Жилищные отношения с участием сотрудников ОВД характеризуются тем, что они носят специфический характер.
С одной стороны, они регулируются нормами конституционного права, с другой - нормами жилищного законодательства, с третьей - носят гражданско-правовой характер. И, наконец, в силу специфики правового статуса сотрудника конкретное содержание этих отношений имеет свои особенности. Правовые предписания в сфере жилищного обеспечения лиц, проходящих военную службу, и их семей содержатся в актах военного законодательства. Отсутствие комплексного подхода к регулированию жилищных отношений с участием военнослужащих приводит к противоречию федерального, регионального и ведомственного законодательства. Поэтому насущной задачей является совершенствование системы нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений.
Понятие «служебные жилые помещения» не содержится ни в Жилищном кодексе РФ, ни нормах военного законодательства. Однако, в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 раскрывается понятие «служебный жилищный фонд», под которым понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов РФ, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД, которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.
Одним из главных критериев отличия служебного жилья от других жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду - это назначение жилья - связанное с характером трудовых отношений военнослужащих с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и необходимостью проживания по месту работы/службы.
Но в законодательстве, при определении вида предоставляемого жилого помещения, отсутствует критерий определения подвида фонда. Так, не указано какое именно жилое помещение должно быть предоставлено - служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитиях. На наш взгляд, следует разграничить случаи предоставления работникам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, исходя из срока, на который предоставляется жилое помещение. Так как, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, более шести месяцев». Пункт 2 ст. 105 ЖК РФ сформулировать следующим образом: «Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы продолжительностью не более шести месяцев или на срок обучения любой продолжительности».
Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях регламентируется нормативными актами соответствующих органов власти или локальными актами образовательных организаций, н-р, Приказом МВД России от 06.05.2012 № 490 «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда ОВД РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)», Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения». То есть, в зависимости от характера трудовых отношений граждан с соответствующими органами власти или организациями порядок предоставления жилых помещений различен.
Для предоставления служебного жилья требуются следующие документы:
- личный рапорт сотрудника (в котором указываются совместно проживающие с ним члены его семьи).
- выписка из приказа о назначении сотрудника на должность.
- копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи.
- копия свидетельства о заключении брака (если состоит в браке).
- справки из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации о наличии (отсутствии) в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений.
На основании вышеуказанных документов, Жилищной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда принимается решение.
Решение комиссии подлежит утверждению руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения).
На основании решения Жилищной комиссией подразделение системы МВД РФ заключает с сотрудником договор найма.
На основании решения жилищной комиссии сотруднику (военнослужащему) решением руководителя соответствующего органа (подразделения, учреждения) выдается ордер установленного образца на служебное жилое помещение.
С сотрудником (военнослужащим), получившим ордер на служебное жилое помещение, заключается договор найма.
Служебное жилое помещение передается сотруднику (военнослужащему) по акту передачи служебного жилого помещения.
Действие договора найма устанавливается подразделением системы МВД России, на балансе которого находится жилое помещение, на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника.
Сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В соответствии с действующим законодательством, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения:
- сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
- иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).
Считаем, что кроме перечисленных в ст. 103 лиц, выселяемых ^предоставлением другого жилого помещения, должны быть включены дополнительно следующие категории граждан: лица, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо по сокращению численности или штата работников; лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено служебное жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с соответствующей организацией; одинокие лица, с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Справедливости ради следует отметить, что приобретение нанимателем или членами его семьи другого жилого помещения в собственность само по себе не является основанием для расторжения договора найма и не влечет утраты права пользования служебным жилым помещением.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с ФЗ «№ О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, кроме этого в законе указана категрия лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
В случае отсутствия служебных жилых помещений (или общежития) на балансе федерального государственного органа, нередко возникают вопросы, связанные с порядком и условиями выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Кроме этого открытым остается вопрос - имеет ли право военнослужащий расторгнуть договор найма служебного жилого помещения и имеет ли он в связи с этим право на получение денежной компенсации как не обеспеченный служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы? Считаем, что при необоснованном отказе военнослужащего от распределенного либо уже ранее предоставленного служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, денежная компенсация такому военнослужащему выплачиваться не должна.
Другая проблема рассматриваемого вопроса связанна с отсутствием в законе порядка коммерческого найма жилых помещений для военнослужащих и порядка перерасчета сумм, выплачиваемой компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, поскольку ее размер не соответствует реальным затратам.
Что касается вопроса выселения из занимаемого служебного жилья, то по общему правилу граждане, прекратившие трудовые отношения с организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения этой организации со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Однако, действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника. То есть, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Анализ судебной практики по указанным спорам позволяет выделить ряд существенных моментов: правом на подачу иска о признании прекращенным права пользования служебным жилым помещением бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения обладает только наниматель такого помещения; необходимо четко установить момент возникновения спорных жилищных правоотношений между сторонами, чтобы определить, какие нормы права подлежат применению; юридически значимым по делу обстоятельством является установление статуса жилого помещения, а именно является ли оно служебным, то есть в суд необходимо представить документы о статусе жилого помещения; необходимо решить вопрос о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения, с этой целью надо учитывать следующее: является ли гражданин, к которому предъявлено требование о выселении, членом семьи нанимателя служебного жилого помещения, состоит ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеет право состоять на данном учете.
КУДИНА Светлана Анатольевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России правовое регулирование отношений по предоставлению и пользованию служебными жилыми помещениями