Защитное предписание как основная мера предупреждения домашнего насилия

ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного пра­ва и административной деятельности органов внутренних дел Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, младший лейтенант полиции, член Ассоциации юристов Российской Федерации в Республике Крым, член Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственного Совета Республики Крым.
ЖИГУЛИНА Виктория Викторовна

курсант 3 курса 331 взвода, рядовой полиции, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел России.
В статье раскрывается сущность такой меры индивидуальной профилактики домашнего насилия, как защитное предписание, проводится анализ позиции законодателей Белоруссии, Казахстана, Молдовы, таджикистана в сфере предупреждения домашнего насилия и закрепления в соответствующем законодательстве такой меры. автор выносит конкретные предложения по разработке соответствующего закона в российской федерации и закрепления в нем в качестве основной меры предупреждения домашнего насилия – защитного предписания.

 

Домашнее насилие является международной проблемой - глобальной проблемой, которая охватывает разные страны мира. Международная практика показывает, что гораздо легче отстаивать права потерпевших от домашнего насилия тогда, когда существуют отдельный закон в сфере предупреждения домашнего насилия. В зарубежных странах преступления со­кращаются на 20-30 процентов после принятия соответству­ющего закона.

К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федера­ции специальный закон против домашнего насилия отсутству­ет. Вместе с тем, основываясь на действующем законодатель­стве Российской Федерации, можно лишь частично защищать интересы жертв домашнего насилия.


Новеллой в сфере предупреждения данного вида право­нарушений является такая мера, как защитное предписание, которое по своей юридической природе является альтерна­тивной мерой принуждения, которая применяется вместо меры пресечения в виде административного ареста и меры уголовного наказания за совершенное преступление. Для вы­яснения сущности такой меры, как защитное предписание, в сфере предупреждения домашнего насилия обратимся к по­зиции законодателей отдельных стран, в которых существует специальное законодательство.

Так, 1 марта 2007 г. принят закон Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье», который предусматривает такую меру защиты жертвы домашнего на­силия, как защитное предписание, т.е. законный акт, которым судебная инстанция применяет меры защиты жертвы. В соот­ветствии со ст. 15 данного Закона судебная инстанция в тече­ние 24 часов с момента подачи заявления выносит защитное предписание, которым может оказать помощь жертве, при­менив к агрессору следую­щие меры: а) принуждение временно покинуть общее жилище или не прибли­жаться к жилищу жертвы без решения каким-либо образом вопроса о праве на имущество; b) принуждение не приближаться к месту на­хождения жертвы; с) запрет на общение с жертвой, ее детьми и другими зависящими от нее лицами; d) запрет на посещение места работы или про­живания жертвы; е) принуждение участвовать в содержании общих с жертвой детей до разрешения дела; f) принуждение возместить затраты и убытки, причиненные актами насилия, в том числе расходы на медицинскую помощь, а также на при­обретение или ремонт имущества взамен уничтоженного или испорченного; g) ограничение в праве в одностороннем поряд­ке распоряжаться общим имуществом; h) принуждение к уча­стию в специализированных лечебных или консультационных программах, если такая необходимость определена судебной инстанцией как средство сокращения или ликвидации на­силия; i) установление временного режима посещения своих несовершеннолетних детей; j) запрет на хранение и ношение оружия. Указанные меры защиты применяются на срок до трех месяцев и могут быть отменены с устранением опасности, обусловившей их применение, либо продлены в случае посту­пления повторного заявления или невыполнения условий за­щитного предписания.




Также 4 декабря 2009 г. принят Закон Республики Казах­стан «О профилактике бытового насилия», который разрабатывался и проходил процедуру вступления его в силу более десяти лет и в настоящее время является основным законода­тельным актом, определяющим правовые, экономические, со­циальные и организационные основы деятельности субъектов профилактики бытового насилия.

Так, в соответствии со ст. 20 данного Закона к мерам инди­видуальной профилактики бытового насилия относится и за­щитное предписание, которое выносится в целях обеспечения безопасности потерпевшего и при отсутствии оснований для производства административного задержания либо задержа­ния в порядке уголовного производства начальником органа внутренних дел либо его заместителем, участковым инспек­тором полиции либо участковым инспектором полиции по делам несовершеннолетних с учетом мнения потерпевшего в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вы­несения шестнадцатилетнего возраста, на тридцать суток с мо­мента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.


Следует отметить, что защитным предписанием запре­щается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпев­шего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспо­собных членов его семьи. Нарушение защитного предписания влечет ответственность, установленную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, орга­нами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.

Интересно, что опрос сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан показал, что большинство по­лицейских считают защитное предписание эффективной ме­рой индивидуальной профилактики.

Вместе с тем 19 марта 2013 г. принят закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье», который относит к индивидуальным мерам по предупреждению наси­лия в семье и защитное предписание, которое представляет собой документ, выдаваемый органами внутренних дел лицу, совершившему насилие в семье, или лицу, угрожающему его применением.


Так, в соответствии со ст. 21 данного Закона, основанием для вынесения защитного предписания является обращение по факту совершения акта насилия в семье или угрозы его применения. Защитное предписание выносится начальником или заместителями начальника отдела внутренних дел по ме­сту совершения насилия в семье и выдается в течение 24 часов с момента совершения насилия в семье, либо с момента подачи заявления о факте совершения насилия в семье, либо угрозы его применения лицу, совершившему насилие в отношении члена семьи, на срок до 15 дней. Кроме того, на основании за­явления потерпевшего или его законного представителя, срок действия защитного предписания по запросу начальника ор­гана внутренних дел и разрешению прокурора может быть продлен до 30 дней.

Следует отметить, что защитное предписание в отноше­нии лица, совершившего насилие в семье, может предусматривать следующие требования: запрещение всякого рода на­силия в отношении потерпевшего, осуществление вопреки его желанию поиска, слежки, посещения, переговоров и других отношений, ограничивающих права и свободы потерпевшего; рекомендация о своевременном возвращении в жилище; за­прещение употребления спиртных напитков и одурманиваю­щих веществ на период действия защитного предписания.


Кроме того, 16 апреля 2014 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений», который среди мер индивидуальной профилактики правонарушений называет защитное предпи­сание.

Главная новация указанного Закона — это защитное предписание, предусмотренное ст. 31, т.е. установление граж­данину, совершившему насилие в семье, ограничений на со­вершение определенных действий, которое применяется после вынесения постановления о наложении административ­ного взыскания за правонарушение, совершенное по отноше­нию к члену семьи, к гражданину: которому вынесено офици­альное предупреждение за правонарушение, совершенное по отношению к члену семьи (при этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого офици­ального предупреждения, т.е. после первого правонарушения агрессору будет объявлено официальное предупреждение, а совершение аналогичного правонарушения в течение года яв­ляется основанием для вынесения защитного предписания); в отношении которого осуществляется профилактический учет за совершение правонарушения по отношению к члену семьи.


Следует отметить, что действие защитного предписания ориентировано на два направления: например, жертва семей­ного насилия (в большинстве это, как известно, женщины) по своей инициативе покидает собственное жилище, уезжает с ребенком к матери, друзьям, обращается в кризисную комна­ту и т.д. В этом случае защитным предписанием агрессору за­прещается предпринимать попытки выяснять место пребыва­ния пострадавшего от насилия в семье, если жертва находится в месте, ему неизвестном; запрещается посещать места нахож­дения и пребывания пострадавшего; запрещается общаться с пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону и посредством сети Интернет.

Другая ситуация — когда жертва семейного насилия не имеет возможности покинуть помещение, в котором прожи­вает, но при этом очевидно, что нуждается в защите. В таком случае защитное предписание (с письменного согласия совер­шеннолетнего пострадавшего) обязывает гражданина, совер­шившего насилие в семье, временно покинуть общее жилое помещение и налагает запрет распоряжаться общей совмест­ной собственностью.

Указанные запреты и обязанность устанавливаются ру­ководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесе­но.


По нашему мнению, защитное предписание - это важная и необходимая мера индивидуальной профилактики и пред­упреждения домашнего насилия, которая направлена на до­стижение конкретного результата - прекращение домашне­го насилия в отношении жертвы, поскольку такая мера, как официальное предупреждение, не только, как правило, не в состоянии остановить агрессора, но и, в худшем случае, спо­собна привести к неожиданным неприятным последствиям. Поэтому применение сотрудниками органов внутренних дел такой меры, как защитное предписание, будет являться сво­евременной реакцией на противоправное поведение агрессо­ра (при условии немедленного вынесения), что предупредит риск повторного совершения домашнего насилия.

Таким образом, разрабатывая соответствующий закон, необходимо иметь в виду, что потребности жертвы домаш­него насилия должны всегда ставиться выше потребностей агрессора или удобства властей, в противном случае закон не будет работать. Целью закона о защите от домашнего насилия должно быть обеспечение защиты жертвы, а также гарантии того, что агрессоры будут лишены возможности совершить повторные акты насилия и привлечены к ответственности.


В связи с вышеизложенным, предлагаем обществу и госу­дарству направить все усилия на предупреждение домашнего насилия путем разработки и принятия соответствующего за­кона Российской Федерации «О предупреждении домашне­го насилия», который будет закреплять в качестве основной меры предупреждения - защитное предписание, которое должно выносится незамедлительно уполномоченным со­трудником органов внутренних дел на основании заявления жертвы или иных лиц, в том числе субъектов, осуществляю­щих предупреждение домашнего насилия, либо выявления факта совершения домашнего насилия, угрозы его соверше­ния в отношении любого вменяемого лица, которое на момент его вынесения достигло 16-летнего возраста; совершило акт до­машнего насилия; в отношении которого получены сведения о совершении акта домашнего насилия или подготовке таких действий; которое подлежит административной и уголовной ответственности за совершение акта домашнего насилия в со­ответствии с действующим законодательством.

Следует также предусмотреть, что защитным предписа­нием агрессору запрещается: 1) совершать любые действия, содержащие признаки домашнего насилия, или готовиться к совершению таких действий; 2) преследовать жертву (лицо, пострадавшее от домашнего насилия); 3) предпринимать по­пытки выяснять место пребывания жертвы домашнего наси­лия, если жертва находится в месте, ему неизвестном; 4) по­сещать места нахождения и пребывания жертвы домашнего насилия; 5) общаться с жертвой домашнего насилия, в том числе по телефону и посредством сети Интернет; 6) приобре­тать и использовать любые виды оружия, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации «Об оружии» (для чего предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии»). Одновременно (не позднее следующего дня) с вынесением защитного предписания в случае необходимости орган вну­тренних дел направляет запрос в суд для решения вопроса об обязывании агрессора: 1) участвовать в содержании общих с жертвой домашнего насилия детей до разрешения дела; 2) возместить жертве домашнего насилия материальный ущерб (затраты и убытки, причиненные домашним насилием, в том числе расходы на медицинскую помощь, возместить расходы на лечение и пребывание пострадавшего от домашнего наси­лия лица в кризисных центрах и иных центрах реабилитации жертв домашнего насилия и членов их семей, а также на при­обретение или ремонт имущества взамен уничтоженного или испорченного и т.д.); 3) участвовать в специализированных лечебных или консультационных программах, если такая не­обходимость определена судебной инстанцией как средство сокращения или ликвидации насилия. Одновременно (не позднее следующего дня) с вынесением защитного предписа­ния в случае необходимости орган внутренних дел направляет запрос в суд для решения вопроса об ограничении агрессора в единоличном использовании совместного с жертвой домаш­него насилия имущества.

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2017-2020. Юрист Онлайн Адвокат - юридическая консультация. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!