Социальные предпосылки установления уголовной ответственности за незаконную миграцию

СХИМНИКОВА Ксения Михайловна
аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического института Российского университета дружбы народов.
В статье приводится классификация миграционных потоков, рассматриваются виды и типы миграций. Рассматриваются особенности миграционных потоков в России и зарубежных странах. По степени общественной опасности предлагается выделить три вида незаконной миграции и три вида незаконньтх мигрантов. Раскрываются причины существования незаконной миграции в России. Описываются негативные последствия иммиграции для экономики государства, а также для самих мигрантов. Описываются этапы становления и формирования ответственности за незаконную миграцию в России.

Миграция представляет собой явление, которое давно из­вестно человечеству. Как отмечается в литературе, миграция - это перемещение людей на большое расстояние и на длитель­ный срок.


В литературе представлены различные варианты класси­фикации данного явления:

1. по дальности переезда: внутрипоселенческие, вну­трирайонные, внутрирегиональные (для России - в пределах одного субъекта Российской Федерации), межрегиональные, международные;

2. по «времени отсутствия»: «возвратные» (эпизодиче­ские миграции - изменения места нахождения человека, со­вершаемые им на определенный срок, без какой-либо времен­ной закономерности (командировки); маятниковые миграции - регулярные перемещения (ежедневные или еженедельные), связанные, как правило, с трудовой деятельностью; сезонные миграции - изменение места жительства на длительный срок в течение года, также связанные с трудовой деятельностью) и «безвозвратные»;

3. по направленности движения наиболее распростра­ненной является разделение миграционных процессов данно­го варианта классификации на следующие виды: «село - село», «село - город», «город - город», «город - село»;

4. по составу участников. К числу наиболее распростра­ненных качественных признаков данной типологии относятся: семейное положение (семьи, одиночки); этнический состав; профессиональный и социальный состав; возрастно-половая структура мигрантов;

5. по причинам: депортация, мобилизация, изоляция от общества, военные действия и массовые беспорядки, стихийные бедствия и природные катастрофы, техногенные катастрофы, политические и религиозные преследования, социально-эко­номическая, экономические, социальные, духовные, природно­ экологические, медицинские показания, психологический дис­комфорт, по семейным обстоятельствам, по личным причинам.


Приведенная выше классификация миграционных про­цессов не является единственно возможной - в зависимости от того, под каким углом зрения рассматривается пространствен­ная мобильность населения, могут быть предложены иные ка­тегории и типы миграций1. Так, различают миграцию добро­вольную и вынужденную, внутреннюю и внешнюю.

Особую нишу в современной миграции занимает добро­вольная трудовая миграция - перемещение с целью найма на работу. Постоянное увеличение трудовой миграции - есте­ственный общемировой процесс. Христианское население западных стран быстро стареет, и прецедент, созданный Бель­гией в середине 50-х годов ХХ века, когда впервые в Западной Европе из-за нарастающего дефицита рабочих рук были от­крыты границы для гастарбайтеров, вызвал лавину последова­телей. Миграционные потоки приобретают в последние деся­тилетия огромный масштаб.

Итак, миграция населения из сел в города, из бедных в страны в богатые и процветающие, из стран с трудными кли­матическими условиями в страны с благоприятными услови­ями стара, как история человечества, поскольку люди всегда стремятся к лучшей жизни. Возникшая как форма адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, тру­довая миграция стала не только действенным средством пред­упреждения бедности, но и постепенно превратилась в реаль­ный и эффективный способ повышения уровня жизни и бла­госостояния для определенной части экономически активного населения.





То есть, можно заметить, что трудовая миграция в своей основе является экономическим решением: если ожидаемая заработная плата в чужой стране с учетом издержек переез­да и упущенной выгоды от жизни дома (где не нужно искать жилье, обзаводиться связями и проч.) превышает заработную плату дома от того же (или близкого) вида деятельности, ра­циональный человек выберет переехать в другую страну и ра­ботать в ней.

Незаконная миграция является особым видом миграции. Согласно Концепции государственной миграционной поли­тики Российской Федерации на период до 2025 года под неза­конной миграцией следует понимать перемещения в Россий­скую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности. Однако действующее законодательство не содержат четких, единоо­бразно применяемых определений «миграция» и «мигрант», в них отсутствуют определения «незаконная миграция», «не­законные мигранты» и (или) «нелегальная миграция». Суще­ствующая точка зрения современных правоведов на указанные явления, как и на критерии отнесения мигрантов к «незакон­ным», противоречива.

По мнению Т.Б. Смашниковой, мигрантов, нарушающих требования законодательства государства пребывания, целесо­образно представлять единой правовой категорией «незакон­ные мигранты»; соответственно общественно-правовое явле­ние - миграция населения, которое сопровождается наруше­ниями миграционного законодательства страны пребывания, также должно определяться единым термином «незаконная миграция».



По степени общественной опасности предлагается вы­делить три вида незаконной миграции и, соответственно, три вида незаконных мигрантов:

1. криминальная миграция (криминальные мигранты), характеризующаяся незаконным въездом и пребыванием ми­грантов на территории принимающего государства с целью осуществления заведомо преступной деятельности, представ­ляющей собой реальную опасность для общественного и госу­дарственного устройства;

2. нелегальная миграция (нелегальные мигранты), характе­ризующаяся умышленным незаконным въездом и незаконным пребыванием на территории государства с различными целями, не имеющими выраженного криминального характера;

3. неконтролируемая миграция (неконтролируемые ми­гранты), к которой будут отнесены граждане стран СНГ, въез­жающие на территорию принимающего государства закон­ным образом с целью осуществления трудовой деятельности или перемены постоянного места жительства, но по различ­ным причинам нарушающие миграционные правила страны пребывания.


Нелегальная и криминальная миграция представля­ют собой очень серьезные проблемы, которые связаны, в первую очередь, с определенными сложностями при уста­новлении количественных параметров этого явления, так­же с тем, что практически невозможно спрогнозировать окончательные последствия миграции, со сложностью в области борьбы с данным явлением, и, наконец, проблемы связаны с тем, что отсутствуют концепции и разработки конкретных проблем в области борьбы с таким явлением как миграция в условиях глобальных изменений в мировой экономике.

Следует отметить, что сама по себе международная ми­грация населения не является чем-то новым, присущим ис­ключительно нынешнему этапу глобальной трансформации мировой системы. Многие исследователи указывают на ци­клический характер миграционных процессов.

Что касается особенностей миграции в России, то харак­тер миграции, в том числе и незаконной, в России имеет свою специфику, прежде всего, в силу того, что Россия является наиболее экономически развитым государством на постсо­ветском пространстве и как следствие - крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. При этом Российская Федерация не только принимает мигрантов, но и является страной исхода и транзита.


Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демо­графических процессов привели к массовому перемещению населения и в России, на данный момент в стране проживает около 10 млн. граждан других государств. «Это целая Порту­галия, если брать европейские аналоги», - заявил К. Косачев. По его словам, иностранных мигрантов в России становится все больше, и к 2050 году их число может превысить треть на­селения страны.

Наблюдается другая проблема, с которой столкнулась Россия, а именно то, что происходило возвращение русских из государств, которые объявили о своем суверенитете. 3 мил­лиона человек вернулись в Россию сразу, а в итоге таких воз­вращений было около 25 миллионов человек. За десять лет с момента распада СССР из стран СНГ и Прибалтики в Россию прибыло около 4,4 миллиона человек. В большинстве своем они не были беженцами или вынужденными переселенцами в строгом смысле этих понятий. Так, миграция из Прибалтики, Украины и Белоруссии формально не являлась вынужденной, и поэтому статус вынужденного переселенца получил очень небольшой процент мигрантов.

В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих эконо­мически развитых странах мира. Среди общих особенностей миграционных процессов можно назвать следующие: преоб­ладание экономических побуждений; расширение диапазона областей происхождения миграционных потоков; различия в культуре между иммигрантами и населением принимающих стран; маргинализация не имеющих гражданства иммигран­тов, объясняющаяся их положением на рынке труда и как эт­нического меньшинства.


Основной причиной существования незаконной мигра­ции является неравенство экономического развития госу­дарств. Другими наиболее значимыми факторами, оказыва­ющими влияние на развитие незаконной миграции из СНГ, являются:

- высокий уровень бедности в большинстве государств СНГ;

- самая протяженная в мире Государственная граница Российской Федерации, 13 тыс. километров которой на ключе­вом азиатском направлении не устроены и даже не проведены на земле, а это, в свою очередь, во многом способствует беспре­пятственному перемещению нелегальных мигрантов;

- диаспоры в России из представителей достаточно большого количества государств, которые имеют связи с этни­ческой родиной, что, в свою очередь, облегчается первоначаль­ный этап миграции;

- криминализация общества и высокий уровень коррупции.


Что касается негативных последствий иммиграции для экономики страны, которая принимает на себя удар мигран­тов, здесь можно отметить следующие:

- определенная нагрузка на бюджет принимающего го­сударства;

- социальные, культурные, общественные конфликты;

- как пишут многие авторы также тот факт, что имми­грация представляет собой серьезный источник безработицы.


М.М. Апаева выделяет следующие основные угрозы на­циональной безопасности, которые связаны с незаконной ми­грацией:

Во-первых, мигранты, в случае избытка трудовых ресур­сов, усиливают напряженность на рынке труда.

Во-вторых, увеличение мигрантов приводит к изменению социально-этнического состава и несет угрозу вытеснения ко­ренного населения или его дискриминации, а также мигранты могут создавать землячества, способствующие усилению соци­окультурной разобщенности с местным населением.

В-третьих, мигранты, испытывая различные проблемы, включаются в противоправную деятельность.

В-четвертых, мигранты уклоняются от уплаты налогов и других социальных и коммунальных платежей в бюджеты всех уровней и осуществляют постоянный неконтролируемый вы­воз денежных средств, как правило, через системы неофици­альных денежных переводов.


Следует обратить внимание на тот факт, что существует не мало отрицательных последствий незаконной миграции и для самих мигрантов. Лица, которые въезжают в опреде­ленную страну незаконным способов для того, чтобы найти себе убежище или же заниматься трудовой деятельностью, они автоматически исключаются из правового регулирова­ния данного государства, про них никто не знает в виду их латентного и нелегального нахождения на территории того или иного государства. Вследствие этого незаконные ми­гранты не могут пользоваться различного рода правами, не могут обращаться за социальной и медицинской помощью, которые по правилам предоставляются законно въезжаю­щим гражданам. Данный факт, в свою очередь, негативно отражается на их положении в социуме, подталкивая к на­чалу ведения криминальной жизни. Данную категорию лиц сложно привлечь к выполнению государственных обязанно­стей, что в итоге затрудняет нормальное функционирование их жизнедеятельности, тем самым толкая на ведение пре­ступной деятельности и тем самым осложняется процесс государственного регулирования миграции и реализация контроля за ними.

Итак, незаконная миграция способствует формированию вызовов и угроз национальной и международной безопасно- сти9. Сегодня мировое сообщество включило в число основных вызовов и угроз национальной и международной безопас­ности данный вид миграции. С одной стороны, незаконная миграция способствует распространению вызовов и угроз, а с другой - является формой транснациональной организован­ной преступности. Причем в последнем своем выражении ста­новится органической частью миграционной преступности, основой, подпитывающей ее.


Как показывает практика, происходит усложнение пра­вовых отношений между мигрантами и государством, на лицо заметное увеличение количества мигрантов, а также число со­вершаемых ими преступных деяний, всё это вызывает у госу­дарства определенную потребность законодательного регули­рования такого явления как миграция.

Можно отметить, что мировая политика направляет свою деятельность на усиление контролирующих органов за тем, чтобы ограничивать въезд мигрантов на территории их госу­дарств.

Правовое регулирование миграции осуществляется путем разработки и практической реализации комплек­са законодательных и подзаконных актов, определяющих условия, которые стимулируют либо ограничивают пере­мещения людей, а также их определяющих численных кон­тингентов в направлениях, отвечающих текущим и перспек­тивным потребностям общества, государства, групп стран, а также мирового сообщества в целом. Регулирование вопро­сов миграции устанавливается внутренним законодатель­ством государства.

Происходит мировое и комплексно-правовое регулиро­вание миграции населения. Следует заметить, что во многом национальное и международное регулирование схоже. Это касается, например, того факта, что законодательство России восприняло и переняло понятие беженца, которое в 1951 г. было впервые отражено и закреплено в Конвенции ООН «О статусе беженцев».


Во-вторых, национальное законодательство основыва­ется на общих принципах и нормах международного права, которые были выработаны в процессе международно-пра­вового регулирования. В этом случае достаточно обратить внимание на Всеобщую декларацию прав человека (ст. 13) либо на Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах 1966 г. (ст. 12). Принцип свободы передвиже­ния и выбора места жительства, провозглашенный в Декла­рации, был закреплен и в Конституции Российской Федера­ции (ст. 27).

В-третьих, Российская Федерация является активным участником международного правового регулирования в об­ласти миграции населения.

Российская Федерация является участником большинства соглашений в области международной миграции населения, как двухсторонних, так и многосторонних.

Что касается установления уголовной ответственности за незаконную миграцию, то историко-правовой анализ пути развития уголовно-правовой охраны российского общества и государства от незаконной миграции позволил В. С. Сокову сделать вывод о том, что охранительные нормы проходили по­следовательные этапы своего формирования, которые можно определить следующим образом.


Первый этап («царский», весь XVII в.) - в российском национальном законодательстве впервые общей правовой регламентации подверглись общественные отношения в ми­грационной сфере, при этом отношения, связанные с выездом российских подданных в иные государства были взяты под уго­ловно-правовую охрану.

Второй этап («имперский», начало XVIII в. - начало ХХ в.) - в законодательстве России регулировались отношения в миграционной сфере, связанные с въездом в государство, вы­ездом за его пределы, перемещением по его территории. Наи­более важные отношения на всех этапах миграции были взяты под уголовно-правовую охрану, при этом укрывательство или размещение иностранцев с нарушением правил паспортной системы образовывали самостоятельный состав наказуемого деяния.

Третий этап («советский», начало ХХ в. - конец ХХ в.) - в рамках действия нового советского законодательства в РСФСР была продолжена охрана общественных отношений в мигра­ционной сфере. В этих целях предусматривались администра­тивные и уголовно-правовые нормы, которые действовали не только в отношении лиц (граждан СССР и иностранцев), пере­мещающихся с нарушением закона, но и в отношении тех, кто способствовал их незаконному переходу через государствен­ную границу СССР, незаконному проживанию на территории СССР.


Четвертый этап («современный», конец ХХ в. - по насто­ящее время) - развитие современного российского законода­тельства осуществляется на основе общечеловеческих ценно­стей с учетом мнения мирового сообщества.

При этом в истории российского законодательства был наработан большой опыт уголовно-правовой охраны отноше­ний в миграционной сфере, который реализован при введе­нии уголовно-правового запрета на организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Россий­ской Федерации и незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

С момента образования суверенной Российской Фе­дерации для обеспечения стабильности в данной области отношений поначалу было достаточно уголовно-правового регулирования пересечения Государственной границы Российской Федерации при въезде в государство и выезде за его пределы (ст. 322 УК РФ). В последующем, выражая обеспокоенность значительным расширением деятельности организованных преступных групп применительно к неза­конному ввозу мигрантов и другой связанной с этим пре­ступной деятельности, которая причиняет огромный ущерб государству, Россия, как и многие другие страны - участни­цы Организации Объединенных Наций, согласилась с необ­ходимостью предупреждения незаконного ввоза мигрантов и борьбы с ним, подписав Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организован­ной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.).


В развитие положений Протокола в России была кри­минализирована организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ). Признание общественной опасности органи­зации незаконного въезда в Российскую Федерацию ино­странных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания на территории страны таких лиц, а также их незаконного транзита через территорию государства, рас­ширило перечень преступных деяний, нарушающих уста­новленные ограничения и прямые запреты в сфере миграции.

Итак, незаконная миграция - это въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории ино­странных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выез­да иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. Выделяют три вида не­законной миграции: криминальная, нелегальная и некон­тролируемая.


Как отмечается в уголовно-правовой литературе, соз­дается реальная опасность совершения тяжких и особо тяжких преступлений, террористических актов при та­кой высокой степени въезда и выезда, незаконного пре­бывания в России мигрантов, где эти действия не контро­лируются. Что в итоге породило правовое сообщество и государство ввести уголовно-правовой запрет на данные действия.

Неконтролируемый поток мигрантов постоянно увели­чивается, создавая криминогенную ситуацию, нанося ущерб национальным интересам России и ее безопасности, что вызы­вает потребность законодательного регулирования миграции, в целом, и незаконной миграции, в частности. Уголовная от­ветственность за организацию незаконной миграции предус­мотрена ст. 322 УК РФ.

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!