Консультация по жилищному праву – Горячая линия!

Консультация юриста по жилищным вопросам

К вопросу о совершенствовании практики реализации жилищных прав сотрудников полиции

АРУТЮНЯН Марина Самвеловна
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического инсти­тута Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов совершенствования механизма удовлетворения жилищных потребностей сотрудников полиции посредством получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В работе исследуются последние законодательные изменения в данной сфере отношений, выявляются проблемные аспекты, оценивается их значимость и эффективность.

 

Объективная необходимость совершенствования правово­го регулирования отношений, возникающих в сфере реализа­ции прав на жилищное обеспечение, обуславливает принятие правовых актов, касающихся отдельных способов удовлетво­рения жилищных потребностей сотрудников полиции. Феде­ральный закон № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. «О полиции» в ст. 44 устанавливает, что обеспечение сотрудника полиции жи­лым помещением осуществляется за счет бюджетных ассиг­нований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение. Отметим, что некоторые вопросы правово­го регулирования и реализации данной социальной гарантии сотрудников уже являлись предметом нашего рассмотрения.

Отдельные изменения и дополнения, принятые Поста­новлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 581 «О вне­сении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Рос­сийской Федерации», могут быть расценены неоднозначно.




Так вот, в любых кредитных вопросах необходима помощь опытного юриста по кредитам. п. 4 Правил дополнен подпунктом 4(1), согласно которому «...в целях учета особенностей профессиональной и служебной деятельности сотрудников и повышения моти­вации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей допускается по решению руководителя феде­рального органа исполнительной власти в сфере внутрен­них дел, руководителя иного федерального органа испол­нительной власти, в котором проходят службу сотрудники, предоставление единовременной выплаты без учета усло­вий, указанных в частях 2 и 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудни­кам, замещающим в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти должности высшего на­чальствующего состава.

Предоставление единовременной выплаты таким сотруд­никам осуществляется в соответствии с настоящими Правила­ми, за исключением пунктов 8 и 9, подпункта "б" пункта 19, пунктов 29 и 31.».


Данное положение позволяет сотрудникам, замещаю­щим должности высшего начальствующего состава в цен­тральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, получить единовременную социальную выплату без учета условий ее получения, необходимых для остальных со­трудников.

В то же время, по общему правилу, право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий. Одним из условий, устанавливаемых при принятии сотрудника на учет, является его нуждаемость в жи­лом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, на­званных в пп. 1-7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. К таковым относится отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, то обстоятельство, что у сотрудника нет права поль­зования помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, либо обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотрен­ного законом уровня. При этом определение уровня обеспе­ченности общей площадью жилого помещения осуществля­ется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.

 

Вторым условием, устанавливаемым при принятии со­трудника на учет для получения единовременной выплаты, яв­ляется несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемо­сти в жилье и, соответственно, возникновению оснований пре­тендовать на получение единовременной социальной выпла­ты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как уже было отмечено, нуждаемость в улучшении жи­лищных условий сотрудника определяется исходя из совокуп­ности жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у со­трудника и проживающих совместно с ним членов его семьи. Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого поме­щения относятся проживающие совместно с данным собствен­ником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие род­ственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключитель­ных случаях иные граждане могут быть признаны членами се­мьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.


В этой связи обеспеченность сотрудника должна опреде­ляться исходя из суммарной площади всех жилых помеще­ний, имеющихся в собственности или в пользовании на осно­вании договора социального найма у лиц, вселенных в жилое помещение, в котором зарегистрирован заявитель. Такой по­рядок определения нуждаемости подтверждается и судебной практикой. В частности, определение Верховного Суда РФ от 10 августа 2015 г. № 32-КГ15-9 указывает на такой порядок рас­чета нуждаемости. Однако в понимании семейного законода­тельства из факта регистрации по месту жительства в одном жилом помещении лица не приобретают статус членов семьи.

Исследуя порядок определения нуждаемости, необходи­мо отметить положение, содержащееся в определении Кон­ституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 670-О, в соответ­ствии с которым расчет размера социальной выплаты должен производиться с учетом наличия в собственности всей площа­ди жилого помещения, занимаемого по договору социального найма в коммунальной квартире, независимо от размеров за­нимаемого жилого помещения (частей коммунальной кварти­ры). Отметим, что ч. 4 ст. 11 Закона города Москвы от 27 янва­ря 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» определяет, что коммунальная квартира - квартира, обеспе­чивающая возможность прямого доступа к помещениям об­щего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жи­лых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социально­го найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении от­дельных жилых помещений в квартире (комнат), или на осно­вании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). В части 5 указанной статьи содержится понятие комнаты как части жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенной для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жи­лом доме или квартире.


В то же время в соответствии с п. 27 постановления Пра­вительства РФ расчет размера единовременной выплаты осу­ществляется исходя из нормы предоставления площади жи­лого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации». Указанная ста­тья определяет норму предоставления площади жилого по­мещения в собственность или по договору социального найма исходя из состава семьи (в понимании семейного законода­тельства) сотрудника.

Судебная коллегия по административным делам Верхов­ного Суда Российской Федерации указывает, что отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируют­ся положениями Федерального закона «О социальных гаран­тиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федера­ции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершенно­летние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до дости­жения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающи­еся в образовательных организациях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (полу­чавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации.


Полагаем, такой подход свидетельствует об отсутствии единообразия понимания состава семьи сотрудника: нуждае­мость определяется исходя из жилищных условий лиц, зареги­стрированных в жилом помещении совместно с сотрудником, а размер выплаты определяется исходя из иного состава семьи.

Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 581, позволяют получить единовре­менную социальную выплату лицам, замещающим должно­сти высшего начальствующего состава в центральных аппа­ратах федеральных органов исполнительной власти без учета площади жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального най­ма. Кроме того, для данной категории сотрудников единовре­менная выплата предоставляется во внеочередном порядке. Отметим, что такое исключительное положение лиц, заме­щающих должности высшего начальствующего состава в цен­тральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, легально обосновано целью учета особенностей про­фессиональной и служебной деятельности этих сотрудников и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей.

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).