ЗЮКОВ Андрей Михайлович
кандидат юридических наук, докторант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России
ГРИШИНА Таисия Юрьевна
соискатель факультета подготовки научно-педагогических кадров Владимирского юридического
В статье рассматриваются вопросы защиты национально-этнических символов (флаг, герб) в условиях правовой реформы. Отмечается многообразие национально- этнических символов, которые в настоящее время не охраняются уголовно-правовыми и административными нормами.
Основания национальных идеологий выражают такое понимание природы национальной группы, которая может интерпретироваться в качестве социальной общности, складываться на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определённых черт духовной культуры или культурной общности либо быть воплощением «национального духа», подкрепляемого культурными нормами, ценностями и символами.
Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы.
Символ представляет собой идейную или идейнообразную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком. Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т. д. Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, разного рода гербы и т. д.
Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Они строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации.
К национальным (государственным) символам относятся флаг, герб, гимн. Правовая охрана этих символов осуществляется с помощью административно-правовых и уголовно-правовых средств.
Н.Н.Вопленко отмечает, что символы являются составной частью общечеловеческой, международно-правовой и национальной культур. Это объединение культуры на международном, бытовом и повседневном уровне, и сегодня нельзя отказаться от использования языка символов в праве или полностью его заменить, так как очевидна практическая польза их использования.
Наряду с государственными флагами, начиная примерно с XIX века, в разных частях света стали широко распространяться флаги национальные (этнические). Дело в том, что в английском языке термин «национальный» приравнивается к термину «государственный». В русском же языке су- Гришина Т.Ю. ществует смысловое разделение на государственный и национальный (этнический).
Национальный, или этнический, флаг - флаг, связанный с конкретным народом. Существует весьма условное разделение национальных флагов на категории:
- флаги народов, имеющих территорию компактного проживания, но не имеющих своего государственного или автономного образования. Обычно флаги народов, либо утративших свою государственную независимость или автономный статус, либо никогда ранее независимости не имевших. Например, флаг курдов на территории Ирака и Турции, флаги басков и каталонцев в Испании, флаги крымских татар на территории современной Украины;
- флаги народов, не имеющих однозначной национальной территории. Например, цыгане. Флаг был утверждён Всемирным цыганским конгрессом в 1971 году;
- флаги, не совпадающие с флагами государственных или автономных образований, где данная нация является титульной;
- государственные флаги за пределами данных государств, используемые в качестве национальных флагов или обозначающие национальную диаспору. Например, армянский и греческий флаги в России, российский флаг в Эстонии и Латвии. Армянами, конечно же, используется национальный флаг Армении, но общероссийская общественная организация «Союз армян России» имеет свой флаг - полотнище из белой и оранжевой горизонтальных полос.
Существуют и другие категории этнических флагов (флаг ассирийцев, флаг конфедерации южных штатов и др.).
Однако фактически национально-этнические символы правом не охраняются. Так, в соответствии с уголовным законодательством РФ подлежат охране от надругательства только национальные символы. Факты о надругательствах ежегодно регистрирует ГИАЦ МВД России: в 2002 г. - 29 преступлений (лиц - 104), в 2003 - 46 преступлений (лиц - 112), в 2004 - 28 (лиц - 100), в 2005 - 204 (лиц - 120), в 2006 - 33 (лиц - 12), в 2007 - 20 (лиц - 13), в 2008 - 19 преступлений (лиц - 12).
В свое время в уголовном законодательстве РСФСР была закреплена норма об ответственности за надругательство над государственным гербом и флагом страны, которая предусматривала и охрану флагов суверенных республик в составе Российской Федерации (статья 190.2 УК РСФСР Надругательство над Государственными гербом или флагом).
В действующей редакции защищаются лишь государственный герб и флаг Российской Федерации и не защищаются флаги и гербы республик в составе России. Тем более не защищаются национально-этнические символы. Другие флаги (зарубежных государств, субъектов Федерации, общественных объединений) и гербы (городов и т. д.) не являются предметом данного преступления.
Предметом данного преступления не является государственный герб или флаг бывшего СССР или союзных республик, а также герб и флаг субъекта РФ. То же следует заметить и про Знамя Победы.
Публичное надругательство над гербами и флагами субъектов РФ или общественных организаций квалифицируется как вандализм (ст. 214 УК), что представляется не совсем верным, так как очевидна специфическая характеристика предмета - иностранного флага или герба, над которым может состояться надругательство.
Не охраняются средствами уголовно-правовой защиты и символы субъектов Российской Федерации. То есть в случае надругательства над флагом одного из субъектов РФ квалификация будет даваться по статье 214 УК РФ. Это представляется это не совсем верным. То же можно сказать и в отношении официальных символов иностранных государств.
Очень тесно с национально-этническими символами связаны и религиозные символы, например иконы в христианстве. Следует заметить, что кроме икон символами в христианстве могут выступать и другие предметы, которые используются в различного рода преступлениях «.. .в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архетипов православной культуры.», например, в преступлениях экстремистского характера путем воздействия через эти символы на окружающих. Так, в 2007 г. православные символы (купола и кресты) были отмечены на матрешках-урнах, выставленных на улицах китайского города Хэйхэ. По мнению инициаторов проекта, урна-матрешка «совмещает приятное с полезным». «Мы это сделали в знак дружбы России и Китая. А еще для наших детей. Чтобы китайские дети как можно раньше знакомились с русской культурой», - сказал секретарь горкома КПК Хэйхэ.
В 2005 г. Таганским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении Самодурова Ю.В. и Васи- ловской Л.В., которые явились организаторами выставки «Осторожно, религия!», проведенной в период с 14 по 18 января 2003 г. с использованием экспонатов с изображениями, текстами и предметами, являющимися значимыми для исторической и социальной памяти народов России, прежде всего, для народов, исповедующих православие, а также для других христиан. Приведенные экспонаты содержали религиозный смысл, с пренебрежением изображали предметы и тексты, имеющие сакральное, культовое назначение, публично унижали достоинство граждан, исповедующих христианство, прежде всего православие. Публичная демонстрация экспонатов выставки в музее вызвала широкий общественный резонанс, возбудила вражду, а также унизила национальное достоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской православной церкви.9 По результатам проведенной в ходе расследования данного дела комплексной экспертизы (этнографо-религиоведческой ее части) был сделан вывод, что сама выставка носит открытый, публичный характер инспирированного, то есть подстрекательского внушения антиправославных и антирусских идей, возбуждающих национальную, расовую и религиозную вражду, унижающих национальное достоинство, пропагандирующих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности. Такие идеи инспирировались в сознание человека через зрительный ряд переиначенных, но легко узнаваемых предметов-святынь. Издевательская перекодировка сакральных религиозных символов в виде Животворящего Креста, обвешанного сосисками, распятой обнаженной женщины являются попыткой нейропред- метного программирования личности. В действительности подбор экспонатов был сведен к оскорблению чувств православных верующих в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архетипов православной культуры. Икона - главный выразитель православия. Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиозная система, предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эстетических представлений. Значимость икон на всех этапах русской и отечественной истории позволяет правильно понять русский менталитет, духовную культуру народа, которая выросла из православия, впитала элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер, миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории.
В ответ на организованную выставку «Осторожно - религия» депутат Государственной Думы А.Чуев (лидер Российской христианско-демократической партии) предложил внести в Уголовный кодекс России поправки, предусматривающие ответственность за оскорбление религиозных святынь.10 По мнению депутата А.Чуева, появление указанных выставок есть проявление не протеста, а нигилизма, направленного на разрушение нравственных устоев и запретов в обществе. Религии, при всех их различиях, создают определенные нравственные запреты, а следовательно, являются опорой государственной политики.
Следует учитывать и то, что правосознание большинства россиян основано на евангельских корнях.
Таким образом, в современной системе права назрела необходимость четкого определения и перечня символов, подлежащих именно уголовно-правовой охране. Необходима дифференциация самих символов и подходов такой охраны: уголовно-правовыми, административными, гражданско-правовыми мерами. Следует учесть, что национально-этнические символы, символы субъектов России, а равно символы международных организаций, действующие на территории Российской Федерации, мерами уголовно-правовой защиты не охраняются.
Определение правовых институтов защиты национально-этнических символов позволит продолжить правовую реформу в направлении культивирования уважения к символам разных народов, этнических групп и, воспринимая образцы мировой цивилизации в целом, стандартизировать правовое регулирование в рассматриваемой сфере.
Под национально-этническими символами, требующими правовой охраны, следует понимать предметы, значение которых принимается и разделяется этносоциальной группой, обозначающие какой-либо национальноэтнический образ или этносоциальную идею, являющиеся результатом первоначального воздействия символического пространства структуры (этноса) на индивида (члена этносоциальной группы) и служащие для этнической идентичности этнонациональной (этносоциальной) группы.
Социальная обусловленность правовой охраны национально-этнических символов продиктована значением символов для этнической идентичности через символическую систему, выступающую ключом к пониманию культуры национально-этнических групп.
Способами охраны национально-этнических символов должна выступить совокупность правовых норм, которая, во-первых, законодательно закрепит такие символы на федеральном и региональном уровнях, во-вторых, позволит регулировать правоотношения по поводу выделения символов из ряда схожих по значению предметов, идентифицирующих этнонациальные группы, в-третьих, упорядочит правоотношения, возникающие в связи с производством, применением, использованием, хранением, передачей и утилизацией национально-этнических символов.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (23) 2010