В 2016 году в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) была добавлена глава 31.1 «Производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни». До сих пор смысл правового регулирования, закрепленный данной главой, является предметом научной дискуссии.
Целью внесения изменений, по мнению авторов законопроекта, являлось устранение пробела в законодательстве об административном судопроизводстве, выражающегося в значительных сроках рассмотрения административных исков медицинских организаций, которые могут быть поданы в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. На наш взгляд, цель не достигнута и не могла быть достигнута по следующим причинам.
Дефекты правового регулирования защиты права недееспособного лица на своевременное получение медицинской помощи
Понятие «медицинское вмешательство, необходимое для спасения жизни» является нормативно неточным. Такое утверждение основывается на положениях части 5 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -
Федеральный закон № 323-ФЗ), а именно: «При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица».
Статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ закрепила основные понятия, которые используются в законе. Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, образует понятие медицинской услуги. Предоставление медицинских услуг образует понятие медицинской помощи.
Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что формами оказания медицинской помощи являются:
- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
- плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Исходя из указанных нормативных положений, возникает вопрос о соотношении понятия «медицинское вмешательство, необходимое для спасения жизни» и форм оказания медицинской помощи. Очевидно полное совпадение анализируемого понятия с экстренной формой оказания медицинской помощи.
Если же рассматривать такое соотношение с неотложной помощью, даже не говоря о плановой помощи, то возникает вполне закономерный вопрос о наличии основания подачи административного иска. Федеральное законодательство не обязывает гражданина получать помощь именно в данном медицинском учреждении, учитывая, что явные признаки угрозы жизни отсутствуют.
Следовательно, медицинское вмешательство, необходимое для спасения жизни, может осуществляться только при оказании экстренной медицинской помощи.
Даже сокращенные сроки административного судопроизводства по рассматриваемой категории дел придают бессмысленность всей процедуре. Рассмотрим временные затраты с момента возникновения потребности заявления административного иска и до момента исполнения судебного решения.
Во-первых, необходимо время на убеждение законного представителя в необходимости осуществления медицинского вмешательства по экстренным показаниям и оформление отказа от него или фиксацию факта отказа от подписания какого-либо предусмотренного законодательством документа.
Во-вторых, нужно затратить время на подготовку искового заявления. Здесь следует отметить, что судебная практика в настоящее время позволяет подать сам иск, не оформляя до конца все документы, предусмотренные статьей 285.1 КАС РФ в качестве приложения к исковому заявлению. Например, Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном определении от 14.08.2018 по делу № 33а-5448/2018 указал, что «буквальное толкование ст. 285.2 КАС РФ не предполагает возможности оставления заявления без движения. Исключение из общих процессуальных правил возбуждения административного дела обусловлено спецификой обстоятельств, не терпящих отлагательства. Недостаток документов, не предоставленных при подаче административного искового заявления, в данном случае компенсируется правом суда истребовать необходимые материалы после принятия заявления к своему производству (ч. 2 ст. 285.2 КАС РФ). Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, может быть возвращено судом исключительно по мотиву неподсудности».
В-третьих, сроки административного судопроизводства и исполнительного производства. Согласно части 1 статьи 285.3 КАС РФ административное дело по административному исковому заявлению рассматривается судом в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления. При этом суд вправе обратить решение об удовлетворении административного искового заявления к немедленному исполнению, указав на это в резолютивной части решения (часть 4 статьи 285.5 КАС РФ). Исполнительный лист выдается судом, если судебный акт подлежит немедленному исполнению или обращен судом к немедленному исполнению, после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению (часть 2 статьи 352 КАС РФ).
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) не предусматривает отдельный порядок исполнения судебных решений по рассматриваемой категории административных дел. Следовательно, необходимо учитывать общие положения данного закона.
Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (часть 5 статьи 36 Закона об исполнительном производстве). Сроки исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия предусмотрены статьей 105 Закона об исполнительном производстве. Согласно положениям данной статьи до момента принудительного исполнения судебного решения может пройти в лучшем случае двое суток. Далее время займет принудительное исполнение, если законный представитель недееспособного лица, нуждающегося в медицинской помощи, не изменит своей позиции.
Таким образом, даже при необходимости оказания медицинской помощи по экстренным показаниям минимальный срок осуществления всех юридически необходимых для этого действий составляет от трех дней. Еще раз акцентируем внимание на том, что экстренная медицинская помощь оказывается в ситуациях, представляющих угрозу жизни пациента.
Наделение медицинской организации правом подачи административного искового заявления по рассматриваемой категории дел создает этико-правовую проблему. Как отмечает Н. Г. Галковская «У медицинской организации отсутствует обязанность обращаться в суд за получением санкции суда на медицинское вмешательство при отказе одного из родителей или иного законного представителя лица либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни. Отсутствие соответствующей обязанности порождает ситуацию безответственности медицинской организации, не обратившейся в суд в случае летального исхода при отказе законных представителей от медицинского вмешательства». Можно частично согласиться с такой авторской позицией. Действительно, руководитель медицинской организации или уполномоченное им лицо, принимающие решение о подготовке административного искового заявления, при отказе от реализации своего права на обращение в суд не могут быть привлечены к юридической ответственности. Однако является одинаково неверным, как наделение медицинской организации правом выступать административном истцом, так и возложение на неё соответствующей обязанности. Кроме того, как уже ранее отмечалось, закон не обязывает граждан обращаться за медицинской помощью в конкретное учреждение. Поэтому единственной ситуацией, которая в рамках действующего правового механизма даёт абсолютное право медицинской организации обратиться с административным иском в суд, является нахождение в данном медицинском учреждении нетранспортабельного пациента, нуждающегося в экстренной медицинской помощи.
С учетом изложенного можно согласиться с мнением А. А. Мохова, который отмечает, что «в действующей редакции гл. 31.1 КАС РФ закреплена нежизнеспособная конструкция, которая осложняет ее практическое применение в медицинской практике, так и вызывает некоторые теоретические проблемы». В этой связи является возможным следующие предложения по её совершенствованию.
Во-первых, следует отказаться от необходимости разрешения в судебном порядке споров по поводу оказания экстренной помощи. Дополнительно к аргументам, изложенным выше, отметим следующее.
Положениями пункта 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) предусмотрено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Также ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (пункт 2 статьи 56 СК РФ). Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (пункт 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ). Исходя из данных нормативных положений, следует, что отказ законного представителя недееспособного от экстренной медицинской помощи является юридически ничтожным. Более того, часть 3 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает возможность ограничения права таких лиц от отказа от медицинской помощи.
Также необходимо отметить, что при судебном разрешении спора необходимость оказания экстренной медицинской помощи устанавливается лицом, которое, как правило, не имеет профильного медицинского образования. Использование стороной ответчика экспертного заключения невозможно в силу ограниченности времени для принятия решения. По сути, судья принимает решение на основании документов, которые представляет медицинская организация.
В этой связи предлагаем пункт 1 части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ изложить в следующей редакции: «если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи».
Что касается документального оформления решения об оказании экстренной медицинской помощи недееспособным лицам, то действующий механизм, предусмотренный пунктом 1 части 10 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, является вполне работоспособным.
Также лишней является необходимость подачи искового заявления в суд «для подтверждения законности проведенного медицинского вмешательства и для получения согласия на проведение медицинских вмешательств, направленных на завершение лечения пациента». Обоснованность наличия показаний к экстренной медицинской помощи должна устанавливаться в ходе контроля качества оказания медицинской помощи, процедура которого предусматривается в Федеральном законе № 323-ФЗ. Завершение лечения недееспособного при отсутствии признаков угрозы жизни в том или ином медицинском учреждении — это право выбора его законного представителя.
Фактически, судебный порядок разрешения споров будет необходим в следующих ситуациях:
«При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга». Однако супруги могут находиться в разногласии относительно, например, необходимости постановки прививок или выполнения плановых обследований детей и т.п.
Конечно, было лишним возлагать на медицинское учреждение обязанность выяснять позицию второго законного представителя, если первый подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Однако в ситуации, когда один из них зафиксировал свой отказ, а другой выражает согласие, такой спор должен решаться в судебном порядке, в рамках которого стороны смогут обосновать свои доводы.
- ситуация отказа от проведения плановых медицинских обследований или вмешательств, необходимых для диагностики и лечения отдельных заболеваний. Например, при наличии у ребенка ВИЧ-инфекции родители по каким-то причинам игнорируют необходимость приема ребёнком назначенных препаратов;
- ситуация отказа от неотложного медицинского вмешательства. Данная ситуация является пограничной с ситуацией экстренной медицинской помощи. Однако формально у законного представителя есть право на выбор медицинской организации, которая может оказать такое вмешательство путем предоставления платных медицинских услуг, в том числе и за рубежом. В этой связи у государственных органов должна быть возможность убедиться, что законный представитель недееспособного намерен действовать в интересах данного лица.
Во-вторых, необходимо освободить медицинскую организацию от функции подготовки административных исковых заявлений для цели разрешения вышеуказанных ситуаций, так как в России действуют специализированные органы по защите прав недееспособных лиц (пункт 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48- ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Следовательно, именно органы опеки и попечительства должны выступать административным истцом при возникновении споров относительно отказов от медицинского вмешательства. В этой связи на медицинскую организацию представляется возможным возложить обязанность по уведомлению органов опеки о наличии спорной ситуации. Для этого в часть 4 статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ нужно внести изменение, добавив такое дополнительное основание передачи сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия её носителя или его законного представителя, как «в целях информирования органов опеки и попечительства в случае отказа одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью».
Дополнительным аргументом в пользу переноса функции административного истца на органы опеки и попечительства является возможность реализации данными органами полномочий по инициации процедур ограничения законных представителей недееспособных в соответствующих правах. К таким процедурам относятся:
- отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей в случае нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи (пункт 2 части 5 статьи 29 Закона об опеке);
- ограничение родительских прав (статья 73 СК РФ) или лишение родительских прав (статья 69 СК РФ).
Кроме того, в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе в соответствии со статьей 77 СК РФ немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
ГОРОВЕНКО Сергей Викторович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России