ВИЧЕВА Алёна Андреевна
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел России.
В статье рассматривается юридический механизм обеспечения права на охрану здоровья лиц, содержащихся в местах принудительного содержания. Проанализированы особенности обеспечения права на охрану здоровья отдельных категорий лиц, в зависимости от места принудительного содержания. Выявлены ключевые субъекты обеспечения рассматриваемого права. На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемую сферу, сделана попытка дать определение юридического механизма обеспечения права на охрану здоровья исследуемой категории лиц.
В современной России проявляется повышенный интерес к механизму обеспечения прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания как со стороны общественности, так и органов государственной власти. Активизируется работа в направлении осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также создаются новые механизмы обеспечения прав рассматриваемой категории лиц. В статье мы попытаемся провести анализ юридического механизма обеспечения указанного права для узкой категории населения нашего государства - лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Вопросам обеспечения прав человека в отдельных местах принудительного содержания уделяли внимание В. А. Кузьмин, Е. В. Китрова, Е. Э. Попова, А. И. Пятакова, А. П. Скиба, А. В. Тиканов и другие. При этом механизму обеспечения права на охрану здоровья рассматриваемой категории граждан как единому правовому явлению должного внимания не оказывается.
Право на охрану здоровья, закрепленное ст. 41 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», можно определить как обеспеченную государством возможность осуществления собственных действий в отношении своего здоровья, требований к органам государственной власти по обеспечению надлежащих законодательных и организационных условий для реализации своих потребностей в сфере здравоохранения, а также возможности использовать принудительные меры для защиты соответствующих интересов.
Среди современных исследователей до сих пор не сложилось единого подхода к определению механизма обеспечения прав человека. Так, например, А. Ю. Семенова определяет механизм обеспечения прав человека как систему органов публичной власти, институтов гражданского общества, общественных и иных организаций и правовых средств, применяемых ими в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Также механизм обеспечения, как отмечают В. Н. Бутылин и В. Г. Сидоров, может быть рассмотрен в двух аспектах: во-первых, как система нормативных предписаний, обеспечивает основные права (свободы); а во-вторых, как система действий (бездействий) различных субъектов в процессе обеспечения прав (свобод). Таким образом, можно сделать вывод, что юридический механизм обеспечения права человека на охрану здоровья представляет собой совокупность юридических норм и мероприятий, реализуемых уполномоченными субъектами в целях обеспечения рассматриваемого права.
Анализируя перечень мест принудительного содержания, указанных в Федеральном законе № 76-ФЗ, следует отметить их неоднородность в системе подчинения, что влечет за собой отсутствие единого нормативного документа, регламентирующего и обеспечивающего право на охрану здоровья рассматриваемой категории лиц. Основываясь на указанном выше, рассмотрим, каким образом обеспечивается право на охрану здоровья в отдельных местах принудительного содержания с целью выработки единого подхода к определению юридического механизма обеспечения рассматриваемого права.
Так, например, медицинское обслуживание осужденных, содержащихся на гауптвахте, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих, в общем порядке, установленном законодательством об обороне Российской Федерации. Таким образом, ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих металлов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Следовательно, обеспечение права на охрану здоровья лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях и на гауптвахте, осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на получение первой помощи и медицинской помощи, в том числе при необходимости в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Специальной правовой основой обеспечения права на охрану здоровья указанной категории лиц является Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» и Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста». Исходя из определения места отбывания административного ареста, закрепленного ч. 2 ст. 3 указанного выше Федерального закона, обеспечение права на охрану здоровья лиц, подвергнутых административному аресту, осуществляет Министерство внутренних дел РФ.
Для лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемых в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, основу правовой регламентации права на охрану здоровья составляет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Указанный закон в ст. 7 относит к местам содержания под стражей следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов Федеральной службы безопасности. Следовательно, можем сделать вывод, что юридический механизм обеспечения права на охрану здоровья рассматриваемой категории лиц необходимо анализировать с трех позиций, исходя из видов мест содержания под стражей.
Так, для лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы субъектом обеспечения права будет Федеральная служба исполнения наказаний. Законодатель устанавливает единство правового обеспечения и субъекта обеспечения права на охрану здоровья лиц, содержащихся в следственных изоляторах и местах лишения свободы, поэтому мы рассмотрим их в едином ключе. В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» медицинская помощь предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Также п. 13 указанного Приказа закрепляет положение о том, что для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии либо филиалом лечебно-профилактического учреждения. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что обеспечение права на охрану здоровья лиц, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, осуществляется путем функционирования в системе исполнения наказания структурных подразделений в виде медицинских частей.
Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в п. 22 установил, что администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При этом подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. С учетом указанного, возможно сделать вывод, что в изоляторах временного содержания право на охрану здоровья обеспечивается администрацией учреждения.
Анализ положений Приказа Федеральной службы безопасности РФ от 24 марта 2010 г. № 141 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов» позволяет сделать вывод о том, что обеспечение права на охрану здоровья лиц, находящихся в изоляторах временного содержания пограничных органов Федеральной службы безопасности, осуществляется медико-санитарными частями (военно-медицинской службы) территориального органа безопасности.
Также оказание медицинской помощи иностранным гражданам, содержащимся в специальных учреждениях, осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»10. При этом указанный нормативный акт предусматривает, что в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы медицинскую помощь в амбулаторных условиях оказывает медицинский работник этого учреждения.
Проведенный анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность мест принудительного содержания, позволяет сделать вывод, что юридический механизм обеспечения права на охрану здоровья рассматриваемой категории возможно определить как совокупность юридических норм и мероприятий, реализуемых Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Федеральной службой исполнения наказания в целях обеспечения права на охрану здоровья через специально создаваемые структурные подразделения и должности, в компетенцию которых входит непосредственное оказание медицинской помощи, а таким образом и обеспечение права на охрану здоровья.