ЖУРБА Оксана Леонидовна
заместитель начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики Крымского филиала Краснодарского университета Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ДОРОСИНСКАЯ Анна Михайловна
старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Крымского филиала Краснодарского университета Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В статье рассматривается проблематика порядка отказа в возбуждении уголовного дела в отношении депутата органа местного самоуправления. Особое внимание уделено субъектам, полномочным принимать процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении вышеуказанных лиц, с предложениями реформирования данного правового института.
Отказ в возбуждении уголовного дела предполагает собой систему процессуальных решений уполномоченных государством органов (органа дознания, руководителя следственного органа, следователя и дознавателя) и действий по принятию заявлений или сообщений о преступлении, выяснению их сущности, производству, в необходимых случаях проверке и решения их путем формирования в постановлении (определении) отрицательного заключения - о невозможности возбуждения уголовного дела в связи с наличием оснований, предусмотренных законом. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела признается законным и обоснованным при соответствии его предусмотренным законом условиям. Законность решения предполагает соблюдение всех уголовно-процессуальных норм (в том числе и оформление их в надлежащую процессуальную форму), регламентирующих установленные УПК условия, а обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела - наличие оснований, предусмотренных законом для принятия данного решения.
Основания для отказа в возбуждении уголовного дела устанавливаются, как правило, в результате проверочных действий. Эта уголовно-процессуальная деятельность фактически является доказыванием.
Только в исключительном случае из содержания самого заявления (сообщения) о преступлении или других первичных материалов возможно сразу же установить Доросинская А. М. такое основание.
Основания для отказа в возбуждении уголовного дела - это достаточные фактические данные (доказательства) о наличии одного из предусмотренных законом обстоятельств, которые позволяют не проводить расследование по заявлению или сообщению о преступлении. Они перечислены в ст. 24 УПК РФ.
Классифицировать эти основания возможно в зависимости от причин, которые обосновывают принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела:
1. Основания, которые констатируют, что преступление не было совершено:
Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Событие преступления отсутствует, если не было самого факта события преступления, о котором сообщили в правоохранительные органы как об общественно опасном деянии, предусмотренном УК РФ. Также разновидностью отсутствия в деянии состава преступления будет являться такое обстоятельство, когда лицо на момент совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Перечисленные обстоятельства, являются реабилитирующими, кроме последнего, поскольку общественно опасное деяние этим лицом было совершено.
2. Основания, которые констатируют то, что лицо совершило преступление, однако расследование по делу не требуется, поскольку его обстоятельства установлены полно и есть предусмотренные законом условия для освобождения от уголовной ответственности. Эти основания называются нереабилитирующими. К ним относится смерть подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
Только на первый взгляд может показаться, что отсутствие в живых лица, подлежащего уголовной ответственности, делает производство по уголовному делу беспредметным. Отказ в возбуждении уголовного дела возможен только тогда, когда собраны достаточные доказательства, подтверждающие, что совершенное деяние является преступлением, и оно было совершено именно этим умершим лицом. Более того, должно быть доказано, что преступление было совершено без соучастника. Иначе смерть лица не может быть основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.
Считаем, что процессуальных средств доказывания в стадии возбуждения уголовного дела явно недостаточно для того, чтобы ответить на поставленные вопросы. Необходимо возбудить уголовное дело и в рамках развернутого уголовно-процессуального доказывания установить, что преступление было совершено умершим лицом. После этого дело подлежит прекращению по п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
3. Основания, которые свидетельствуют об отсутствии повода, необходимого для возбуждения дела, которое подлежит разрешению в порядке частного, частно-публичного обвинения, а также определенных дел публичного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
Отказ от дальнейшего производства связывается только с отсутствием волеизъявления потерпевшего о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 20 УПК РФ (ч.1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 ч, ч.1 ст. 128-1 УК РФ). Решение об отказе в возбуждении уголовного дела обосновывается тем, что потерпевший явно выражает нежелание инициировать уголовный процесс - отсутствует его жалоба.
4. Истечение сроков давности уголовного преследования (п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ).
Данное основание должно применяться, если на момент принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ истекли сроки давности уголовного преследования, предусмотренные ст. 78 УК РФ.
Не может быть отказано в возбуждении уголовного дела по данному основанию, если за совершение преступления возможно назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Наличие в законе исчерпывающего перечня обстоятельств для отказа в возбуждении уголовного дела, а также их четкая формулировка, является важной предпосылкой законности и обоснованности тех решений, которые принимаются. Точное определение указанных оснований необходимо также и для того, чтобы отразить реальное положение применения различных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела на практике, организовать аналитическую работу контролирующих подразделений внутренних дел и прокурорского надзора по вопросам обоснованности применения ст. 148 УПК РФ.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела находит свое отражение в постановлении, которое выносит руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель. В этом постановлении подводится итог процессуальной деятельности по проверке заявлений и сообщений о преступлениях, формулируется и обосновывается вывод по сути дела, а решение, которое принимается, есть решением правоотношений, возникающих в связи с поступлением данных о готовящемся или совершенном преступлении.
После вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела орган, принявший такое решение, обязан обеспечить его исполнение. Под исполнением такого процессуального решения понимается реализация всех предписаний, которые есть в постановлении, выполнение всех процессуальных действий, вытекающих из него. Прежде всего, сюда следует отнести направление в течение 24 часов с момента его вынесения копии постановления прокурору, сообщение заинтересованным лицам, разъяснение им права на обжалование и порядка обжалования, возврат документов и предметов, которые были истребованы в ходе предварительной проверки. Копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователь, дознаватель вправе направить и не являющемуся заявителем пострадавшему. Законодательно не закреплено обязательных требований к копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, поэтому законным следует признать направление прокурору и заявителю любой письменной, а в некоторых случаях и электронной копии данного документа.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, дознаватель, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Если сведения о преступлении, по которому производилась проверка, были ранее распространены средством массовой информации, в этом же или в другом средстве массовой информации необходимо опубликовать и информацию об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, если в результате проверки поступившего заявления или сообщения не установлено основания для возбуждения уголовного дела, но материалы проверки содержат данные о наличии в деянии лица административного или дисциплинарного проступка или иного нарушения общественного порядка, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны, отказав в возбуждении уголовного дела, направить заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу или владельцу предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу для принятия соответствующих мер воздействия или передать материалы для применения в установленном порядке мер административного взыскания. Это так называемые факультативные последствия отказа в возбуждении уголовного дела.
Теперь непосредственно перейдем к рассмотрению вопроса об особенностях принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона «О статусе депутатов местных советов» и п. 11 ч.1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении такого депутата может возбудить руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Однако Закон не определяет, что именно эти руководители следственного органа Следственного комитета должны принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата. Поэтому может сложиться впечатление, что это компетенция соответствующих органов дознания, следователей, дознавателей. Однако это не так.
В. С. Зеленецкий верно отмечает, что «...принимать решение о возбуждении уголовного дела, как и об отказе в этом, могут только специально уполномоченные на это органы и их должностные лица». Н. Н. Гапанович также пишет, что «... ни одно должностное лицо, наделенное правом рассмотрения первичных материалов и сообщений о преступлениях, не имеет права принимать решения по ним в нарушение своей компетенции». Это значит, что органы дознания, следователи, дознаватели не уполномочены решать по существу заявления и сообщения о преступлениях, совершенных депутатами органов местного самоуправления.
Если законодатель предоставил право возбуждать уголовные дела в отношении депутатов органов местного самоуправления только руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, то принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела должны только эти руководители.
В связи с рассматриваемой правовой регламентацией вызывает интерес вопрос о праве принятия решения как о возбуждении, так и об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата органа местного самоуправления, временно исполняющим обязанности руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. На этот вопрос можно дать положительный ответ. Для этого и назначаются в указанном статусе эти должностные лица, чтобы, хотя бы и временно, но обязательно в соответствии с законом выполнить обязанности перечисленных прокуроров, в том числе и те, которые связаны с возбуждением и отказом в возбуждении уголовного дела в отношении депутатов органов местного самоуправления.
Таким образом, приведенное еще раз подтверждает то, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата должен принимать в пределах полномочий руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Чтобы по этому поводу в дальнейшем не возникало никаких вопросов, предлагаем дополнить п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ следующим положением: «Эти же руководители следственного органа Следственного комитета в пределах полномочий принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата органа местного самоуправления».
Возможен и другой вариант правового урегулирования, а именно - отказ в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Приемлемым мог бы быть следующий порядок: отказной материал в день принятия решения докладывается соответствующему руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, он его изучает и при обоснованности принятого решения ставит свою подпись. В случае незаконности и необоснованности принятого решения оно немедленно должно отменяться, одновременно с возбуждением уголовного дела или с направлением материалов на дополнительную проверку.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение органами расследования норм УПК РФ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата органа местного самоуправления должно быть четко регламентировано в УПК РФ, дабы избежать нарушения процессуального порядка; отсутствие адекватного процессуального механизма реализации отказа в возбуждении уголовного дела является недопустимым.