Консультация по жилищному праву – Горячая линия!

Консультация юриста по жилищным вопросам

Особенности государственной инвестиционной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве:концессионный механизм

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - одна из са­мых финансово затратных сфер в экономике страны. По дан­ным Минстроя России, объем требуемых инвестиций в его мо­дернизацию оценивается в 500 миллиардов рублей ежегодно. Во многих регионах предприятия ЖКХ балансируют на грани или уже скатились в банкротство. Особенно эта проблема про­является на предприятиях ЖКХ малочисленных муниципаль­ных образований. Причины, как правило, типовые: низкие та­рифы, задолженность по платежам населения и юридических лиц, в том числе нередко государственных и муниципальных организаций, возникновение собственной задолженности пе­ред работниками, фондами, поставляющими организациями.

Еще в 1997 году Б. Н. Ельцин подписал указ о реформе ЖКХ, однако, ЖКХ продолжительное время не получало частные инвестиции по причине отсутствия законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды ком­мунального имущества, отсутствия долгосрочных тарифных программ, высоких рисков и ряда других факторов. При этом, необходимо понимать, что эта одна из основных систем обе­спечения нормальной жизнедеятельности граждан, которую при оптимальном функционировании можно отнести к необ­ходимым условиям государственной безопасности страны. До­пуск в эту сферу частного инвестора, в какой-то мере, может быть расценен как угроза национальной безопасности.

В теории, при решении законодательных аспектов регули­рования использования инвестиций в ЖКХ, перспективы оче­видны. Частный инвестор обладает значительным финансовым капиталом и желанием его рационального использования, имеет возможность привлечь и мотивировать квалифицированные ка­дры, заинтересован во внедрении технических и технологических инноваций в целях улучшения качества услуг и минимизации текущих расходов, соответственно - экономии. Здесь включается механизм решения поставленных задач через реализацию госу­дарственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В связи с этим возникает возможность использования концессионных соглаше­ний как одной из форм ГЧП, при которой государство передает частному сектору выполнение отдельных публичных функций, получая от него определенные инвестиции.

Объекты коммунальной инфраструктуры входят в число наиболее перспективных для применения концессионных со­глашений. Несмотря на принятие в 2005 г. Федерального за­кона «О концессионных соглашениях», концессионная форма отношений владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры в течение долгого времени не могла быть при­менена публично-правовыми образованиями и частными опе­раторами на практике в силу определенных правовых пробелов и ориентированности закона. Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г. № 1493-р «О плане действий по привлече­нию частных инвестиций в ЖКХ» определило акцент по пере­ходу на концессионную модель отношений в коммунальной сфере в качестве одного из приоритетных направлений.

Правовой механизм по привлечению частных инвести­ций непосредственно в коммунальную сферу был внесен Фе­деральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ. В нем были учтены особенности заключения соглашений по передаче в долго­срочную аренду или концессию объектов коммунальной ин­фраструктуры, установление обязательных требований к арен­даторам, концессионерам и собственникам для достижения ими целевых показателей, качества и энергетической эффек­тивности объектов.

На состоявшемся заседании Государственного совета 31 мая 2013 года Президент РФ Путин В.В. утвердил список пору­чений Правительству РФ, направленных на решение проблем развития ЖКХ в регионах, в числе которых: модернизировать к 2020 году коммунальную инфраструктуру до средне- нор­мативного уровня износа основных фондов; передать к 2016 году частным инвесторам на основе концессионного соглаше­ния осуществляющих неэффективное управление объектами ЖКХ; обеспечить снижение к 2017 году не менее чем в полтора раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций на произ­водственных работах, при транспортировке и распределении ресурсов коммунального хозяйства; обеспечить снижение к 2018 году до средненормативного уровня технических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

Перед правительством РФ поставлена очень сложная за­дача - модернизировать коммунальное хозяйство и снабдить общество качественными коммунальными услугами, удержав при этом резкий рост цен на тарифы и бюджетные расходы. Решение поставленных задач должно реализовываться через механизм государственно-частного партнерства, позволяюще­го направлять на финансирование инвестиционных проектов в сфере ЖКХ и частные инвестиции, и средства бюджетов раз­личных уровней, однако, новый этап в развитии государствен­но-частного партнерства в России в целом и в сфере коммуналь­ной инфраструктуры фактически начинается только с 2015 года.

В 2015 году в Рязани прошло Всероссийское совещание, посвященное практической реализации законодательства РФ о концессионных соглашениях в жилищно-коммунальном хо­зяйстве. Открывая заседание, вице-премьер Правительства РФ Д. Козак сказал: «Оставлять в России систему ЖКХ в том виде, в каком она существует сейчас, это значит усугублять про­цесс деградации ЖКХ как отрасли... Главная задача регионов — поиск инвесторов в эту отрасль без дискредитации идеи о концессионных соглашениях. Можно бесконечно искать мил­лиарды государственных рублей, которых сегодня нет. Но без помощи инвесторов это тяжелое хозяйство стране не под­нять». Основной докладчик - министр строительства и ЖКХ РФ М. Мень отметил: «Государство не просто выбрало направ­ление на массовое заключение концессионных соглашений, но и многое сделало для этого».

Выступая уже на Петербургском международном экономи­ческом форуме 2016 Дмитрий Козак сообщил: «Прошлый год стал рекордным по количеству заключенных концессионных со­глашений в сфере ЖКХ. Этот показатель (по отношению к 2014 г.) вырос в 2,4 раза. По итогам 2015 года отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств в ЖКХ, заключено 271 концес­сионное соглашение с суммой обязательств на 71 млрд рублей. В

2014    году было заключено 112 концессионных соглашений на об­щую сумму 7,2 млрд рублей. Дополнительным импульсом для развития ГЧП проектов в ЖКХ стали гарантии, которые были предоставлены инвестору государством. По состоянию на пер­вый квартал 2016 года, по информации вице-премьера, заклю­чено 736 соглашений на сумму обязательств 137 млрд рублей. Несмотря на сдержанный рост инвестиций в другие отрасли эко­номики, вложения в сектор ЖКХ продолжают расти. По итогам 2015    года инвестиции в ЖКХ составили 183 млрд рублей».

Вероятно, в результате подобных дискуссий и в целях ак­тивизации государственно-частного партнерства в августе 2015 года Президент РФ поручил в установленные сроки осуществить передачу в концессию объектов теплоснабжения, водоснабже­ния и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий, которое было признано неэффективным. В 2016 году Стратеги­ей развития ЖКХ в России до 2020 года концессия определена в качестве одного из приоритетных направлений для привлече­ния частных инвестиций в коммунальную сферу.

В очередной раз в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ были внесены из­менения. Им была определена возможность передачи в кон­цессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества прошла государственный кадастровый учет и (или) госрегистрацию. Поправки допускают возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения в случае, если у арен­датора права владения или пользования возникли до 1 января 2015 г. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 г.

По данным на сайте Правительства РФ в 2016 году продол­жилось формирование благоприятных условий для ведения биз­неса в сфере ЖКХ: сформированы все необходимые условия и приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Объём частных инвестиций, предусмотренных кон­цессионными соглашениями, заключёнными в 2016 году, - 62,4 млрд рублей, в 2015 году - 70,9 млрд рублей, в 2014 году - 7,2 млрд рублей. Всего в течение 2016 года было заключено 580 концессион­ных соглашений. Разработаны и вступили в силу меры, направ­ленные на совершенствование привлечения частных инвесторов в сферу ЖКХ и предусматривающие в том числе: обязательное участие субъекта Федерации в качестве стороны концессионного соглашения; возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистриро­вана в установленном порядке; возможность учёта при установ­лении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передаётся в концессию, возникших не позднее чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения. По состоянию на 1 января 2017 года разработано 11131 схем те­плоснабжения, 16215 шт. схем водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфра­структуры - 14881 шт., зарегистрировано объектов коммунальной инфраструктуры - 915 435 шт. (67,1 %). По данным Фонда ЖКХ, по состоянию на январь 2017 года зарегистрированы 69 заявок от 32 субъектов Федерации на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда ЖКХ для реализации проектов модерниза­ции систем коммунальной инфраструктуры на общую сумму 16 196,84 млн рублей, из которых 8220,53 млн рублей - за счёт средств Фонда ЖКХ. Правлением фонда одобрено на 1 января 36 заявок (из них 20 заявок в сфере теплоснабжения, 13 заявок в сфере водо­снабжения и водоотведения, 3 заявки в сфере ТКО) на сумму из средств фонда 5889,99 млн рублей. В регионах, где работают кон­цессии, зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47 %, в водоснабжении на 21 %, а потери сократились на 18 и 14 % соответственно.

Итак, пристальное внимание законодателя к рассматри­ваемым вопросам обусловлено не только социально-экономи­ческим «весом» самой отрасли ЖКХ, но и определенной спец­ификой отношений, складывающихся в отрасли. По словам Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, в стране создаются «комфортные» условия и «понятные правила игры» для инвестирования в ЖКХ., одна­ко для реального достижения поставленных целей требуется дальнейшее продолжение соответствующей работы, примене­ние системного подхода и устранение достаточного количества внутренних противоречий между положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с одной стороны и Федерального закона от 07.12.2011 № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190 ФЗ «О теплоснабжении» - с другой.

ВЛАСОВА Мария Александровна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры прикладной и инновационной экономики Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).