные экспонаты со­держали религиозный смысл, с пренебрежением изобра­жали предметы и тексты, имеющие сакральное, культовое назначение, публично унижали достоинство граждан, ис­поведующих христианство, прежде всего православие. Пу­бличная демонстрация экспонатов выставки в музее вызва­ла широкий общественный резонанс, возбудила вражду, а также унизила национальное достоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской православной церкви.9 По результатам проведен­ной в ходе расследования данного дела комплексной экс­пертизы (этнографо-религиоведческой ее части) был сде­лан вывод, что сама выставка носит открытый, публичный характер инспирированного, то есть подстрекательского внушения антиправославных и антирусских идей, возбуж­дающих национальную, расовую и религиозную вражду, унижающих национальное достоинство, пропагандирую­щих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности. Такие идеи инспирировались в сознание человека через зрительный ряд переиначенных, но легко узнаваемых предметов-святынь. Издевательская перекодировка сакральных религиозных символов в виде Животворящего Креста, обвешанного сосисками, распятой обнаженной женщины являются попыткой нейропред- метного программирования личности. В действительности подбор экспонатов был сведен к оскорблению чувств пра­вославных верующих в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архети­пов православной культуры. Икона - главный выразитель православия. Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиоз­ная система, предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эсте­тических представлений. Значимость икон на всех этапах русской и отечественной истории позволяет правильно понять русский менталитет, духовную культуру народа, ко­торая выросла из православия, впитала элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер, миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории.

 

В ответ на организованную выставку «Осторожно - ре­лигия» депутат Государственной Думы А.Чуев (лидер Российской христианско-демократической партии) предло­жил внести в Уголовный кодекс России поправки, предусма­тривающие ответственность за оскорбление религиозных святынь.10 По мнению депутата А.Чуева, появление указан­ных выставок есть проявление не протеста, а нигилизма, направленного на разрушение нравственных устоев и за­претов в обществе. Религии, при всех их различиях, созда­ют определенные нравственные запреты, а следовательно, являются опорой государственной политики.

Следует учитывать и то, что правосознание большин­ства россиян основано на евангельских корнях.

Таким образом, в современной системе права назре­ла необходимость четкого определения и перечня симво­лов, подлежащих именно уголовно-правовой охране. Не­обходима дифференциация самих символов и подходов такой охраны: уголовно-правовыми, административны­ми, гражданско-правовыми мерами. Следует учесть, что национально-этнические символы, символы субъектов Рос­сии, а равно символы международных организаций, дей­ствующие на территории Российской Федерации, мерами уголовно-правовой защиты не охраняются.

Определение правовых институтов защиты наци­онально-этнических символов позволит продолжить пра­вовую реформу в направлении культивирования уважения к символам разных народов, этнических групп и, восприни­мая образцы мировой цивилизации в целом, стандартизи­ровать правовое регулирование в рассматриваемой сфере.

Под национально-этническими символами, требую­щими правовой охраны, следует понимать предметы, значение которых принимается и разделяется этносоци­альной группой, обозначающие какой-либо национально­этнический образ или этносоциальную идею, являющиеся результатом первоначального воздействия символического пространства структуры (этноса) на индивида (члена этно­социальной группы) и служащие для этнической идентич­ности этнонациональной (этносоциальной) группы.

Социальная обусловленность правовой охраны наци­онально-этнических символов продиктована значением символов для этнической идентичности через символиче­скую систему, выступающую ключом к пониманию куль­туры национально-этнических групп.

Способами охраны национально-этнических символов должна выступить совокупность правовых норм, которая, во-первых, законодательно закрепит такие символы на фе­деральном и региональном уровнях, во-вторых, позволит регулировать правоотношения по поводу выделения сим­волов из ряда схожих по значению предметов, идентифи­цирующих этнонациальные группы, в-третьих, упорядочит правоотношения, возникающие в связи с производством, применением, использованием, хранением, передачей и утилизацией национально-этнических символов.

 

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (23) 2010

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).