Консультация по жилищному праву – Горячая линия!

Консультация юриста по жилищным вопросам

Права граждан на земельные участки

Система прав на земельные участки в Республике Бела­русь сложилась в процессе земельной реформы начала 90-х годов 20 века, основной целью и результатом которой явля­лась ликвидация монополии государственной собственности на землю, формирование многообразия форм землепользова­ния, обеспечивающих доступ к земельным ресурсам различ­ных субъектов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот.

Система прав на земельные участки в Республике Бела­русь сложилась в процессе земельной реформы начала 90-х годов 20 века, основной целью и результатом которой явля­лась ликвидация монополии государственной собственности на землю, формирование многообразия форм землепользова­ния, обеспечивающих доступ к земельным ресурсам различ­ных субъектов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Так, Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 дека­бря 1990 г. впервые закрепил такие права как пожизненное наследуемое владение и аренда, а право частной собственно­сти было введено Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю». Одной из целей раз­работчиков Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. было придание праву частной собственности и аренды преобладающего значения, учитывая перспективы развития гражданского оборота земель. Вместе с тем, сохранены и права на земельные участки, имеющие административно-правовую природу, однако изменились условия их предоставления и, как следствие, соотношение земельно-правовых титулов.

С учетом отмеченных тенденций развития законодатель­ства для Республики Беларусь в настоящее время характер­но разнообразие правовых форм использования земли. Так, граждане могут быть субъектами права частной собственно­сти, пожизненного наследуемого владения, аренды, субарен­ды, временного пользования, концессии (пока лишь на уровне законодательства, но не на практике); вариантом реализации потребностей граждан в земельных ресурсах является исполь­зование чужих земельных участков на условиях земельного сервитута либо общего пользования.

Следует отметить, что в Республике Беларусь сфера при­менения права частной собственности на землю, имеющего наибольший потенциал в части вовлечения земельных участ­ков в гражданский оборот, в значительной степени ограничена как по субъектному составу, так и по объектам. Поэтому осо­бого внимания заслуживает вопрос о развитии права аренды земли и расширении правомочий арендатора. Вместе с тем, в действующем земельном законодательстве недостаточно выра­жена гражданско-правовая природа договоров аренды земель­ных участков, находящихся в государственной собственности. Так, при предоставлении права аренды как по результатам аукционов, так и в административном порядке, заключению договора аренды земельного участка предшествует принятие местным исполнительным комитетом либо администрацией свободной экономической зоны решения, содержащего усло­вия предоставления земельного участка в аренду. В результате, условия договора аренды фактически односторонне определя­ются арендодателем, что нивелирует многие преимущества аренды как формы землепользования (возможность опреде­лить дополнительные права и обязанности сторон, дополнительные гарантии прав землепользователя и иные). В связи с этим, одним из направлений совершенствования арендных от­ношений в Республике Беларусь, по нашему мнению, является законодательное обеспечение участия будущего арендатора в определении условий договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Права граждан на земельные участки в Республике Беларусь

Возможность предоставления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, земельных участков, находящихся в собственности государства и не подлежащих передаче в частную собственность, на основании концесси­онных договоров вытекает из положений ст. 16 КоЗ и Закона Республики Беларусь «О концессиях», однако ее практиче­ская реализация затруднена ввиду отсутствия как механизмов предоставления земельных участков в концессию, так и заин­тересованности в этом потенциальных инвесторов. Следует отметить, что право на землю, основанное на договоре концес­сии, имеет сходство с правом аренды, а наиболее существен­ные отличия обусловлены направленностью концессионного договора на привлечение инвестиций, однако последняя цель вполне может быть реализована и в рамках института аренды, особенно применительно к такому субъекту как граждане.

Земельное законодательство Республики Беларусь по- прежнему закрепляет возможность предоставления земель­ных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, хотя первоначально введение этого права преследо­вало цель расширить распорядительные правомочия граж- дан-землепользователей и имело практическое значение как переходное на период земельно-правовой реформы. В настоя­щее время целесообразность сохранения права пожизненного наследуемого владения обусловлена социальными фактора­ми, поскольку его предоставление направлено на удовлетворе­ние социально значимых земельных потребностей (связанных со строительством и обслуживанием жилых домов граждана­ми Республики Беларусь, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведением коллективного садоводства и иных) и не требует внесения платы за предостав­ление земельного участка. Следует согласиться с тем, что дан­ное право не способно обеспечить развитие земельного рынка и гражданского оборота земель, и сфера его применения со временем должна сужаться, ограничившись теми случаями, при которых невозможно иначе реализовать нужды граждан в получении участка. Право временного пользования граж­дан, унаследованное из законодательства советского периода и претерпевшее с начала 90-х годов лишь незначительные изме­нения, также имеет выраженную социальную направленность, обусловленную целями его предоставления.

Значительный удельный вес земель, которые не могут находиться в частной собственности, установление ряда огра­ничений публично-правового и социального характера, каса­ющихся условий предоставления, использования и распоря­жения земельными участками, предопределяют характерные черты земельно-правового статуса граждан в Республике Бела­русь, в числе которых можно выделить следующие:возможные права на земельные участки и основания их возникновения различаются в зависимости от наличия граж­данства Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, даже проживающие на территории респу­блики, не имеют национального статуса в земельных отношениях. Основным земельно-правовым титулом иностранцев является аренда, хотя следует отметить тенденцию расшире­ния их земельной правоспособности, что выразилось в предо­ставлении после вступления в силу КоЗ 2008 г. возможности приобретать земельные участки на праве частной собствен­ности и пожизненного наследуемого владения (но только в порядке наследования), а при внесении в КоЗ изменений и дополнений от 22 января 2013 г. - на праве временного пользо­вания для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохо­зяйственных животных;

применительно к каждому из прав граждан на землю законодательством определены возможные цели использо­вания земельных участков. При этом аренда рассматривает­ся как универсальный земельно-правовой титул, на котором земельные участки могут быть предоставлены как гражданам Республики Беларусь, так и иностранцам для любой цели, за­крепленной для права частной собственности, пожизненно­го наследуемого владения, временного пользования, а также для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Определенной проблемой является то, что на практике предусмотренный КоЗ перечень целей предо­ставления гражданам земельных участков на различных пра­вах рассматривается как исчерпывающий, тогда как прямого указания на это нет. В связи с этим граждане лишены возмож­ности получить, например, отдельный земельный участок для осуществления деятельность по оказанию услуг в сфере агроэ­котуризма, и могут осуществлять эту деятельность при соблю­дении определенных условий лишь на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и строительства и (или) обслуживания жилого дома (ст. 69 КоЗ);

в ряде случаев право граждан на получение земельного участка связывается с дополнительными требованиями к субъ­екту (например, для ведения личного подсобного хозяйства - регистрация по месту жительства на территории соответству­ющего сельсовета; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - статус главы такого хозяйства; для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомо­вой территории - отнесение к отдельным категориям инвали­дов либо постоянное проживание в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах);

гражданам не могут предоставляться земельные участки из отдельных категорий и видов земель, которые имеют боль­шой удельный вес в структуре земельного фонда Республики Беларусь. Данное ограничение либо прямо предусматрива­ется законодательством (например, в ст. 37 КоЗ закреплено, что земли сельскохозяйственного назначения могут предо­ставляться гражданам лишь для ведения крестьянского (фер­мерского) хозяйства, то есть в связи с осуществлением пред­принимательской деятельности), либо вытекает из основного целевого назначения соответствующих земель (земли лесного фонда, водного фонда, земли общего пользования и иные);

для граждан, как правило, определяются предельные раз­меры предоставляемых земельных участков, которые различа­ются в зависимости цели и права на землю, что обусловлено ограниченностью земельных ресурсов, востребованностью земель с удобным местоположением, развитой инфраструктурой, высокими качественными характеристиками, а также реализацией социально обоснованного подхода к удовлетво­рению земельных потребностей граждан;

помимо общих оснований возникновения прав на земель­ные участки (предоставление по решению исполнительного комитета, принятому в административном порядке, или по ре­зультатам аукциона; переход права частной собственности на основании гражданско-правовых сделок; заключение договора аренды земельного участка, находящегося в частной собствен­ности либо договора субаренды), для граждан закреплены специфические способы приобретения таких прав (переход по наследству земельных участков, принадлежавших наследо­дателю на праве частной собственности или пожизненного на­следуемого владения; приобретение права на земельный уча­сток, владение которым осуществляется в течение длительного времени). В качестве субъектов, которые могут воспользовать­ся последним основанием, в ст. 44 КоЗ названы лишь граждане Республики Беларусь, при этом указывается на возможность приобретения по давности владения трех прав на землю - частной собственности, пожизненного наследуемого владения и аренды. Учитывая произошедшие в постсоветский период существенные изменения системы прав на землю, в момент, когда началось владение земельным участком, перечисленные в приведенной статье права на землю могли не предусматри­ваться законодательством. Однако действующее законодатель­ство и практика его применения дают основания для вывода о том, что приобретаемое право на земельный участок, владе­ние которым осуществлялось в течение длительного времени, может и не совпадать с тем, которое первоначально предостав­лялось гражданину.

Права на земельные участки

Иностранные граждане, лица без гражданства, учитывая их ограниченный земельно-правовой статус, могут приобре­сти права на земельные участки в Республике Беларусь лишь при предоставлении государством (в аренду - в администра­тивном порядке или по результатам аукциона, во временное пользование - в административном порядке); на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в частной собственности, субаренды; а также в порядке наследования (при этом обязательным условием является наличие родствен­ной связи с наследодателем, что существенно сужает сферу применения данного основания даже при наличии завещания в пользу иностранца);

одним из способов расширения диспозитивности в регу­лировании приобретения гражданами Республики Беларусь земельных прав является закрепление возможности измене­ния права на земельный участок, принадлежащий им на за­конном основании (граждане Республики Беларусь, являющи­еся владельцами или арендаторами, вправе при отсутствии ограничений, вытекающих из ст. 13 и иных норм КоЗ, приоб­рести земельный участок в частную собственность; при этом возможность изменения права аренды на право пожизненного наследуемого владения ограничена) либо полученный по наследству (согласно ст. 53 КоЗ наследники земельных участков, находившихся в пожизненном наследуемом владении, вправе сохранить данное право либо изменить его на право частной собственности или аренды в установленном порядке - путем обращения в местный исполнительный комитет). Иностран­ные граждане и лица без гражданства такими правомочиями не наделены, поскольку аренда является для них основным зе­мельно-правовым титулом, а объем правомочий в отношении земельных участков, полученных по наследству, полностью производен от правомочий наследодателя.

Рассмотренные и иные особенности влияют на содержа­ние прав граждан на земельные участки. Статьи 69, 70 КоЗ закрепляют общий перечень прав и обязанностей землеполь- зователей, а также отдельные права и обязанности собствен­ников и арендаторов земельных участков, преимущественно в части распоряжения землей.

Для граждан как субъектов прав на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению. Правомочие пользования может быть реализовано ими с учетом следую­щих особенностей: возможные варианты использования зем­ли (целевое назначение) в общем виде закреплены земель­ным законодательством; использование земельного участка по целевому назначению является одновременно и правом, и обязанностью; землепользователь несет иные обязанности, связанные с использованием земли: осуществлять мероприя­тия по охране земель, благоустройство земельных участков, не нарушать права других землепользователей, соблюдать уста­новленные ограничения (обременения) прав на земельный участок.

В научной литературе отмечается значение распоряди­тельных правомочий землепользователя как меры рациональ­ного использования земли, поскольку право распоряжения, в сочетании с правом самостоятельного хозяйствования на земле, позволяет создать оптимальный по своим размерам земельный массив и получить максимальное количество продукции (что особенно актуально для земель, используемых гражданами для сельскохозяйственной деятельности - напри­мер, при ведении личного подсобного и крестьянского (фер­мерского) хозяйства, коллективного садоводства). Согласно законодательству Республики Беларусь распорядительные правомочия граждан-землепользователей ограничены и сво­дятся к следующему:

собственник вправе произвести отчуждение земельного участка исполнительному комитету либо по сделкам купли-продажи, дарения, мены, ренты, а также передать участок в ипотеку, предоставить в аренду;

собственник и владелец (субъект права пожизненного на­следуемого владения) могут распорядиться земельным участ­ком путем передачи по наследству;

арендатор вправе предоставлять земельный участок в су­баренду, передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, предоставлять право аренды в залог либо вносить в качестве вклада в устав­ный фонд хозяйственных товариществ и обществ;

субъекты всех прав на землю могут добровольно отказать­ся от земельного участка в пользу государства.

Помимо этого, одним из способов вовлечения в оборот земельных участков, находящихся у граждан на праве по­жизненного наследуемого владения и аренды, является за­ключение сделок по отчуждению жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, дачного либо садового домика, незавершенного законсервированного капитального строения, доли в праве на перечисленные объекты, на основании которых согласно ст. 55 КоЗ переходит и право на земельный участок. Таким образом, учитывая то, что землепользование граждан в значительной степени связано с застройкой земельных участ­ков, можно констатировать, что право распоряжения земель­ными участками путем их отчуждения либо перехода в связи с отчуждением недвижимого имущества, охватывает наиболее востребованные варианты оборота земель.

Как отмечалось выше, использование земли является правом и обязанностью землепользователя, неисполнение ко­торой рассматривается как правонарушение и может повлечь изъятие участка. Вместе с тем для граждан невозможность ис­пользования земельного участка может быть обусловлена ря­дом факторов, носящих временный характер (болезнь, направ­ление на работу в другую местность, финансовые причины и тому подобные), в связи с чем актуальным является предостав­ление временно неиспользуемых земельных участков иным субъектам. По действующему законодательству Республики Беларусь допускается лишь два варианта вторичного пользо­вания - аренда земельных участков, находящихся в частной собственности, и субаренда, не получившие практического распространения по причинам, на которых следует остано­виться подробнее.

Объектом земельных отношений, исходя из ст. 3 КоЗ, могут быть юридически обособленные земельные участки, но не их части. Вместе с тем, при неиспользовании в течение определенного времени части земельного участка оптималь­ным вариантом являлась бы передача этой части во вторичное пользование (аренду, субаренду), что противоречит действу­ющему законодательству, поскольку совершение упомянутых сделок возможно либо со всем участком целиком, либо после его раздела. Таким образом, гражданин сталкивается с необхо­димостью раздела земельного участка, что весьма затратно как финансово, так и по времени, а кроме того раздел может быть запрещен законодательством (например, если земельный уча­сток является неделимым; предоставлен для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих до­мов). В результате в подобных ситуациях граждане договари­ваются в устной форме, разрешая другому лицу использовать часть земельного участка, нарушая при этом и требование к форме сделок с землей, либо просто не пользуются частью участка, что негативно сказывается на ее состоянии.

Вопрос о признании части земельного участка объектом земельных отношений актуален как с позиций сложившихся правовых норм, так и в целях их дальнейшего совершенствова­ния. По нашему мнению, вполне обоснованно относить часть земельного участка к объектам отдельных земельных правоот­ношений (например, связанных с принудительным изъятием, передачей земли во вторичное пользование), что следует от­разить в ст. 3 КоЗ, предусмотрев при этом способы индивиду­ализации и учета частей земельных участков.

Сдерживающим фактором развития оборота земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, является также необходимость вне­сения платы за право заключения договоров аренды. Согласно ст. 31-1 КоЗ, граждане освобождаются от внесения указанной платы в отношении участков, предоставляемых в администра­тивном порядке для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садо­водства, традиционных народных промыслов (ремесел), ого­родничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных жи­вотных, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей. Освобождение не распространяется на случаи, когда граждане намерены передать земельный участок в субаренду или распорядиться правом аренды земельного участка иным образом (согласно ст. 70 КоЗ до реализации указанных распо­рядительных правомочий арендатор, освобождаемый от пла­ты за право заключения договора аренды земельного участка, обязан такую плату внести). Представляется, что данная норма не способствует обороту земель и не обеспечивает их рацио­нальное использование, поскольку для арендатора, который по каким-то причинам временно не имеет возможности ис­пользовать земельный участок, его передача иному субъекту может быть экономически необоснованной. По нашему мне­нию, целесообразно более детально урегулировать вопросы внесения платы за право заключения договора аренды земель­ных участков, закрепив льготы в случаях предоставления таких участков в субаренду или передачи прав и обязанностей по до­говорам аренды земельных участков другим лицам.

Земельное законодательство Республики Беларусь уста­навливает возможность изъятия земельного участка в случае его неиспользования в течение установленного срока (согласно ст. 60 КоЗ для граждан этот срок составляет один год со дня государственной регистрации создания земельного участка, а в дальнейшем в зависимости от цели предоставления - один год для ведения сельского хозяйства, и два года - для несель­скохозяйственных целей). В целом, это весьма действенная мера, направленная на обеспечение охраны и рационального использования земель, особенно предоставленных гражданам в целях жилищного и дачного строительства. Вместе с тем, для земель, предназначенных для выращивания сельскохо­зяйственной продукции (ведение личного подсобного, кре­стьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садовод­ства, огородничества) изъятие в связи с неиспользованием не является оптимальным решением проблемы поддержания их качества; основная задача заключается в вовлечении неисполь­зуемых земель в аграрный оборот.

В связи с этим следует отметить, что эффективной мерой при условии последовательного правового регулирования может стать передача временно неиспользуемых земельных участков иным субъектам во вторичное пользование. В совет­ский период и вплоть до вступления в силу КоЗ 2008 г. пред­усматривалось предоставление земельных участков во времен­ное пользование гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса скота, под служебные наделы колхозами, совхозами и другими землепользователями из земель, находящихся в их пользовании. Данная форма землепользования была весьма востребованной сельскими жителями. В юридической литера­туре указывается, что широко распространенное в прошлом право вторичного землепользования утратило свою актуаль­ность с введением различных форм собственности на землю, однако подобный вывод представляется поспешным приме­нительно к земельным отношениям в Республике Беларусь. В современных условиях (актуальности обеспечения граждан­ского оборота земель, значительная часть которых находится в государственной собственности, а также с учетом многообра­зия закрепленных законодательством правовых форм исполь­зования земли) развитие данного института позволит решить одновременно ряд задач: удовлетворение потребностей граж­дан в земле (в первую очередь, для сельскохозяйственных це­лей) не только государством, но и частными субъектами, а так­же сокращение количества неиспользуемых земель. При этом насущной проблемой является формирование действенного механизма реализации существующих вариантов вторичного пользования (аренда и субаренда), а также расширение рас­порядительных правомочий субъектов всех прав на землю. Представляется, что в настоящее время предоставление земли во вторичное пользование должно носить исключительно до­говорной характер, причем на основании как возмездных, так и безвозмездных договоров.

Следует отметить, что недостаточное развитие вторич­ного пользования даже в закрепленных действующим зако­нодательством правовых формах, обусловлено не только рас­смотренными выше проблемами правового регулирования, но и отсутствием заинтересованности у самих собственников и арендаторов в передаче временно неиспользуемых земельных участков в аренду и субаренду соответственно. Повышению такой заинтересованности, по нашему мнению, могут способ­ствовать экономические меры, в том числе дифференциация ставок земельного налога и арендной платы для неиспользуе­мых земельных участков.

Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность рас­смотренных направлений развития правовых форм земле­пользования граждан будет обеспечена лишь при комплекс­ном характере предлагаемых мер. В условиях преобладания государственной собственности на землю в Республике Бела­русь оптимальная система прав граждан на земельные участ­ки должна учитывать необходимость дальнейшего развития гражданского оборота земель (в том числе, путем предостав­ления земельных участков самими землепользователями во вторичное пользование), обеспечения доступа к земельным ресурсов различных субъектов, включая социально незащи­щенные слои населения, а также охраны и рационального ис­пользования земли.

ШАХРАИ Ирина Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).