Вопрос о правовом опосредовании арендных земельных отношений непосредственно связан с такими сложными, острыми и дискуссионными вопросами, как соотношение гражданского и земельного права, соотношение норм гражданского и земельного законодательства.
В настоящее время острота споров, возможно, и ушла, но бесспорное решение этих проблем так и отсутствует. Не рассматривая в настоящей статье существующие позиции, поскольку это выходит за ее рамки, необходимо обратить внимание и принять как данность ту конструкцию, которая справедливо предложена самим законодателем. В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) гражданское законодательство к регулированию арендных отношений по поводу земельных участков применяется субсидиарно, при отсутствии иных правил в земельном законодательстве и иных специальных правовых актах. Применительно к регулированию арендных отношений на земельные участки земельно-правовые нормы устанавливают весьма специфические правила, базирующиеся на важнейшем принципе земельного законодательства - принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (ст. 1 ЗК РФ). Такой подход, конечно, не умаляется роль и значимость гражданско-правовых норм, которые в определенных случаях обеспечивают детализированность и стабильность правового опосредования договорных отношений.
Рассматривая правовую природу аренды с позиции отнесения ее к вещным или обязательственным правам, отмечая существование различных точек зрения, представляется, что российское законодательство позволяет сделать вывод об обязательственной природе этого права. При этом, при регулировании арендных отношений законодатель допускает использование определенных конструкций, свойственных вещным правоотношениям (например, право следования). Кстати, не во всех странах аренда имеет обязательственный характер. Так, в правовой доктрине Великобритании признается дуалистическая природа аренды, поскольку между арендодателем и арендатором возникают и вещные права (privity of estate), и права из договора (privity of contract).
Существенные условия договора аренды земельного участка в России
С учетом ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Действует общая норма для всех договоров о существенном характере его предмета. Это положение усилено в ст. 607 ГК РФ, согласно которой в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Предметом договора аренды может быть земельный участок или его часть. Возможно заключение этого вида сделки и в отношении изъятых из оборота земельных участков, но только при наличии прямого указания в федеральном законе. Например, п. 5.1. ст. 93 ЗК РФ допускает включение земель обороны и безопасности, временно не используемых по целевому назначению, в границы охотничьих угодий. В дальнейшем правовым основанием для использования их в сфере охотничьего хозяйства может быть и договор аренды.
При отсутствии в законодательстве общего и прямого указания на обязательность кадастрового учета сдаваемого в аренду земельного участка (как это сделано для договора купли-продажи в ст. 37 ЗК РФ), Минэкономразвития России высказало мнение о том, что «предметом договора аренды земельного участка является сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет». Аналогичная точка зрения существует в юридической литературе3; такую же позицию можно увидеть в решениях судов. Несмотря на распространенность обозначенного мнения, представляется, что указание или неуказание кадастрового номера земельного участка (который и подтверждает осуществление кадастрового учета) не должно быть определяющим при оценке заключенного соглашения. Иными слова, в договоре аренды достаточно указать иные сведения, индивидуализирующие передаваемый предмет, например, это категория земель, площадь, описание местоположения границ земельного участка (адрес). Такой вывод можно сделать из закрепленных в законодательстве определений земельного участка (ст. 6 ЗК РФ) и государственного кадастрового учета (ст. 1 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Земельный участок как объект прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Таким образом, кадастровый учет не является образующим юридическим фактом; земельный участок ставится на кадастровый учет уже тогда, когда обладает индивидуализирующими признаками (характеристиками).
Арендная плата
В пользу изложенного выше свидетельствует и то, что возможно заключение договора аренды лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи). Пленум ВАС РФ обратил внимание судов на тот факт, что договор аренды будущего земельного участка, заключенный лицом, обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, намеревающимся выкупить его и впоследствии сдать в аренду, является недействительным, так как по смыслу земельного законодательства заключение договоров, предусматривающих распоряжение (в том числе и в будущем) земельным участком, принадлежащим лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не допускается.
Однако эта позиция не относится к земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения в силу ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в которой сказано, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами (например, вещь была передана арендатору и при этом спор о ненадлежащем исполнении обязанности арендодателя по передаче объекта аренды между сторонами отсутствовал), стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность.
Несмотря на существующие споры в юридической литературе о возможности признания объектом гражданского оборота и предметом договора аренды только части земельного участка, на преобладающее в судебной практике представление о том, что «в земельном законодательстве отсутствует четкое разграничение понятий «земельный участок» и «часть земельного участка»6, в Земельном кодексе РФ часть земельного участка наряду с самим участком названа в качестве самостоятельного объекта земельных отношений (п. 1 ст. 6 ЗК РФ). Суды по-разному оценивали договор аренды части земельного участка, в том числе признавали его незаключенным, «поскольку указанный в нем земельный участок, являющийся частью неделимого земельного участка, не прошел соответствующего кадастрового учета и не может быть определен в качестве самостоятельного объекта гражданского правоотношения».
Унификации судебной практики сегодня должно способствовать Постановление Пленума ВАС РФ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в котором высший суд по данному вопросу дал следующие разъяснения: судам следует иметь в виду, что положения ст. 606, 607 ГК РФ не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Указывается, что если права на недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Пленум ВАС РФ пояснил необходимость учитывать, что в силу специальных норм ЗК РФ в отношении публичных земель заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Государственный кадастровый учет части земельного участка предусмотрен в п. 11 ч. 5 ст. 14, ч. 2 ст. 22 и иных статьях Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Кроме того, в ст. 44 названного Закона закреплено, что государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.
Таким образом, часть земельного участка может быть предметом договора аренды и может индивидуализироваться путем государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Действующее законодательство не позволяет рассматривать долю в праве собственности в качестве предмета договора аренды, но следует учитывать, что «на волне» получения гражданами земельных долей при реорганизации сельскохозяйственных организаций в 1990-е годы многие граждане распорядились долями, заключив в отношении них договоры аренды (чаще всего, это были договоры аренды со множественностью лиц на стороне арендодателя). Особенности регулирования аренды земельных долей определялись, в том числе, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указаниями о порядке оформления договоров передачи земельной доли в аренду, утвержденными Роскомземом 16 мая 1996 г. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу этого закона, то есть до 27 января 2003 г., должны быть приведены в соответствие с правилами ГК РФ и названного Закона в течение восьми лет, то есть до 27 января 2011 г. При этом каких-либо правовых последствий неисполнения вышеуказанного требования Закон об обороте сегодня не предусматривает. Как утверждает Н.И. Калинин, к 2013 году 51,6 млн. гектаров земли продолжалось использоваться сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на правах аренды земельных долей без определения их границ в натуре и без государственной регистрации этих договоров аренды.
Для договора аренды земельного участка, в отличие от общего гражданско-правового подхода, земельное законодательство предусматривает и второе существенное условие - размер арендной платы (п. 14 ст. 22 ЗК РФ), что исключает применение п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом норм ст. 39.7 ЗК РФ и зависит от способа заключения договора аренды: конкурентный (аукцион) или неконкурентный. Если иное не установлено федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Размер арендной платы за земельный участок всех видов публичной собственности должен определяться в соответствии с Основными принципами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582. К основным принципам определения арендной платы отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Оценивая практику Верховного Суда в земельно-правовой сфере, можно заметить, что достаточно часто подвергаются оспариванию по материальным основаниям, связанным с превышением субъектом РФ своей компетенции и (или) несоответствием их федеральному законодательству, положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта РФ, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено (Свердловская, Волгоградская, Московская, Свердловская, Омская, Оренбургская области, Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург). При рассмотрении этой группы дел судебные органы выявляют, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков), соответствует ли нормативный правовой акт принципам определения арендной платы, утвержденным Правительством РФ. Например, произвольным установлением размера арендной платы признается ее исчисление без учета категории земель и разрешенного использования. По другому делу суд признал возможным принятие за земельные участки, собственность на которые не разграничена, ставок арендной платы выше ставок, устанавливаемых для земель федеральной собственности.
Среди других в Постановлении № 582 называется принцип предсказуемости расчета размера арендной платы. Так, при рассмотрении дела суд признал нарушенным этот принцип и удовлетворил требования административного истца о признании недействующим нормативно-правового акта в части, предусматривающей ретроактивное действие его новой редакции, согласно которой расчет арендной платы за пользование земельным участком производится без применения понижающего коэффициента и влечет за собой увеличение арендной платы за прошедший период.
По одному из дел Президиум ВАС РФ обратил внимание, что публичные образования при сдаче в аренду земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно и как субъекты гражданского оборота и стороны договоров аренды, и как субъекты публичных отношений, наделенные правом в установленных законом случаях издавать нормативные акты, устанавливающие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, даже когда условия договора вообще не предусматривают возможности одностороннего изменения размера арендной платы.
Для отдельных видов использования земель на федеральном уровне установлены пределы и (или) специальные правила расчета размера арендной платы. Например, размер арендной платы за земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога в случае заключения договора аренды с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. При аренде федеральных земель в расчете на год размер арендной платы исчисляется в размере 0,01% кадастровой стоимости в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота. Специальные нормы содержатся в Федеральных законах от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
В силу ст. 424 ГК РФ в указанных выше случаях применяется так называемая регулируемая цена. Следует учитывать, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он определяется по результатам проведения торгов[10]. Арендная плата по заключенному на торгах договору аренды земельного участка складывается в ходе торгов в зависимости от рыночных цен. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, которые предусмотрены условиями договора13. В случае заключения договора аренды земельного участка на аукционе по результатам этого аукциона определяется размер ежегодной арендной платы (чаще всего) или размер первого арендного платежа за земельный участок (например, для договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Помимо рассмотренных двух существенных условий, необходимых для любого договора аренды земельного участка, законодательство дает основания выделять для отдельных видов договоров аренды и иные условия в качестве существенных. Так, в соответствии со ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
- предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка (п.2);
- заключенный с юридическим лицом в целях ведения дачного хозяйства должен предусматривать обязанность указанного юридического лица обеспечить подготовку в отношении такого земельного участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 5);
- зарезервированного для государственных или муниципальных нужд должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора (п. 16);
- образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства (п. 7);
- полностью или частично расположенного в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности (п. 13).
Семантический анализ употребления законодателем в приведенных выше нормах слова «должен» приводит к выводу о существенности соответствующего условия. В тоже время, учитывая достаточно жесткие правовые последствия не согласования сторонами существенных условий, вряд ли все из них должны относиться к существенным. Например, возьмем последний из указанных случаев: договор аренды земельного участка полностью или частично расположен в охранной зоне. Содержание изложенной нормы п. 13 ст. 39.8 ЗК РФ вызывает много вопросов, и вряд ли эта норма может способствовать поддержанию в надлежащем состоянии линейных объектов. Во-первых, предусмотренное условие касается законных интересов третьего лица (в подавляющем большинстве случаев владельцем или «эксплуататором» линейного объекта будет не арендодатель), а законодатель считает обязательным условия допуска определять в соглашении между арендатором и арендодателем, без учетов мнения, возможно - и интересов третьего лица. Во-вторых, интересы третьего лица - собственника линейного объекта или организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, в части пользования земной поверхностью с правовой позиции могут быть обеспечены только через допускаемый юридическими нормами механизм: через оформление прав на пользование необходимым земельным участком или его частью (прежде всего сервитут или субаренда). В-третьих, режим охранной зоны линейного объекта установлен императивными нормами, обеспечивающими в силу закона ограничения в использовании в установленном порядке земельного участка, иного природного объекта и хозяйственной деятельности, включая полный запрет на осуществление любых действий, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию линейного объекта.
Положения, содержащиеся в пп. 2, 16 и 7 (частично) ст. 39.8, могут в качестве императивных правил найти закрепление в законодательстве (что и сделано фактически) и нет необходимости в согласовании соответствующих правил в индивидуальном соглашении - договоре аренды земельного участка.
При формулировании правовых норм законодателю надлежит четко представлять правовые последствия использования слов и словосочетаний. Можно предположить, что при принятии норм пп. 2, 7, 13 и 16 ст. 39.8 ЗК РФ не было задачи признать эти условия существенными и, соответственно, при их отсутствии в договоре считать договор незаключенным. Именно с этой позиции ст. 39.8 ЗК РФ нуждается в глубоком анализе и последующем редактировании.
Итак, договор аренды является распространенным и эффективным средством индивидуального правового регулирования отношений в сфере временного использования земельных участков при условии согласования сторонами этой сделки всех существенных условий договора. В тоже время нормы Земельного кодекса РФ, определяющие существенные условия рассматриваемого договора, не в достаточной степени являются четкими и определенными. Такая ситуация неизбежно приведет к неопределенности на рынке недвижимости и спорам, связанным с толкованием земельно-правовых норм.
БОЛТАНОВА Елена Сергеевна
доктор юридических наук, профессор Юридического института Томского государственного университета, профессор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, профессор Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия