Консультация по жилищному праву – Горячая линия!

Консультация юриста по жилищным вопросам

Правовое регулирование отношений по предоставлению и пользованию служебными жилыми помещениями

Жилищные отношения с участием сотрудников ОВД характеризуются тем, что они носят специфический ха­рактер.

С одной стороны, они регулируются нормами конституционного права, с другой - нормами жилищного законодательства, с третьей - носят гражданско-правовой характер. И, наконец, в силу специфики правового стату­са сотрудника конкретное содержание этих отношений имеет свои особенности. Правовые предписания в сфере жилищного обеспечения лиц, проходящих военную служ­бу, и их семей содержатся в актах военного законодатель­ства. Отсутствие комплексного подхода к регулированию жилищных отношений с участием военнослужащих при­водит к противоречию федерального, регионального и ведомственного законодательства. Поэтому насущной за­дачей является совершенствование системы нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление воен­нослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений.

Понятие «служебные жилые помещения» не содер­жится ни в Жилищном кодексе РФ, ни нормах военного законодательства. Однако, в Постановлении Правитель­ства РФ от 17.12.2002 № 897 раскрывается понятие «слу­жебный жилищный фонд», под которым понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутрен­них дел, органов федеральной службы безопасности, ор­ганов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов РФ, военнослужащих и лиц гражданского персо­нала внутренних войск МВД, которые в связи с характе­ром исполнения ими служебных обязанностей (обязан­ностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной бли­зости от него.

Одним из главных критериев отличия служебного жилья от других жилых помещений, относящихся к специализиро­ванному жилищному фонду - это назначение жилья - свя­занное с характером трудовых отношений военнослужащих с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и необходимостью проживания по месту работы/службы.

Но в законодательстве, при определении вида предо­ставляемого жилого помещения, отсутствует критерий опре­деления подвида фонда. Так, не указано какое именно жилое помещение должно быть предоставлено - служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитиях. На наш взгляд, следует разграничить случаи предоставления работ­никам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, исходя из срока, на который предоставляется жилое помещение. Так как, договор найма служебного жило­го помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы нахождения на государственной долж­ности РФ, государственной должности субъекта РФ или на вы­борной должности, более шести месяцев». Пункт 2 ст. 105 ЖК РФ сформулировать следующим образом: «Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы продолжитель­ностью не более шести месяцев или на срок обучения любой продолжительности».

Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях регламентируется норма­тивными актами соответствующих органов власти или локаль­ными актами образовательных организаций, н-р, Приказом МВД России от 06.05.2012 № 490 «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда ОВД РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)», Постановлением Прави­тельства РФ от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федераль­ных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, служеб­ными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения». То есть, в зависимости от характера трудовых от­ношений граждан с соответствующими органами власти или организациями порядок предоставления жилых помещений различен.

Для предоставления служебного жилья требуются следу­ющие документы:

  • личный рапорт сотрудника (в котором указываются со­вместно проживающие с ним члены его семьи).
  • выписка из приказа о назначении сотрудника на долж­ность.
  • копии документов, удостоверяющих личность сотруд­ника и членов его семьи.
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоит в браке).
  • справки из управления Федеральной службы государ­ственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации о наличии (отсутствии) в собственно­сти сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений.

На основании вышеуказанных документов, Жилищной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда принимается реше­ние.

Решение комиссии подлежит утверждению руководите­лем соответствующего органа (подразделения, учреждения).

На основании решения Жилищной комиссией подраз­деление системы МВД РФ заключает с сотрудником договор найма.

На основании решения жилищной комиссии сотрудни­ку (военнослужащему) решением руководителя соответству­ющего органа (подразделения, учреждения) выдается ордер установленного образца на служебное жилое помещение.

С сотрудником (военнослужащим), получившим ордер на служебное жилое помещение, заключается договор найма.

Служебное жилое помещение передается сотруднику (военнослужащему) по акту передачи служебного жилого по­мещения.

Действие договора найма устанавливается подразделени­ем системы МВД России, на балансе которого находится жи­лое помещение, на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника.

Сотрудник (военнослужащий), проживающий в служеб­ном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого поме­щения со всеми проживающими с ним лицами без предостав­ления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

В соответствии с действующим законодательством, не мо­гут быть выселены без предоставления другого жилого поме­щения:

  • сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
  • члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибше­го (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обя­занностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
  • иные категории сотрудников (военнослужащих) и чле­нов их семей в соответствии с жилищным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, определя­ющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).

Считаем, что кроме перечисленных в ст. 103 лиц, выселя­емых ^предоставлением другого жилого помещения, должны быть включены дополнительно следующие категории граж­дан: лица, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо по сокращению численности или штата работников; лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено служебное жилое помещение, но не пре­кратившие трудовых отношений с соответствующей организа­цией; одинокие лица, с проживающими вместе с ними несо­вершеннолетними детьми.

Справедливости ради следует отметить, что приобрете­ние нанимателем или членами его семьи другого жилого по­мещения в собственность само по себе не является основанием для расторжения договора найма и не влечет утраты права пользования служебным жилым помещением.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с ФЗ «№ О статусе военнос­лужащих» в собственность бесплатно или по договору соци­ального найма, составляет 18 квадратных метров общей пло­щади жилого помещения на одного человека, кроме этого в законе указана категрия лиц, имеющих право на дополни­тельную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

В случае отсутствия служебных жилых помещений (или общежития) на балансе федерального государственного ор­гана, нередко возникают вопросы, связанные с порядком и условиями выплаты денежной компенсации за наем (под­наем) жилых помещений. Кроме этого открытым остается вопрос - имеет ли право военнослужащий расторгнуть дого­вор найма служебного жилого помещения и имеет ли он в связи с этим право на получение денежной компенсации как не обеспеченный служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы? Считаем, что при необосно­ванном отказе военнослужащего от распределенного либо уже ранее предоставленного служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, которое соответ­ствует требованиям, установленным законодательством РФ, денежная компенсация такому военнослужащему выплачи­ваться не должна.

Другая проблема рассматриваемого вопроса связанна с отсутствием в законе порядка коммерческого найма жилых помещений для военнослужащих и порядка перерасчета сумм, выплачиваемой компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, поскольку ее размер не соответ­ствует реальным затратам.

Что касается вопроса выселения из занимаемого служеб­ного жилья, то по общему правилу граждане, прекратившие трудовые отношения с организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения этой организации со все­ми проживающими с ними лицами без предоставления дру­гого жилого помещения. Однако, действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автомати­чески в момент увольнения работника. То есть, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жи­лое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добро­вольного освобождения нанимателем, при отказе от кото­рого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимае­мого жилья.

Анализ судебной практики по указанным спорам по­зволяет выделить ряд существенных моментов: правом на подачу иска о признании прекращенным права пользования служебным жилым помещением бывшего члена семьи на­нимателя служебного жилого помещения обладает только наниматель такого помещения; необходимо четко устано­вить момент возникновения спорных жилищных правоот­ношений между сторонами, чтобы определить, какие нормы права подлежат применению; юридически значимым по делу обстоятельством является установление статуса жилого помещения, а именно является ли оно служебным, то есть в суд необходимо представить документы о статусе жилого по­мещения; необходимо решить вопрос о возможности выселе­ния без предоставления другого жилого помещения, с этой целью надо учитывать следующее: является ли гражданин, к которому предъявлено требование о выселении, членом се­мьи нанимателя служебного жилого помещения, состоит ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, предостав­ляемых по договорам социального найма, или имеет право состоять на данном учете.

КУДИНА Светлана Анатольевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России правовое регулирование отношений по предоставлению и пользованию служебными жилыми помещениями

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).