Система прав на земельные участки в Республике Беларусь сложилась в процессе земельной реформы начала 90-х годов 20 века, основной целью и результатом которой являлась ликвидация монополии государственной собственности на землю, формирование многообразия форм землепользования, обеспечивающих доступ к земельным ресурсам различных субъектов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот.
Система прав на земельные участки в Республике Беларусь сложилась в процессе земельной реформы начала 90-х годов 20 века, основной целью и результатом которой являлась ликвидация монополии государственной собственности на землю, формирование многообразия форм землепользования, обеспечивающих доступ к земельным ресурсам различных субъектов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Так, Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. впервые закрепил такие права как пожизненное наследуемое владение и аренда, а право частной собственности было введено Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю». Одной из целей разработчиков Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. было придание праву частной собственности и аренды преобладающего значения, учитывая перспективы развития гражданского оборота земель. Вместе с тем, сохранены и права на земельные участки, имеющие административно-правовую природу, однако изменились условия их предоставления и, как следствие, соотношение земельно-правовых титулов.
С учетом отмеченных тенденций развития законодательства для Республики Беларусь в настоящее время характерно разнообразие правовых форм использования земли. Так, граждане могут быть субъектами права частной собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, субаренды, временного пользования, концессии (пока лишь на уровне законодательства, но не на практике); вариантом реализации потребностей граждан в земельных ресурсах является использование чужих земельных участков на условиях земельного сервитута либо общего пользования.
Следует отметить, что в Республике Беларусь сфера применения права частной собственности на землю, имеющего наибольший потенциал в части вовлечения земельных участков в гражданский оборот, в значительной степени ограничена как по субъектному составу, так и по объектам. Поэтому особого внимания заслуживает вопрос о развитии права аренды земли и расширении правомочий арендатора. Вместе с тем, в действующем земельном законодательстве недостаточно выражена гражданско-правовая природа договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Так, при предоставлении права аренды как по результатам аукционов, так и в административном порядке, заключению договора аренды земельного участка предшествует принятие местным исполнительным комитетом либо администрацией свободной экономической зоны решения, содержащего условия предоставления земельного участка в аренду. В результате, условия договора аренды фактически односторонне определяются арендодателем, что нивелирует многие преимущества аренды как формы землепользования (возможность определить дополнительные права и обязанности сторон, дополнительные гарантии прав землепользователя и иные). В связи с этим, одним из направлений совершенствования арендных отношений в Республике Беларусь, по нашему мнению, является законодательное обеспечение участия будущего арендатора в определении условий договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Права граждан на земельные участки в Республике Беларусь
Возможность предоставления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, земельных участков, находящихся в собственности государства и не подлежащих передаче в частную собственность, на основании концессионных договоров вытекает из положений ст. 16 КоЗ и Закона Республики Беларусь «О концессиях», однако ее практическая реализация затруднена ввиду отсутствия как механизмов предоставления земельных участков в концессию, так и заинтересованности в этом потенциальных инвесторов. Следует отметить, что право на землю, основанное на договоре концессии, имеет сходство с правом аренды, а наиболее существенные отличия обусловлены направленностью концессионного договора на привлечение инвестиций, однако последняя цель вполне может быть реализована и в рамках института аренды, особенно применительно к такому субъекту как граждане.
Земельное законодательство Республики Беларусь по- прежнему закрепляет возможность предоставления земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, хотя первоначально введение этого права преследовало цель расширить распорядительные правомочия граж- дан-землепользователей и имело практическое значение как переходное на период земельно-правовой реформы. В настоящее время целесообразность сохранения права пожизненного наследуемого владения обусловлена социальными факторами, поскольку его предоставление направлено на удовлетворение социально значимых земельных потребностей (связанных со строительством и обслуживанием жилых домов гражданами Республики Беларусь, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведением коллективного садоводства и иных) и не требует внесения платы за предоставление земельного участка. Следует согласиться с тем, что данное право не способно обеспечить развитие земельного рынка и гражданского оборота земель, и сфера его применения со временем должна сужаться, ограничившись теми случаями, при которых невозможно иначе реализовать нужды граждан в получении участка. Право временного пользования граждан, унаследованное из законодательства советского периода и претерпевшее с начала 90-х годов лишь незначительные изменения, также имеет выраженную социальную направленность, обусловленную целями его предоставления.
Значительный удельный вес земель, которые не могут находиться в частной собственности, установление ряда ограничений публично-правового и социального характера, касающихся условий предоставления, использования и распоряжения земельными участками, предопределяют характерные черты земельно-правового статуса граждан в Республике Беларусь, в числе которых можно выделить следующие:возможные права на земельные участки и основания их возникновения различаются в зависимости от наличия гражданства Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, даже проживающие на территории республики, не имеют национального статуса в земельных отношениях. Основным земельно-правовым титулом иностранцев является аренда, хотя следует отметить тенденцию расширения их земельной правоспособности, что выразилось в предоставлении после вступления в силу КоЗ 2008 г. возможности приобретать земельные участки на праве частной собственности и пожизненного наследуемого владения (но только в порядке наследования), а при внесении в КоЗ изменений и дополнений от 22 января 2013 г. - на праве временного пользования для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;
применительно к каждому из прав граждан на землю законодательством определены возможные цели использования земельных участков. При этом аренда рассматривается как универсальный земельно-правовой титул, на котором земельные участки могут быть предоставлены как гражданам Республики Беларусь, так и иностранцам для любой цели, закрепленной для права частной собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования, а также для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Определенной проблемой является то, что на практике предусмотренный КоЗ перечень целей предоставления гражданам земельных участков на различных правах рассматривается как исчерпывающий, тогда как прямого указания на это нет. В связи с этим граждане лишены возможности получить, например, отдельный земельный участок для осуществления деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, и могут осуществлять эту деятельность при соблюдении определенных условий лишь на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и строительства и (или) обслуживания жилого дома (ст. 69 КоЗ);
в ряде случаев право граждан на получение земельного участка связывается с дополнительными требованиями к субъекту (например, для ведения личного подсобного хозяйства - регистрация по месту жительства на территории соответствующего сельсовета; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - статус главы такого хозяйства; для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории - отнесение к отдельным категориям инвалидов либо постоянное проживание в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах);
гражданам не могут предоставляться земельные участки из отдельных категорий и видов земель, которые имеют большой удельный вес в структуре земельного фонда Республики Беларусь. Данное ограничение либо прямо предусматривается законодательством (например, в ст. 37 КоЗ закреплено, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам лишь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть в связи с осуществлением предпринимательской деятельности), либо вытекает из основного целевого назначения соответствующих земель (земли лесного фонда, водного фонда, земли общего пользования и иные);
для граждан, как правило, определяются предельные размеры предоставляемых земельных участков, которые различаются в зависимости цели и права на землю, что обусловлено ограниченностью земельных ресурсов, востребованностью земель с удобным местоположением, развитой инфраструктурой, высокими качественными характеристиками, а также реализацией социально обоснованного подхода к удовлетворению земельных потребностей граждан;
помимо общих оснований возникновения прав на земельные участки (предоставление по решению исполнительного комитета, принятому в административном порядке, или по результатам аукциона; переход права частной собственности на основании гражданско-правовых сделок; заключение договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности либо договора субаренды), для граждан закреплены специфические способы приобретения таких прав (переход по наследству земельных участков, принадлежавших наследодателю на праве частной собственности или пожизненного наследуемого владения; приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени). В качестве субъектов, которые могут воспользоваться последним основанием, в ст. 44 КоЗ названы лишь граждане Республики Беларусь, при этом указывается на возможность приобретения по давности владения трех прав на землю - частной собственности, пожизненного наследуемого владения и аренды. Учитывая произошедшие в постсоветский период существенные изменения системы прав на землю, в момент, когда началось владение земельным участком, перечисленные в приведенной статье права на землю могли не предусматриваться законодательством. Однако действующее законодательство и практика его применения дают основания для вывода о том, что приобретаемое право на земельный участок, владение которым осуществлялось в течение длительного времени, может и не совпадать с тем, которое первоначально предоставлялось гражданину.
Права на земельные участки
Иностранные граждане, лица без гражданства, учитывая их ограниченный земельно-правовой статус, могут приобрести права на земельные участки в Республике Беларусь лишь при предоставлении государством (в аренду - в административном порядке или по результатам аукциона, во временное пользование - в административном порядке); на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в частной собственности, субаренды; а также в порядке наследования (при этом обязательным условием является наличие родственной связи с наследодателем, что существенно сужает сферу применения данного основания даже при наличии завещания в пользу иностранца);
одним из способов расширения диспозитивности в регулировании приобретения гражданами Республики Беларусь земельных прав является закрепление возможности изменения права на земельный участок, принадлежащий им на законном основании (граждане Республики Беларусь, являющиеся владельцами или арендаторами, вправе при отсутствии ограничений, вытекающих из ст. 13 и иных норм КоЗ, приобрести земельный участок в частную собственность; при этом возможность изменения права аренды на право пожизненного наследуемого владения ограничена) либо полученный по наследству (согласно ст. 53 КоЗ наследники земельных участков, находившихся в пожизненном наследуемом владении, вправе сохранить данное право либо изменить его на право частной собственности или аренды в установленном порядке - путем обращения в местный исполнительный комитет). Иностранные граждане и лица без гражданства такими правомочиями не наделены, поскольку аренда является для них основным земельно-правовым титулом, а объем правомочий в отношении земельных участков, полученных по наследству, полностью производен от правомочий наследодателя.
Рассмотренные и иные особенности влияют на содержание прав граждан на земельные участки. Статьи 69, 70 КоЗ закрепляют общий перечень прав и обязанностей землеполь- зователей, а также отдельные права и обязанности собственников и арендаторов земельных участков, преимущественно в части распоряжения землей.
Для граждан как субъектов прав на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению. Правомочие пользования может быть реализовано ими с учетом следующих особенностей: возможные варианты использования земли (целевое назначение) в общем виде закреплены земельным законодательством; использование земельного участка по целевому назначению является одновременно и правом, и обязанностью; землепользователь несет иные обязанности, связанные с использованием земли: осуществлять мероприятия по охране земель, благоустройство земельных участков, не нарушать права других землепользователей, соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок.
В научной литературе отмечается значение распорядительных правомочий землепользователя как меры рационального использования земли, поскольку право распоряжения, в сочетании с правом самостоятельного хозяйствования на земле, позволяет создать оптимальный по своим размерам земельный массив и получить максимальное количество продукции (что особенно актуально для земель, используемых гражданами для сельскохозяйственной деятельности - например, при ведении личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства). Согласно законодательству Республики Беларусь распорядительные правомочия граждан-землепользователей ограничены и сводятся к следующему:
собственник вправе произвести отчуждение земельного участка исполнительному комитету либо по сделкам купли-продажи, дарения, мены, ренты, а также передать участок в ипотеку, предоставить в аренду;
собственник и владелец (субъект права пожизненного наследуемого владения) могут распорядиться земельным участком путем передачи по наследству;
арендатор вправе предоставлять земельный участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, предоставлять право аренды в залог либо вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ;
субъекты всех прав на землю могут добровольно отказаться от земельного участка в пользу государства.
Помимо этого, одним из способов вовлечения в оборот земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения и аренды, является заключение сделок по отчуждению жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, дачного либо садового домика, незавершенного законсервированного капитального строения, доли в праве на перечисленные объекты, на основании которых согласно ст. 55 КоЗ переходит и право на земельный участок. Таким образом, учитывая то, что землепользование граждан в значительной степени связано с застройкой земельных участков, можно констатировать, что право распоряжения земельными участками путем их отчуждения либо перехода в связи с отчуждением недвижимого имущества, охватывает наиболее востребованные варианты оборота земель.
Как отмечалось выше, использование земли является правом и обязанностью землепользователя, неисполнение которой рассматривается как правонарушение и может повлечь изъятие участка. Вместе с тем для граждан невозможность использования земельного участка может быть обусловлена рядом факторов, носящих временный характер (болезнь, направление на работу в другую местность, финансовые причины и тому подобные), в связи с чем актуальным является предоставление временно неиспользуемых земельных участков иным субъектам. По действующему законодательству Республики Беларусь допускается лишь два варианта вторичного пользования - аренда земельных участков, находящихся в частной собственности, и субаренда, не получившие практического распространения по причинам, на которых следует остановиться подробнее.
Объектом земельных отношений, исходя из ст. 3 КоЗ, могут быть юридически обособленные земельные участки, но не их части. Вместе с тем, при неиспользовании в течение определенного времени части земельного участка оптимальным вариантом являлась бы передача этой части во вторичное пользование (аренду, субаренду), что противоречит действующему законодательству, поскольку совершение упомянутых сделок возможно либо со всем участком целиком, либо после его раздела. Таким образом, гражданин сталкивается с необходимостью раздела земельного участка, что весьма затратно как финансово, так и по времени, а кроме того раздел может быть запрещен законодательством (например, если земельный участок является неделимым; предоставлен для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов). В результате в подобных ситуациях граждане договариваются в устной форме, разрешая другому лицу использовать часть земельного участка, нарушая при этом и требование к форме сделок с землей, либо просто не пользуются частью участка, что негативно сказывается на ее состоянии.
Вопрос о признании части земельного участка объектом земельных отношений актуален как с позиций сложившихся правовых норм, так и в целях их дальнейшего совершенствования. По нашему мнению, вполне обоснованно относить часть земельного участка к объектам отдельных земельных правоотношений (например, связанных с принудительным изъятием, передачей земли во вторичное пользование), что следует отразить в ст. 3 КоЗ, предусмотрев при этом способы индивидуализации и учета частей земельных участков.
Сдерживающим фактором развития оборота земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, является также необходимость внесения платы за право заключения договоров аренды. Согласно ст. 31-1 КоЗ, граждане освобождаются от внесения указанной платы в отношении участков, предоставляемых в административном порядке для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, традиционных народных промыслов (ремесел), огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей. Освобождение не распространяется на случаи, когда граждане намерены передать земельный участок в субаренду или распорядиться правом аренды земельного участка иным образом (согласно ст. 70 КоЗ до реализации указанных распорядительных правомочий арендатор, освобождаемый от платы за право заключения договора аренды земельного участка, обязан такую плату внести). Представляется, что данная норма не способствует обороту земель и не обеспечивает их рациональное использование, поскольку для арендатора, который по каким-то причинам временно не имеет возможности использовать земельный участок, его передача иному субъекту может быть экономически необоснованной. По нашему мнению, целесообразно более детально урегулировать вопросы внесения платы за право заключения договора аренды земельных участков, закрепив льготы в случаях предоставления таких участков в субаренду или передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам.
Земельное законодательство Республики Беларусь устанавливает возможность изъятия земельного участка в случае его неиспользования в течение установленного срока (согласно ст. 60 КоЗ для граждан этот срок составляет один год со дня государственной регистрации создания земельного участка, а в дальнейшем в зависимости от цели предоставления - один год для ведения сельского хозяйства, и два года - для несельскохозяйственных целей). В целом, это весьма действенная мера, направленная на обеспечение охраны и рационального использования земель, особенно предоставленных гражданам в целях жилищного и дачного строительства. Вместе с тем, для земель, предназначенных для выращивания сельскохозяйственной продукции (ведение личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, огородничества) изъятие в связи с неиспользованием не является оптимальным решением проблемы поддержания их качества; основная задача заключается в вовлечении неиспользуемых земель в аграрный оборот.
В связи с этим следует отметить, что эффективной мерой при условии последовательного правового регулирования может стать передача временно неиспользуемых земельных участков иным субъектам во вторичное пользование. В советский период и вплоть до вступления в силу КоЗ 2008 г. предусматривалось предоставление земельных участков во временное пользование гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса скота, под служебные наделы колхозами, совхозами и другими землепользователями из земель, находящихся в их пользовании. Данная форма землепользования была весьма востребованной сельскими жителями. В юридической литературе указывается, что широко распространенное в прошлом право вторичного землепользования утратило свою актуальность с введением различных форм собственности на землю, однако подобный вывод представляется поспешным применительно к земельным отношениям в Республике Беларусь. В современных условиях (актуальности обеспечения гражданского оборота земель, значительная часть которых находится в государственной собственности, а также с учетом многообразия закрепленных законодательством правовых форм использования земли) развитие данного института позволит решить одновременно ряд задач: удовлетворение потребностей граждан в земле (в первую очередь, для сельскохозяйственных целей) не только государством, но и частными субъектами, а также сокращение количества неиспользуемых земель. При этом насущной проблемой является формирование действенного механизма реализации существующих вариантов вторичного пользования (аренда и субаренда), а также расширение распорядительных правомочий субъектов всех прав на землю. Представляется, что в настоящее время предоставление земли во вторичное пользование должно носить исключительно договорной характер, причем на основании как возмездных, так и безвозмездных договоров.
Следует отметить, что недостаточное развитие вторичного пользования даже в закрепленных действующим законодательством правовых формах, обусловлено не только рассмотренными выше проблемами правового регулирования, но и отсутствием заинтересованности у самих собственников и арендаторов в передаче временно неиспользуемых земельных участков в аренду и субаренду соответственно. Повышению такой заинтересованности, по нашему мнению, могут способствовать экономические меры, в том числе дифференциация ставок земельного налога и арендной платы для неиспользуемых земельных участков.
Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность рассмотренных направлений развития правовых форм землепользования граждан будет обеспечена лишь при комплексном характере предлагаемых мер. В условиях преобладания государственной собственности на землю в Республике Беларусь оптимальная система прав граждан на земельные участки должна учитывать необходимость дальнейшего развития гражданского оборота земель (в том числе, путем предоставления земельных участков самими землепользователями во вторичное пользование), обеспечения доступа к земельным ресурсов различных субъектов, включая социально незащищенные слои населения, а также охраны и рационального использования земли.
ШАХРАИ Ирина Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета