Но в стране периодически происходят события, которые влекут за собой масштабные изъятия объектов недвижимости для публичных нужд. К данным событиям, например, относятся увеличение границ города Москвы и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. С изъятием земельных участков сталкиваются как физические, так и юридические лица, по спорам которых в судах находится большое количество дел. Данные споры в большей своей мере возникают из-за изъятия земель в крупных объемах, правоотношения по которым не были урегулированы на законодательном уровне в достаточной мере.
Ранее, правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулировались несколькими статьями Гражданского и Земельного кодексов. В связи с этим, большинство судебных процессов основывались на правоприменительной практике в этой сфере, что впоследствии побудило законодателя провести масштабную реформу порядка изъятия земель.
Результатом реформы стал Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, который комплексно влияет на изменение института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Введена отдельная глава в Земельный кодекс, которая состоит из девяти статей, регулирующих порядок изъятия земельных участков. Появилась специальная процедура выявления правообладателей (ст. 56.5 ЗК РФ), на основании которой расчеты с лицами, чьи права или договоры затронуты в связи с заключением соглашения об изъятии, осуществляет правообладатель, получивший возмещение. А ст. 56.11 ЗК РФ позволяет правообладателю изымаемого земельного участка расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможным ввиду изъятия объекта недвижимости.
Проанализируем новый порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и сформируем способы защиты правообладателей. После принятия Закона № 499-ФЗ основания для изъятия кардинально не поменялись. По существу изменению подвергся п. 3 ст. 49 ЗК РФ. Если ранее основания для изъятия могли быть установлены законами субъектов РФ, то теперь это позволяется делать только на основании федерального закона.
Новым порядком предусмотрен целый ряд мероприятий по выявлению правообладателя объекта уполномоченными органами. Установлено, что сообщение о планируемом изъятии обязано быть направлено правообладателю за шестьдесят дней до принятия самого решения об изъятии. На основании п.10 ст.56.5 ЗК РФ если правообладатели вовсе не будут выявлены, то публично-правовое образование обращается в суд с заявлением о признании права собственности за ним. В случае обнаружения правообладателя после перехода прав он может требовать только денежную компенсацию.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд как способ прекращения права собственности
Инициатива изъятия земельного участка принадлежит уполномоченным органам, указанным в законе. При нарушении источника данной инициативы правообладатель может использовать это в суде для защиты прав собственника на изымаемый объект недвижимости. На практике часто возникал вопрос, как установить момент уведомления правообладателя. В новой редакции ЗК РФ данный вопрос получил решение. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении изъятия со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». Если сведения о почтовом адресе отсутствуют, то правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст.56.6 ЗК РФ). Имеет право собственник недвижимого имущества на обжалование решения об изъятии в суде. Основаниями для обжалования могут быть: несоответствие решения генеральному плану (либо иным документам территориального планирования); наличие возможности размещения объекта, для которого изымается участок, без изъятия земельного участка; несоблюдение формальных требований к содержанию и оформлению решения об изъятии объекта недвижимости.
Уполномоченные органы после принятия решения об изъятии земельного участка применяют определенные меры относительно изымаемого объекта. Некоторые из них: кадастровый учет подлежащего изъятию земельного участка; в том числе, внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах, проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для целей возмещения. Интересным фактом является то, что теперь в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ уполномоченный орган имеет право осуществлять необходимые действия по кадастровому учету в отношении земельного участка от имени правообладателей.
Основания изъятия земельного участка
После проведения кадастровых работ, происходит изъятие земельного участка в виде заключения соглашения либо изъятия по решению суда. Согласно п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ к соглашению применяются правила о купле-продаже или мене. Следовательно, правообладатель вправе использовать способы защиты, которые предоставлены законодательством продавцу или стороне договора мены. Получив проект соглашения, правообладатель может его подписать, отказаться от подписания либо направить свои обоснованные предложения о размере возмещения. Если по истечении 90 дней соглашение не будет подписано, уполномоченный орган или организация, инициировавшая процедуру изъятия, могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. П. 9 и 10 ст. 56.10 ЗК РФ указывает на то, что вышеописанный порядок представляет собой обязательный досудебный порядок разрешения спора. Соответственно, если иск об изъятии будет подан с его нарушением, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ он будет оставлен судом без рассмотрения.
Переход прав на изымаемый объект недвижимости происходит только после получения собственником предварительного возмещения в денежной форме. В Федеральном законе от 21.07.97 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» появилась ст. 25.7, в которой представлен порядок регистрации прав на объект недвижимости на основании изъятия для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с данной статьей для регистрации перехода прав достаточно будет заявления уполномоченного органа. Выводом служит то, что правообладатель недвижимости для этого не нужен; до регистрации перехода прав регистрирующему органу должны быть представлены доказательства предоставления возмещения за изъятый объект, чем обеспечивается принцип предварительности возмещения; зарегистрированные обременения снимаются автоматически, то есть без специальных заявлений. Но хоть процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и получила серьезную доработку, она все равно будет вызывать новые вопросы в судебной практике.
МОИСЕЕВ Антон Иванович
аспирант Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова