Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - одна из самых финансово затратных сфер в экономике страны. По данным Минстроя России, объем требуемых инвестиций в его модернизацию оценивается в 500 миллиардов рублей ежегодно. Во многих регионах предприятия ЖКХ балансируют на грани или уже скатились в банкротство. Особенно эта проблема проявляется на предприятиях ЖКХ малочисленных муниципальных образований. Причины, как правило, типовые: низкие тарифы, задолженность по платежам населения и юридических лиц, в том числе нередко государственных и муниципальных организаций, возникновение собственной задолженности перед работниками, фондами, поставляющими организациями.
Еще в 1997 году Б. Н. Ельцин подписал указ о реформе ЖКХ, однако, ЖКХ продолжительное время не получало частные инвестиции по причине отсутствия законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды коммунального имущества, отсутствия долгосрочных тарифных программ, высоких рисков и ряда других факторов. При этом, необходимо понимать, что эта одна из основных систем обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, которую при оптимальном функционировании можно отнести к необходимым условиям государственной безопасности страны. Допуск в эту сферу частного инвестора, в какой-то мере, может быть расценен как угроза национальной безопасности.
В теории, при решении законодательных аспектов регулирования использования инвестиций в ЖКХ, перспективы очевидны. Частный инвестор обладает значительным финансовым капиталом и желанием его рационального использования, имеет возможность привлечь и мотивировать квалифицированные кадры, заинтересован во внедрении технических и технологических инноваций в целях улучшения качества услуг и минимизации текущих расходов, соответственно - экономии. Здесь включается механизм решения поставленных задач через реализацию государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В связи с этим возникает возможность использования концессионных соглашений как одной из форм ГЧП, при которой государство передает частному сектору выполнение отдельных публичных функций, получая от него определенные инвестиции.
Объекты коммунальной инфраструктуры входят в число наиболее перспективных для применения концессионных соглашений. Несмотря на принятие в 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях», концессионная форма отношений владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры в течение долгого времени не могла быть применена публично-правовыми образованиями и частными операторами на практике в силу определенных правовых пробелов и ориентированности закона. Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г. № 1493-р «О плане действий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ» определило акцент по переходу на концессионную модель отношений в коммунальной сфере в качестве одного из приоритетных направлений.
Правовой механизм по привлечению частных инвестиций непосредственно в коммунальную сферу был внесен Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ. В нем были учтены особенности заключения соглашений по передаче в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, установление обязательных требований к арендаторам, концессионерам и собственникам для достижения ими целевых показателей, качества и энергетической эффективности объектов.
На состоявшемся заседании Государственного совета 31 мая 2013 года Президент РФ Путин В.В. утвердил список поручений Правительству РФ, направленных на решение проблем развития ЖКХ в регионах, в числе которых: модернизировать к 2020 году коммунальную инфраструктуру до средне- нормативного уровня износа основных фондов; передать к 2016 году частным инвесторам на основе концессионного соглашения осуществляющих неэффективное управление объектами ЖКХ; обеспечить снижение к 2017 году не менее чем в полтора раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций на производственных работах, при транспортировке и распределении ресурсов коммунального хозяйства; обеспечить снижение к 2018 году до средненормативного уровня технических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.
Перед правительством РФ поставлена очень сложная задача - модернизировать коммунальное хозяйство и снабдить общество качественными коммунальными услугами, удержав при этом резкий рост цен на тарифы и бюджетные расходы. Решение поставленных задач должно реализовываться через механизм государственно-частного партнерства, позволяющего направлять на финансирование инвестиционных проектов в сфере ЖКХ и частные инвестиции, и средства бюджетов различных уровней, однако, новый этап в развитии государственно-частного партнерства в России в целом и в сфере коммунальной инфраструктуры фактически начинается только с 2015 года.
В 2015 году в Рязани прошло Всероссийское совещание, посвященное практической реализации законодательства РФ о концессионных соглашениях в жилищно-коммунальном хозяйстве. Открывая заседание, вице-премьер Правительства РФ Д. Козак сказал: «Оставлять в России систему ЖКХ в том виде, в каком она существует сейчас, это значит усугублять процесс деградации ЖКХ как отрасли... Главная задача регионов — поиск инвесторов в эту отрасль без дискредитации идеи о концессионных соглашениях. Можно бесконечно искать миллиарды государственных рублей, которых сегодня нет. Но без помощи инвесторов это тяжелое хозяйство стране не поднять». Основной докладчик - министр строительства и ЖКХ РФ М. Мень отметил: «Государство не просто выбрало направление на массовое заключение концессионных соглашений, но и многое сделало для этого».
Выступая уже на Петербургском международном экономическом форуме 2016 Дмитрий Козак сообщил: «Прошлый год стал рекордным по количеству заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Этот показатель (по отношению к 2014 г.) вырос в 2,4 раза. По итогам 2015 года отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств в ЖКХ, заключено 271 концессионное соглашение с суммой обязательств на 71 млрд рублей. В
2014 году было заключено 112 концессионных соглашений на общую сумму 7,2 млрд рублей. Дополнительным импульсом для развития ГЧП проектов в ЖКХ стали гарантии, которые были предоставлены инвестору государством. По состоянию на первый квартал 2016 года, по информации вице-премьера, заключено 736 соглашений на сумму обязательств 137 млрд рублей. Несмотря на сдержанный рост инвестиций в другие отрасли экономики, вложения в сектор ЖКХ продолжают расти. По итогам 2015 года инвестиции в ЖКХ составили 183 млрд рублей».
Вероятно, в результате подобных дискуссий и в целях активизации государственно-частного партнерства в августе 2015 года Президент РФ поручил в установленные сроки осуществить передачу в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий, которое было признано неэффективным. В 2016 году Стратегией развития ЖКХ в России до 2020 года концессия определена в качестве одного из приоритетных направлений для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу.
В очередной раз в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ были внесены изменения. Им была определена возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества прошла государственный кадастровый учет и (или) госрегистрацию. Поправки допускают возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения в случае, если у арендатора права владения или пользования возникли до 1 января 2015 г. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 г.
По данным на сайте Правительства РФ в 2016 году продолжилось формирование благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере ЖКХ: сформированы все необходимые условия и приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Объём частных инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключёнными в 2016 году, - 62,4 млрд рублей, в 2015 году - 70,9 млрд рублей, в 2014 году - 7,2 млрд рублей. Всего в течение 2016 года было заключено 580 концессионных соглашений. Разработаны и вступили в силу меры, направленные на совершенствование привлечения частных инвесторов в сферу ЖКХ и предусматривающие в том числе: обязательное участие субъекта Федерации в качестве стороны концессионного соглашения; возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистрирована в установленном порядке; возможность учёта при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передаётся в концессию, возникших не позднее чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения. По состоянию на 1 января 2017 года разработано 11131 схем теплоснабжения, 16215 шт. схем водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры - 14881 шт., зарегистрировано объектов коммунальной инфраструктуры - 915 435 шт. (67,1 %). По данным Фонда ЖКХ, по состоянию на январь 2017 года зарегистрированы 69 заявок от 32 субъектов Федерации на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда ЖКХ для реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на общую сумму 16 196,84 млн рублей, из которых 8220,53 млн рублей - за счёт средств Фонда ЖКХ. Правлением фонда одобрено на 1 января 36 заявок (из них 20 заявок в сфере теплоснабжения, 13 заявок в сфере водоснабжения и водоотведения, 3 заявки в сфере ТКО) на сумму из средств фонда 5889,99 млн рублей. В регионах, где работают концессии, зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47 %, в водоснабжении на 21 %, а потери сократились на 18 и 14 % соответственно.
Итак, пристальное внимание законодателя к рассматриваемым вопросам обусловлено не только социально-экономическим «весом» самой отрасли ЖКХ, но и определенной спецификой отношений, складывающихся в отрасли. По словам Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, в стране создаются «комфортные» условия и «понятные правила игры» для инвестирования в ЖКХ., однако для реального достижения поставленных целей требуется дальнейшее продолжение соответствующей работы, применение системного подхода и устранение достаточного количества внутренних противоречий между положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с одной стороны и Федерального закона от 07.12.2011 № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190 ФЗ «О теплоснабжении» - с другой.
ВЛАСОВА Мария Александровна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры прикладной и инновационной экономики Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева